Юристу от 25 августа 2025 года

25.08.2026

Борьба с мошенниками в сфере потребительских кредитов: ЦБ РФ установил правила оценки усилий банков

С 1 сентября 2025 года начнут действовать критерии, по которым регулятор по ходатайству банков будет проверять их меры против заключения договоров без добровольного согласия клиентов. ЦБ РФ учтет отсутствие неисполненных предписаний устранить ряд нарушений Закона о национальной платежной системе и т.д.

Порядок подачи ходатайства заработает с 1 апреля 2026 года. Банки должны отвечать критериям более двух кварталов подряд до обращения.

Опубликован рекомендуемый образец ходатайства. В последнем надо указать среди прочего одну из просьб:

  • увеличить предельные суммы потребкредита (лимита кредитования), которые предусматривает правило о периоде "охлаждения", или сократить такой период;
  • позволить вместо этого правила применять свои методики оценки того, заключаются ли договоры без добровольного согласия клиентов.

Ходатайство подпишет тот, кто исполняет функции единоличного исполнительного органа, или заместитель этого лица. Направить документ нужно через личный кабинет на сайте регулятора.

Вступят в силу и другие положения.

Документ:

Указание Банка России от 27.06.2025 N 7108-У

Полезная ссылка:

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 23.07.2025) "О банках и банковской деятельности"

 

25.08.2026

Важные новости для юриста за неделю с 18 по 22 августа

С 1 сентября цифровая платформа МАХ обязательна для предустановки на гаджеты. ЦБ РФ определил признаки мошенничества при снятии денег в банкомате. Изменили требования к правилам внутреннего контроля кредитных организаций. Об этих и других новшествах читайте в нашем обзоре.

1.      Какие изменения учесть юристу с 1 сентября

2.      Предустановка MAX, RuStore и других приложений: что изменится с сентября и января

3.      Список признаков мошенничества при снятии денег в банкомате заработает с 1 сентября 2025 года

4.      ЦБ РФ изменил требования к правилам внутреннего контроля кредитных организаций

5.      Топ-3 "поворотных" дел арбитражных судов округов для юриста: июль 2025 года

6.      Таможенный мониторинг: правительство снова продлило срок эксперимента

1. Какие изменения учесть юристу с 1 сентября

Новые обязанности появятся у банков и операторов связи. Ужесточат требования к согласию на обработку персональных данных. Гостиницам, не прошедшим оценку соответствия, грозит остановка бизнеса. Об этих и других изменениях расскажем в обзоре.

2. Предустановка MAX, RuStore и других приложений: что изменится с сентября и января

С 1 сентября 2025 года на смартфоны и планшеты нужно предустанавливать платформу MAX. Речь идет о гаджетах на Android, iOS и HarmonyOS. При этом в части VK Мессенджера обязанности больше не будет. Предустановку магазина приложений RuStore распространят на iOS и HyperOS.

В 2026 году эти новшества останутся и заработают другие. Так, при покупке смартфонов и планшетов с системой HarmonyOS на них уже должны быть "Почта@Mail.ru", "Дзен", "ВКонтакте" и ряд других программ. На телевизоры начнут предустанавливать "ЛАЙМ HD TV".

Напомним, за продажу электроники с нарушением требования о предустановке должностным лицам грозит штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а компаниям - от 50 тыс. до 200 тыс. руб. Ее можно выполнить разными способами.

Документы: Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2025 N 2240-рРаспоряжение Правительства РФ от 19.08.2025 N 2241-р

3. Список признаков мошенничества при снятии денег в банкомате заработает с 1 сентября 2025 года

ЦБ РФ перечислил показатели выдачи наличных без добровольного согласия клиента банка. Один из индикаторов - это попытка получить средства в течение 24 ч с момента, когда:

  • банк предоставил кредит и т.п.;
  • физлицо перевело себе через СБП более 200 тыс. руб.;
  • вклад на сумму более 200 тыс. руб. досрочно закрыли по требованию гражданина.

Еще один признак - минимум за 6 ч до запроса на снятие денег операторы связи или прочие юрлица выявили:

  • странные параметры звонков по номеру мобильного телефона клиента. Речь идет о нетипичной периодичности и длительности разговоров;
  • увеличение числа сообщений в мессенджерах, по СМС, электронной почте и т.п. Имеются в виду сообщения от Госуслуг, банков, новых отправителей и пр.

Среди других признаков отметим такие:

  • запрос наличных отличается (временем суток, суммой, локацией и т.п.) от тех, которые обычно совершает клиент;
  • в течение календарного дня по любой причине было минимум 5 отказов в выдаче средств.

Напомним, банки обязаны выявлять индикаторы с 1 сентября. Если обнаружат хотя бы один из них, то разрешат снимать не более 50 тыс. руб. в сутки. Ограничение продлится 48 ч с момента запроса о выдаче денег. Подробнее в нашем обзоре.

Документ: Приказ Банка России от 07.08.2025 N ОД-1765

4. ЦБ РФ изменил требования к правилам внутреннего контроля кредитных организаций

Банки теперь всегда должны рассматривать ведение бизнеса без обязательной для него лицензии как фактор, который влияет на оценку степени риска совершения подозрительных операций. Ранее этот фактор нужно было учитывать, только если так решила кредитная организация.

Правила внутреннего контроля следует дополнить программой по реализации прав и обязанностей участника платформы цифрового рубля. В программе надо отразить порядок выявления тех, кому нельзя открывать счет цифрового рубля, и пр.

Индикаторов необычных операций стало больше. В новый перечень включили среди прочего группу признаков возможной нелегальной деятельности на финрынке. Пример - денежные операции (клиента банка) с контрагентом из предупредительного списка.

Правила внутреннего контроля, которые применялись на 13 августа 2025 года, нужно привести в соответствие с новыми требованиями не позже 13 ноября того же года. Есть исключения.

ЦБ РФ установил и другие новшества.

Документ: Положение Банка России от 18.06.2025 N 860-П

5. Топ-3 "поворотных" дел арбитражных судов округов для юриста: июль 2025 года

За июль в системе КонсультантПлюс появилось более 6000 новых постановлений судов округов. Мы отобрали интересные споры, в которых кассация не согласилась с нижестоящими судами. Расскажем о неустойке от цены заказа, взыскании денег в конкурсную массу, полномочиях по доверенности.

Подробнее в нашем обзоре.

6. Таможенный мониторинг: правительство снова продлило срок эксперимента

Временные правила мониторинга взаимодействия между таможней и участниками эксперимента в целях контроля будут действовать до 31 марта 2027 года. Эксперимент должен был завершиться 1 ноября текущего года. Это уже не первое продление срока его проведения.

Напомним, объектом мониторинга являются иностранные товары, которые ввезли в ЕАЭС для внутреннего потребления. Сведения о показателях декларирования ежеквартально собирает ЕАИС таможни. Она взаимодействует с системами учета участников эксперимента. При этом в отношении последних не проводятся таможенные проверки, за исключением отдельных случаев.

Согласно поправкам желающие присоединиться смогут подать уведомление в ФТС до 30 сентября 2026 года включительно. Участниками эксперимента могут стать:

  • уполномоченные экономические операторы;
  • резиденты промышленных кластеров;
  • юрлица, которые совершают таможенные операции и относятся к категории низкого уровня риска.

Кроме того, надо иметь особую систему учета товаров.

Изменения вступят в силу 15 сентября 2025 года.

Документ: Постановление Правительства РФ от 11.08.2025 N 1193

Полезные ссылки:

Постановление Правительства РФ от 16.02.2023 N 240 (ред. от 19.06.2024) "О проведении эксперимента по ...

Положение Банка России от 02.03.2012 N 375-П (ред. от 07.11.2022) "О требованиях к правилам внутреннего ...

Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1867 (ред. от 26.08.2023) "О предварительной установке ...

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 24.06.2025) "О противодействии легализации (отмыванию) ...

Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 23.05.2025) "О национальной платежной системе"

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2025)

Положение Банка России от 18.06.2025 N 860-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной ...

Постановление Правительства РФ от 11.08.2025 N 1193 "О внесении изменений в постановление Правительства ...

Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2025 N 2240-р <О внесении изменений в Перечень российских программ ...

Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2025 N 2241-р <Об утверждении перечня российских программ для ...

Приказ Банка России от 07.08.2025 N ОД-1765 "Об установлении признаков выдачи наличных денежных средств ...

 

25.08.2026

Должная осмотрительность при выборе контрагента: разбираемся на примерах судебных споров за 2025 год

Достаточно ли получить регдокументы контрагента и выписку о нем из ЕГРЮЛ, чтобы подтвердить должную осмотрительность? Нужно ли подтверждать деловые переговоры и как проверить репутацию контрагента? Есть ли единые критерии должной осмотрительности? Об этом и не только читайте в обзоре.

Выбор контрагента нужно обосновать, недостаточно получить регдокументы и выписку из ЕГРЮЛ

Инспекция посчитала, что документооборот налогоплательщика с контрагентами формальный. Документы - уставы, свидетельства об ИНН и КПП, приказы о назначении руководителей, выписки из ЕГРЮЛ и т.д. - проверяющие как доказательство должной осмотрительности не приняли.

АС Московского округа с проверяющими согласился:

  • документы формальные, они не подтверждают, что осмотрительность проявили;
  • организацияне обосноваламотивы заключения договоров с контрагентами без деловой репутации и материальных ресурсов.

В другом деле этот же суд отметил: информация о госрегистрации и постановке на учет контрагентов справочная. Она не характеризует их как добросовестных, надежных и стабильных участников.

Те же выводы сделал АС Северо-Западного округа.

В споре, который рассмотрел АС Поволжского округа, инспекция посчитала, что налогоплательщик не проявил осмотрительности. Он находил поставщиков и субподрядчиков прямо на объектах, переговоры вел в устной форме, а документооборот - только на бумаге. Суд поддержал налоговиков:

  • организацияне представиладетального описания порядка заключения и исполнения сделок, не обосновала выбор контрагентов;
  • проверка регистрации контрагента в ЕГРЮЛ и получение документов по запросу у них самихне подтверждают, что осмотрительность проявлена;
  • регистрация контрагентовне гарантируетдостоверность документов и наличие полномочий у подписавших их лиц.

АС Центрального округа отметил, что должная осмотрительность - это не формальное ознакомление с уставом и выпиской из ЕГРЮЛ. Данные документы подтверждают регистрацию контрагента, а не то, что он может исполнить договор. Налогоплательщик не представил:

  • документы о деловой репутации, платежеспособности, числе работников и ресурсах контрагентов для выполнения работ;
  • доказательства условий и обстоятельств заключения сделок;
  • пояснения по проверке полномочий лиц, подписавших документы.

Суд отклонил доводы о благонадежности контрагентов по сведениям из интернета. Эти факты не говорят о состоятельности контрагентов в период спорных сделок. Также реальность сделок контрагентов с другими лицами не подтверждает того, что сделки заключали и с налогоплательщиком.

Сходные выводы АС Центрального округа сделал и в другом решении.

Деловые переговоры и проверка репутации контрагента - признаки должной осмотрительности

Налоговики сочли сделки налогоплательщика нереальными, в т.ч. из-за недостаточной осмотрительности при выборе контрагента.

АС Московского округа с проверяющими согласился:

  • налогоплательщикне раскрылобстоятельства заключения и исполнения сделок. Он не обосновал выбор именно этих контрагентов;
  • онне доказал, что вел деловые переговоры, проверял репутацию контрагентов, выяснял адреса и телефоны офисов и т.д.

Суд также отметил:

  • по условиям делового оборота при выборе контрагентаоцениваютне только условия сделки и их коммерческую привлекательность. Нужно анализировать деловую репутацию, платежеспособность контрагентов, риск неисполнения обязательств, проверить, есть ли у него нужные ресурсы (транспорт, персонал) и опыт;
  • осмотрительностьможно подтвердитьзаверенными копиями документов, информацией из открытых источников, проверками по базам, анализом рынка и коммерческих предложений и т.д.;
  • на стадии выбора контрагента итоги проверки закрепляют в досье;
  • выписки из системы "Спарк" на момент рассмотрения дела в суде, сайт налоговой и иные сервисыне говорятоб осмотрительности, проявленной до заключения договоров.

В другом споре АС Дальневосточного округа не принял как доказательство осмотрительности такие факты:

  • контрагенты работают;
  • на момент сделок сведения о них были в ЕГРЮЛ;
  • в публичных источниках нет недостоверных данных об адресе, руководителе и учредителе.

Организация не подтвердила, что проводила деловые переговоры, проверяла репутацию. Она не выясняла адреса и телефоны офисов, должности, имена и фамилии должностных лиц и др.

Критерии должной осмотрительности не могут быть едиными для разных случаев

АС Северо-Кавказского округа не поддержал проверяющих в том, что организация не проявила должной осмотрительности. Он подчеркнул, что критерии такой осмотрительности не могут быть одинаковыми для ординарного пополнения запасов и покупки дорогостоящего актива или привлечения подрядчика для выполнения большого объема работ.

Перед заключением договора налогоплательщик проверил правоспособность, деловую репутацию и финансовое состояние контрагента. Анализ арбитражных дел не выявил, что есть акты, которые установили бы фиктивные отношения контрагента с иными лицами.

На то, что критерии должной осмотрительности зависят от характера сделки, указывали, например, АС Уральского и Центрального округов.

Сделка на обычных условиях, репутация контрагента проверена - нет сомнений в осмотрительности

АС Московского округа не поддержал контролеров в том, что организация не проявила должной осмотрительности:

  • онапроверилаконтрагента через доступные источники, в т.ч. ресурсы ФНС;
  • исследовалаучредительные документы и документы, подтверждающие полномочия руководителя;
  • изучила деловую репутацию контрагента, его платежеспособность, выяснила, есть ли у него ресурсы, подает ли он отчетность в инспекцию;
  • проверила, если ли у контрагента долги по исполнительным производствам и судебные дела, на сайте ФССП, по картотеке арбитражных дел, в иных открытых источниках.

Суд посчитал, что у налогоплательщика не было оснований сомневаться в исполнении договоров контрагентами, а цена работ была рыночной. Организации заключили сделку на обычных условиях.

Регистрация перед сделкой, информации в открытых источниках нет - осмотрительности не проявили

Вывод инспекции о том, что налогоплательщик при заключении крупных сделок не проявил должной осмотрительности, поддержал АС Поволжского округа:

  • контрагентызарегистрированынезадолго до сделок;
  • организацияне раскрыласпособы взаимодействия с контрагентами. У тех не было контактной информации в открытых источниках, телефонных номеров, сайтов в интернете, офисов;
  • контрагенты не размещали рекламу;
  • сведения с сайтов позволяли предположить сомнительность контрагентов.

 

 

 

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы