25.08.2026
Борьба с мошенниками в сфере потребительских кредитов: ЦБ РФ установил правила оценки усилий банков
С 1 сентября 2025 года [1] начнут действовать критерии [2], по которым регулятор по ходатайству банков будет проверять [3] их меры против заключения договоров без добровольного согласия клиентов. ЦБ РФ учтет отсутствие неисполненных предписаний устранить ряд нарушений [4] Закона о национальной платежной системе и т.д.
Порядок подачи ходатайства заработает с 1 апреля 2026 года [5]. Банки должны отвечать критериям более двух кварталов подряд [6] до обращения.
Опубликован рекомендуемый образец [7] ходатайства. В последнем надо указать [8] среди прочего одну из просьб:
Ходатайство подпишет [10] тот, кто исполняет функции единоличного исполнительного органа, или заместитель этого лица. Направить документ нужно [11] через личный кабинет [12] на сайте регулятора.
Вступят в силу и другие положения.
Документ:
Указание Банка России от 27.06.2025 N 7108-У [13]
Полезная ссылка:
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 23.07.2025) "О банках и банковской деятельности" [14]
25.08.2026
Важные новости для юриста за неделю с 18 по 22 августа
С 1 сентября цифровая платформа МАХ обязательна для предустановки на гаджеты. ЦБ РФ определил признаки мошенничества при снятии денег в банкомате. Изменили требования к правилам внутреннего контроля кредитных организаций. Об этих и других новшествах читайте в нашем обзоре.
1. Какие изменения учесть юристу с 1 сентября [15]
2. Предустановка MAX, RuStore и других приложений: что изменится с сентября и января [16]
3. Список признаков мошенничества при снятии денег в банкомате заработает с 1 сентября 2025 года [17]
4. ЦБ РФ изменил требования к правилам внутреннего контроля кредитных организаций [18]
5. Топ-3 "поворотных" дел арбитражных судов округов для юриста: июль 2025 года [19]
6. Таможенный мониторинг: правительство снова продлило срок эксперимента [20]
Новые обязанности появятся у банков и операторов связи. Ужесточат требования к согласию на обработку персональных данных. Гостиницам, не прошедшим оценку соответствия, грозит остановка бизнеса. Об этих и других изменениях расскажем в обзоре [21].
С 1 сентября 2025 года [22] на смартфоны и планшеты нужно предустанавливать [23] платформу MAX. Речь идет о гаджетах на Android, iOS и HarmonyOS. При этом в части VK Мессенджера обязанности больше не будет. Предустановку магазина приложений RuStore распространят [24] на iOS и HyperOS.
В 2026 году [25] эти новшества останутся и заработают другие. Так, при покупке смартфонов и планшетов с системой HarmonyOS на них уже должны быть [26] "Почта@Mail.ru", "Дзен", "ВКонтакте" и ряд других программ. На телевизоры начнут предустанавливать [27] "ЛАЙМ HD TV".
Напомним, за продажу электроники с нарушением требования о предустановке должностным лицам грозит штраф [28] от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а компаниям - от 50 тыс. до 200 тыс. руб. Ее можно выполнить разными способами [29].
Документы: Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2025 N 2240-р [30]; Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2025 N 2241-р [25]
ЦБ РФ перечислил [31] показатели выдачи наличных без добровольного согласия клиента банка. Один из индикаторов - это попытка [32] получить средства в течение 24 ч с момента, когда:
Еще один признак - минимум за 6 ч до запроса на снятие денег операторы связи или прочие юрлица выявили [33]:
Среди других признаков отметим такие:
Напомним, банки обязаны выявлять индикаторы с 1 сентября. Если обнаружат хотя бы один из них, то разрешат снимать не более 50 тыс. руб. в сутки. Ограничение продлится 48 ч с момента запроса о выдаче денег. Подробнее в нашем обзоре [37].
Документ: Приказ Банка России от 07.08.2025 N ОД-1765 [31]
Банки теперь всегда должны рассматривать [38] ведение бизнеса без обязательной для него лицензии как фактор, который влияет на оценку степени риска [39] совершения подозрительных операций. Ранее этот фактор нужно было учитывать [40], только если так решила кредитная организация.
Правила внутреннего контроля следует дополнить [41] программой по реализации прав и обязанностей участника платформы цифрового рубля [42]. В программе надо отразить [43] порядок выявления тех, кому нельзя открывать [44] счет цифрового рубля, и пр.
Индикаторов необычных операций стало больше. В новый перечень [45] включили среди прочего группу признаков [46] возможной нелегальной деятельности на финрынке. Пример - денежные операции (клиента банка) с контрагентом из предупредительного списка [47].
Правила внутреннего контроля, которые применялись на 13 августа 2025 года, нужно привести в соответствие с новыми требованиями не позже 13 ноября [48] того же года. Есть исключения.
ЦБ РФ установил и другие новшества.
Документ: Положение Банка России от 18.06.2025 N 860-П [38]
За июль в системе КонсультантПлюс появилось более 6000 новых постановлений судов округов. Мы отобрали интересные споры, в которых кассация не согласилась с нижестоящими судами. Расскажем о неустойке от цены заказа, взыскании денег в конкурсную массу, полномочиях по доверенности.
Подробнее в нашем обзоре [49].
Временные правила [50] мониторинга взаимодействия между таможней и участниками эксперимента в целях контроля будут действовать до 31 марта 2027 года [51]. Эксперимент должен был завершиться 1 ноября [52] текущего года. Это уже не первое [53] продление срока его проведения.
Напомним, объектом мониторинга являются [54] иностранные товары, которые ввезли в ЕАЭС для внутреннего потребления. Сведения о показателях декларирования ежеквартально собирает [55] ЕАИС таможни. Она взаимодействует с системами учета участников эксперимента. При этом в отношении последних не проводятся [56] таможенные проверки, за исключением отдельных случаев.
Согласно поправкам желающие присоединиться смогут подать уведомление в ФТС до 30 сентября 2026 года [57] включительно. Участниками эксперимента могут стать [58]:
Кроме того, надо иметь особую [59] систему учета товаров.
Изменения вступят в силу 15 сентября 2025 года [60].
Документ: Постановление Правительства РФ от 11.08.2025 N 1193 [61]
Полезные ссылки:
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 23.05.2025) "О национальной платежной системе" [66]
25.08.2026
Должная осмотрительность при выборе контрагента: разбираемся на примерах судебных споров за 2025 год
Достаточно ли получить регдокументы контрагента и выписку о нем из ЕГРЮЛ, чтобы подтвердить должную осмотрительность? Нужно ли подтверждать деловые переговоры и как проверить репутацию контрагента? Есть ли единые критерии должной осмотрительности? Об этом и не только читайте в обзоре.
Инспекция посчитала, что документооборот налогоплательщика с контрагентами формальный. Документы - уставы, свидетельства об ИНН и КПП, приказы о назначении руководителей, выписки из ЕГРЮЛ и т.д. - проверяющие как доказательство должной осмотрительности не приняли.
АС Московского округа с проверяющими согласился [73]:
В другом деле этот же суд отметил [75]: информация о госрегистрации и постановке на учет контрагентов справочная. Она не характеризует их как добросовестных, надежных и стабильных участников.
Те же выводы [76] сделал АС Северо-Западного округа.
В споре, который рассмотрел АС Поволжского округа, инспекция посчитала, что налогоплательщик не проявил осмотрительности. Он находил поставщиков и субподрядчиков прямо на объектах, переговоры вел в устной форме, а документооборот - только на бумаге. Суд поддержал [77] налоговиков:
АС Центрального округа отметил [81], что должная осмотрительность - это не формальное ознакомление с уставом и выпиской из ЕГРЮЛ. Данные документы подтверждают регистрацию контрагента, а не то, что он может исполнить договор. Налогоплательщик не представил:
Суд отклонил [82] доводы о благонадежности контрагентов по сведениям из интернета. Эти факты не говорят о состоятельности контрагентов в период спорных сделок. Также реальность сделок контрагентов с другими лицами не подтверждает [83] того, что сделки заключали и с налогоплательщиком.
Сходные выводы [84] АС Центрального округа сделал и в другом решении.
Налоговики сочли сделки налогоплательщика нереальными, в т.ч. из-за недостаточной осмотрительности при выборе контрагента.
АС Московского округа с проверяющими согласился [85]:
Суд также отметил:
В другом споре АС Дальневосточного округа не принял [91] как доказательство осмотрительности такие факты:
Организация не подтвердила, что проводила деловые переговоры, проверяла репутацию. Она не выясняла адреса и телефоны офисов, должности, имена и фамилии должностных лиц и др.
АС Северо-Кавказского округа не поддержал [92] проверяющих в том, что организация не проявила должной осмотрительности. Он подчеркнул [93], что критерии такой осмотрительности не могут быть одинаковыми для ординарного пополнения запасов и покупки дорогостоящего актива или привлечения подрядчика для выполнения большого объема работ.
Перед заключением договора налогоплательщик проверил [92] правоспособность, деловую репутацию и финансовое состояние контрагента. Анализ арбитражных дел не выявил, что есть акты, которые установили бы фиктивные отношения контрагента с иными лицами.
На то, что критерии должной осмотрительности зависят от характера сделки, указывали, например, АС Уральского [94] и Центрального [95] округов.
АС Московского округа не поддержал [96] контролеров в том, что организация не проявила должной осмотрительности:
Суд посчитал [99], что у налогоплательщика не было оснований сомневаться в исполнении договоров контрагентами, а цена работ была рыночной. Организации заключили сделку на обычных условиях.
Вывод инспекции о том, что налогоплательщик при заключении крупных сделок не проявил должной осмотрительности, поддержал [100] АС Поволжского округа:
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru [102]
Оформите заявку [103] на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект [104], с учетом особенностей именно Вашей организации
Links:
[1] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512649;dst=100026
[2] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512649;dst=100008
[3] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=499914;dst=1544
[4] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512649;dst=100009
[5] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512649;dst=100027
[6] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512649;dst=100012
[7] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512649;dst=100030
[8] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512649;dst=100013
[9] https://ondb.consultant.ru/news/27782/#anchor_1
[10] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512649;dst=100016
[11] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512649;dst=100025
[12] https://portal5.cbr.ru/
[13] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512649;dst=0
[14] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=5842;dst=0;last
[15] https://ondb.consultant.ru/news/29315/#anchor_1
[16] https://ondb.consultant.ru/news/29315/#anchor_2
[17] https://ondb.consultant.ru/news/29315/#anchor_3
[18] https://ondb.consultant.ru/news/29315/#anchor_4
[19] https://ondb.consultant.ru/news/29315/#anchor_5
[20] https://ondb.consultant.ru/news/29315/#anchor_6
[21] https://ondb.consultant.ru/news/29284/
[22] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512660;dst=100004
[23] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512660;dst=100008
[24] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512660;dst=100017
[25] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512661;dst=100009
[26] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512661;dst=100064
[27] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512661;dst=100340
[28] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=511080;dst=9445
[29] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=455948;dst=100138
[30] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512660;dst=0
[31] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512662;dst=100009
[32] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512662;dst=100017
[33] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512662;dst=100022
[34] https://www.gosuslugi.ru/
[35] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512662;dst=100010
[36] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512662;dst=100030
[37] https://ondb.consultant.ru/news/28151/#anchor_1
[38] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512202;dst=100137
[39] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512202;dst=100120
[40] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=441727;dst=650
[41] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512202;dst=100041
[42] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=505905;dst=527
[43] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512202;dst=100294
[44] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=503621;dst=1329
[45] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512202;dst=100350
[46] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512202;dst=100610
[47] https://cbr.ru/inside/warning-list
[48] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512202;dst=100308
[49] https://ondb.consultant.ru/news/29299/
[50] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=479173;dst=100014
[51] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512379;dst=100010
[52] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=479173;dst=1
[53] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=440007;dst=100005
[54] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=479173;dst=100035
[55] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=479173;dst=100027
[56] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=479173;dst=10
[57] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512379;dst=100012
[58] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=479173;dst=100017
[59] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=479173;dst=100021
[60] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512379;dst=100006
[61] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512379;dst=0
[62] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=440007;dst=0;last
[63] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=128351;dst=0;last
[64] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=368496;dst=0;last
[65] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=32834;dst=0;last
[66] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=115625;dst=0;last
[67] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=34661;dst=0;last
[68] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512202;dst=0;last
[69] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512379;dst=0;last
[70] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512660;dst=0;last
[71] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512661;dst=0;last
[72] consultantplus://offline/main?base=LAW;n=512662;dst=0;last
[73] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=561362;dst=100094
[74] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=561362;dst=100096
[75] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=558031;dst=100116
[76] consultantplus://offline/main?base=ASZ;n=314044;dst=100046
[77] consultantplus://offline/main?base=APV;n=240386;dst=100068
[78] consultantplus://offline/main?base=APV;n=240386;dst=100067
[79] consultantplus://offline/main?base=APV;n=240386;dst=100062
[80] consultantplus://offline/main?base=APV;n=240386;dst=100063
[81] consultantplus://offline/main?base=ACN;n=163730;dst=100172
[82] consultantplus://offline/main?base=ACN;n=163730;dst=100174
[83] consultantplus://offline/main?base=ACN;n=163730;dst=100176
[84] consultantplus://offline/main?base=ACN;n=162571;dst=100086
[85] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=555994;dst=100056
[86] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=555994;dst=100059
[87] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=555994;dst=100064
[88] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=555994;dst=100065
[89] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=555994;dst=100057
[90] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=555994;dst=100058
[91] consultantplus://offline/main?base=ADV;n=139522;dst=100053
[92] consultantplus://offline/main?base=ASK;n=211298;dst=100085
[93] consultantplus://offline/main?base=ASK;n=211298;dst=100024
[94] consultantplus://offline/main?base=AUR;n=271783;dst=100055
[95] consultantplus://offline/main?base=ACN;n=162958;dst=100030
[96] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=552633;dst=100053
[97] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=552633;dst=100052
[98] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=552633;dst=100184
[99] consultantplus://offline/main?base=AMS;n=552633;dst=100435
[100] consultantplus://offline/main?base=APV;n=240909;dst=100104
[101] consultantplus://offline/main?base=APV;n=240909;dst=100131
[102] http://www.consultant.ru
[103] https://respectrb.ru/consultant/demo
[104] http://respectrb.ru/node/9220