02.07.2025
СГС "Единый план счетов": Минфин рассказал учреждениям, что изменится в учете
Ведомство выпустило методрекомендации по применению стандарта "Единый план счетов". Они касаются общих вопросов начала его использования, минимальных требований к бухучету и обобщению информации, а также ключевых правил применения плана счетов. Рассмотрим основные моменты.
По общему правилу СГС нужно применять с 1 января 2026 года всем бюджетным и автономным учреждениям, а также централизованным бухгалтериям при ведении бухучета. Перейти на стандарт при ведении бюджетного учета должны, в частности:
Минфин отметил, что изменить учетную политику нужно не позднее 30 декабря 2025 года.
Ведомство напомнило, что состав счетов по СГС синхронизирован с Инструкцией N 157н. Однако одно из основных новшеств - появление признака счета: теперь счета разделяются на активные, пассивные и активно-пассивные. Активные счета не могут иметь кредитового остатка после любой операции, а пассивные - дебетового. "Неверный" остаток может указывать:
Бухгалтер обязан отслеживать и пресекать такие моменты. Конкретные правила внутреннего контроля по корректности формирования остатков следует закрепить в учетной политике.
В остальном методология ведения учета прежняя, например:
Как и сейчас, систематизацию и обобщение информации в бухучете нужно делать через регистрацию и накопление данных в регистрах:
Первичку нужно систематизировать не реже каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) путем хронологической подборки (брошюровки). При электронном документообороте вместо первички на бумаге хранят скан-копии.
Минфин привел свод правил и способов реализации аналитического учета и указал журналы, которые используют в конкретных операциях (приложение 1 и 2 к методрекомендациям). Так, объекты ОС надо учитывать в разрезе:
Операции по выбытию и перемещению ОС отражают в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.
Таблицы из приложений Минфин собирается актуализировать. Их будут размещать на сайте ведомства.
Читать новости для бюджетных организаций можно на канале КонсультантПлюс в Telegram (переход по ссылке или по QR-коду ниже).
Документ:
Письмо Минфина России от 30.06.2025 N 02-07-08/63940
Полезные ссылки:
02.07.2025
Пособие по временной нетрудоспособности: суд подтвердил, что повторно подавать документы не нужно
Организация одновременно получила данные о закрытии электронного больничного и запрос СФР. Страхователь разместил сведения для расчета пособия по больничному листу.
Фонд оштрафовал организацию за несвоевременную подачу информации. Страхователь обратился в суд. Три инстанции его поддержали.
Суды установили, что организация передала сведения для пособия в день, когда получила сообщение о закрытии больничного. Следовательно, на момент запроса у фонда были данные для назначения пособия. Он нарушил правило: при наличии у страховщика информации ее не запрашивают у страхователя.
Суды пришли к выводу, что срок подачи сведений не нарушен. Информацию направили вовремя. Ответственность установлена за непредставление данных для пособия, а не за отсутствие ответа на конкретный запрос.
Документ:
Постановление АС Московского округа от 28.04.2025 N А40-206524/2024
Полезная ссылка:
02.07.2025
Подборка интересных судебных споров за II квартал 2025 года для бухгалтера бюджетной организации
На работу бухгалтера могут повлиять не только нормативные документы и разъяснения ведомств, но и судебные акты. В прошедшем квартале суды рассмотрели много споров. Мы отобрали те, о которых писали в новостях и которые больше всего заинтересовали бухгалтеров.
АС Московского округа поддержал проверяющих, которые посчитали, что по ряду услуг вуз не достиг показателей объема, а значит, не выполнил госзадание. Вуз сослался на то, что по другим услугам госзадание перевыполнил.
Суд не принял этот довод. Размер субсидии рассчитывают из показателей объема, которых достигли, а их достижение показателей рассчитывают по каждой услуге отдельно. Для взаимозачета невыполненных и перевыполненных показателей по разным услугам нет оснований. Если суммы нужно было перераспределить по услугам, следовало обратиться к учредителю.
Контролеры при проверке учреждения выявили, что его учредитель допустил нецелевое использование бюджетных средств, и потребовали устранить нарушения. Учредитель счел такие действия незаконными, поскольку в плане контрольных мероприятий его не было, а также не было надлежащего уведомления и распоряжения о проверке.
Суды трех инстанций доводы не приняли, а ВС РФ отказал в пересмотре дела. Проверка учреждения всегда связана с проверкой госзадания, формирование и обеспечение которого - компетенция учредителя. Проверяющие направляли запросы в том числе ему, поэтому он не мог не знать о контрольных мероприятиях.
Учреждение закупило беседки, видеокамеры и парковые диваны для благоустройства территории. Для покупки использовали средства с подстатьи 225 КОСГУ, но работ по установке активов не было. Учреждение должно было перераспределить обязательства на подстатью 310 КОСГУ, но не сделало этого.
Директора оштрафовали за каждый эпизод. Суды трех инстанций согласились с проверяющими: оборудование оплачивалось в разное время, а значит, покупки образовывали отдельные составы правонарушений.
ВС РФ решение отменил и направил дело на пересмотр. Суды не учли, что в ходе проверки выявили несколько нарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей КоАП РФ.
Госслужащие получили матпомощь и единовременную выплату к отпуску. Суммы посчитали нецелевым расходом, поскольку при расчете не учли отработанное до увольнения время. АС Северо-Западного округа рассмотрел ситуацию каждого чиновника отдельно.
Те чиновники, которые поступили на службу задолго до спорного периода, имели право на отпуск в любое время года независимо от периода, отработанного в календарном году. На дату предоставления отпуска наниматель не знал об увольнении. Он не мог пересчитать выплаты и удержать часть суммы при расторжении контракта, ведь такого основания нет вТК РФ. Значит, признать выплаты нецелевым расходом нельзя.
Один из чиновников ушел в отпуск и уволился в том же году, в котором поступил на службу. Он получил соцвыплаты как за полные отработанные 12 месяцев. Однако излишне перечисленную служащему сумму министерство вернуло в бюджет до представления проверяющих.
Врачи за счет ОМС получали стимулирующую надбавку за руководство производственной практикой. 7-й ААС согласился с фондом: это нецелевой расход:
Больница за счет ОМС оплатила услуги по трансляции видеоизображения в режиме реального времени, что фонд посчитал нецелевым расходом. 7-й ААС также решил, что спорные затраты не нужны для деятельности медорганизации в целом. При этом обеспечение общественного порядка и безопасности, антитеррористические меры не связаны с медпомощью, и расходы на них не входят в тариф по ОМС.
Поскольку ряд медработников не вовремя прошли повышение квалификации, они оказывали медпомощь, имея просроченные сертификаты. АС Уральского округа посчитал зарплату за этот период нецелевым расходом средств ОМС:
Молодые врачи получали единовременные и ежемесячные выплаты. 11-й ААС признал незаконным доначисление взносов на травматизм на эти суммы.
Деньги выплачивали за счет регионального бюджета. Выплаты должны были привлекать врачей к работе в государственном медучреждении, их перечисляли по региональному закону. Значит, суммы не облагают взносами.
Читать новости для бюджетных организаций можно на канале КонсультантПлюс в Telegram (переход по ссылке или по QR-коду ниже).
Полезные ссылки:
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 07.04.2025)
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru
Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации