Правовая помощь, юридические олимпиады
Халилова Наиля Рамильевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры предпринимательского, финансового и экологического права ГБОУ ВО "БАГСУ". Заведующий юридической клиникой ГБОУ ВО "БАГСУ".
1. Компания права «Респект»: В последнее время в юридическом образовании широко используются интерактивные формы и методы обучения (дебаты, судебные диалоги, деловые игры). Их основу, несомненно, составляет юридическая практика, благодаря которой ребята уже со студенческой скамьи знакомятся с действующим законодательством и условиями правовой действительности. Среди подобных методов обучения все чаще упоминают клиническую форму обучения. Разъясните, пожалуйста, что же такое юридическая клиника? Какое место она занимает среди иных интерактивных форм обучения студентов юридических вузов?
Халилова Н. Р.: Да, действительно, способы, методы и формы обучения меняются в соответствии с новыми образовательными стандартами, которые очень много внимания уделяют практической составляющей образовательного процесса. Не стала исключением и актуализация клинической формы обучения у юристов, которая реализуется, в том числе, и посредством создания юридических клиник. Хотя, следует признать, что юридические клиники не являются чем-то новым для нас. Еще в середине ХIХ века известный цивилист, профессор Казанского университета Дмитрий Иванович Мейер высказался за введение клинической формы подготовки юристов, которая уже в период обучения позволяла применить полученные знания и умения в ходе оказания юридической помощи. Он проводил аналогию между правовой и медицинской подготовкой, совершенно справедливо утверждая, что «звание врача и юриста - практическое» и подразумевает в процессе их обучения не только изучение теоретических знаний, но освоение практических навыков. Формой такой подготовки и стала юридическая клиника.
На сегодняшний день, согласно образовательным стандартам юридическая клиника рассматривается как место прохождения практики, а также как средство получения обучающимися личностных и профессиональных компетенций. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» основными целями создания и деятельности юридических клиник являются, во-первых, правовое просвещение населения; во-вторых, формирование у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи; и, в - третьих, оказание бесплатной юридической помощи. Иными словами, юридические клиники выполняют две важные функции – образовательную и правозащитную (социальную).
Образовательная цель является многоплановой и касается самого студента, выработки у него определенных профессиональных и личностных компетенций; преподавателя-куратора (эксперта) юридической клиники, который фактически получает возможность применять свои теоретические знания и навыки на практике. Кроме того, преподаватель-куратор (эксперт) юридической клиники должен владеть интерактивными методами проведения занятий, что говорит о необходимости постоянного совершенствования и его профессиональных и личностных компетенций. Ну и, наконец, образовательная цель связана с правовым образованием, правовым просвещением населения, отдельных его категорий. Социальная (правозащитная) функция юридических клиник проявляется в том, что определенные граждане получают бесплатную юридическую помощь. Конкретный выбор категории населения и/или категорий дел осуществляется непосредственно в юридической клинике, однако все юридические клиники работают с малообеспеченными категориями населения, которые в подавляющем большинстве не могут позволить себе оплатить работу профессионального юриста.
2. Компания права «Респект»: Как подобная интерактивная форма обучения используется в вашем вузе? Все ли студенты должны пройти школу юридической клиники, или это факультатив?
Халилова Н. Р.: Для нас очень важным в деятельности юридической клиники, наряду с социальной функцией, является, безусловно, и образовательная. Поэтому, для студентов очной формы обучения прохождение производственной практики на базе юридической клиники является обязательным. Студенты заочной формы обучения могут проходить практику в юридической клинике по желанию.
Мы также осуществляем дополнительную подготовку студентов на факультативе «Юридическое консультирование», который, по сути, является учебным курсом на базе нашей юридической клиники. Наш факультатив направлен на формирование определенных практических навыков работы, таких, как консультирование, составление юридических документов, документооборот и проходит преимущественно в форме тренингов.
3. Компания права «Респект»: Как происходит отбор студентов для работы в юридической клинике? Какие требования предъявляются к кандидатам? Какие вопросы им приходится решать на начальном этапе работы в клинике и какие задачи они способны выполнить уже по завершении подобного обучения?
Халилова Н. Р.: Умение дать развернутую консультацию предполагает, что студент уже обладает определенным уровнем теоретических знаний в области таких отраслей права, как гражданское, административное, трудовое, налоговое, земельное. Поэтому консультантами выступают только студенты старших курсов. В начале своей работы они осваивают навыки документооборота и коммуникации. Для консультанта важным является умение установить контакт с обратившимся, задать необходимые вопросы, грамотно зафиксировать и обработать полученную информацию. Затем уже следует непосредственное решение самой правовой проблемы. По завершении обучения в отношении типовых, часто встречающихся, несложных дел состоявшийся консультант уже может делать это самостоятельно, без менторов и кураторов.
4. Компания права «Респект»: Как проходит процесс консультирования? Несет ли клиника ответственность за качество консультаций?
Халилова Н. Р.: Организация приема граждан у нас также подчинена образовательной цели. Например, ведется предварительная запись на прием; отбираются те дела, по которым студенты могут оказать помощь (согласно Регламенту нашей клиники мы не можем оказывать помощь по уголовным делам); консультации даются только после их одобрения преподавателями - экспертами по проблеме (т. е. обратившийся в юридическую клинику заранее извещается, что мы консультируем по принципу «отложенной» консультации).
Помощь в нашей юридической клинике оказывается в форме правового консультирования в помещении юридической клиники при личном присутствии обратившегося. Помимо консультации также осуществляется подготовка необходимых правовых документов: жалоб, претензий, исковых заявлений и т.д.
Каждая консультация сопровождается личной подписью не только консультанта, но и преподавателя – эксперта, который тем самым подтверждает контроль качества оказываемой консультации. Куратор клиники проверяет наличие подписи эксперта и только после этого допускает студента к консультации.
5. Компания права «Респект»: Приходится ли вашим студентам кроме консультирования граждан выступать в судах, вести конкретные дела?
Халилова Н. Р.: Выступление в суде является проблематичным для студентов очной формы обучения, т.к. во-первых, работа судов совпадает со временем проведения занятий, во-вторых, организационно сложно обеспечить кураторство на расстоянии, следовательно у кураторов (экспертов) затрудняется контроль над ведением дела. Более того в нашей Академии студенты проходят отдельную практику в судах общей юрисдикции и районных судах. Также и в законе указывается, что юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и ничего не говорится о представительстве.
6. Компания права «Респект»: Каким образом оценивается работа студентов в клинике? Учитывается ли она в вузовских выпускных документах? Практикуется ли выдача студентам какого-либо документа, подтверждающего получение ими практического опыта работы по специальности (справки, характеристики, записи в трудовых книжках и т.д.)?
Халилова Н. Р.: Для студентов работа в юридической клинике является производственной практикой, которая завершается дифференцированным зачетом. Для сдачи зачета студенту необходимо будет оформить в соответствии с правилами клиники адвокатское досье по итогам своей консультации, а также составить отчет о прохождении практики. Составной частью этого отчета является характеристика, где дается оценка личных и деловых качеств студента, проявленных во время прохождения практики, а также представляется информация о категории дела, по которому он выступал консультантом. Студент может использовать эту характеристику и в дальнейшем, при трудоустройстве. Также в приложении к диплому делается отметка о том, что студент посещал факультатив «Юридическое консультирование».
7. Компания права «Респект»: Как вы считаете, можно ли юридическую клинику рассматривать как "интернатуру" для студентов-юристов? Способна ли клиника решить проблему оторванности студента от реальной жизни и дать ему практические навыки, уверенность в профессии и в будущем - работу? Есть ли у вас сведения о том, как воспринимают работодатели подобный практический опыт выпускников? Как вы считаете, легче ли такому выпускнику получить работу и почему?
Халилова Н. Р.: В силу того, что консультант сам готовит консультацию (эксперт лишь проверяет и по необходимости поправляет), общается с гражданами и осуществляет поиск решения схожих проблем, он приобретает бесценный опыт, который позволяет ему по новому относиться к учебе, с понимаем того, как это применяется на практике, в будущем это может помочь ему адаптироваться в реальной профессиональной среде. Конечно, для этого мало будет провести одну-две консультации, но если студент активен во время прохождения практики, то он сможет получить уже во время учебы хороший практический опыт. И, в общем-то, ему ни кто не мешает указать в своем резюме наличие этого опыта, что, безусловно, будет его отличать от других выпускников в глазах работодателя.
8. Компания права «Респект»: Как студентам получить практические навыки, без которых тяжело состояться в профессии, и как им научиться применять полученные в вузе знания на практике?
Халилова Н. Р.: Любые навыки приобретаются через опыт. Поэтому студентам надо быть активными во время прохождения практик, которые организуются для них на каждом курсе. Не формально «отбыть практику», а именно практиковаться, стремиться получить по максимуму от общения и нахождения среди практикующих юристов. Также, возможно, использовать самостоятельно институт стажерства. Многие компании с удовольствием возьмут студентов для выполнения несложных заданий, рутинной работы, и это тоже будет достойным опытом работы. Хорошо, когда студент уже представляет, в какой сфере юриспруденции он будет применять свои знания, это поможет ему более целенаправленно заняться поиском места для прохождения практики и стажировки.
9. Компания права «Респект»: Используют ли студенты в юридической клинике СПС КонсультантПлюс?
Халилова Н. Р.: Студенты достаточно активно используют все технические возможности, предоставляемые вузом для качественной подготовки консультации. Не является исключением и СПС «КонсультантПлюс», где консультанты знакомятся не только с нормативно-правовыми актами и комментариями к ним, но и судебной практикой, образцами документов, а также аналитическими и информационными статьями и обзорами.