Бухгалтеру от 3 сентября 2024 года

03.09.2024

Суды признали необходимость явки в суд уважительной причиной отсутствия на работе

Сотруднику объявили выговор за то, что он отлучился более чем на 2 часа в суд. Там проводили подготовку по административному делу о взыскании с него налогов. Наказание он оспорил.

Три инстанции пришли к выводу о том, что работника не было на месте по уважительной причине. Негативные последствия для организации не наступили. Выговор признали незаконным.

Отметим, в подобных случаях суды, в частности 9-й КСОЮ, уже поддерживали сотрудников.

Однако, если специалист участвует в деле в качестве представителя одной из сторон гражданского процесса, явку в суд могут не признать обязательной. 6-й КСОЮ в такой ситуации посчитал причину пропуска работы неуважительной.

Документ:

Определение 5-го КСОЮ от 01.08.2024 по делу N 88-8044/2024

Рекомендуем:

Какие причины отсутствия на работе признают уважительными

Какие причины отсутствия работника бюджетной организации признают уважительными

 

03.09.2024

Машиночитаемая доверенность: ФНС напомнила, как работать с 1 сентября 2024 года

Теперь при электронном взаимодействии с помощью квалифицированной ЭП представитель юрлица или ИП должен применять квалифицированный сертификат для физлица. Одновременно ему нужно представлять машиночитаемую доверенность (МЧД), которую выдали организация или ИП в электронной форме.

МЧД можно бесплатно создать в сервисе ФНС. До сдачи отчетности ее направляют в инспекцию, и та должна ее принять.

Усиленную квалифицированную ЭП представителю-физлицу выдаст любой аккредитованный центр. Их перечень есть на сайте Минцифры.

Кроме того, с 1 сентября 2024 года представитель организации может входить в ЛК юрлица с помощью квалифицированного сертификата, если в инспекции зарегистрирована доверенность со всеми полномочиями.

Доступ в ЛК настраивает руководитель организации. Для этого в разделе "Администрирование"/"Перечень подключенных пользователей личного кабинета" он добавляет сведения о пользователе и полномочия сотрудника.

ФНС напомнила: с этой даты не действуют квалифицированные сертификаты сотрудников юрлиц и ИП, полученные в коммерческих удостоверяющих центрах.

Документ:

Информация ФНС России от 02.09.2024

 

03.09.2024

Судебные споры лета 2024 года, которые могут заинтересовать бухгалтера

На работу бухгалтера могут повлиять не только нормативные акты и разъяснения ведомств, но и судебные акты. Споров в суде ведется много. Мы отобрали часть из тех, которые освещали в наших новостях этим летом.

Переквалификация договоров ГПХ в трудовые

АС Волго-Вятского округа признал трудовым договор оказания услуг с бывшим работником. До его заключения физлицо работало в этой же организации по трудовому договору и выполняло сходные работы. В договоре нет объема работ, его неоднократно продлевали. Страхователь обеспечивал условия труда. Оплата была ежемесячной, фиксированной в день зарплаты и т.д.

10-й ААС усмотрел схему ухода от налогов в заключении договоров с ИП ‒ бывшими работниками. ИП выполняли ту же работу и в том же объеме, что и ранее, когда были сотрудниками организации. Договоры с ними заключили в день регистрации физлиц как ИП (на следующий день). Организация обеспечивала их связью, рабочим местом и др.

А вот 7-й ААС переквалификацию договоров ГПХ в трудовые не поддержал. Договоры содержали перечень или виды услуг, срок их выполнения. Они не обязывали соблюдать режим работы и отдыха, подчиняться распоряжениям организации, в т.ч. ПВТР. Исполнители сами создавали себе условия труда, не получали больничных, соцгарантий и т.п.

Схемы ухода от налогов

АС Западно-Сибирского округа поддержал контролеров, которые решили, что организация применила схему минимизации налогов. Она перенесла часть выручки на подконтрольные лица - подразделения общества с общими финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами. Договоры поставки были с идентичными условиями, оплата проходила фиксированными суммами и с нарушением сроков.

А вот АС Поволжского округа не усмотрел схему ухода от налогов, хотя совпадали вид деятельности, адрес, сотрудники. Организации вели деятельность сами, у контрагента была лицензия, которую общество не могло получить, работу контрагента подтвердили надзорные органы и т.д. Налогоплательщик занимался сбытом продукции, а контрагент - ее производством.

Еще в одном деле АС Уральского округа подтвердил реальность операций по сделке. Товар со склада контрагента перевозила транспортная компания, услуги подтверждали ТТН, исполнение договора отразили в бухотчетности и декларациях контрагента, его директор подтвердил сделку.

Налоговые проверки

АС Московского округа счел законным запрос штатного расписания при камеральной проверке декларации по НДС. Документ запросили, чтобы проверить реальность исполнения контракта. Налогоплательщик не вправе оценивать обоснованность запроса документов. Это решает инспекция.

АС Северо-Кавказского округа решил, что незаверенная копия доверенности представителя не нарушение. Представитель налогоплательщика предъявлял оригинал доверенности при подаче жалобы. Он же участвовал в рассмотрении возражений на акт проверки. Значит, его полномочия проверили. По данным сайта проверки доверенностей документ действующий.

АС Уральского округа отменил штраф за неподачу в срок документов по встречной проверке. Инспекция направила требование почтой, хотя обязана была сделать это по ТКС, так как организация - участник обязательного электронного документооборота. Налоговики не вправе произвольно выбирать способ направления документов.

Матпомощь, оплата допдней отпуска, путевок и питания

АС Западно-Сибирского округа решил, что не нужно облагать взносами на травматизм матпомощь женщинам в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, одиноким родителям, многодетным сотрудникам, компенсацию стоимости путевок в санаторий. У выплат социальный характер, они не связаны с трудовыми функциями.

В другом деле АС Московского округа не поддержал начисление взносов на стоимость питания сотрудников. Выплата не зависела от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий работы. Она не включена в систему оплаты труда.

Расходы подотчетного лица

14-й ААС указал, что кассовые чеки не подтверждают расходы подотчетного лица, если нет первички. Для обоснованности расходов нужны, например, товарные накладные, акты, товарные чеки. В кассовых чеках нет всех обязательных реквизитов для первички.

Выплата пособий

Выплату пособия женщине, которую приняли на работу за 2 месяца до декрета, 15-й ААС признал неправомерной. Женщина ранее никогда не работала, до ее трудоустройства и после начала отпуска по уходу за ребенком должность была вакантной. Работа сотрудницы связана с вредными условиями труда.

А вот в другом деле АС Уральского округа встал на сторону организации, несмотря на то что женщину приняли на работу за 6 дней до декрета. У нее была нужная квалификация и стаж. Она продолжила работать после рождения ребенка.

Финансирование предупредительных мер

13-й ААС признал правомерным отказ СФР в финансировании предупредительных мер. Страхователь представил неполный комплект документов: не было декларации, сертификатов, заключения Минпромторга о СИЗ. В расписке-уведомлении спорные документы не указали.

Привлечение к ответственности

9-й ААС посчитал возможным снизить штраф за подачу позже срока сведений для назначения пособия, поскольку нарушение допущено из-за технического сбоя. Суд учел смягчающие обстоятельства, как признание вины, незначительную просрочку и др.

 

03.09.2024

Росстат обновил статистическую отчетность: формы 1-предприятие, 5-З и 4-ТЭР

Уточнили ряд форм статистики о деятельности организации. Среди них, в частности, отчеты 1-предприятие (с отчета за 2024 год), 5-З (с отчета за I квартал 2025 года), 4-ТЭР (с отчета за 2024 год). Подробнее об изменениях в обзоре.

1-предприятие

В разделе 1 нужно будет отражать только год начала хоздеятельности. Ранее указывали точную дату. Скорректировали раздел 5. Исключили строку, в которой указывали иные бюджетные ассигнования. Из суммы субсидий из бюджета в связи с текущим производством надо отдельно показывать субсидии из региональных и местных бюджетов (строки 527 и 528).

В указаниях по заполнению формы расшифровали, учреждения каких организационно-правовых форм не должны подавать отчет. Ранее было указано: код по ОКОПФ 75000 "Учреждения" и все в него входящие коды.

5-З

Уточнили срок подачи отчета. Теперь его направляют с 1-го рабочего дня по 30-е число после отчетного периода. Ранее это делали с 1-го по 30-е число после отчетного периода. Из отчета исключили раздел 2.

В указаниях по заполнению формы уточнили, учреждения каких организационно-правовых форм (код ОКОПФ 75000) не должны подавать отчет.

Указания дополнили пунктом 8. Теперь общие экономические показатели раздела 1 формируют и отражают их по строкам формы на основании синтетических и аналитических счетов бухучета.

4-ТЭР

Расширили раздел 1. Теперь в нем 45 строк вместо 38. Так, добавили виды топлива: керосины технические, керосины осветительные, битумы нефтяные и др.

Раздел 2 также стал больше. В нем нужно заполнять 5 таблиц, а не 4, как ранее. Потребуется указывать расход топлива, которое добавили в таблицу раздела 1.

Из указаний по заполнению формы исключили положение о подаче сводных данных за все подразделения юрлица, которые работают в одном муниципальном образовании.

Указали, что источник формирования данных отчета - первичные учетные документы складского, бухгалтерского синтетического и аналитического учета организации.

Документ:

Приказ Росстата от 31.07.2024 N 334

Полезная ссылка:

Приказ Росстата от 31.07.2023 N 365 (ред. от 11.01.2024) "Об утверждении форм федерального статистического ...

 

03.09.2024

Декларация по туристическому налогу: ФНС разработала форму, формат и порядок заполнения

С 2025 года курортный сбор преобразуют в туристический налог. По нему станут подавать декларации не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

На общественные обсуждения вынесли проект приказа с формой, порядком заполнения и форматом декларации (п. 1 проекта приказа об утверждении декларации). Так, планируют, что она будет состоять из 2 разделов:

раздел 1 - "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет", где указывают размер налога в разрезе ОКТМО;

раздел 2 - "Сведения об объектах налогообложения и расчет суммы налога", где приводят данные о средствах размещения, показатели для расчета, итоговую сумму налога (приложение 1 к проекту приказа об утверждении декларации).

Предлагают применять форму начиная с декларации за I квартал 2025 года (п. 2 проекта приказа об утверждении декларации).

Также ФНС подготовила форму, формат и порядок заполнения уведомления о выборе инспекции, в которую подают декларацию по туристическому налогу. Планируют, что приказ вступит в силу 1 января 2025 года (п. п. 1 и 2 проекта приказа об утверждении уведомления).

Документы:

Проект приказа ФНС России об утверждении декларации по туристическому налогу

Проект приказа ФНС России об утверждении уведомления о выборе инспекции

 

 

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы