Указ Президента РФ от 17.07.2025 N 485
"Об особенностях выдачи паспорта гражданина Российской Федерации гражданам Республики Абхазия и Республики Южная Осетия, приобретшим гражданство Российской Федерации"
До 1 августа 2028 г. включительно устанавливается возможность выдачи, замены паспорта гражданина РФ гражданам Республики Абхазия и Республики Южная Осетия на указанных территориях
Граждане Республики Абхазия и Республики Южная Осетия, которые приобрели гражданство РФ и постоянно проживают соответственно в Республике Абхазия, Республике Южная Осетия, вправе обратиться:
с заявлением о выдаче, в том числе на территории Республики Абхазия или Республики Южная Осетия, паспорта гражданина РФ - если данные лица на день вступления в силу настоящего Указа не получили паспорт;
с заявлением о замене паспорта, в том числе на территории Республики Абхазия или Республики Южная Осетия, - если данные лица получили паспорт до дня вступления в силу настоящего указа или в соответствии с настоящим указом.
Положения настоящего указа не применяются к гражданам РФ, приобретшим российское гражданство в соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2025 г. N 328 "О приеме в гражданство Российской Федерации граждан Республики Абхазия и Республики Южная Осетия".
Недостаточность финансового обеспечения осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий для исполнения связанного с этими полномочиями судебного акта не может рассматриваться в качестве обстоятельства, дающего основание для инициирования органом местного самоуправления процедуры прекращения исполнения переданных ему государственных полномочий
Не противоречащей Конституции РФ признана часть 5 статьи 24.5 КоАП РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования в случае ее применения при производстве по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.15 данного кодекса и выразившемся в неисполнении должником - органом местного самоуправления содержащихся в исполнительном документе и связанных с осуществлением переданных ему государственных полномочий требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, она предполагает, что:
принятие уполномоченным органом или судом решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении при установлении факта выделения законом субвенций органам местного самоуправления на осуществление переданных им государственных полномочий в размере, недостаточном для их осуществления, если это привело к их неисполнению или ненадлежащему исполнению, не требует дополнительного установления того, вносилось ли или направлялось ли органами местного самоуправления органам государственной власти предложение о выделении субвенций в размере, необходимом для надлежащего осуществления переданных государственных полномочий, а также информировали ли своевременно органы местного самоуправления органы государственной власти о недостаточности размера выделенных субвенций в ходе осуществления таких полномочий;
решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении не может быть принято, если уполномоченный орган или суд установит, что выделение субвенции в размере, недостаточном для осуществления органом местного самоуправления соответствующего государственного полномочия, приведшее к его неисполнению или ненадлежащему исполнению, было предопределено предоставлением органами местного самоуправления органам государственной власти недостоверной (неполной) информации, притом что ее достоверность (полнота) объективно не могла быть проверена органами государственной власти;
для принятия уполномоченным органом или судом решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении должна быть установлена причинно-следственная связь между выделением субвенций на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий в размере, недостаточном для их осуществления, и неисполнением соответствующих требований, содержащихся в исполнительном документе;
размер выделенной органу местного самоуправления субвенции, равный или превышающий те расходы на исполнение требования неимущественного характера, содержащегося в исполнительном документе, которые составляют часть расходов на осуществление соответствующего государственного полномочия, сам по себе не может свидетельствовать о достаточности - в целях применения части 5 статьи 24.5 КоАП РФ - размера субвенции без учета необходимости использования выделенных средств в соответствии с действующим законодательством также и на иные цели в рамках осуществления данного полномочия, включая расходы на исполнение в рамках исполнительных производств других требований неимущественного характера;
прекращение производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.15 КоАП РФ, на основании части 5 статьи 24.5 данного кодекса не влечет прекращения обязанности органа местного самоуправления исполнить в соответствии с законодательством об исполнительном производстве содержащееся в исполнительном документе требование неимущественного характера; оно также не снимает с органов государственной власти обязанность по передаче органам местного самоуправления материальных ресурсов и финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий, в том числе в части исполнения соответствующих судебных актов.
До 1 января 2026 г. определен перечень грубых нарушений обязательных требований в сфере лицензирования, оказания государственных услуг и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях новых субъектов РФ в области производства и оборота табачных изделий, табачной и никотинсодержащей продукции и сырья для их производства
Такими нарушениями являются:
производство и оборот табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья без лицензий;
ввод в оборот табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции, никотинового сырья без представления информации в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
ввод в оборот табачной продукции, никотинсодержащей продукции, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, без нанесенных на такую продукцию средств идентификации;
производство табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции, никотинового сырья на основном технологическом оборудовании, не зарегистрированном в порядке, установленном законодательством РФ, или владение таким основным технологическим оборудованием;
использование и владение основным технологическим оборудованием, зарегистрированным, но не законсервированным в порядке, установленном законодательством РФ, в отсутствие лицензии на производство табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции, никотинового сырья;
производство табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции, никотинового сырья на основном технологическом оборудовании, не принадлежащем лицу, осуществляющему такое производство, на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
"Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках выдачи лицензиату, осуществляющему полный цикл производства дистиллятов и (или) хранение винодельческой продукции с неоконченной выдержкой, в случае незавершенности начатого в период действия лицензии и до момента прекращения срока действия лицензии полного цикла производства дистиллятов или выдержки винодельческой продукции временного разрешения на завершение полного цикла производства дистиллятов или на завершение выдержки винодельческой продукции, а также на хранение и поставку дистиллятов или винодельческой продукции"
(утв. Росалкогольтабакконтролем 15.07.2025 N ДР-23/01-04)
Установлен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Росалкогольтабакконтролем в рамках выдачи временного разрешения на завершение полного цикла производства дистиллятов или на завершение выдержки винодельческой продукции, а также на их хранение и поставку
Перечень включает в себя в числе прочего: гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД.
"Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках предоставления государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции"
(утв. Росалкогольтабакконтролем от 15.07.2025 N ДР-25/01-04)
Установлен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Росалкогольтабакконтролем в рамках лицензирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции
Перечень включает в себя в числе прочего: гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД.
"Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках принятия решения о допустимости использования основного технологического оборудования, приобретенного в целях его использования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) хранения этилового спирта и спиртосодержащей продукции"
(утв. Росалкогольтабакконтролем 15.07.2025 N ДР-24/01-04)
Установлен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Росалкогольтабакконтролем в рамках принятия решения о допустимости использования приобретенного основного технологического оборудования для производства и хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Перечень включает в себя в числе прочего: гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД.
С 1 января 2026 г. корректируются нормы численности работников организации ведомственной охраны, непосредственно осуществляющих деятельность по охране объектов ГК "Роскосмос"
Установлено, что указанные нормы не могут быть ниже 5 единиц на круглосуточный пост, а при охране объектов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - ниже 5,7 единицы.
С 1 марта 2026 г. применяется актуализированный профессиональный стандарт "Специалист по эксплуатации эскалаторов (пассажирских конвейеров) и платформ подъемных для инвалидов"
Целью профессиональной деятельности данных специалистов является обеспечение безопасной эксплуатации и функционирования эскалаторов, пассажирских конвейеров и подъемных платформ для инвалидов.
Признается утратившим силу Приказ Минтруда России от 22.05.2017 N 433н, которым утвержден аналогичный стандарт.
Настоящий приказ действует до 1 марта 2032 г.
Для работодателей, принимающих на работу инвалидов - ветеранов СВО, планируется смягчить требования к выполнению квоты на трудоустройство работников с инвалидностью
Согласно проекту документа выполнение квоты будет считаться кратным 2 рабочим местам для трудоустройства инвалидов при трудоустройстве одного инвалида из числа граждан, получивших статус ветерана боевых действий после 24 февраля 2022 года.
Опубликованы данные для расчета НДПИ в отношении нефти и газового конденсата, НДД от добычи углеводородного сырья, а также ставки акциза и налогового вычета на нефтяное сырье за июнь 2025 года
Коэффициент Кц определен в размере 13,5239.
Приведены показатели, исходя из которых рассчитан данный коэффициент, а также сообщено о размещении на сайтах ФАС России и Минэкономразвития России информации об иных необходимых показателях.
ФНС: по договору на ведение ИИС, заключенному до 31 декабря 2023 года включительно, налогоплательщик имеет право на получение налоговых вычетов на долгосрочные сбережения граждан при соблюдении установленных условий
В письме даны разъяснения о получении налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 219.2 НК РФ.
При этом отмечено, что меры налогового стимулирования, предусмотренные в том числе положениями статей 219.1 и 219.2 НК РФ, не могут применяться в отношении ИИС, открытие и (или) ведение которых не соответствует положениям статьи 10.2-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
"СГА 311. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита"
(утв. Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 14.07.2025 N 7ПК)
Утвержден новый СГА 311 "Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита"
Стандарт устанавливает требования, характеристики, правила и процедуры проведения проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств, мероприятия по подготовке к проведению проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, а также содержит положения об оценке внутреннего финансового аудита.
Документ заменит собой аналогичный СГА 311 "Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита", утвержденный Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 27 апреля 2017 г. N 4ПК.
Дата вступления в силу настоящего стандарта 14 июля 2025 года.
Установлены порядок, сроки и форма представления в Банк России администратором индикаторов информации о структуре и составе своих акционеров (участников)
Также определен порядок оценки Банком России соответствия лиц, указанных в части 1 статьи 6 Федерального закона "Об администраторах финансовых и товарных индикаторов", требованиям, установленным указанным федеральным законом.
Настоящее указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, но не ранее 1 сентября 2025 года.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.
Определен перечень документов и сведений (информации), необходимых для принятия Банком России решения о внесении в реестр администраторов индикаторов сведений о юридическом лице, намеревающемся стать администратором индикаторов
Также предусмотрены:
перечень документов и сведений (информации), необходимых для принятия Банком России решений о внесении в реестр сведений о методологии определения, предоставления финансового (товарного) индикатора, об изменении методологии, требования к таким документам, порядок их представления в Банк России и рассмотрения Банком России;
порядок и сроки принятия Банком России решения о внесении в реестр сведений о юридическом лице, намеревающемся стать администратором индикаторов, методологии определения, предоставления финансового индикатора, о ее изменении;
порядок и сроки принятия Банком России решения об отказе во внесении в реестр сведений о юридическом лице, намеревающемся стать администратором индикаторов, методологии определения, предоставления финансового (товарного) индикатора, о ее изменении (по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 5 и 7 части 12 статьи 4 Федерального закона "Об администраторах финансовых и товарных индикаторов").
Настоящее указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, но не ранее 1 сентября 2025 года.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.
Ведение реестра администраторов индикаторов осуществляется Банком России в электронном виде посредством внесения записей в реестр
Определен перечень сведений, содержащихся в реестре.
Настоящее указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, но не ранее 1 сентября 2025 года.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.
Банк России утвердил методику определения и числовые значения обязательных нормативов банков с универсальной лицензией
Также инструкция содержит:
методику расчета и порядок соблюдения надбавок к нормативам достаточности собственных средств (капитала) банков с универсальной лицензией;
порядок осуществления Банком России надзора за их соблюдением.
Признается утратившей силу Инструкция Банка России от 29.11.2019 N 199-И.
Утверждены методика определения и числовые значения обязательных нормативов банков с базовой лицензией
Обязательные нормативы банков рассчитываются с применением положений, предусмотренных пунктами 1.3 - 1.4 Инструкции Банка России от 26 мая 2025 года N 220-И.
Банк обязан осуществлять расчет нормативов достаточности собственных средств (капитала) в соответствии с подходом, установленным главой 2 настоящей инструкции.
При этом установлена возможность применения подхода к расчету нормативов достаточности собственных средств (капитала) банка, предусмотренного главой 2 Инструкции N 220-И.
Установлен порядок осуществления Банком России надзора за соблюдением банками обязательных нормативов.
Инструкция вступает в силу по истечении одного месяца после дня ее официального опубликования, но не ранее 1 июля 2025 года.
Со дня вступления в силу настоящей инструкции признается утратившей силу Инструкция Банка России от 6 декабря 2017 года N 183-И.
С 23 июля 2025 года вступает в силу новый порядок определения максимальной платы, взимаемой держателем реестра владельцев ценных бумаг с лиц, которым открыты лицевые счета, за предоставление информации из реестра и за проведение операций по лицевым счетам
Со дня вступления в силу настоящего указания признано утратившим силу Указание Банка России от 22.03.2018 N 4748-У "О максимальной плате, взимаемой держателем реестра владельцев ценных бумаг с зарегистрированных лиц за проведение операций по лицевым счетам и за предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг, и порядке ее определения".
Банк России уточнил критерии для получения статуса квалифицированного инвестора
Для получения физлицом статуса квалифицированного инвестора предусмотрены требования, в частности:
к видам ценных бумаг, а также к количеству и объемам совершаемых с ними операций и заключаемых договоров ПФИ;
к величине годового дохода физлица - не менее 12 млн рублей в год за последние 2 года, а при соответствии определенным требованиям к образованию (наличию квалификации) - не менее 6 млн рублей в год;
имущественный критерий в 2025 году, как и прежде, предусмотрен на уровне не менее 12 млн рублей, с 2026 года - от 24 млн рублей. В комбинации с другими критериями данный параметр снижен до 6 млн и 12 млн рублей соответственно. Уточнен порядок определения размера имущества, которое учитывается для целей применения имущественного критерия;
в части требований к наличию высшего экономического образования - предусматривается конкретизация специальностей и направлений подготовки по программам высшего образования.
В отношении признания юридического лица квалифицированным инвестором предусмотрено, в частности, требование к размеру суммы активов за последний завершенный год - не менее 2 миллиардов рублей.
Со дня вступления в силу настоящего указания признается утратившим силу Указание Банка России от 29 апреля 2015 года N 3629-У.
"Сборник примерных форм заключений и отчетов, составленных в соответствии с Международными стандартами аудита (версия 9/2025)"
(утв. Решением Правления СРО ААС от 15.07.2025, протокол N 740)
Обновлен сборник примерных форм заключений и отчетов, составленных в соответствии с международными стандартами аудита (версия 9/2025)
Примерные формы предназначены для использования при проведении аудита бухгалтерской отчетности, отчетности специального назначения и оказании других аудиторских услуг и должны применяться с учетом конкретных условий аудиторских заданий, особенностей аудируемого лица и состояния законодательства.
Минстрой России сообщает о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на III квартал 2025 года
Приводятся в том числе индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных, пусконаладочных, проектных и изыскательских работ, а также сметных цен услуг на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом.
Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.
На Минпромторг России возложено взаимодействие с Евразийской экономической комиссией по вопросам формирования и ведения евразийского реестра промышленных товаров государств - членов ЕАЭС
Также внесены изменения в перечень продукции легкой промышленности, которая должна соответствовать определенным требованиям в целях ее отнесения к российской, в части включения в него новых позиций, классифицирующих обувь, и изложения некоторых позиций в новой редакции.
Обновлены Методические указания по измерению площади, пройденной огнем при лесном пожаре, в том числе по видам пожаров и по видам целевого назначения лесов, для включения данной информации в акт о лесном пожаре
Приводятся особенности измерения с использованием наземных, авиационных (пилотируемых или беспилотных воздушных судов) средств, космических средств (данных дистанционного зондирования Земли высокого пространственного разрешения).
Признается утратившим силу Приказ Минприроды России от 5 мая 2016 г. N 277, которым утверждены аналогичные методические указания.
Актуализирована методика оценки уровня критичности уязвимостей, выявленных в программных, программно-аппаратных средствах информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей, автоматизированных систем управления, в том числе функционирующих на базе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры центров обработки данных.
Настоящая методика подлежит применению операторами информационных систем в соответствии с требованиями о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, иных информационных системах государственных органов, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, и требованиями по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры РФ.
В связи с утверждением настоящей методики не применяется аналогичная методика, утвержденная ФСТЭК России 28 октября 2022 г.
Девятиклассникам, не прошедшим государственную итоговую аттестацию, хотят предоставить возможность получить бесплатное профессиональное образование
Внесенным в Госдуму законопроектом предлагаются поправки в закон об образовании, согласно которым обучающиеся, получившие на государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования неудовлетворительные результаты, смогут бесплатно пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочего, должностям служащего.
Органы государственной власти субъектов РФ установят перечень профессий, по которым осуществляется профессиональное обучение указанных лиц, а также образовательных организаций, в которых будет проводиться такое профессиональное обучение.
Утверждены форма выписки из реестра выданных сертификатов Росздравнадзора на право ввоза и вывоза наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, если они являются лекарственными средствами, а также форма уведомления заявителя об отказе в выдаче указанного сертификата
Установлен состав сведений для включения в реестр выданных сертификатов.
Признается утратившим силу Приказ Росздравнадзора от 5 декабря 2022 г. N 11464 "Об утверждении форм сертификатов на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров".
Обновлены условия проведения всероссийских государственных лотерей в поддержку развития бокса
Внесение изменений в условия лотереи осуществляется на основании решения ее организатора, за исключением отдельных условий, внесение изменений в которые осуществляется на основании решения Правительства РФ.
Дополнены Правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах
Предусмотрено направление Росфинмониторингом и Минюстом России через инфраструктуру ФНС России с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия электронных запросов юридическим лицам и соответственно представление ими электронных сообщений указанным органам государственной власти.
В связи с этим закреплены полномочия Росфинмониторинга и Минюста России определять по согласованию с ФНС России структуру и формат запроса в электронной форме, структуру, формат и порядок формирования электронного сообщения, передаваемого в связи с поступлением указанного запроса, порядок формирования и представления ими электронных документов, а также форму кодирования указанного электронного сообщения и перечни (справочники) кодов, подлежащих использованию при формировании электронного сообщения.
Планируется уточнить правила предоставления отсрочки от призыва на срочную службу для ИТ-специалистов
Согласно предлагаемым изменениям отсрочку смогут получить также ИТ-специалисты из аккредитованных ИТ-компаний, завершившие обучение в год очередного призыва на военную службу, но не получившие документ об образовании на момент сбора списков от аккредитованных организаций. В указанном случае оригинал такого документа необходимо будет предоставить на заседание призывной комиссии.
Кроме этого, документом:
расширяется перечень ИТ-специальностей для получения отсрочки;
устанавливается необходимость указания в списках на отсрочку занимаемых ИТ-специалистами должностей;
закрепляется требование о подтверждении для Минцифры России аккредитованными организациями оснований для признания иностранных документов об образовании.
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru