Юристу от 23 июля 2025 года

23.07.2025

Универсальный платежный QR-код и оборот цифровых рублей: опубликован важный закон

С 1 сентября 2026 года будет внедрен универсальный QR-код для оплаты товаров, работ и услуг. Установлены сроки, когда банки должны дать клиентам возможность совершать операции с цифровыми рублями. То же касается обязанности бизнеса принимать ими оплату от потребителей, которые захотят так рассчитаться.

Внедрение универсального платежного кода

Кредитные организации станут предоставлять клиентам цифровые реквизиты перевода или ссылку на них только через универсальный платежный код (с. 5 и 7 закона). Полагаем, это означает, что с помощью банковских приложений можно будет сканировать для безналичных расчетов лишь такие QR-коды.

Тем, кто реализует товары, работы или услуги, кредитные организации дадут возможность отображать универсальный QR-код на кассах, в терминалах и т.п.

Правила вступят в силу с 1 сентября 2026 года и коснутся также филиалов иностранных банков. Новшества не будут применяться к трансграничным денежным переводам (с. 7 и 13 закона).

Напомним, когда потребитель отсканирует универсальный QR-код, то сможет выбрать удобный способ оплаты: через СБП, сервис банка или с помощью цифровых рублей. Технология полезна и бизнесу: она исключит затраты на работу с разными системами платежных QR-кодов и пр.

Ввод цифровых рублей в широкий оборот

Кредитные организации, которые предоставляют электронные средства платежа, должны дать клиентам возможность совершать операции с цифровыми рублями. Срок появления обязанности зависит от категории финкомпании (с. 13 и 14 закона):

  • с 1 сентября 2026 года - у значимых (по мнению ЦБ РФ) участников рынка платежных услуг и системно значимых банков;
  • с 1 сентября 2027 года - у банков с универсальной лицензией;
  • с 1 сентября 2028 года - у остальных кредитных организаций.

Прием оплаты цифровыми рублями

Владельцы маркетплейсов, исполнители и продавцы будут принимать цифровые рубли, если потребитель захочет ими рассчитаться. Дата, с которой у бизнеса возникнет эта обязанность, сначала будет зависеть от соблюдения сразу двух условий (с. 2, 14 - 16 закона):

  • выручка компании или ИП за предыдущий календарный год от реализации товаров, работ либо услуг выше предусмотренной суммы;
  • кредитная организация, в которой на 1 января 2026 года обслуживается компания или ИП по договору о приеме электронных средств платежа, относится к определенной категории.

Затем останется одно условие.

Дата возникновения обязанности

Условие

1 сентября 2026 года

Выручка более 120 млн руб.

Обслуживание у значимого (по мнению ЦБ РФ) участника рынка платежных услуг либо у системно значимого банка

1 сентября 2027 года

Выручка более 30 млн руб.

Обслуживание у значимого (по мнению ЦБ РФ) участника рынка платежных услуг, у системно значимого банка либо банка с универсальной лицензией

1 сентября 2028 года

Выручка более 20 млн руб.

Обязанности принимать цифровые рубли не будет в местах оплаты, где нет мобильной связи или интернета. То же касается торговых объектов, выручка от реализации товаров в которых за предыдущий календарный год менее 5 млн руб.

По общему правилу физлица будут расплачиваться с компаниями и ИП цифровыми рублями по универсальному QR-коду. Это затронет и переводы тем, кто занимается частной практикой (некоторым нотариусам, адвокатам и пр.), а также самозанятым (c. 6 закона).

Пока цифровые рубли используют в пилотном режиме.

Есть и другие новшества.

Документ:

Федеральный закон от 23.07.2025 N 248-ФЗ

Полезные ссылки:

"Основные направления развития финансовых технологий на период 2025 - 2027 годов" (одобрены Советом директоров ...

Информационное сообщение Банка России от 02.11.2024 "Банк России утвердил перечень системно значимых ...

"Основные направления развития национальной платежной системы на период 2025 - 2027 годов" (одобрены ...

Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 23.05.2025) "О национальной платежной системе"

 

23.07.2025

С 2026 года выписку из сервиса оценки юридических лиц и ИП могут получать иные лица

В Закон о налоговых органах внесли поправки (ст. 1 закона). Закрепили право иных лиц запрашивать выписку с анализом сведений о юрлице или ИП. Сейчас ее могут получить только те, по кому она составлена.

Выписку направят не позднее 1 рабочего дня по истечении:

  • 5 рабочих дней после ее передачи юрлицу (ИП). Данный срок действует, если в этот период юрлицо (ИП) не подало заявление о корректировке итогов оценки в выписке;
  • 10 рабочих дней после ее передачи юрлицу (ИП), деятельность которого анализировали. Этот срок применяют, если такое заявление подали.

Сведения из сервиса будут направлять тем, кто вправе получать эти данные по закону.

Изменения заработают 1 января 2026 года (ст. 2 закона).

Документ:

Федеральный закон от 23.07.2025 N 254-ФЗ

Полезная ссылка:

Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 28.12.2022) "О налоговых органах Российской Федерации" (с изм ...

 

23.07.2025

Проект закона о платформенной экономике и сопутствующие изменения прошли третье чтение

С 1 октября 2026 года операторам посреднических цифровых платформ (маркетплейсов и др.), их партнерам, а также владельцам пунктов выдачи заказов нужно будет соблюдать много новых правил. Они затронут договорные отношения, рассмотрение споров, взаимодействие с потребителями и пр.

Рассмотрим ряд аспектов подробнее.

Заключение договора

Установят требования к соглашению между оператором платформы, ее партнером (продавцом или исполнителем) и владельцем пункта выдачи заказов (ПВЗ). В договоре среди прочего отразят (ч. 4 ст. 5 Проекта N 959244-8):

  • требования к партнеру и владельцу ПВЗ;
  • все меры их ответственности, основания и порядок применения санкций;
  • порядок продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг на платформе;
  • условия изменения цен на товары, работы или услуги, а также применения скидок;
  • правила доступа к сведениям о причинах, по которым место карточки товара (работы или услуги) в поисковой выдаче может измениться.

У партнера и владельца ПВЗ должна быть возможность заключить электронный договор прямо на платформе (ч. 1 ст. 5 Проекта N 959244-8).

Одностороннее изменение договора оператором

Оператора обяжут направить контрагенту электронное уведомление о пересмотре соглашения минимум за 45 календарных дней до вступления корректировки в силу. Речь идет, например, о случаях, когда новшества (ч. 1 ст. 12 Проекта N 959244-8):

  • изменят меры ответственности;
  • повысят плату за услуги оператора;
  • снизят комиссию владельца ПВЗ;
  • поменяют условия приемки, хранения, доставки, выдачи, отправления или возврата товаров.

В иных случаях контрагента нужно известить хотя бы за 15 календарных дней до того, как договор изменится. Есть исключения (ч. 2, 3 и 5 ст. 12 Проекта N 959244-8).

Разрешение споров

Оператора обяжут организовать систему досудебного рассмотрения жалоб и дать возможность партнерам и владельцам ПВЗ пользоваться ею. Отвечать на претензии нужно не позже 15 календарных дней с даты подачи (ч. 1 ст. 14 Проекта N 959244-8).

В ряде спорных ситуаций контрагенты оператора обязаны пожаловаться через эту систему, прежде чем подавать иск. Речь идет о случаях, когда оператор наказал партнера или владельца ПВЗ, заблокировал его личный кабинет, ограничил размещение карточки товара и т.д.

Если оператор согласится с доводами контрагента, то отменит свои меры в течение 48 ч с момента признания жалобы обоснованной (ч. 4 ст. 14 Проекта N 959244-8).

Досудебный порядок не будут применять, если оператор заблокировал личный кабинет или ограничил (прекратил) размещение карточки, в частности, по решению суда (ч. 5 ст. 14 Проекта N 959244-8).

Требования к размещению предложений о продаже товаров

В Законе о торговле хотят закрепить перечень продукции, которую нельзя продавать, в т.ч. через платформу. Среди прочего в список вошли (п. 1 ст. 2 Проекта N 959248-8):

  • БАДы, которые вопреки требованиям не прошли госрегистрацию;
  • товары без маркировки, если она нужна;
  • продукция без действующих сертификатов соответствия, если они обязательны.

Недостатки в товарах, работах или услугах

Закрепят право потребителя, который через платформу купил товар с неоговоренными дефектами, предъявить продавцу отдельные требования через тот же сервис. В зависимости от ситуации и выбора покупателя речь идет о требованиях заменить товар на аналогичный, соразмерно снизить цену, вернуть деньги, возместить убытки и т.д. (абз. 2 п. 4 ст. 1 Проекта N 959248-8).

Сходное правило будут применять и при выявлении недостатков в работах и услугах (абз. 2 п. 5 ст. 1 Проекта N 959248-8).

Документы:

Проект Федерального закона N 959244-8

Проект Федерального закона N 959248-8

Полезные ссылки:

Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "Об основах государственного регулирования ...

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.08.2024) "О защите прав потребителей"

 

23.07.2025

Проекты о потребительской рассрочке приняты в окончательном чтении

С 1 апреля 2026 года по общему правилу продавцам и исполнителям нельзя устанавливать для потребителей разные цены на товары, работы или услуги одного вида в зависимости, в частности, от оплаты в рассрочку (ст. ст. 1 и 4 проекта N 689396-8).

Предоставлять сервис рассрочки смогут только его операторы. Это банки, МФО и другие компании, которые войдут в реестр ЦБ РФ, если выполнят ряд требований. По договору оператор оплатит объект рассрочки по сделке между пользователем и продавцом, исполнителем или т.п. Пользователь возместит издержки оператора, равные цене покупки (пп. 2, 4 - 6 ч. 1 ст. 2, ч. 1, 3 и 5 ст. 5 проекта N 689381-8).

Взимать с гражданина вознаграждение за предоставление сервиса запретят. То же касается платы за внесение платежей по договору (пп. 4 и 5 ч. 2 ст. 14 проекта N 689381-8).

Максимальный срок погашения рассрочки составит (ч. 4 ст. 13 проекта N 689381-8):

  • с 1 апреля 2026 года - 6 месяцев с момента заключения договора между оператором и пользователем;
  • с 1 апреля 2028 года - 4 месяца с того же момента.

Есть и другие изменения. Новшества в части предоставления сервиса рассрочки не затронут отношения, которые возникли до вступления ФЗ в силу (ч. 5 ст. 17 проекта N 689381-8).

Сейчас в Законе о защите прав потребителей нет правил о рассрочке. Установлено лишь то, что нужно раскрывать гражданину, в частности, условия приобретения товаров, работ или услуг даже при постоплате. Деятельность тех, кто оказывает посреднические услуги по рассрочке платежей без заключения договоров потребкредита (займа), не урегулирована.

Документы:

Проект Федерального закона N 689396-8

Проект Федерального закона N 689381-8

Полезная ссылка:

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.08.2024) "О защите прав потребителей"

 

 

 

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы