Бухгалтеру бюджетной организации от 1 октября 2024 года

01.10.2024

Донастройка налоговой реформы: проект внесли в Госдуму

Правительство планирует уточнить отдельные параметры налоговой реформы. Корректировки затрагивают УСН, налог на прибыль, страховые взносы, акцизы и др. Расскажем об основных поправках.

УСН

Предлагают следующее (п. 1, пп. "а" и "б" п. 9 ст. 1, пп. "б" п. 2 ст. 3 проекта):

  • установить коэффициент-дефлятор на 2025 год в размере 1;
  • освободить отдельных налогоплательщиков на УСН от составления счетов-фактур для снижения административной нагрузки;
  • изменить порядок уплаты налога при УСН, если налогоплательщик встал на учет в другом субъекте, где ставка ниже. В этом случае нужно уплачивать налог по старой ставке в течение 3 лет. Цель - исключить необоснованное перемещение бизнеса в субъекты, где действуют пониженные ставки по УСН.

Налог на прибыль

Планируют такие изменения (пп. "д" п. 1 ст. 3 проекта):

  • разрешить амортизировать ОС и НМА, по которым решили применить федеральный инвестиционный вычет;
  • запретить такой вычет по ОС и НМА, при формировании первоначальной стоимости которых с 1 января 2025 года применят повышающий коэффициент 2;
  • увеличить ставку налога с 15 до 20% по доходам от процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также обращающимся облигациям российских организаций. С учетом повышения общей ставки налога на прибыль до 25% льгота для таких доходов сохранится на прежнем уровне.

Страховые взносы

Планируют повысить лимит по выплатам физлицам с 1 до 1,5 МРОТ, если субъекты МСП применяют пониженные тарифы взносов в размере 15% (п. 11 ст. 1 проекта). Ведомство учло предложения бизнеса по "обелению" зарплат.

Акцизы

Предлагают такие изменения (пп. "а" п. 2, пп. "а" п. 3 ст. 1 проекта):

  • увеличить ставки акцизов на этиловый спирт, продукцию со спиртом, алкоголь с долей спирта свыше 18%, сидр, пиво и др. Планируют повысить ставки, которые установили на 2025 год с индексацией. Цель - снизить потребление алкоголя до 2030 года и далее;
  • увеличить ставки акцизов на сигареты, папиросы в части адвалорной составляющей;
  • уточнить критерии определения подакцизных сахаросодержащих напитков. Ведомство планирует снизить их потребление населением.

Документ:

Проект Федерального закона N 727330-8

Рекомендуем:

Налоговая реформа РФ: обзор последних новостей

 

01.10.2024

Внутренний финансовый аудит: Минфин разъяснил, как консультировать субъекты бюджетных процедур

Ведомство разработало методрекомендации, которые помогут должностным лицам, проводящим внутренний финансовый аудит (ВФА), консультировать субъекты бюджетных процедур.

Решение о консультировании принимает руководитель субъекта ВФА. При этом он должен учесть, в частности, принципы функциональной независимости и компетентности, достаточность ресурсов для планового и внепланового аудита и консультирования.

Информацию для консультирования можно собирать такими способами:

  • запрашивать объяснения в письменной или устной форме от субъекта бюджетных процедур;
  • получать доступ к прикладным программным средствам и информресурсам для изучения в них документов и информации;
  • знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами главного администратора, которые использует субъект бюджетных процедур;
  • посещать помещения и территории, которые занимает субъект бюджетных процедур;
  • направлять обращения субъекту бюджетных процедур, главным администраторам и юрлицам, у которых есть полномочия главного администратора.

Результаты консультирования надо оформить в письменной форме и направить субъекту бюджетных процедур. Их можно представить, например в виде аналитических записок (справок) о результатах оценки бюджетных рисков.

Документ:

Письмо Минфина России от 26.09.2024 N 02-10-08/1/93399

 

01.10.2024

Налоговая политика на 2025 год и плановый период: Минфин озвучил основные направления

Ведомство разместило на сайте планируемые меры налоговой политики по видам налогов на следующий год и плановый период 2026 ‒ 2027 годов. Хотят улучшить налоговое администрирование, ввести новые права и обязанности для налогоплательщиков и инспекций. Расскажем об основных планах.

Налоговое администрирование

Для совершенствования налогового администрирования планируют:

  • развивать институт изменения сроков уплаты обязательных платежей. В частности, хотят уменьшить количество документов для получения отсрочки или рассрочки по их уплате, установить единый срок инвестиционного кредита - 10 лет. Планируют также расширить перечень налогов, по которым можно получить отсрочку, рассрочку, инвестиционный кредит и др.;
  • к дополнительным мероприятиям налогового контроля отнести выемку документов. Сейчас этот момент вызывает разночтения;
  • установить возможность отвечать на обращение налогоплательщика по адресу электронной почты из обращения;
  • разрешить обжаловать акты инспекции, действия и бездействие ее должностных лиц в суде, если решения по жалобе нет в течение 2 месяцев;
  • освободить отдельных налогоплательщиков на УСН и ЕСХН от составления счетов-фактур;
  • рассмотреть вопрос о внедрении предупреждений вместо штрафов за отдельные нарушения, чтобы снизить налоговую нагрузку.

НДФЛ

Хотят уточнить такие моменты:

  • закрепить за налоговыми агентами обязанность исчислять и удерживать НДФЛ в большинстве ситуаций и разрешить учитывать при расчете расходы и вычеты. Цель - снизить административную нагрузку на физлиц;
  • уточнить порядок освобождения от НДФЛ компенсации проезда в отпуск и обратно работникам Крайнего Севера. Хотят убрать условие о совместном проживании членов семьи;
  • дополнить перечень командировочных расходов, которые не облагают НДФЛ при их компенсации сотруднику или оплате за него. Предлагают относить к ним взносы по ДМС, если страховка нужна для отправления сотрудника в командировку;
  • позволить налогоплательщикам-нерезидентам уменьшать доходы от продажи имущества (имущественных прав) на документально подтвержденные расходы на его покупку.

Налог на прибыль

Планируют проработать такие вопросы:

  • обязать организации, у которых есть несколько обособленных подразделений в одном субъекте, уплачивать налог в бюджет этого субъекта только через одно из подразделений;
  • расширить перечень сомнительных долгов за счет дебиторской задолженности, которая возникла по решению суда. Ведомство исходит из того, что оценка налоговых последствий влияет на решение обратиться в суд с просьбой взыскать с контрагента упущенную выгоду или компенсацию. При положительном решении суда такую компенсацию нужно отражать в доходах, хотя эти средства можно и не получить.

Имущественный, транспортный и земельный налоги

Хотят предусмотреть такие корректировки:

  • установить плавный переход к налогообложению недвижимости организаций исходя из ее кадастровой стоимости. Исключение - линейные, технически сложные сооружения, воздушные и морские суда и т.п.;
  • постепенно отменить обязанность организаций уведомлять об исчисленных налогах и авансах по транспортному и земельному налогам. Обязанность по их исчислению планируют переложить на инспекцию.

Страховые взносы

Планируют изменить:

  • для предприятий с основным видом деятельности "обрабатывающее производство" установить единый пониженный тариф взносов 7,6%. Его хотят применять к части выплат физлицу сверх 1,5 МРОТ в месяц. Напомним, часть подобных планов уже реализовали. Так, с 2025 года для таких плательщиков уменьшат пониженный тариф взносов с 15 до 7,6%;
  • повысить лимит по выплатам физлицам - с 1 до 1,5 МРОТ при применении пониженных тарифов взносов субъектами МСП в размере 15%.

Спецрежимы

Хотят проработать такие моменты:

  • изменить порядок уплаты налога при УСН, если налогоплательщик встал на учет в другом субъекте, где ставка ниже. В этом случае нужно уплачивать налог по старой ставке в течение 3 лет;
  • уточнить состав расходов на покупку и создание НМА, на которые можно уменьшить доходы при УСН в случае их достройки, реконструкции, модернизации и прочих изменений независимо от цены НМА;
  • распространить применение АУСН на все субъекты России с 1 января 2026 года;
  • наладить информационный обмен с операторами электронных площадок (маркетплейсов и т.д.) по вопросам агентских вознаграждений и взаимозачетов. Цель ‒ расширить возможности инспекции в администрировании АУСН.

Документ:

Основные направления налоговой политики на 2025 ‒ 2027 годы

Рекомендуем:

Налоговая реформа РФ: обзор последних новостей

Полезная ссылка:

Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса ...

 

01.10.2024

Подборка интересных судебных споров за III квартал 2024 года для бухгалтера бюджетной организации

На работу бухгалтера могут повлиять не только нормативные документы и разъяснения ведомств, но и судебные акты. В прошедшем квартале суды рассмотрели много споров. Мы отобрали те, о которых писали в новостях и которые больше всего заинтересовали бухгалтеров.

Госслужба

Конфликт интересов

2-й КСОЮ не увидел конфликта интересов в том, что чиновник устроился юрисконсультом в подведомственное учреждение госоргана, в котором он работал до этого. Суды отметили: трудоустройство на должность юрисконсульта не несет коррупционных рисков. В обязанности служащего в госоргане не входили функции управления учреждением или регистрация сделок с ним. Получать согласие комиссии на заключение трудового договора нужно только тогда, когда чиновник может принимать управленческие решения в отношении нового работодателя.

ВС РФ не усмотрел конфликта интересов в том, что в выборах исполняющего полномочия главы муниципалитета участвовал муниципальный депутат - родственник одного из кандидатов. Суд отметил: депутат не получил материальной выгоды от участия в выборах. Он действовал в интересах избирателей и не создавал преимуществ для своего родственника - кандидата на должность исполняющего полномочия главы муниципалитета. Кроме того, решение о назначении главы было принято коллегиально и не зависело от одного голоса.

Выплата отпускных

1-й и 2-й КСОЮ, рассматривая похожие споры, посчитали, что госслужащие опоздали заявить о взыскании недоплаченных сумм отпускных (в т.ч. в части компенсаций за неиспользуемый отпуск). Наниматели при расчете выплат действительно не учитывали матстимулирование, но обратиться за взысканием недоплаты можно было только в течение года с даты перечисления. Именно тогда чиновники должны были узнать, что выплата неполная.

Командировка

9-й ААС не согласился с контролерами, которые требовали от госоргана вернуть в бюджет деньги за оплату проезда в метро служащих, направленных в командировку. Факт командировки проверяющие не оспаривали. Суд отметил, что спорные суммы - это возмещение иных расходов, а не компенсация расходов за проезд. Наниматель утвердил авансовые отчеты, значит, был согласен с размером трат.

Целевое обучение

Мосгорсуд взыскал оплату за целевое обучение с гражданина, который не стал работать в госоргане по полученной специальности. Пока шло обучение, гражданин проходил госслужбу в должности специалиста 1 разряда (на летних каникулах 2 недели) и делопроизводителя (около года, а потом больше 2 месяцев во время выпуска). Получается, на момент окончания учебы и в течение месяца после выпуска он работал в госоргане, а затем уволился. Гражданин считал, что исполнил свои обязательства, поскольку в договоре о целевом обучении срок работы не был указан., чтобы получить высококвалифицированные кадры. То, что в соглашении не были установлены сроки, не освобождает гражданина от обязанности отработать по полученной квалификации.

Нецелевое использование средств

Оплата труда

ВС РФ не стал пересматривать выводы судов о том, что заместитель, временно исполняющий обязанности директора, не вправе назначать премию самому себе. Выплаты утверждает региональное министерство.

15-й ААС согласился с проверяющими, которые посчитали нецелевыми расходами выплату чиновнице премии за период, пока она была на больничном. Суды отметили:

  • в приказе о премировании не был указан расчетный период или задания и поручения, за которые перечисляли выплаты;
  • по табелям госслужащая не выполняла трудовые функции в спорный период. Довод о том, что она по своему желанию продолжала работать, суды не приняли;
  • перечень оснований для невыплаты премии исчерпывающий, однако это не говорит о том, что трудовая деятельность необязательна. Спорная премия - стимулирование добросовестного труда или результат конкретного вклада госслужащего в выполнение задания.

Довод о том, что в законе нет запрета премировать госслужащих в отпуске по беременности и родам тоже отклонили. Премия - часть денежного содержания чиновника, которое перечисляют за служебную деятельность. Наниматель не обосновал свой тезис о том, что в спорный период велась такая деятельность, и не доказал, что привлекал чиновницу к исполнению обязанностей.

Целевая субсидия

4-й ААС поддержал позицию контролеров, которые выявили нецелевое использование субсидии: средства выделили для содержания имущества, а были они потрачены на зарплату и страховые взносы штатным сотрудникам. Суды отметили: одобрение и согласование спорных расходов учредителем не говорит о том, что целевая субсидия потрачена по соглашению о ее предоставлении.

ОМС

АС Волго-Вятского округа не разрешил использовать средства ОМС на покупку средств индивидуальной защиты. Медорганизация обязана покупать их по требованиям пожарной безопасности. Их приобретение не связано с оказанием медпомощи. Значит, использовать нужно свои средства.

ВС РФ отказался пересматривать дело о снижении в 5 раз суммы санкции за нецелевое использование средств ОМС. Фонд настаивал на том, что без заявления учреждения суд не мог уменьшить штраф. Однако эти доводы отклонили. При снижении штрафа суды следовали принципам справедливости и соразмерности публично-правовой ответственности, а не правилам уменьшения неустойки.

Также ВС РФ не стал пересматривать спор о нецелевом использовании средств ОМС для выплаты матпомощи. Больница перечисляла ее работникам в связи со смертью близкого родственника, лечением, пожаром и тяжелым финансовым положением. Суды отметили: такие выплаты относят к социальным. Они не зависят от квалификации работников, сложности и количества работы. Помощь нельзя относить к оплате труда, несмотря на то что ее отражали по подстатье 211 "Зарплата".

Образование

КС РФ посчитал, что при сравнении с МРОТ в зарплату педагогических работников нельзя включать надбавки за допработы (классное руководство, проверку письменных работ, заведование кабинетами, лабораториями, и др.). Это педагогическая работа, которая не входит в должностные обязанности учителей и которую они могут выполнять только с их письменного согласия и за отдельную плату.

 

 

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы