Проект закона о платформенной экономике и сопутствующие изменения прошли третье чтение

С 1 октября 2026 года операторам посреднических цифровых платформ (маркетплейсов и др.), их партнерам, а также владельцам пунктов выдачи заказов нужно будет соблюдать много новых правил. Они затронут договорные отношения, рассмотрение споров, взаимодействие с потребителями и пр.

Рассмотрим ряд аспектов подробнее.

Заключение договора

Установят требования к соглашению между оператором платформы, ее партнером (продавцом или исполнителем) и владельцем пункта выдачи заказов (ПВЗ). В договоре среди прочего отразят (ч. 4 ст. 5 Проекта N 959244-8):

  • требования к партнеру и владельцу ПВЗ;
  • все меры их ответственности, основания и порядок применения санкций;
  • порядок продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг на платформе;
  • условия изменения цен на товары, работы или услуги, а также применения скидок;
  • правила доступа к сведениям о причинах, по которым место карточки товара (работы или услуги) в поисковой выдаче может измениться.

У партнера и владельца ПВЗ должна быть возможность заключить электронный договор прямо на платформе (ч. 1 ст. 5 Проекта N 959244-8).

Одностороннее изменение договора оператором

Оператора обяжут направить контрагенту электронное уведомление о пересмотре соглашения минимум за 45 календарных дней до вступления корректировки в силу. Речь идет, например, о случаях, когда новшества (ч. 1 ст. 12 Проекта N 959244-8):

  • изменят меры ответственности;
  • повысят плату за услуги оператора;
  • снизят комиссию владельца ПВЗ;
  • поменяют условия приемки, хранения, доставки, выдачи, отправления или возврата товаров.

В иных случаях контрагента нужно известить хотя бы за 15 календарных дней до того, как договор изменится. Есть исключения (ч. 2, 3 и 5 ст. 12 Проекта N 959244-8).

Разрешение споров

Оператора обяжут организовать систему досудебного рассмотрения жалоб и дать возможность партнерам и владельцам ПВЗ пользоваться ею. Отвечать на претензии нужно не позже 15 календарных дней с даты подачи (ч. 1 ст. 14 Проекта N 959244-8).

В ряде спорных ситуаций контрагенты оператора обязаны пожаловаться через эту систему, прежде чем подавать иск. Речь идет о случаях, когда оператор наказал партнера или владельца ПВЗ, заблокировал его личный кабинет, ограничил размещение карточки товара и т.д.

Если оператор согласится с доводами контрагента, то отменит свои меры в течение 48 ч с момента признания жалобы обоснованной (ч. 4 ст. 14 Проекта N 959244-8).

Досудебный порядок не будут применять, если оператор заблокировал личный кабинет или ограничил (прекратил) размещение карточки, в частности, по решению суда (ч. 5 ст. 14 Проекта N 959244-8).

Требования к размещению предложений о продаже товаров

В Законе о торговле хотят закрепить перечень продукции, которую нельзя продавать, в т.ч. через платформу. Среди прочего в список вошли (п. 1 ст. 2 Проекта N 959248-8):

  • БАДы, которые вопреки требованиям не прошли госрегистрацию;
  • товары без маркировки, если она нужна;
  • продукция без действующих сертификатов соответствия, если они обязательны.

Недостатки в товарах, работах или услугах

Закрепят право потребителя, который через платформу купил товар с неоговоренными дефектами, предъявить продавцу отдельные требования через тот же сервис. В зависимости от ситуации и выбора покупателя речь идет о требованиях заменить товар на аналогичный, соразмерно снизить цену, вернуть деньги, возместить убытки и т.д. (абз. 2 п. 4 ст. 1 Проекта N 959248-8).

Сходное правило будут применять и при выявлении недостатков в работах и услугах (абз. 2 п. 5 ст. 1 Проекта N 959248-8).

Источник: КонсультантПлюс

Документы:



Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия