Утвержден обновленный перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов власти регионов
Новый перечень включает в себя 21 показатель. Среди них:
доверие к власти (доверие к Президенту, высшим должностным лицам субъектов РФ, уровень которого определяется в том числе посредством оценки общественного мнения в отношении достижения регионами национальных целей развития РФ);
суммарный коэффициент рождаемости;
удовлетворенность участников специальной военной операции условиями для медицинской реабилитации, переобучения и трудоустройства;
объем ввода в эксплуатацию жилой и нежилой недвижимости;
качество среды для жизни в опорных населенных пунктах;
доля автомобильных дорог крупнейших городских агломераций и автомобильных дорог регионального значения (включая дороги, отнесенные к опорной сети автомобильных дорог), соответствующих нормативам.
Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания. Признаны утратившими силу Указ Президента от 4 февраля 2021 г. N 68 и изменяющий его акт.
Предлагается с 1 июля 2025 г. распространить балльную систему оценки на определение уровня локализации производства фармацевтической продукции, включающей в себя лекарственные препараты, сыворотки и вакцины
Предусматривается, что указанная продукция фармацевтической промышленности может быть отнесена к российской промышленной продукции при условии соответствия всем требованиям, за соблюдение которых не начисляются баллы, и достижения не менее 50 баллов за выполнение на территориях стран - членов ЕАЭС указанных технологических процессов для каждой единицы продукции, если иное не установлено иными нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Также планируется отнести к критериям подтверждения производства российской промышленной продукции документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории ЕАЭС, выдаваемый Минпромторгом России.
В Госдуме рассматривается законопроект о передаче организациям, осуществляющим деятельность в области газоснабжения и (или) газификации, во владение и (или) пользование государственного и муниципального имущества без проведения конкурсов или аукционов
Согласно законопроекту заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов с:
единым оператором газификации, региональными операторами газификации, в случае если такое имущество передается в целях осуществления деятельности, направленной на развитие газификации;
газораспределительными организациями, в случае если такое имущество передается в целях осуществления регулируемого вида деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечения подачи газа его потребителям, осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также эксплуатации и развития газораспределительной системы;
поставщиками газа (газоснабжающими организациями), в случае если такое имущество передается в целях осуществления поставки газа потребителям по договорам.
С 1 января 2025 года устанавливаются предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2025 год, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам РФ
Приведены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, а также предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на поставляемую электрическую энергию (мощность) в пределах и сверх социальной нормы потребления.
<Письмо> Минстроя России от 02.11.2024 N 28965-ОГ/00
<Об оплате услуги по газоснабжению>
Наличие договора о техническом обслуживании газового оборудования является обязательным условием для оказания услуги газоснабжения ресурсоснабжающей организацией - газоснабжающей организацией
В силу пункта 31(1) Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. N 410, в отсутствие договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) специализированная организация вправе инициировать перед поставщиком газа приостановление им своих обязательств по поставке газа.
ФНС: работодатели не имеют права принуждать работников регистрироваться в качестве самозанятых вместо полноценного трудоустройства
Сообщается, что Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15 определены некоторые признаки трудовых отношений. В частности, выполнение работником трудовой функции под контролем работодателя, подчинение правилам трудового распорядка, обеспечение работодателем условий труда, а также стабильный характер отношений, подчиненность и зависимость труда, выполнение сотрудником работы по определенной специальности и т.д. Наличие указанных признаков во взаимоотношениях самозанятого с заказчиком может свидетельствовать о незаконной налоговой оптимизации.
Также законодательством установлен прямой запрет на работу самозанятых с текущим или бывшим работодателем. После увольнения должно пройти не менее двух лет.
Незаконная налоговая оптимизация может привести к рискам доначислений по страховым взносам и НДФЛ, если налоговым органом будут установлены признаки трудовых отношений во взаимодействии самозанятого с заказчиком, а также в случае выявления факта перевода сотрудника в статус самозанятого. Взаимоотношения организации с самозанятыми оцениваются комплексно с применением риск-ориентированного подхода. Соответствие компании изложенным критериям может являться основанием для проведения мероприятий налогового контроля со стороны налоговых органов.
Строка "туристический налог" включена в форму "Информация об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов"
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2025 года.
<Письмо> ФНС России от 22.11.2024 N СД-4-3/13314@
"О направлении информации"
Даны разъяснения по вопросу представления налоговой декларации по туристическому налогу налогоплательщиками, относящимися к категории крупнейших налогоплательщиков
Сообщается, что в соответствии со статьей 418.9 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения средства размещения в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме (формату), которая утверждена ФНС России. Однако пунктом 3 статьи 80 НК РФ установлено, что налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ.
Учитывая, что положения статьи 418.9 НК РФ не содержат специальных норм о порядке представления налоговой декларации по туристическому налогу крупнейшими налогоплательщиками, такие налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
ФНС: заявления о применении с 01.01.2024 новых вычетов на долгосрочные сбережения граждан в отношении индивидуальных инвестиционных счетов, открытых до 31.12.2023, будут приниматься налоговыми органами до 01.02.2025
С 01.01.2024 Федеральным законом от 23.03.2024 N 58-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ (далее - Кодекс), в частности, статьей 219.2 Кодекса введены новые виды налоговых вычетов - вычеты на долгосрочные сбережения граждан (далее - ДСГ).
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 219.2 Кодекса предусмотрен налоговый вычет на ДСГ в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на его индивидуальный инвестиционный счет (далее - ИИС), открытый начиная с 01.01.2024.
Часть 10 статьи 3 Федерального закона N 58-ФЗ содержит переходные положения: по договору на ведение ИИС, заключенному до 31 декабря 2023 года включительно, налогоплательщик имеет право на получение налоговых вычетов на ДСГ, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 219.2 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 219.2 Кодекса и частью 10 статьи 3 Федерального закона N 58-ФЗ, начиная с 1 января календарного года, в котором налогоплательщиком подано заявление в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В настоящее время порядок подачи данного заявления (Приказ ФНС России от 31.10.2024 N ЕД-7-11/983@) находится на регистрации в Минюсте России.
После вступления в силу приказа заявление о применении к ИИС, открытому до 31.12.2023, вычетов на ДСГ может быть представлено в налоговый орган до конца календарного года, с 1 января которого налогоплательщик будет вправе применять новые виды вычетов.
С учетом срока регистрации приказа и его вступления в силу такие заявления о применении с 01.01.2024 новых вычетов на ДСГ в отношении ИИС, открытых до 31.12.2023, будут приниматься налоговыми органами до 01.02.2025.
Установлен новый Порядок ведения реестра именников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство (ремонт) ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, и художников-ювелиров
Приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу аналогичного Приказа Минфина от 06.10.2016 N 174н.
Обновлены условия и порядок возмещения кредитным и иным организациям недополученных ими доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам РФ в 2020 - 2024 годах по ставке до 8 процентов годовых
Недополученные доходы возмещаются кредиторам по договорам о предоставлении кредита (займа), обязательства по которым обеспечены ипотекой, информация о которых предоставлена АО "ДОМ.РФ", в пределах средств, выделенных для этой цели из федерального бюджета и иных определенных Правительством РФ источников.
Определены требования к получателям субсидии, приводятся формы необходимых документов.
Обновлены порядок и условия выплат АО "ДОМ.РФ" возмещений российским кредитным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам, предоставленным гражданам РФ на приобретение или строительство жилых помещений на территории Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны РФ
Выплаты осуществляются в пределах денежных средств, выделенных на цели реализации программы "Дальневосточная и арктическая ипотека".
Определены требования к получателям субсидии, приведены формы необходимых документов.
В новой редакции изложены условия и порядок возмещения российским кредитным организациям и АО "ДОМ.РФ" недополученных доходов по выданным жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам РФ, имеющим детей, по ставке 6 процентов годовых
Возмещение недополученных доходов кредитных организаций, общества "ДОМ.РФ" и ипотечных агентов по кредитам (займам) осуществляется в пределах средств, выделенных обществу "ДОМ.РФ" для этой цели из федерального бюджета.
Определены требования к получателям субсидии, перечни необходимых документов, установлены особенности выплаты возмещения недополученных доходов.
Минфин информирует об основных направлениях государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года
Утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2024 г. N 3386-р основные направления определяют стратегию дальнейшего развития бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности.
Сообщается, в частности, о главных направлениях государственной политики, развитии системы стандартов бухгалтерского учета, расширении функционала государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, планируемых изменениях в законодательстве.
Минфин информирует об особенностях реализации государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года
Сообщается, в частности, что государственная политика будет основываться на действующей системе финансовой информации. Признано, что основания и необходимость концептуального пересмотра данной системы отсутствуют в настоящее время.
С целью укрепления основ деятельности аудиторских организаций запланированы, в частности: расширение практики оказания услуг по проведению аудита либо иной проверки систем внутреннего контроля в организациях, по профессиональному подтверждению раскрываемой информации об устойчивости, по оценке технического и программного обеспечения ведения бухгалтерского учета организациями, по оказанию консультационных услуг; определение случаев, в которых наличие/отсутствие аудиторского заключения или иного документа, выдаваемого аудиторской организацией, должно рассматриваться в качестве фактора оценки экономического субъекта; расширение методической базы и стимулирование применения информационных технологий в оказании аудиторских услуг; внедрение технологических решений, позволяющих представлять аудиторские заключения об отчетности в электронном виде; изменение системы закупок аудиторских услуг; включение субъектов аудиторской деятельности в число лиц, имеющих право оказывать услуги ведения бухгалтерского учета без соблюдения специальных требований, предъявляемых к таким лицам в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете"; усиление ответственности, в том числе имущественной, аудиторских организаций и аудиторов за грубые нарушения обязательных требований в сфере аудиторской деятельности; увязка механизма подтверждения соблюдения требования безупречной деловой (профессиональной) репутации физических лиц и коммерческих организаций, желающих стать соответственно аудиторами и аудиторскими организациями, с утвержденными саморегулируемой организацией аудиторов требованиями к деловой (профессиональной) репутации.
Реализация государственной политики будет осуществляться посредством внесения необходимых изменений в законодательство, в том числе федеральные законы "О бухгалтерском учете", "О консолидированной финансовой отчетности", "Об аудиторской деятельности". Кроме того, предполагаются разработка и издание соответствующих профессиональных рекомендаций, проведение разнообразных организационных, образовательных, информационных мероприятий.
Минстрой дополнительно сообщает о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на IV квартал 2024 года
Приводятся в том числе индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ.
Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.
Правительство поддержало домохозяйства с электроотоплением в регионах с низкой газификацией
Предусмотрено, что в регионах, уровень газификации населения которых составляет менее 5 процентов, по решению уполномоченного органа для населения, проживающего в жилых домах, оборудованных электроотопительными установками, в январе - апреле 2025 г. может применяться сезонный коэффициент, не превышающий 1,8 к максимальному значению для первого и второго диапазонов объемов потребления электрической энергии (мощности) населением и приравненными к нему категориями потребителей.
Уточнены акты Правительства по вопросам деятельности территориальных сетевых организаций
Внесены изменения в Постановление Правительства от 10.09.2024 N 1229, обеспечивающие учет особенностей работы системообразующей территориальной сетевой организации (СТСО) и территориальной сетевой организации (ТСО) на территориях субъектов РФ, включая ликвидацию последствий аварийных ситуаций на основании решения штаба по обеспечению безопасности электроснабжения. Кроме того, уточнены особенности передачи ТСО объектов, объединенных в единый технологический комплекс.
Также внесены изменения в Правила определения системообразующих территориальных сетевых организаций, утвержденные Постановлением Правительства от 28.08.2024 N 1159, в целях обеспечения скорейшего определения иной СТСО в случае, если действующая СТСО утратит статус ТСО в любой период времени.
Установлены правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте
Предусмотрено, что при оказании услуг по перевозке всем пассажирам, грузоотправителям и грузополучателям должны быть предоставлены одинаковые условия обслуживания и оплаты, предусмотренные законодательством РФ.
Размер платы за услуги по перевозке, предоставляемые перевозчиком и владельцем портовых сооружений, причалов и плавучих объектов, предназначенных для обслуживания пассажиров и их багажа, устанавливается в соответствии с законодательством РФ.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2025 года и действует до 1 марта 2031 года.
На 100 тыс. тонн увеличен объем тарифной квоты на вывоз за пределы ЕАЭС отходов и лома черных металлов
Определен перечень документов, представляемых в Минпромторг России участником внешнеторговой деятельности для получения дополнительного объема тарифной квоты, установлен порядок расчета дополнительного объема, выделяемого участнику внешнеторговой деятельности.
Установлен порядок интеграции автоматизированных информационных систем с единой федеральной государственной информационной системой учета отходов от использования товаров
Настоящий порядок определяет правила интеграции автоматизированных информационных систем, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство товаров, упаковки на территории РФ; юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими ввоз товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами ЕАЭС, или ввоз товаров из государств - членов ЕАЭС; юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров и (или) упаковки; иными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, с единой федеральной государственной информационной системой учета отходов от использования товаров.
Порядок не применяется в отношении государственных и иных информационных систем, интеграция которых с системой учета отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 статьи 24.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
<Письмо> Росздравнадзора от 11.10.2024 N 06-61994/24
"О предоставлении информации"
Росздравнадзор направляет графические памятки по ведению медицинской документации
Представлены памятки о ведении карты пациента, обратившегося за психиатрической (наркологической) помощью, о ведении медицинской карты амбулаторного наркологического больного, о требованиях к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
<Письмо> Росздравнадзора от 14.10.2024 N 08-62036/24
"О предоставлении информации"
Направлены графические памятки по регистрации операций, связанных с обращением наркотических средств и психотропных веществ
Представлены в том числе образец заполнения журнала регистрации операций с НС и ПВ, рекомендации по ведению журналов.
Установлены нормы обеспечения специальным имуществом сотрудников органов внутренних дел, принимающих непосредственное участие в оперативно-разыскных мероприятиях и следственных действиях, связанных с контактом с высокотоксичными наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами
Предусматривается, что для специального имущества, на которое не утверждены сроки эксплуатации, указанные сроки определяются на основании требований технической документации предприятий-изготовителей данного специального имущества. Срок эксплуатации специального имущества "до износа" не должен превышать 1 года.
Утверждены типовая структура, типовое штатное расписание и порядок расчета штатной численности лечебного исправительного учреждения
Приказ издан в соответствии с абзацем десятым подпункта 4 пункта 11 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний.
Установлены типовая структура, типовое штатное расписание и порядок расчета штатной численности тюрьмы
Приказ издан в соответствии с абзацем десятым подпункта 4 пункта 11 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний.
Ужесточаются подходы Пленума Верховного Суда РФ в части привлечения к уголовной ответственности за хулиганство
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 года N 45 "О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений" дополняется, в частности, следующими положениями:
- хулиганство квалифицируется по пункту "а" части 1 статьи 213 УК РФ, если грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождалось применением в отношении одного или нескольких граждан насилия либо угрозой его применения;
- под применением насилия в указанном случае следует понимать нанесение побоев или совершение иных умышленных насильственных действий, соединенных с причинением потерпевшему физической боли, включая единичные удары, либо с ограничением его свободы (например, путем связывания, воспрепятствования выходу из помещения), не повлекших причинения вреда здоровью, а также умышленное причинение вреда здоровью потерпевшего;
- в случаях, когда в процессе совершения хулиганства лицо использует животных, представляющих опасность для жизни или здоровья человека, содеянное может быть квалифицировано по части 2 статьи 213 УК РФ по признаку применения предмета, используемого в качестве оружия;
- для квалификации содеянного группой лиц по предварительному сговору как хулиганства, совершенного с применением насилия или с угрозой его применения, не имеет значения, всеми ли лицами, договорившимися о совершении такого преступления, применялось насилие к гражданам или выражалась угроза применения насилия;
- в случаях, когда побои, причинение вреда здоровью человека различной степени тяжести, совершенные в семье, в отношении родственников, знакомых лиц и вызванные личными неприязненными отношениями, неправильными действиями потерпевших, были сопряжены с очевидным для виновного грубым нарушением общественного порядка и выражали явное неуважение к обществу, их следует квалифицировать как хулиганство, предусмотренное соответствующей частью статьи 213 УК РФ. При этом дополнительной квалификации по статье 115 или статье 116 УК РФ не требуется.
Уточняются разъяснения о квалификации противоправных деяний как хулиганства при их совершении на транспорте общего пользования и при использовании лицом декоративного оружия или оружия-игрушки.
Также в связи с изменением законодательства внесены уточнения в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 9 "О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений".
Представлен Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024)
В обзоре, в частности, обобщены правовые позиции по разрешению споров, возникающих из договорных, земельных, наследственных, жилищных отношений; споров, связанных с выплатой страхового возмещения, с социальными и трудовыми отношениями; споров о разделе имущества супругов; споров, возникающих из обязательственных отношений.
Представлена практика применения законодательства о банках и банковской деятельности, о страховании, об энергоснабжении и оказании коммунальных услуг, законодательства в области защиты персональных данных, положений КоАП РФ.
Также рассмотрены процессуальные вопросы, вопросы квалификации, назначения наказания, даны разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике, и прочее.
Сообщается, что в связи с изменениями в законодательстве из обзоров судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2023) и N 1 (2024) исключаются некоторые положения.
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru