c 10 февраля по 14 февраля 2025 года

<< Топ-5 популярных вопросов

#бухгалтеру бюджетной организации

Есть здания, которые хотим списать на 02 счет как неактивные. Казначейская проверка говорит: у вас нет соглашения с учредителем и нет прекращения права оперативного управления. Хотя у нас была ревизия из Москвы и наоборот сказала нам, относить к 02 счету. Казначейство говорит, относить на баланс. Если мы прекратим право оперативного управления, на каком основании мы тогда спишем его на 02 счет? Разъясните, как правильно?

Посмотреть ответ специалиста

Просим ознакомиться с мнением по данному вопросу: если по результатам инвентаризации установлено, что состояние объектов основных средств не соответствует критериям признания активами, оформите решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440) (п. 36 Методических указаний N 61н, Методические рекомендации, доведенные Письмом Минфина России от 31.08.2023 N 02-06-07/83273).

Основное средство спишите с балансового учета на основании первичного учетного документа (решения комиссии (ф. 0510440)) и отразите на забалансовом счете 02. Одновременно с этим решением сформируйте соответствующий акт о списании (п. 46 Федерального стандарта N 257н, п. п. 52, 335 Инструкции N 157н, Методические указания по применению Федерального стандарта N 257н, Методические рекомендации, доведенные Письмом Минфина России от 31.08.2023 N 02-06-07/83273).В тех случаях, когда решение о списании объектов основных средств с забалансового счета 02 либо с соответствующих счетов аналитического учета счета 101 00 требует согласования с собственником имущества (учредителем), акт о списании принимайте к учету только при наличии такого согласования (п. 52 Инструкции N 157н). Не допускается отражение выбытия объекта с забалансового счета 02, пока в установленном порядке не утверждено решение о списании основного средства (акт о списании) и нет документального подтверждения реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании (п. 52 Инструкции N 157н, Письма Минфина России от 16.02.2023 N 02-07-05/13602, от 20.09.2018 N 02-07-08/67685).

Собственник (уполномоченный им госорган) при рассмотрении решения комиссии может принять решение использовать в дальнейшем имущество, в отношении которого учреждение приняло решение о прекращении его признания активом. Такой объект восстановите на балансе по стоимости на дату его выбытия с балансового учета с одновременным отражением ранее начисленной амортизации и убытка от обесценения, не доначисляя амортизацию за период нахождения имущества на забалансовом счете (п. 7 Инструкции N 162н, п. 9 Инструкции N 174н, п. 9 Инструкции N 183н, Письмо Минфина России от 21.09.2018 N 02-07-10/67934).

 

Обоснование

 

В каких случаях можно изъять имущество

Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества учреждения или казенного предприятия, может изъять имущество, если совпадают два условия (п. 2 ст. 296 ГК РФ):

  • это имущество передал учреждению (предприятию) сам собственник либо оно куплено на выделенные из бюджета деньги;
  • учреждение (предприятие) не пользуется имуществом вообще или пользуется не по назначению либо имущество излишнее.

Например, Росимущество по результатам проведенной проверки может в установленном порядке изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению федеральное имущество, закрепленное на праве оперативного управления. Федеральное имущество может быть отнесено к излишнему, неиспользуемому или используемому не по назначению, например, если по результатам проверки выявлено, что оно передано третьим лицам по договорам аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества. Есть исключения, например, имущество, переданное на основании международных договоров РФ, федеральных законов.

 

Можно ли отказаться от права оперативного управления и как это сделать

Учреждения и казенные предприятия могут отказаться от права оперативного управления (ст. 236, п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Для этого нужно написать заявление в орган, осуществляющий полномочия собственника, с просьбой изъять излишнее имущество или имущество, которым вы не пользуетесь. Рекомендуем согласовать заявление с органом, осуществляющим полномочия учредителя.

К заявлению приложите копию свидетельства (выписки) о праве оперативного управления. После этого собственник подготовит решение и передаточный акт. При отказе от недвижимости зарегистрируйте прекращение права оперативного управления (если такое право было зарегистрировано) в том же порядке, что и при ее изъятии.

Если уполномоченный орган уклоняется от изъятия имущества из оперативного управления, то можно обратиться в суд.


Готовое решение: Как прекращается право оперативного управления (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}

 

Какие материальные ценности учитывать на забалансовом счете 02

На забалансовом счете 02 учитывайте те материальные ценности, которые:

  • не соответствуют критериям активов;
  • приняты по договору хранения или в переработку;
  • получены (приняты к учету) до момента обращения в собственность государства и (или) передачи органу, осуществляющему в отношении этого имущества полномочия собственника. Это может быть, например, имущество, полученное в качестве дара, или бесхозяйное имущество;
  • изъяты в возмещение причиненного ущерба при условии, что они не являются вещественными доказательствами;
  • непригодны для дальнейшего использования (эксплуатации) и (или) восстановления на основании решения комиссии о списании с балансового учета (прекращении эксплуатации) до момента их обратного вовлечения в хозяйственный оборот путем восстановления (реализации) или списания и демонтажа (утилизации, уничтожения).

Основание - п. 335 Инструкции N 157н, Методические указания по применению Федерального стандарта N 257н, Письма Минфина России от 05.07.2023 N 02-06-10/62843, от 21.04.2023 N 02-06-10/36917, от 19.09.2019 N 02-07-10/72285.

 

Списание материальных ценностей с забалансового счета 02

Выбытие имущества отразите в учете на основании оправдательных первичных документов по стоимости, по которой ранее приняли их к забалансовому учету (п. 335 Инструкции N 157н).

Списание материальных ценностей с забалансового счета 02 отразите на основании, например:

  • акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов;
  • акта об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (ф. 0510435) (Письмо Минфина России от 05.07.2023 N 02-06-10/62843);
  • накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) или накладной на отпуск материальных ценностей на сторону (ф. 0510458);
  • иного оправдательного первичного документа, если он оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к первичным документам, и закреплен в учетной политике (ч. 2 - 5 ст. 9 Закона о бухучете, п. п. 25, 26 Федерального стандарта N 256н, п. 6 Инструкции N 157н, п. 9 Федерального стандарта N 274н).

Списание материальных ценностей с забалансового счета 02 в учете отразите следующей записью:

 

Содержание операций

Дебет

Кредит

Выбытие имущества, принятого на хранение

 

Забалансовый счет 02

 

Аналитический учет по счету ведите в карточке учета материальных ценностей (ф. 0504043) в разрезе (п. 336 Инструкции N 157н, разд. 3 Методических указаний):

  • контрагентов (собственников, владельцев (заказчиков), иных лиц);
  • видов, сортов материальных ценностей и мест их хранения, нахождения (адресов);
  • объектов имущества;
  • ответственных лиц;
  • правовых оснований;
  • материальных ценностей, не признанных активом (Письмо Минфина России от 14.06.2019 N 02-06-05/43302, п. 68 Инструкции N 33н, п. 166 Инструкции N 191н).

 

Какой порядок списания основных средства с забалансового счета 02

Выбытие основных средств (не соответствующих критериям активов, а также в отношении которых принято решение о списании (прекращении эксплуатации)) с забалансового счета 02 отражайте на основании утвержденного в установленном порядке решения о списании. Оформление в бухгалтерском (бюджетном) учете выбытия основных средств с забалансового счета 02 до утверждения решения о списании (выбытии) объекта и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается (п. 52 Инструкции N 157н).

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, отражение в учете выбытия основных средств с забалансового счета 02 осуществляется при наличии согласования решения о списании объектов основных средств с собственником имущества (п. 52 Инструкции N 157н, Письмо Минфина России от 20.09.2018 N 02-07-08/67685).

Списание материальных ценностей с забалансового счета 02 отразите записью в учете.

 

Готовое решение: Как учреждению вести учет на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}

 

 

 

 


#бухгалтеру

Оплачиваем работнику проезд на такси в служебной командировке. Затраты следует отнести на не принимаемые к НУ?

Посмотреть ответ специалиста

По общему правилу, контролирующие органы не против того, чтобы расходы работника в командировке на проезд в такси были учтены организацией в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии их документального подтверждения и экономической обоснованности. Для этого  у организации кроме авансового отчета должны быть подтверждающие документы.

Расходы на проезд на такси подтверждаются заказ-нарядом, кассовым чеком или чеком, сформированным в соответствии со ст. 14 Федерального закона N 422-ФЗ. Расходы можно подтвердить также электронным документом, подписанным простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью.

В целях подтверждения пользования работником легковым такси в отсутствие кассового чека первичным документом является приравненная к кассовому чеку квитанция в форме бланка строгой отчетности. Обязательные реквизиты бланка строгой отчетности указаны в п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ. При этом бланк строгой отчетности, сформированный на бумажном носителе, может содержать не все обязательные реквизиты.

В случае применения перевозчиком специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" перевозчик обязан выдать чек, оформляемый в соответствии с требованиями ст. 14 Закона N 422-ФЗ.  В противном случае, учесть расходы нельзя.

Расходы организации на компенсацию работнику его затрат на проезд при представлении им только выписки по банковской карте об оплате услуг такси, не соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и не могут быть учтены при расчете налога на прибыль организаций на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

 

Обоснование

 

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся командировочные расходы. Перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, не является исчерпывающим (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не разъясняет, можно ли учесть расходы на оплату такси для сотрудника в командировке.

Согласно п. 11 Положения о служебных командировках, работникам возмещаются затраты на проезд. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных с командировками, определяются в соответствии с положениями ст. 168 ТК РФ.

Позиция Минфина России заключается в том, что затраты на проезд работника на такси в командировке могут учитываться при расчете налога на прибыль. Есть судебный акт, подтверждающий это мнение.

Подробнее см. документы - Письмо Минфина России от 10.11.2022 N 03-03-06/3/109215

Из Письма следует, что расходы работника в командировке на проезд в такси можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в случае оформления документами, соответствующими требованиям законодательства, при условии обоснованности. 

Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль {КонсультантПлюс}

 

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В отношении расходов на проезд работников в служебных целях Минфин России отметил, что если организация в качестве служебного транспорта использует услуги такси, то затраты организации, связанные с перевозкой в служебных целях работников службами такси, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при выполнении требований ст. 252 НК РФ (Письмо от 20.10.2017 N 03-03-06/1/68839).

В таком случае данные расходы будут относиться к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в качестве расходов на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При этом если поездки по служебным поручениям происходят не регулярно, а разово, ввиду, например, технологических особенностей производства, то в данном случае полагаем, что такие расходы могут быть учтены на основании пп. 49 п. 1 ст 264 НК РФ при соответствии их критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

При направлении работника в командировку ему возмещаются расходы на проезд (п. 11 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749).

К расходам на командировки относятся в том числе расходы на проезд работника (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Таким образом, расходы работника в командировке на проезд в такси могут быть учтены организацией в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии их документального подтверждения и экономической обоснованности. Данная позиция также подтверждена Минфином России (Письмо от 10.11.2022 N 03-03-06/3/109215). 

Вопрос: Как отражаются для целей налога на прибыль расходы на услуги такси при заказе через агрегаторов? (Консультация эксперта, 2025) {КонсультантПлюс}

 

Электронное средство платежа - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе").

Учитывая изложенное, при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов физическому лицу следует предоставить пользователю ККТ абонентский номер либо адрес электронной почты для направления кассового чека в электронной форме. При распечатывании чека на бумажном носителе он приравнивается к чеку, отпечатанному ККТ на бумажном носителе, при условии, что в нем сведения идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме (п. 4 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).

При этом организации следует иметь экономическое обоснование использования работниками такси. В качестве такового может выступать утвержденное организацией письменное заявление работника с обоснованием использования такси и указанием маршрута поездки, который свидетельствует о ее производственном характере.

Документальным подтверждением расходов на оплату такси в командировке будет служить авансовый отчет, а при подтверждении расходов, связанных с использованием такси в качестве служебного транспорта, организации также необходимо будет предоставить заключенный договор с агрегатором такси. 

Вопрос: Как отражаются для целей налога на прибыль расходы на услуги такси при заказе через агрегаторов? (Консультация эксперта, 2025) {КонсультантПлюс}

 

Документальное подтверждение расходов на проезд

Расходы на проезд подтверждаются:

  • на такси - заказ-нарядом, кассовым чеком или чеком, сформированным в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ (п. 82 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586)). Расходы можно подтвердить также электронным документом, подписанным простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ, Письмо Минфина России от 12.09.2018 N 03-03-06/1/65357);

Готовое решение: Как учесть командировочные расходы при расчете налога на прибыль (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}

 

Для учета расходов на компенсацию работнику стоимости его проезда на такси к месту командировки и обратно в целях налога на прибыль организаций организация в отсутствие кассового чека должна располагать квитанцией в форме бланка строгой отчетности. При оказании услуг перевозки перевозчиком, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", перевозчик обязан выдать пассажиру чек.

Расходы организации на компенсацию работнику его затрат на проезд при представлении им только выписки по банковской карте об оплате услуг такси, по нашему мнению, не соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и не могут быть учтены при расчете налога на прибыль организаций на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Аналогичной позиции придерживаются представители финансового ведомства (например, Письма Минфина России от 28.12.2018 N 03-03-07/95687, от 09.11.2018 N 03-03-06/1/80793).

Отметим, что для учета рассматриваемых расходов в целях налога на прибыль наличие авансового отчета также является обязательным (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ). 

Вопрос: Как должны быть подтверждены расходы на такси в целях освобождения от НДФЛ, если перевозчик не представил чек? Можно ли считать подтверждением выписку по карте работника или квитанцию, выданную перевозчиком? Будут ли указанные документы основанием для подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли? (Консультация эксперта, 2023) {КонсультантПлюс}

 

 


#кадровику

Организация перешла на кадровый электронный документооборот. Какие кадровые документы запрещено подписывать ЭЦП?

Посмотреть ответ специалиста

ЭЦП не применяется в отношении трудовых книжек и формируемых в соответствии с трудовым законодательством в электронном виде сведений о трудовой деятельности работников, акта о несчастном случае на производстве по установленной форме, приказа (распоряжения) об увольнении работника, документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником. 

 

Обоснование

 

Положения настоящей статьи и статей 22.2 и 22.3 настоящего Кодекса не применяются в отношении трудовых книжек и формируемых в соответствии с трудовым законодательством в электронном виде сведений о трудовой деятельности работников, акта о несчастном случае на производстве по установленной форме, приказа (распоряжения) об увольнении работника, документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником.
ст. 22.1 ТК РФ {КонсультантПлюс}

Согласно части третьей статьи 22.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), положения данной статьи и статей 22.2 и 22.3 Кодекса не применяются в отношении трудовых книжек и формируемых в соответствии с трудовым законодательством в электронном виде сведений о трудовой деятельности работников, акта о несчастном случае на производстве по установленной форме, приказа (распоряжения) об увольнении работника, документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником.

Таким образом, Кодекс исключает возможность электронного документооборота для акта о несчастном случае на производстве по установленной форме, приказа (распоряжения) об увольнении работника, документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником, их подписание осуществляется только на бумажном носителе.

Введение данной нормы связано с исключительным значением данных документов для расследования несчастных случаев на производстве, а также возможности восстановить права работника - оспаривать увольнение или нарушение трудовых прав с учетом установленных законодательством коротких сроков обжалования в этой ситуации.

Изъятие указанных документов из-под действия электронного документооборота направлено на защиту интересов работников (как экономически более слабой стороны в трудовых отношениях) от возможного неправомерного и одностороннего изменения электронного документа, в том числе "задним числом", учитывая в том числе их влияние на исчисление сроков исковой давности по трудовым спорам.

Согласно статье 392 Кодекса, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности у работодателя по последнему месту работы.

Оформление в бумажном виде акта о несчастном случае на производстве по установленной форме, приказа (распоряжения) об увольнении работника, документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, не позволит работодателю нарушать права работников, а работнику злоупотреблять своими правами.


{Вопрос: О ведении электронного кадрового документооборота. (Письмо Минтруда России от 12.01.2023 N 14-6/ООГ-97) {КонсультантПлюс}}

Что понимается под электронным кадровым документооборотом

Электронный кадровый документооборот (ЭКДО) - это создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником (лицом, поступающим на работу) документов, связанных с работой, в электронном виде, без дублирования на бумажном носителе (ч. 1 ст. 22.1 ТК РФ).

ЭКДО касается документов, которые согласно трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, оформляются в бумажном виде и (или) с которыми работников (лиц, поступающих на работу) необходимо ознакомить в письменной форме (ч. 2 ст. 22.1 ТК РФ).

ЭКДО не распространяется (ч. 3 ст. 22.1 ТК РФ):

  • на трудовые книжки и формируемые в электронном виде сведения о трудовой деятельности работников;
  • акт о несчастном случае на производстве по установленной форме;
  • приказ (распоряжение) об увольнении;
  • документы, подтверждающие прохождение работником инструктажей по охране труда.

Кроме того, ведите только в бумажном виде книги (журналы) по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и учета движения трудовых книжек. Такой вывод можно сделать из Письма Минтруда России от 05.10.2023 N 14-6/ООГ-6245. Ведомство отметило, что указанные книги (журналы) не подпадают под действие норм, которые касаются ЭКДО. Кроме того, оно указало на действующий порядок оформления таких книг (журналов), обязывающий, в частности, прошнуровать их.


Готовое решение: Как организовать электронный кадровый документооборот в организации (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}

 

 


#юристу

На онлайн-мероприятии организатор с помощью бегущей строки упоминает спонсоров мероприятия. Нужно ли эту информацию маркировать?

Посмотреть ответ специалиста

Спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Следовательно, спонсорская реклама является разновидностью рекламы и на нее распространяются как общие требования, предъявляемые Федеральным законом "О рекламе" к рекламе, так и специальные требования, установленные указанным Федеральным законом, в т.ч. требования о маркировке. 

 

Обоснование

 

Спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;


п. 10 ст. 3, Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 23.11.2024) "О рекламе" {КонсультантПлюс}

Спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

(пункт 10 статьи 3 Федерального закона "О рекламе")

Согласно части 9 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", под спонсором понимается лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

При этом данная норма предусматривает, что в качестве спонсора должно быть указано именно лицо, а не товар или услуга.

В понятии спонсорской рекламы в статье 3 Федерального закона "О рекламе" данный термин определен через понятие рекламы.

Следовательно, спонсорская реклама является разновидностью рекламы и на нее распространяются как общие требования, предъявляемые Федеральным законом "О рекламе" к рекламе, так и специальные требования, установленные указанным Федеральным законом.


Приказ ФАС России от 14.11.2023 N 821/23 "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований "Понятие рекламы" {КонсультантПлюс}

Как маркировать рекламу в Интернете? Допускаются ли иные варианты маркировки, кроме слова "реклама"?

В Законе четко указано, что реклама должна иметь пометку "реклама". Без вариантов. Ни "рекламный материал", ни какие-то значки "Р", ни "спонсорский материал", ни "новости партнера", никакие другие варианты, которые так или иначе раньше ходили по рынку, не допускаются. А вот во второй части требования - указания рекламодателя - Закон допускает некоторую вариативность. Можно дать сведения о нем либо ссылку на страничку его сайта, где их можно прочитать.

       Примечание. Реклама считается промаркированной, если на ней указаны:

- слово "реклама";

- сведения о рекламодателе;

- идентификатор ERID (уникальный код из букв и цифр, который нужно получить до запуска креатива у оператора рекламных данных (ОРД).


{Статья: Вступили в силу штрафы за отсутствие маркировки интернет-рекламы. Черная метка (Погонцева Е.) ("Фармацевтический вестник", 2023, N 20) {КонсультантПлюс}}

 

 


#специалисту по госзакупкам

Можно ли списать неустойку подрядчику, если сроки по контракту были нарушены по вине подрядчика, и он это признает?

Посмотреть ответ специалиста

Заказчик обязан списать неустойку, начисленную за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту, в случаях и в порядке, установленных Правительством РФ. В иных случаях неустойку лучше не прощать, контролирующие органы будут тщательно искать признаки ущерба государству в результате таких действий.

 

Обоснование

 

В каких случаях заказчик списывает неустойку за нарушения, допущенные при исполнении контрактов

Списывайте пени и штрафы по любым контрактам при следующих условиях (п. 2 Правил списания неустоек N 783, Письма Минфина России от 22.09.2023 N 02-13-11/91290, от 11.05.2022 N 24-06-07/42955):

    обязательства исполнены в полном объеме. Исключения составляют контракты, по которым в 2015, 2016 и 2020 гг. по соглашению сторон изменены срок исполнения контракта, и (или) его цена, и (или) цена единицы товара, работы, услуги, и (или) количество товаров, объем работ, услуг;

    в 2020 г. обязательства не исполнены в полном объеме из-за того, что в связи с распространением коронавирусной инфекции возникли не зависящие от поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - поставщик) обстоятельства, влекущие невозможность исполнения контракта;

    в 2021 и 2022 гг. обязательства не были исполнены в полном объеме из-за существенного увеличения цен на строительные ресурсы, что сделало невозможным исполнение контракта;

    обязательства не были исполнены полностью из-за возникновения при исполнении контракта независящих от сторон обстоятельств, которые повлекли невозможность его исполнения без изменения условий в связи с мобилизацией в РФ, введением санкций и (или) мер ограничительного характера.

Не списывайте неустойку, если для этого нет оснований. Требовать ее уплаты - ваша обязанность (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, Письма Минфина России от 13.09.2023 N 02-12-12/87684, от 11.05.2022 N 24-06-07/42955). При наличии начисленных штрафов или пеней контролирующие органы требуют идти до конца и взыскивать их с поставщика даже в судебном порядке.


Готовое решение: Как списать неустойку по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}


Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:

а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;

б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;

в) в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

(пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 23.03.2022 N 439)

г) обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).


Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (ред. от 09.12.2024) "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" (вместе с "Правилами списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом") {КонсультантПлюс}

 

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (часть 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).

Указанная норма Закона N 44-ФЗ является нормой прямого действия и подлежит применению независимо от установленных условий контракта.

Таким образом, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик обязан направить поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).


{Вопрос: О зачислении неустойки (штрафа, пеней) за неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контрактам (договорам), финансируемым за счет субсидии, предоставленной ППК. (Письмо Минфина России от 13.09.2023 N 02-12-12/87684) {КонсультантПлюс}}

Согласно части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено: в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Указанная норма Закона N 44-ФЗ является нормой прямого действия и подлежит применению независимо от установленных условий контракта.

В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Таким образом, пеня начисляется от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом согласно пункту 2 части 14 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт могут быть включены условия об удержании суммы неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ, из суммы, подлежащей уплате поставщику (подрядчику, исполнителю).

Учитывая изложенное, в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта заказчик при исполнении контракта обязан применить соответствующие меры ответственности.


{Вопрос: Об ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при ненадлежащем исполнении обязательств по контракту и списании сумм начисленных неустоек (штрафов, пеней). (Письмо Минфина России от 11.05.2022 N 24-06-07/42955) {КонсультантПлюс}}