от 6 апреля 2015 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Решение Верховного Суда РФ от 20.01.2015 N АКПИ14-1378
<О признании частично недействующим пункта 120 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 22.04.2013 N 215>
Признаны недействующими отдельные положения административного регламента о предоставлении государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в РФ
ВС РФ признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 120 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. N 215, в части, предусматривающей выдачу вида на жительство иностранному гражданину, в отношении которого отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации, после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
ВС РФ, в частности, отметил, что статьей 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (пункт 1). До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание (пункт 2). Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (пункт 3).
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Постановление Правительства РФ от 31.03.2015 N 299
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 262 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 294"
Правила возмещения убытков собственникам земельных участков, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 262, более не распространяются на случаи изъятия земельных участков для государственных нужд
Установлено также, что размер убытков, причиненных собственникам и арендаторам земельных участков временным занятием таких участков, а также ограничением прав вышеуказанных лиц либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Минэкономразвития России.
Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 294 "О подготовке и рассмотрении ходатайств об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также принятии решений об их изъятии".
<Письмо> ФГБУ "ФКП Росреестра" от 02.03.2015 N 05-0022-ИШ
"О надлежащем лице при обращении с заявлением об учете изменений земельных участков"
В отдельных случаях в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений земельного участка может обратиться не только его собственник
Сообщается, что в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем 5 лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
До момента прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды земельного участка с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости помимо собственников земельных участков вправе обращаться также и лица, обладающие вышеуказанными правами.
Органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (за исключением отдельных случаев).
Таким образом, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем 5 лет, в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений может обратиться или собственник земельного участка (уполномоченный орган) или лицо, обладающее этим земельным участком на одном из перечисленных выше видов права.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Постановление Правительства РФ от 31.03.2015 N 298
"Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации"
Усовершенствован порядок предоставления государственных гарантий для реализации инвестиционных проектов в 2015 году
Внесены поправки в Постановление Правительства РФ от 14.12.2010 N 1017 "О порядке предоставления в 2012 - 2014 годах государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов" и в изменяющее его Постановление Правительства РФ от 25.07.2014 N 708.
Так, в частности, продлено на 2015 год действие Правил предоставления в 2012 - 2014 годах государственных гарантий РФ по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством РФ, на осуществление инвестиционных проектов.
Срок действия гарантии, предоставляемой в 2015 году, определяется исходя из установленного срока исполнения обеспечиваемых гарантией обязательств, увеличенного на 90 календарных дней.
Кроме того, поправками упрощены административные процедуры и улучшена эффективность взаимодействия между Минфином России, агентом Правительства РФ, банками и принципалами, что позволит оптимизировать документооборот при предоставлении и исполнении госгарантий и исключить дублирование функций при рассмотрении документов на предмет их достаточности и соответствия требованиям нормативных правовых актов.
Приказ ФНС России от 14.01.2015 N ММВ-7-11/3@
"Об утверждении формы уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 30.03.2015 N 36625.
Вводится в действие новая форма уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественный вычет по расходам на приобретение (строительство) жилья
Имущественный вычет по расходам на новое строительство (приобретение) жилья и погашение процентов по целевому займу может быть предоставлен не только в налоговой инспекции по истечении налогового периода, но и при обращении налогоплательщика с письменным заявлением к работодателю при условии подтверждения данного права налоговым органом.
Новая форма уведомления, подтверждающего право налогоплательщика на имущественный вычет, заменит собой ранее действовавшую, утвержденную приказом ФНС России от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@.
Приказ ФНС России от 04.03.2015 N ММВ-7-6/93@
"Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 31.03.2015 N 36641.
Обновлены форматы документов, применяемых при расчетах по НДС
Взамен форматов, утвержденных Приказом ФНС России от 05.03.2012 N ММВ-7-6/138@, вводятся форматы следующих документов в электронной форме: счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры; журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур; книги покупок; дополнительного листа книги покупок; книги продаж; дополнительного листа книги продаж.
Утверждение новых форматов обусловлено внесением изменений в постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", а также необходимостью доработки действующих форматов.
Приказ ФНС России от 11.03.2015 N ММВ-7-2/99@
"О внесении изменений и дополнений в Приказ ФНС России от 23.05.2012 N ММВ-7-2/348@"
Зарегистрировано в Минюсте России 31.03.2015 N 36642.
Заявление о переоформлении лицензии в связи с изменением перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) представляется в налоговый орган в соответствии с утвержденной формой
Новой формой дополнен перечень форм заявлений для предоставления лицензии на производство полиграфической продукции и проведение азартных игр.
Кроме того, в некоторые формы заявлений включены поля для отражения реквизитов документа, подтверждающего факт уплаты госпошлины за предоставление лицензии (дубликата лицензии).
<Письмо> ФНС России от 27.03.2015 N СА-4-14/5039@
<О реализации положений Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей">
Процедура проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, закреплена в законодательстве
ФНС России анонсировала изменения, предлагаемые к внесению в законодательство. Речь идет о Федеральном законе, одобренном Советом Федерации (закон подписан 30.03.2015 N 67-ФЗ).
Сообщается, в частности, о следующих нововведениях:
закреплены положения о проверке достоверности данных, включаемых (включенных) в ЕГРЮЛ в случае возникновения у регистрирующего органа обоснованных сомнений в их достоверности;
установлена возможность внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице (в том числе об адресе, руководителе, учредителе (участнике)) регистрирующим органом без заявления юридического лица и вынесения судебных актов;
дополнен перечень оснований для отказа в государственной регистрации ЮЛ (включено несоблюдение установленного порядка ликвидации или реорганизации юрлица);
исключены пробелы в правовом регулировании государственной регистрации юридического лица при его ликвидации;
введена процедура предварительного уведомления об изменении места нахождения юридического лица;
усилена административная ответственность за представление заведомо ложных сведений для внесения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
уточнены положения об уголовной ответственности за регистрацию юридических лиц через подставных лиц (скорректировано понятие подставного лица, преступлением будет считаться не только образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, но и любое последующее внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах).
<Письмо> Минфина России N 02-03-09/17449, Казначейства России N 07-04-05/05-196 от 30.03.2015
<Об осуществлении Федеральным казначейством санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета>
Разъяснен порядок подтверждения возникновения денежного обязательства получателями бюджетных средств
Получатели средств федерального бюджета для подтверждения возникновения денежного обязательства по оплате закупок представляют в орган Федерального казначейства документ, указанный в Заявке на кассовый расход, подтверждающий возникновение денежного обязательства (счет, товарная накладная, счет-фактура, акт выполненных работ (оказанных услуг) и др.).
Соответствующие первичные учетные документы должны быть составлены по унифицированным формам, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать установленные обязательные реквизиты.
Унифицированная форма документа для оформления фактов хозяйственной жизни, связанных с осуществлением организациями государственного сектора закупок товаров, работ услуг, отсутствует.
В этой связи в подтверждение денежного обязательства может быть представлен любой первичный учетный документ, подтверждающий выполнение поставки, работы, услуги и содержащий обязательные реквизиты, в том числе Универсальный передаточный акт, по форме, предложенной к применению письмом ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
<Письмо> Банка России от 31.03.2015 N 04-31-2/2848
"О вопросах, рекомендуемых к разрешению при заключении с клиентами - юридическими лицами договоров банковского счета и депозита"
Банком России рекомендовано при заключении с юрлицами договоров банковского счета (депозита) урегулировать вопросы, касающиеся списания денежных средств по исполнительным документам
Так, например, сообщается, что при наличии у клиента в банке помимо счета по депозиту также банковского счета (счетов) целесообразно определить счет, приоритетный для списания денежных средств по исполнительным документам.
Также, в частности, подлежат урегулированию условия, при наличии которых в случае перечисления денежных средств со счета по депозиту во исполнение содержащихся в исполнительном документе требований сохранится возможность продолжения действия договора банковского депозита без изменения ранее согласованных сторонами условий.
<Письмо> Банка России от 31.03.2015 N 05-15-1/2860
"О неприменении мер к кредитным организациям"
Банк России считает целесообразным временно воздержаться от применения мер к кредитным организациям, допустившим нарушения при составлении ими отчетности по формам 0409401 и 0409410
Объясняется это значительными изменениями в порядке составления и представления отчетности по формам 0409401 "Отчет уполномоченного банка об иностранных операциях" и 0409410 "Сведения об активах и обязательствах уполномоченного банка по видам валют и странам".
При нарушении составления указанной отчетности за апрель, май и июнь 2015 года рекомендовано воздержаться от применения мер, предусмотренных ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке...".
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Постановление Правительства РФ от 30.03.2015 N 294
"О внесении изменений в Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации"
Установлено, в отношении каких тепловых электростанций и источников тепловой энергии не применяются некоторые требования к проектам газоснабжения
В частности, установлено, что на тепловые электростанции и источники тепловой энергии, включенные в перечень генерирующих объектов, с использованиям которых будет осуществляться поставка мощности по договорам о предоставлении мощности, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 11.08.2010 N 1334-р, если для них не был определен в установленном порядке топливный режим, а также на тепловые электростанции и источники тепловой энергии, для которых использование твердого и (или) жидкого топлива в качестве резервного не предусмотрено выданным в установленном порядке разрешением, не распространяются требования о:
- сооружении резервного топливного хозяйства и создании запасов топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии или обеспечения подачи газа на них не менее чем от 2 магистральных газопроводов;
- применении газоиспользующего оборудования, приспособленного к работе на газе и на резервном (аварийном) топливе, для тепловых электростанций и источников тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Приказ Минэкономразвития России от 20.02.2015 N 79
"О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 1414 "О распределении объемов тарифных квот в отношении мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы в 2015 году"
Зарегистрировано в Минюсте России 31.03.2015 N 36651.
Утвержден порядок расчета объемов тарифных квот в 2015 году в отношении говядины, свинины, частей тушек домашней птицы
В порядке приведены формулы, по которым будет осуществляться расчет объемов тарифных квот в целях их распределения между участниками внешнеторговой деятельности.
Данные о распределенных объемах тарифных квот будут размещены на официальном сайте Минэкономразвития России.
Приказ Минэкономразвития России от 20.02.2015 N 80
"О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 1415 "О распределении объема тарифной квоты в отношении молочной сыворотки в 2015 году"
Зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2015 N 36662.
Утвержден порядок расчета объема тарифной квоты в отношении молочной сыворотки на 2015 год в целях ее распределения между участниками внешнеэкономической деятельности
В порядке приведена формула, по которой осуществляется расчет объема тарифной квоты в отношении молочной сыворотки (коды ТН ВЭД ТС 0404 10 120 1 и 0404 10 160 1), включающая в себя такие значения, как:
общий объем тарифной квоты на 2015 год;
объем тарифной квоты, рассчитанный участнику внешнеторговой деятельности;
общий объем ввоза молочной сыворотки всеми участниками внешнеторговой деятельности с 1 сентября 2011 года по 30 сентября 2014 года;
объем ввоза молочной сыворотки отдельным участником внешнеторговой деятельности с 1 сентября 2011 года по 30 сентября 2014 года.
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Постановление Правительства РФ от 31.03.2015 N 296
"О внесении изменений в Положение об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере услуг связи на территориях Республики Крым и г. Севастополя"
Введена дифференциация тарифов (их предельных уровней) на услуги общедоступной почтовой связи для Крыма и Севастополя
Установлено, что по решению ФСТ России тарифы на пересылку почтового отправления (или их предельные уровни) устанавливаются в зависимости от направления пересылки - в пределах территории Крымского федерального округа и за ее пределы.
Приказ Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст
"О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) ОК 010-2014 (МСКЗ - 08)"
С 1 июля 2015 года вводится в действие новый Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) ОК 010-2014 (МСКЗ - 08)
Классификатор принят в соответствии с "Положением о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677.
Установлено, что предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся принятого классификатора, осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) ОК 010-93 с 1 июля 2015 года признается утратившим силу.
ОБОРОНА
Приказ Минтруда России от 13.02.2015 N 85н
"Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, и признании утратившими силу некоторых актов Минздравсоцразвития России и Минтруда России в области организации альтернативной гражданской службы"
Зарегистрировано в Минюсте России 30.03.2015 N 36629.
Обновлен перечень профессий, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также перечень организаций, где предусматривается ее прохождение
В новом перечне исключены, в частности, следующие профессии рабочих: гардеробщик, дезинфектор, курьер, матрос, переплетчик документов, приготовитель кормов, реставратор архивных и библиотечных материалов, токарь, установщик декораций, фрезеровщик и др.
Среди профессий рабочих, включенных в перечень: зверовод, лифтер, наладчик полиграфического оборудования, оператор котельной, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, рыбак прибрежного лова, уборщик мусоропроводов, электромеханик почтового оборудования.
Из перечня должностей служащих исключены, в частности: артист (кукловод) театра кукол, архивист, звукооператор, звукорежиссер, музейный смотритель, провизор, учитель-дефектолог, электрик участка.
Среди должностей служащих, включенных в перечень: акушерка, артист оркестра, ветеринарный врач, диспетчер службы движения, зоотехник, зубной врач, инженер по охране труда, инструктор по труду, логопед, преподаватель (в колледжах, университетах и других вузах), техник-программист, топограф.
Кроме того, уточнен перечень организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы.
Признан утратившим силу Приказ Минздравсоцразвития России от 03.02.2012 N 77н, которым были утверждены ранее действовавшие перечни таких профессий и организаций.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 N 272
"Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)"
В целях обеспечения антитеррористической защищенности места массового пребывания людей будут категорированы
Определен порядок проведения мероприятий в сфере обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, а также объектов, охраняемых полицией.
В соответствии с Федеральным законом "О противодействии терроризму" утверждены:
требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и форма паспорта безопасности мест массового пребывания людей;
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форма паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Так, в частности, требованиями к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей (мест, в которых при определенных условиях может одновременно находиться определенное количество людей) - 1 категория (более 1000 человек), 2 категория (от 200 до 1000 человек), 3 категория (от 50 до 200 человек).
На каждое место массового пребывания людей после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности.
Установлено, что антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем, в том числе:
проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий;
определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов;
контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей;
применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей;
оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами.
Все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системами видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией, а также системой освещения.
Утвержденные требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, определяют порядок проведения организационно-практических, инженерно-технических, правовых и иных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 N 1629-р обязательной охране полицией, включая проведение категорирования объектов (территорий), осуществление контроля за выполнением требований и разработку паспорта безопасности объектов (территорий).
ПРАВОСУДИЕ
Справка о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" за период с 2013 по 2014 год
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.04.2015)
Верховным Судом РФ обобщена практика применения Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
Обобщение судебной практики показало, что после возбуждения производства по делу стороны используют медиацию по следующим категориям рассматриваемых судами общей юрисдикции споров:
возникающих из брачно-семейных отношений (о расторжении брака, разделе совместно нажитого имущества супругов, о признании брачного договора недействительным, об определении места жительства ребенка, об определении порядка общения с ребенком, об оспаривании отцовства, о возврате ребенка);
возникающих из земельных правоотношений (об определении границ земельного участка, о выделе земельного участка, об устранении нарушения прав владельца земельного участка, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, об установлении сервитута, об определении порядка пользования земельным участком);
наследственных (о разделе наследственного имущества);
жилищных (об определении порядка пользования жилым помещением, о выселении, об устранении препятствий в пользовании жилым помещением, о соразмерном уменьшении покупной цены квартиры, о выделе доли в натуре);
о защите прав потребителей;
о взыскании суммы по договору займа, кредитному договору;
о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло- и электроэнергию;
трудовых (об установлении факта трудовых отношений, взыскании задолженности по заработной плате, о выплате суммы по трудовому договору, о восстановлении на работе);
иных (о возмещении материального ущерба, о взыскании задолженности по договору строительного подряда, о взыскании суммы неосновательного обогащения, о возмещении ущерба, причиненного в результате пожара, о признании, прекращении права собственности, о признании строения самовольной постройкой, о возмещении вреда здоровью, о компенсации морального вреда, о возмещении вреда, причиненного преступлением, о сносе самовольной постройки, о взыскании вреда, причиненного ДТП, о признании недействительным договора дарения; об оспаривании сделок, об истребовании имущества из чужого незаконного владения).
К числу рассматриваемых арбитражными судами категорий споров, в которых стороны использовали процедуру медиации после возбуждения производства по делу, относятся следующие споры:
о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам купли-продажи, займа и кредита, возмездного оказания услуг, аренды, подряда и другим;
корпоративные;
о нарушении прав собственника, не связанных с лишением владения;
о защите деловой репутации;
земельные;
о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования;
о нарушении авторских и смежных прав;
о взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака.
Отмечается, что востребованность примирительных процедур и, следовательно, число урегулированных споров все еще остаются достаточно низкими. При этом за последние несколько лет число таких споров увеличилось.
По мнению судов, процессуальными препятствиями для более частого и эффективного использования института примирения в гражданском и арбитражном процессе являются короткие сроки рассмотрения дел, небольшие размеры государственной пошлины, уменьшение судами расходов на оплату услуг представителя, отсутствие института обязательной медиации, отсутствие у судей права направлять лиц, участвующих в деле, на обязательное прохождение процедуры медиации, неурегулированность процессуальным законодательством вопроса о течении процессуальных сроков на период прохождения сторонами процедуры медиации.

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Решение Верховного Суда РФ от 20.01.2015 N АКПИ14-1378

<О признании частично недействующим пункта 120 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 22.04.2013 N 215>

Признаны недействующими отдельные положения административного регламента о предоставлении государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в РФ

ВС РФ признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 120 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. N 215, в части, предусматривающей выдачу вида на жительство иностранному гражданину, в отношении которого отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации, после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

ВС РФ, в частности, отметил, что статьей 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (пункт 1). До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание (пункт 2). Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (пункт 3).

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Постановление Правительства РФ от 31.03.2015 N 299

"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 262 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 294"

Правила возмещения убытков собственникам земельных участков, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 262, более не распространяются на случаи изъятия земельных участков для государственных нужд

Установлено также, что размер убытков, причиненных собственникам и арендаторам земельных участков временным занятием таких участков, а также ограничением прав вышеуказанных лиц либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Минэкономразвития России.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 294 "О подготовке и рассмотрении ходатайств об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также принятии решений об их изъятии".

<Письмо> ФГБУ "ФКП Росреестра" от 02.03.2015 N 05-0022-ИШ

"О надлежащем лице при обращении с заявлением об учете изменений земельных участков"

В отдельных случаях в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений земельного участка может обратиться не только его собственник

Сообщается, что в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем 5 лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

До момента прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды земельного участка с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости помимо собственников земельных участков вправе обращаться также и лица, обладающие вышеуказанными правами.

Органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (за исключением отдельных случаев).

Таким образом, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем 5 лет, в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений может обратиться или собственник земельного участка (уполномоченный орган) или лицо, обладающее этим земельным участком на одном из перечисленных выше видов права.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Постановление Правительства РФ от 31.03.2015 N 298

"Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации"

Усовершенствован порядок предоставления государственных гарантий для реализации инвестиционных проектов в 2015 году

Внесены поправки в Постановление Правительства РФ от 14.12.2010 N 1017 "О порядке предоставления в 2012 - 2014 годах государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов" и в изменяющее его Постановление Правительства РФ от 25.07.2014 N 708.

Так, в частности, продлено на 2015 год действие Правил предоставления в 2012 - 2014 годах государственных гарантий РФ по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством РФ, на осуществление инвестиционных проектов.

Срок действия гарантии, предоставляемой в 2015 году, определяется исходя из установленного срока исполнения обеспечиваемых гарантией обязательств, увеличенного на 90 календарных дней.

Кроме того, поправками упрощены административные процедуры и улучшена эффективность взаимодействия между Минфином России, агентом Правительства РФ, банками и принципалами, что позволит оптимизировать документооборот при предоставлении и исполнении госгарантий и исключить дублирование функций при рассмотрении документов на предмет их достаточности и соответствия требованиям нормативных правовых актов.

Приказ ФНС России от 14.01.2015 N ММВ-7-11/3@

"Об утверждении формы уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации"

Зарегистрировано в Минюсте России 30.03.2015 N 36625.

Вводится в действие новая форма уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественный вычет по расходам на приобретение (строительство) жилья

Имущественный вычет по расходам на новое строительство (приобретение) жилья и погашение процентов по целевому займу может быть предоставлен не только в налоговой инспекции по истечении налогового периода, но и при обращении налогоплательщика с письменным заявлением к работодателю при условии подтверждения данного права налоговым органом.

Новая форма уведомления, подтверждающего право налогоплательщика на имущественный вычет, заменит собой ранее действовавшую, утвержденную приказом ФНС России от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@.

Приказ ФНС России от 04.03.2015 N ММВ-7-6/93@

"Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронной форме"

Зарегистрировано в Минюсте России 31.03.2015 N 36641.

Обновлены форматы документов, применяемых при расчетах по НДС

Взамен форматов, утвержденных Приказом ФНС России от 05.03.2012 N ММВ-7-6/138@, вводятся форматы следующих документов в электронной форме: счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры; журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур; книги покупок; дополнительного листа книги покупок; книги продаж; дополнительного листа книги продаж.

Утверждение новых форматов обусловлено внесением изменений в постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", а также необходимостью доработки действующих форматов.

Приказ ФНС России от 11.03.2015 N ММВ-7-2/99@

"О внесении изменений и дополнений в Приказ ФНС России от 23.05.2012 N ММВ-7-2/348@"

Зарегистрировано в Минюсте России 31.03.2015 N 36642.

Заявление о переоформлении лицензии в связи с изменением перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) представляется в налоговый орган в соответствии с утвержденной формой

Новой формой дополнен перечень форм заявлений для предоставления лицензии на производство полиграфической продукции и проведение азартных игр.

Кроме того, в некоторые формы заявлений включены поля для отражения реквизитов документа, подтверждающего факт уплаты госпошлины за предоставление лицензии (дубликата лицензии).

<Письмо> ФНС России от 27.03.2015 N СА-4-14/5039@

<О реализации положений Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей">

Процедура проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, закреплена в законодательстве

ФНС России анонсировала изменения, предлагаемые к внесению в законодательство. Речь идет о Федеральном законе, одобренном Советом Федерации (закон подписан 30.03.2015 N 67-ФЗ).

Сообщается, в частности, о следующих нововведениях:

закреплены положения о проверке достоверности данных, включаемых (включенных) в ЕГРЮЛ в случае возникновения у регистрирующего органа обоснованных сомнений в их достоверности;

установлена возможность внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице (в том числе об адресе, руководителе, учредителе (участнике)) регистрирующим органом без заявления юридического лица и вынесения судебных актов;

дополнен перечень оснований для отказа в государственной регистрации ЮЛ (включено несоблюдение установленного порядка ликвидации или реорганизации юрлица);

исключены пробелы в правовом регулировании государственной регистрации юридического лица при его ликвидации;

введена процедура предварительного уведомления об изменении места нахождения юридического лица;

усилена административная ответственность за представление заведомо ложных сведений для внесения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;

уточнены положения об уголовной ответственности за регистрацию юридических лиц через подставных лиц (скорректировано понятие подставного лица, преступлением будет считаться не только образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, но и любое последующее внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах).

<Письмо> Минфина России N 02-03-09/17449, Казначейства России N 07-04-05/05-196 от 30.03.2015

<Об осуществлении Федеральным казначейством санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета>

Разъяснен порядок подтверждения возникновения денежного обязательства получателями бюджетных средств

Получатели средств федерального бюджета для подтверждения возникновения денежного обязательства по оплате закупок представляют в орган Федерального казначейства документ, указанный в Заявке на кассовый расход, подтверждающий возникновение денежного обязательства (счет, товарная накладная, счет-фактура, акт выполненных работ (оказанных услуг) и др.).

Соответствующие первичные учетные документы должны быть составлены по унифицированным формам, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать установленные обязательные реквизиты.

Унифицированная форма документа для оформления фактов хозяйственной жизни, связанных с осуществлением организациями государственного сектора закупок товаров, работ услуг, отсутствует.

В этой связи в подтверждение денежного обязательства может быть представлен любой первичный учетный документ, подтверждающий выполнение поставки, работы, услуги и содержащий обязательные реквизиты, в том числе Универсальный передаточный акт, по форме, предложенной к применению письмом ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

<Письмо> Банка России от 31.03.2015 N 04-31-2/2848

"О вопросах, рекомендуемых к разрешению при заключении с клиентами - юридическими лицами договоров банковского счета и депозита"

Банком России рекомендовано при заключении с юрлицами договоров банковского счета (депозита) урегулировать вопросы, касающиеся списания денежных средств по исполнительным документам

Так, например, сообщается, что при наличии у клиента в банке помимо счета по депозиту также банковского счета (счетов) целесообразно определить счет, приоритетный для списания денежных средств по исполнительным документам.

Также, в частности, подлежат урегулированию условия, при наличии которых в случае перечисления денежных средств со счета по депозиту во исполнение содержащихся в исполнительном документе требований сохранится возможность продолжения действия договора банковского депозита без изменения ранее согласованных сторонами условий.

<Письмо> Банка России от 31.03.2015 N 05-15-1/2860

"О неприменении мер к кредитным организациям"

Банк России считает целесообразным временно воздержаться от применения мер к кредитным организациям, допустившим нарушения при составлении ими отчетности по формам 0409401 и 0409410

Объясняется это значительными изменениями в порядке составления и представления отчетности по формам 0409401 "Отчет уполномоченного банка об иностранных операциях" и 0409410 "Сведения об активах и обязательствах уполномоченного банка по видам валют и странам".

При нарушении составления указанной отчетности за апрель, май и июнь 2015 года рекомендовано воздержаться от применения мер, предусмотренных ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке...".

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Постановление Правительства РФ от 30.03.2015 N 294

"О внесении изменений в Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации"

Установлено, в отношении каких тепловых электростанций и источников тепловой энергии не применяются некоторые требования к проектам газоснабжения

В частности, установлено, что на тепловые электростанции и источники тепловой энергии, включенные в перечень генерирующих объектов, с использованиям которых будет осуществляться поставка мощности по договорам о предоставлении мощности, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 11.08.2010 N 1334-р, если для них не был определен в установленном порядке топливный режим, а также на тепловые электростанции и источники тепловой энергии, для которых использование твердого и (или) жидкого топлива в качестве резервного не предусмотрено выданным в установленном порядке разрешением, не распространяются требования о:

- сооружении резервного топливного хозяйства и создании запасов топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии или обеспечения подачи газа на них не менее чем от 2 магистральных газопроводов;

- применении газоиспользующего оборудования, приспособленного к работе на газе и на резервном (аварийном) топливе, для тепловых электростанций и источников тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Приказ Минэкономразвития России от 20.02.2015 N 79

"О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 1414 "О распределении объемов тарифных квот в отношении мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы в 2015 году"

Зарегистрировано в Минюсте России 31.03.2015 N 36651.

Утвержден порядок расчета объемов тарифных квот в 2015 году в отношении говядины, свинины, частей тушек домашней птицы

В порядке приведены формулы, по которым будет осуществляться расчет объемов тарифных квот в целях их распределения между участниками внешнеторговой деятельности.

Данные о распределенных объемах тарифных квот будут размещены на официальном сайте Минэкономразвития России.

Приказ Минэкономразвития России от 20.02.2015 N 80

"О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 1415 "О распределении объема тарифной квоты в отношении молочной сыворотки в 2015 году"

Зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2015 N 36662.

Утвержден порядок расчета объема тарифной квоты в отношении молочной сыворотки на 2015 год в целях ее распределения между участниками внешнеэкономической деятельности

В порядке приведена формула, по которой осуществляется расчет объема тарифной квоты в отношении молочной сыворотки (коды ТН ВЭД ТС 0404 10 120 1 и 0404 10 160 1), включающая в себя такие значения, как:

общий объем тарифной квоты на 2015 год;

объем тарифной квоты, рассчитанный участнику внешнеторговой деятельности;

общий объем ввоза молочной сыворотки всеми участниками внешнеторговой деятельности с 1 сентября 2011 года по 30 сентября 2014 года;

объем ввоза молочной сыворотки отдельным участником внешнеторговой деятельности с 1 сентября 2011 года по 30 сентября 2014 года.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Постановление Правительства РФ от 31.03.2015 N 296

"О внесении изменений в Положение об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере услуг связи на территориях Республики Крым и г. Севастополя"

Введена дифференциация тарифов (их предельных уровней) на услуги общедоступной почтовой связи для Крыма и Севастополя

Установлено, что по решению ФСТ России тарифы на пересылку почтового отправления (или их предельные уровни) устанавливаются в зависимости от направления пересылки - в пределах территории Крымского федерального округа и за ее пределы.

Приказ Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст

"О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) ОК 010-2014 (МСКЗ - 08)"

С 1 июля 2015 года вводится в действие новый Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) ОК 010-2014 (МСКЗ - 08)

Классификатор принят в соответствии с "Положением о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677.

Установлено, что предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся принятого классификатора, осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) ОК 010-93 с 1 июля 2015 года признается утратившим силу.

ОБОРОНА

Приказ Минтруда России от 13.02.2015 N 85н

"Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, и признании утратившими силу некоторых актов Минздравсоцразвития России и Минтруда России в области организации альтернативной гражданской службы"

Зарегистрировано в Минюсте России 30.03.2015 N 36629.

Обновлен перечень профессий, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также перечень организаций, где предусматривается ее прохождение

В новом перечне исключены, в частности, следующие профессии рабочих: гардеробщик, дезинфектор, курьер, матрос, переплетчик документов, приготовитель кормов, реставратор архивных и библиотечных материалов, токарь, установщик декораций, фрезеровщик и др.

Среди профессий рабочих, включенных в перечень: зверовод, лифтер, наладчик полиграфического оборудования, оператор котельной, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, рыбак прибрежного лова, уборщик мусоропроводов, электромеханик почтового оборудования.

Из перечня должностей служащих исключены, в частности: артист (кукловод) театра кукол, архивист, звукооператор, звукорежиссер, музейный смотритель, провизор, учитель-дефектолог, электрик участка.

Среди должностей служащих, включенных в перечень: акушерка, артист оркестра, ветеринарный врач, диспетчер службы движения, зоотехник, зубной врач, инженер по охране труда, инструктор по труду, логопед, преподаватель (в колледжах, университетах и других вузах), техник-программист, топограф.

Кроме того, уточнен перечень организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы.

Признан утратившим силу Приказ Минздравсоцразвития России от 03.02.2012 N 77н, которым были утверждены ранее действовавшие перечни таких профессий и организаций.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 N 272

"Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)"

В целях обеспечения антитеррористической защищенности места массового пребывания людей будут категорированы

Определен порядок проведения мероприятий в сфере обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, а также объектов, охраняемых полицией.

В соответствии с Федеральным законом "О противодействии терроризму" утверждены:

требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и форма паспорта безопасности мест массового пребывания людей;

требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форма паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Так, в частности, требованиями к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей (мест, в которых при определенных условиях может одновременно находиться определенное количество людей) - 1 категория (более 1000 человек), 2 категория (от 200 до 1000 человек), 3 категория (от 50 до 200 человек).

На каждое место массового пребывания людей после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности.

Установлено, что антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем, в том числе:

проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий;

определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов;

контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей;

применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей;

оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами.

Все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системами видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией, а также системой освещения.

Утвержденные требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, определяют порядок проведения организационно-практических, инженерно-технических, правовых и иных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 N 1629-р обязательной охране полицией, включая проведение категорирования объектов (территорий), осуществление контроля за выполнением требований и разработку паспорта безопасности объектов (территорий).

ПРАВОСУДИЕ

Справка о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" за период с 2013 по 2014 год

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.04.2015)

Верховным Судом РФ обобщена практика применения Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"

Обобщение судебной практики показало, что после возбуждения производства по делу стороны используют медиацию по следующим категориям рассматриваемых судами общей юрисдикции споров:

возникающих из брачно-семейных отношений (о расторжении брака, разделе совместно нажитого имущества супругов, о признании брачного договора недействительным, об определении места жительства ребенка, об определении порядка общения с ребенком, об оспаривании отцовства, о возврате ребенка);

возникающих из земельных правоотношений (об определении границ земельного участка, о выделе земельного участка, об устранении нарушения прав владельца земельного участка, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, об установлении сервитута, об определении порядка пользования земельным участком);

наследственных (о разделе наследственного имущества);

жилищных (об определении порядка пользования жилым помещением, о выселении, об устранении препятствий в пользовании жилым помещением, о соразмерном уменьшении покупной цены квартиры, о выделе доли в натуре);

о защите прав потребителей;

о взыскании суммы по договору займа, кредитному договору;

о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло- и электроэнергию;

трудовых (об установлении факта трудовых отношений, взыскании задолженности по заработной плате, о выплате суммы по трудовому договору, о восстановлении на работе);

иных (о возмещении материального ущерба, о взыскании задолженности по договору строительного подряда, о взыскании суммы неосновательного обогащения, о возмещении ущерба, причиненного в результате пожара, о признании, прекращении права собственности, о признании строения самовольной постройкой, о возмещении вреда здоровью, о компенсации морального вреда, о возмещении вреда, причиненного преступлением, о сносе самовольной постройки, о взыскании вреда, причиненного ДТП, о признании недействительным договора дарения; об оспаривании сделок, об истребовании имущества из чужого незаконного владения).

К числу рассматриваемых арбитражными судами категорий споров, в которых стороны использовали процедуру медиации после возбуждения производства по делу, относятся следующие споры:

о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам купли-продажи, займа и кредита, возмездного оказания услуг, аренды, подряда и другим;

корпоративные;

о нарушении прав собственника, не связанных с лишением владения;

о защите деловой репутации;

земельные;

о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования;

о нарушении авторских и смежных прав;

о взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака.

Отмечается, что востребованность примирительных процедур и, следовательно, число урегулированных споров все еще остаются достаточно низкими. При этом за последние несколько лет число таких споров увеличилось.

По мнению судов, процессуальными препятствиями для более частого и эффективного использования института примирения в гражданском и арбитражном процессе являются короткие сроки рассмотрения дел, небольшие размеры государственной пошлины, уменьшение судами расходов на оплату услуг представителя, отсутствие института обязательной медиации, отсутствие у судей права направлять лиц, участвующих в деле, на обязательное прохождение процедуры медиации, неурегулированность процессуальным законодательством вопроса о течении процессуальных сроков на период прохождения сторонами процедуры медиации.

Прикрепленный файлРазмер
Версия для печати86.5 кб

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы