Юристу от 6 августа 2024 года

06.08.2024

Новшества о потребительской рассрочке внесены в Госдуму

С 1 декабря 2025 года планируют перечислить обязательные условия договора, по которому гражданин оплачивает товар, работу или услугу в рассрочку либо через определенное время. Среди прочего в документе потребуется указывать:

  • количество, размер и периодичность платежей;
  • способы их внесения;
  • ответственность потребителя за нарушение договора, размер и порядок расчета неустойки;
  • сведения о том, может ли продавец или исполнитель уступить права и требования.

Также хотят запретить продавцам и исполнителям устанавливать для потребителей:

  • оплату товаров, работ или услуг в рассрочку либо через определенное время за счет третьих лиц. Исключение - ситуации, когда покупатель берет потребкредит (заем) либо использует сервис рассрочки;
  • разные цены на товары, работы или услуги одного вида в зависимости, например, от оплаты в рассрочку.

Предоставлять сервис рассрочки смогут только его операторы. Это компании, которые войдут в реестр ЦБ РФ, если выполнят ряд требований. По договору оператор исполнит поручение гражданина оплатить объект рассрочки российскому юрлицу или ИП. Потребитель возместит издержки оператора, равные цене покупки. Взимать с гражданина вознаграждение за предоставление сервиса нельзя.

Установят максимальный срок погашения рассрочки:

  • с 1 декабря 2025 года - 6 месяцев с момента заключения договора между оператором и потребителем;
  • с 1 декабря 2027 года - 4 месяца с того же момента.

Предлагают ввести и другие нормы.

Сейчас в Законе о защите прав потребителей нет правил о рассрочке. Установлено лишь то, что нужно раскрывать гражданину, в частности, условия приобретения товаров, работ или услуг даже при постоплате. Деятельность тех, кто оказывает посреднические услуги по рассрочке платежей без заключения договоров потребкредита (займа), не урегулирована.

Документы:

Проект Федерального закона N 689396-8

Проект Федерального закона N 689381-8

Полезная ссылка:

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей"

 

06.08.2024

ВС РФ о проверке качества товара: продавцу нужно сделать все, чтобы снизить расходы потребителя

После приобретения телефона покупатель выявил в нем недостатки и направил продавцу претензию в том числе о возврате денег. Тот предложил передать товар в иногородний офис для проверки качества. Гражданин попросил провести ее в городе покупки, но продавец отказался. По мнению апелляции, потребитель уклонился от процедуры. Кассация с этим согласилась.

ВС РФ отметил: продавец при реализации своих прав (на проверку качества и пр.) должен сделать все, чтобы снизить ущерб от продажи товара с дефектами. Это касается также изготовителя, импортера, уполномоченных ИП и юрлиц.

Апелляция не проверила, есть ли в договоре обязанность потребителя передать телефон для осмотра в другой город. Если нет, нужно применить правила ГК РФ о месте исполнения обязательства.

Также апелляция не учла, что договор заключили, а товар изначально передали и оплатили в городе, где живет потребитель и есть подразделения продавца.

Верховный суд направил дело на новое рассмотрение.

Документ:

Определение ВС РФ от 25.06.2024 N 49-КГ24-6-К6

Полезные ссылки:

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей"

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024)

 

 

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы