N 15, 27 июля 2009

ТЕМА НОМЕРА

Возмещение внутреннего НДС: во сне и наяву
(Как организация может получить заявленные в декларации к возмещению суммы НДС)

Как известно, получить НДС из бюджета без проволочек затруднительно. Причем если в прошлом году налоговики в качестве антикризисной меры значительно ускорили его возврат, то в этом году на фоне обвального падения налоговых сборов рассчитывать на их оперативность в возврате налога трудно, скорее наоборот… Между тем, НДС к возврату – теперь «головная боль» не только экспортеров, но и работающих на внутреннем рынке компаний. У многих упала выручка, но закупки сократились не так сильно. Соответственно, имеем НДС к возмещению, который очень пригодится компании и желательно в виде «живых» денег. Что необходимо предпринять бухгалтеру, чтобы быстрее получить деньги? Об этом мы и расскажем в основной статье номера, рассматривая пошагово процедуру возврата на ваш счет причитающихся сумм НДС.

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ

  • Временно увеличен норматив учитываемых в «прибыльных» расходах процентов по займам
  • Нельзя взыскать задолженность за счет имущества, если инспекция пропустила срок принятия решения о взыскании со счета
  • Компенсация отпуска свыше 28 дней без увольнения не облагается ЕСН и взносами в ПФР
  • Право на стандартный вычет не теряется и при отсутствии дохода
  • ФГУП не платит налог на прибыль с выручки от продажи госимущества

БУХГАЛТЕРСКИЙ КЛУБ

Имеет ли право на «детский» вычет по НДФЛ родитель, уплачивающий алименты
Родителю и его супругу, на обеспечении которых находится ребенок, бухгалтерия работодателя предоставляет так называемый «детский» вычет. Но можно ли давать его родителю, который после развода не проживает с ребенком и платит алименты? И должна ли вообще бухгалтерия вникать в тонкости семейного положения своих работников? Как предоставлять «детский» вычет и какой набор документов запросить у всех работников, новая тема для обсуждения.

ДИАЛОГ

А.С. Кленовский, Министерство потребительского рынка и услуг Московской области:
«ККТ: применение и контроль»

Плательщиков ЕНВД наконец-то освободили от обязательного применения ККТ. Но у остальных налогоплательщиков, продающих товары за наличный расчет, по-прежнему возникает много вопросов: о нюансах применения ККТ при разных формах торговли, о том в каких случаях ККТ надо перерегистрировать, что должны предъявить контролирующие органы, когда приходят на проверку, как они проверяют «кассовую» дисциплину. На самые популярные вопросы наших читателей ответил представитель Министерства потребительского рынка и услуг Московской области.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЭТО АКТУАЛЬНО

Пособия, облагаемые НДФЛ по - минфиновски
(Комментарий к Письму Минфина России от 04.06.2009 № 03-04-07-01/190)

НК РФ освобождает от НДФЛ установленные государством пособия, а также иные выплаты и компенсации. И руководствуясь этим работодатели, выплачивая работникам соцстраховские пособия и компенсации за счет бюджетных средств, совершенно спокойно не удерживали с них НДФЛ. И вот как снег на голову Минфин недавно выпустил разъяснение, в котором предложил свое видение налогобложения этих выплат. Из нашего журнала вы узнаете о новой трактовке финансовым ведомством перечня освобождаемых от НДФЛ пособий и компенсаций и предложениях финансистов по изменению этого перечня, а также о том как в свете этих разъяснений действовать бухгалтеру.

Увеличены лимиты доходов по УСНО
(Комментарий к Федеральному закону от 19.07.2009 № 204-ФЗ)

Ратуя за снижение налоговой нагрузки для субъектов малого предпринимательства, применяющих или желающих применять упрощенку, законодатель временно втрое поднял лимиты доходов (годового и за 9 месяцев текущего года), ограничивающие право на применение УСНО. Однако такая ли уж это хорошая новость для упрощенцев и желающих ими стать? Произведя нехитрые арифметические действия, мы пришли к выводу, что на самом деле новый закон ограничил круг потенциальных упрощенцев. Ведь на величину дохода, позволяющего применять УСНО, влияют еще некоторые факторы. Обо всех новшествах и сюрпризах законодателя вы узнаете из этой статьи.

Вмененщики больше не обязаны использовать ККТ
(Комментарий к Федеральному закону от 17.07.2009 № 162-ФЗ)

Долгожданный Закон, разрешающий плательщикам ЕНВД не применять контрольно-кассовую технику, всё-таки подписан и уже действует. У вмененщика теперь появилась определенная свобода выбора. На первый взгляд с ККТ пора прощаться, но здесь есть и обратная сторона медали. Что изменилось с принятием Закона, как это могут применить в своей деятельности руководители организаций и предприниматели, и насколько полезными оказались нововведения, мы рассмотрим в этом номере.

ТЕКУЧКА

Электронная декларация не сдана/не принята…
(С какими сбоями может столкнуться бухгалтер при сдаче электронной отчетности, что предпринять в каждом случае и как оспорить возможные претензии)

С каждым годом количество налогоплательщиков, отчитывающихся перед инспекциями в электронном виде увеличивается. Но большая часть бухгалтеров вообще не имеет представления о технической стороне электронного обмена документами с инспекциями. Ведь цели бухгалтеров предельно просты – отчетность надо сдать вовремя, несмотря ни на какие технические проблемы. А такие проблемы по законам жизни хотя бы раз, да случаются. Мы разобрали все возможные ситуации, когда отчетность не отправляется, либо не принимается инспекцией, и выработали оптимальную последовательность действий бухгалтера для каждого форс-мажорного случая. Самые популярные неполадки грозят вам потерей нескольких часов времени на выяснение их причин и, возможно, незапланированным походом в инспекцию или на почту. Но даже если электронная отчетность успешно отправлена, нужно знать, что возразить на претензии налоговиков по поводу ее формата и как доказать, что она вообще отправлялась.

Продажа упрощенцем товаров по договору комиссии
(Документооборот и учет доходов и расходов у комиссионера, когда он является упрощенцем, а комитент применяет общий режим)

Организации и предприниматели, применяющие упрощенку, как и все остальные могут быть комиссионерами при продаже товаров. Так как посредник выступает промежуточным звеном между продавцом и покупателем, то все документы по сделке проходят через посредника, а это, конечно же, осложняет документооборот. А если упрощенцы-комиссионеры продают товары комитентов, которые применяют общий режим налогообложения и являются плательщиками НДС, то к сложностям с документальным оформлением добавляются и проблемы с выставлением счетов-фактур. Как правило, все виды нужных сторонам сделки документов и сроки их представления прописываются в договоре. В этой статье мы рассказали на какие моменты надо обратить внимание комиссионеру-упрощенцу при заключении договора комиссии, а также показали на примере как упрощенцу надо выписывать счета-фактуры покупателям товаров комитента, как составить отчет по исполненному договору и как заполнить книгу учета доходов и расходов.

Как учесть возмещаемые расходы в бухгалтерском и налоговом учете
Договорами комиссии, подряда, аренды недвижимости, страхования КАСКО, как правило, предусмотрена обязанность одного контрагента возместить другому отдельные виды оплаченных им расходов. Отражение таких расходов в налоговом учете вечная головная боль бухгалтера. Как, по мнению финансового ведомства и налоговиков, отражаются в налоговом учете возмещаемые расходы каждой стороной того или иного договора, разделяют ли их позицию суды, и как правильно это сделать бухгалтеру вы узнаете из этого номера ГК.

Когда надо платить НДС при передаче товаров для собственных нужд
НДС – один из самых сложных налогов. И когда в Налоговом кодексе в качестве объекта налогообложения по нему указано что-то не совсем конкретное, для бухгалтера это может стать причиной лишних споров с налоговиками. Такая ситуация возникает с начислением НДС при передаче товаров для собственных нужд. У налоговиков, как обычно, свой взгляд: что считается собственными нуждами организации, а что нет. Но прежде чем начислять НДС надо все-таки понять: есть ли у вашей организации такие операции или нет. Ну а если есть, то надо правильно рассчитать сумму НДС. Наши рекомендации помогут вам сделать все без ошибок.

Надо ли учитывать коэффициент амортизации при расчете срока списания убытка от продажи ОС?
К сожалению, не всегда организациям удается продать автомобили, да и другие основные средства с прибылью. В налоговом учете убыток от продажи ОС надо списывать на расходы в течение оставшегося срока его использования. А как считать этот срок, если вы начисляли по проданному ОС амортизацию с применением специального коэффициента? У контролирующих органов на этот счет позиция уже выработана давно. А в текущем году в Налоговом кодексе появились уточняющие положения, расставившие все точки над i. Мы рассказали как влияют повышающие и понижающие коэффициенты на срок списания убытка, в зависимости от того когда продано основное средство – в этом году или в прошлом. И в каком случае могут возникнуть споры с налоговиками. Как инспекция списывает налоги со счетов налогоплательщиков Все мы знаем, что в случае неуплаты налога в срок налоговая инспекция может взыскать его принудительно. Причем процедура взыскания одинаковая для налога, пени и штрафа. Но если раньше, в «тучные» годы, с ситуацией принудительного взыскания налога компании сталкивались, в основном, при споре с налоговиками или из-за технических ошибок, то сейчас многие вынужденно пропускают сроки уплаты даже текущих платежей в бюджет, а значит, должны готовиться к ответным действиям инспекции. Мы получили от бухгалтеров много вопросов по поводу процедуры взыскания и отвечаем на наиболее популярные и каверзные в рубрике «Спрашивали-отвечаем».

О ЧЕМ В ЗАКОНЕ НЕ ПРОЧТЕШЬ

В ожидании выездной проверки
(Как подготовиться к налоговой проверке и на что обратить внимание)

Получив решение о проведении в отношении вашей организации выездной налоговой проверки, советуем не терять ни минуты и сразу начать к ней готовиться. Причем подготовка должна заключаться не только в сборе документов и налоговой отчетности за проверяемые периоды. Есть и другие - не менее существенные меры, которые помогут пройти проверку с наименьшими потерями. А какие – читайте в нашей статье.

КАДРЫ

Примеры заполнения табеля учета рабочего времени в нестандартных ситуациях
Не секрет, что большинство фирм «забывает» вести табель учета рабочего времени. Не говоря уже о том, что такая забывчивость может недешево обойтись фирме при проверке трудинспекцией, это во многом усложняет работу бухгалтера при начислении зарплаты. Ведь именно на основании табеля начисляется зарплата. В небольших компаниях ведение табеля нередко поручается самому бухгалтеру. Конечно, если все сотрудники работают по восемь часов пять дней в неделю, то табель заполнить не сложно. Но далеко не все компании работают по обычному графику, да и на работников нередко возлагается дополнительная трудовая нагрузка. Мы расскажем, как правильно отразить в табеле время отработанное сотрудниками в нестандартных ситуациях, и как это влияет на расчет зарплаты.

Как наладить воинский учет в организации
13 лет тому назад, в 1996 году, был принят Закон «Об обороне», которым организации «наградили» обязанностью вести воинский учет своих работников. Причем Минобороны даже разработало множество форм, по которым организации должны направлять в военкоматы свою отчетность. Вместе с тем, многие организации игнорируют обязанность по ведению воинского учета, считая, что этим должно заниматься государство, а такая работа отнимает у них кучу времени и средств. Насколько опасна такая позиция? В этом номере мы расскажем о том, как можно наладить воинский учет с минимальными затратами и предупредим о последствиях, к которым может привести игнорирование обязанности по ведению воинского учета.

Работника призвали на военные сборы
(Как оформить освобождение от работы, что выплатить работнику, как потом возместить эти деньги из бюджета и какие налоги уплатить с выплаченной суммы)

Как известно, лето – это сезон отпусков. Но есть и другая причина, по которой работодатель может испытывать недостаток «рабочих рук». Дело в том, что летом часто проводится призыв военнообязанных лиц на военные сборы. И при такой «командировке» сотрудника работы прибавится не только у оставшихся коллег, но и у бухгалтера. Придется оформлять освобождение сотрудник от работы, отражать это в табеле, рассчитывать средний заработок за период его пребывания на сборах. К тому же необходимо учесть специфику налогообложения этой суммы. В общем, есть над чем «поломать голову». Мы собрали эту «головоломку» за вас и представляем ее решение в нашем журнале.

ОБМЕН ОПЫТОМ

Л.А. Барабаш, ОАО «Газпром нефть», С.Л. Лешко, группа ТНК-ВР: «Без начислений отчетность не будет достоверной»
Всегда есть проблемы, которые одинаково актуальны и для крупных, и для средних, и для малых организаций. Одна из них — несвоевременное поступление первичных документов от контрагентов, и как следствие, невозможность отразить расходы в том периоде, к которому они относятся. Что можно предпринять для ускорения поступления первичных документов в бухгалтерию? Как заинтересовать в этом собственных сотрудников? Как наладить работу с контрагентами? Главные бухгалтеры крупнейших отечественных компаний уже разработали свои методы решения этой проблемы и на страницах нашего журнала делятся опытом, которым могут воспользоваться и бухгалтеры небольших организаций.

СУД РЕШИЛ

Подборка новых судебных решений по вопросам…
…правомерности отнесения дебиторки к безнадежной задолженности при наличии кредиторки, об отсутствии обязанности у налогового агента удерживать НДФЛ при выплатах только в натуральной форме, незаконности уменьшения площади торгового места на площадь для хранения товаров в целях исчисления ЕНВД, и другим

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ

  • Как продавцу учесть суммовые разницы при исчислении НДС
  • Какие действия налоговики могут предпринять при проведении камеральной проверки организации
  • Чем грозят несогласованные улучшения арендованного имущества для целей налогообложения
  • Как заказчику и посреднику учитывать курсовые разницы, связанные с выполнением задания по посредническому договору
  • Как исчислить НДФЛ при передаче участнику - физическому лицу недвижимости в связи с ликвидацией ООО