02.07.2025
СГС "Единый план счетов": Минфин рассказал учреждениям, что изменится в учете
Ведомство выпустило методрекомендации по применению стандарта "Единый план счетов". Они касаются общих вопросов начала его использования, минимальных требований к бухучету и обобщению информации, а также ключевых правил применения плана счетов. Рассмотрим основные моменты.
По общему правилу СГС нужно применять с 1 января 2026 года [1] всем бюджетным и автономным учреждениям, а также централизованным бухгалтериям при ведении бухучета. Перейти на стандарт при ведении бюджетного учета должны, в частности:
Минфин отметил, что изменить учетную политику нужно не позднее 30 декабря 2025 года.
Ведомство напомнило, что состав счетов по СГС [2] синхронизирован с Инструкцией N 157н [3]. Однако одно из основных новшеств - появление признака счета: теперь счета разделяются на активные, пассивные и активно-пассивные. Активные счета не могут иметь кредитового остатка после любой операции, а пассивные - дебетового. "Неверный" остаток может указывать:
Бухгалтер обязан отслеживать и пресекать такие моменты. Конкретные правила внутреннего контроля по корректности формирования остатков следует закрепить в учетной политике.
В остальном методология ведения учета прежняя, например:
Как и сейчас [5], систематизацию и обобщение информации в бухучете нужно делать через регистрацию и накопление данных в регистрах:
Первичку нужно систематизировать не реже каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) путем хронологической подборки (брошюровки). При электронном документообороте вместо первички на бумаге хранят скан-копии.
Минфин привел свод правил и способов реализации аналитического учета и указал журналы, которые используют в конкретных операциях (приложение 1 и 2 к методрекомендациям). Так, объекты ОС надо учитывать в разрезе:
Операции по выбытию и перемещению ОС отражают в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.
Таблицы из приложений Минфин собирается актуализировать. Их будут размещать на сайте ведомства.
Читать новости для бюджетных организаций можно на канале КонсультантПлюс в Telegram (переход по ссылке [6] или по QR-коду ниже).
Документ:
Письмо Минфина России от 30.06.2025 N 02-07-08/63940 [7]
Полезные ссылки:
02.07.2025
Пособие по временной нетрудоспособности: суд подтвердил, что повторно подавать документы не нужно
Организация одновременно получила [11] данные о закрытии электронного больничного и запрос СФР. Страхователь разместил сведения [12] для расчета пособия по больничному листу.
Фонд оштрафовал [13] организацию за несвоевременную подачу информации. Страхователь обратился в суд. Три инстанции его поддержали [14].
Суды установили [15], что организация передала сведения для пособия в день, когда получила сообщение о закрытии больничного. Следовательно, на момент запроса у фонда были данные для назначения пособия. Он нарушил правило [16]: при наличии у страховщика информации ее не запрашивают у страхователя.
Суды пришли к выводу [17], что срок подачи сведений не нарушен. Информацию направили вовремя. Ответственность установлена за непредставление данных для пособия, а не за отсутствие ответа на конкретный запрос.
Документ:
Постановление АС Московского округа от 28.04.2025 N А40-206524/2024 [14]
Полезная ссылка:
02.07.2025
Подборка интересных судебных споров за II квартал 2025 года для бухгалтера бюджетной организации
На работу бухгалтера могут повлиять не только нормативные документы и разъяснения ведомств, но и судебные акты. В прошедшем квартале суды рассмотрели много споров. Мы отобрали те, о которых писали в новостях и которые больше всего заинтересовали бухгалтеров.
АС Московского округа поддержал [19] проверяющих, которые посчитали, что по ряду услуг вуз не достиг показателей объема, а значит, не выполнил госзадание. Вуз сослался на то, что по другим услугам госзадание перевыполнил.
Суд не принял этот довод. Размер субсидии рассчитывают из показателей объема, которых достигли, а их достижение показателей рассчитывают по каждой услуге отдельно. Для взаимозачета невыполненных и перевыполненных показателей по разным услугам нет оснований. Если суммы нужно было перераспределить по услугам, следовало обратиться к учредителю.
Контролеры при проверке учреждения выявили, что его учредитель допустил нецелевое использование бюджетных средств, и потребовали устранить нарушения. Учредитель счел такие действия незаконными, поскольку в плане контрольных мероприятий его не было, а также не было надлежащего уведомления и распоряжения о проверке.
Суды трех инстанций доводы не приняли, а ВС РФ отказал [20] в пересмотре дела. Проверка учреждения всегда связана с проверкой госзадания, формирование и обеспечение которого - компетенция учредителя. Проверяющие направляли запросы в том числе ему, поэтому он не мог не знать о контрольных мероприятиях.
Учреждение закупило беседки, видеокамеры и парковые диваны для благоустройства территории. Для покупки использовали средства с подстатьи 225 [21] КОСГУ, но работ по установке активов не было. Учреждение должно было перераспределить обязательства на подстатью 310 [22] КОСГУ, но не сделало этого.
Директора оштрафовали [23] за каждый эпизод. Суды трех инстанций согласились с проверяющими: оборудование оплачивалось в разное время, а значит, покупки образовывали отдельные составы правонарушений.
ВС РФ решение отменил [24] и направил дело на пересмотр. Суды не учли, что в ходе проверки выявили несколько нарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей КоАП РФ.
Госслужащие получили матпомощь и единовременную выплату к отпуску. Суммы посчитали нецелевым расходом, поскольку при расчете не учли отработанное до увольнения время. АС Северо-Западного округа рассмотрел [25] ситуацию каждого чиновника отдельно.
Те чиновники, которые поступили на службу задолго до спорного периода, имели право на отпуск в любое время года независимо от периода, отработанного в календарном году. На дату предоставления отпуска наниматель не знал об увольнении. Он не мог пересчитать выплаты и удержать часть суммы при расторжении контракта, ведь такого основания нет вТК РФ [26]. Значит, признать выплаты нецелевым расходом нельзя.
Один из чиновников ушел в отпуск и уволился в том же году, в котором поступил на службу. Он получил соцвыплаты как за полные отработанные 12 месяцев. Однако излишне перечисленную служащему сумму министерство вернуло в бюджет до представления проверяющих.
Врачи за счет ОМС получали стимулирующую надбавку за руководство производственной практикой. 7-й ААС согласился [27] с фондом: это нецелевой расход:
Больница за счет ОМС оплатила услуги по трансляции видеоизображения в режиме реального времени, что фонд посчитал нецелевым расходом. 7-й ААС также решил [28], что спорные затраты не нужны для деятельности медорганизации в целом. При этом обеспечение общественного порядка и безопасности, антитеррористические меры не связаны с медпомощью, и расходы на них не входят в тариф по ОМС.
Поскольку ряд медработников не вовремя прошли повышение квалификации, они оказывали медпомощь, имея просроченные сертификаты. АС Уральского округа посчитал [29] зарплату за этот период нецелевым расходом средств ОМС:
Молодые врачи получали единовременные и ежемесячные выплаты. 11-й ААС признал [30] незаконным доначисление взносов на травматизм на эти суммы.
Деньги выплачивали за счет регионального бюджета. Выплаты должны были привлекать врачей к работе в государственном медучреждении, их перечисляли по региональному закону. Значит, суммы не облагают взносами.
Читать новости для бюджетных организаций можно на канале КонсультантПлюс в Telegram (переход по ссылке [6] или по QR-коду ниже).
Полезные ссылки:
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 07.04.2025) [33]
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru [34]
Оформите заявку [35] на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект [36], с учетом особенностей именно Вашей организации
Links:
[1] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=486219;dst=100009
[2] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=486219;dst=100136
[3] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=450185;dst=520
[4] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=343342;dst=100011
[5] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=450185;dst=102131
[6] https://t.me/newsconsultantplus_bo
[7] https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202507/02/iddoc_295273_idnews_63323_Edinyy_plan_schetov_RmM.pdf
[8] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=301463;dst=0;last
[9] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=107750;dst=0;last
[10] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=486219;dst=0;last
[11] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=555039;dst=100042
[12] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=555039;dst=100046
[13] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=555039;dst=100029
[14] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=555039;dst=100025
[15] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=555039;dst=100048
[16] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=466153;dst=100086
[17] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=555039;dst=100051
[18] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=401543;dst=0;last
[19] https://ondb.consultant.ru/news/28306/
[20] https://ondb.consultant.ru/news/28798/
[21] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=490120;dst=100464
[22] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=490120;dst=331
[23] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=483337;dst=4383
[24] https://ondb.consultant.ru/news/28725/
[25] https://ondb.consultant.ru/news/28423/
[26] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=502632;dst=100931
[27] https://ondb.consultant.ru/news/28831/
[28] https://ondb.consultant.ru/news/28792/
[29] https://ondb.consultant.ru/news/28513/
[30] https://ondb.consultant.ru/news/28301/
[31] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=34661;dst=0;last
[32] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=284955;dst=0;last
[33] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=34683;dst=0;last
[34] http://www.consultant.ru
[35] https://respectrb.ru/consultant/demo
[36] http://respectrb.ru/node/9220