с 15 июля по 19 июля 2024 года

<< Топ-5 популярных вопросов

#бухгалтеру бюджетной организации

МБУ купило газонокосилку без аккумулятора по статье 310 (приобретение ОС) и отдельно приобрело для нее аккумулятор по статье 346 (матзапасы). Как правильно оприходовать, необходимо увеличить первоначальную стоимость газонокосилки?

Посмотреть ответ специалиста

Первоначальная стоимость ОС, приобретенного (созданного) в результате обменных операций, равна (п. п. 152021 Федерального стандарта N 257н, Методические рекомендации по применению Федерального стандарта N 257н) сумме фактически произведенных капитальных вложений с учетом действующего законодательства РФ по исчислению НДС - при приобретении основного средства за плату или создании его собственными силами.

 Включите следующие расходы в фактические затраты на приобретение (создание, изготовление) основных средств в результате обменной операции (п. п. 1518 - 20 ФС N 257н, Письмо Минфина России от 19.09.2018 N 02-06-10/67177): цену приобретения, в том числе таможенные пошлины, невозмещаемые суммы НДС, за вычетом полученных скидок (вычетов, премий, льгот); любые затраты на приобретение и создание основных средств, произведенные до того момента, когда эти объекты будут пригодны для использования по назначению.

 Изменение (увеличение) первоначальной (балансовой) стоимости ОС после их признания в бухгалтерском (бюджетном) учете возможно в случаях (п. 19 ФС N 257н, Методические указания по применению ФС N 257н) модернизации; достройки; дооборудования; технического перевооружения;

реконструкции; частичной ликвидации (разукомплектации); замены составных частей основного средства; переоценки.  

Внутренний аккумулятор - это запасная часть объекта. Он выполняет свои функции только в составе комплекса, отдельным инвентарным объектом основных средств не будет. Существует  следующее  мнение,  что в  такой ситуации стоимость АКБ нужно включить в первоначальную стоимость газонокосилки, так как без него имущество не может полноценно выполнять свои функции. Рекомендуем за официальными разъяснениями обратиться в соответствующие уполномоченные органы.

 

Обоснование

 

Как учреждению сформировать в учете первоначальную стоимость основных средств

   

Первоначальная стоимость - это стоимость, по которой основное средство принято к учету.

В бухгалтерском учете определение первоначальной стоимости зависит от того, в результате какой операции приобретено основное средство - обменной или необменной. При обменной операции указанная стоимость равна сумме фактически произведенных вложений с учетом НДС. А при необменной операции - справедливой стоимости. В вопросе определения первоначальной стоимости имеются особенности.

В налоговом учете порядок определения первоначальной стоимости зависит от того, за счет каких средств приобретено основное средство.

 

 

Как определить первоначальную стоимость основных средств в бухгалтерском (бюджетном) учете

 

Первоначальная стоимость - это стоимость, по которой основное средство принято к бухгалтерскому учету (п. 7 Федерального стандарта N 257н).

Определение первоначальной стоимости зависит от того, в результате какой операции основное средство приобретено - обменной или необменной.

Обменная операция - это передача (получение) активов, сопоставимых по денежной величине (стоимости), в основном в форме денежных средств. К таким операциям относите приобретение основного средства за плату, обмен на другой актив. Создание основного средства силами учреждения также отнесите к обменным операциям. Обменные операции подразделяют на коммерческие и некоммерческие.

Обменная операция коммерческого характера - это операция, когда денежные потоки или полезный потенциал обмениваемых активов существенно различаются, что приводит к их изменению в той области деятельности учреждения, для которой приобретен актив. К такой операции относите обмен неоднородными активами.

В остальных случаях операции признаются некоммерческими.

Необменные операции - это получение (передача) активов без предоставления (получения) в обмен активов, сопоставимых по денежной величине. К необменным операциям отнесите передачу (получение) активов:

безвозмездно;

по стоимости меньшей, чем рыночная цена обменной операции с подобными активами.

 

Как определить первоначальную стоимость основных средств, приобретенных (созданных) в результате обменных операций

 

Первоначальная стоимость основного средства, приобретенного (созданного) в результате обменных операций, равна (п. п. 152021 Федерального стандарта N 257н, Методические рекомендации по применению Федерального стандарта N 257н):

сумме фактически произведенных капитальных вложений с учетом действующего законодательства РФ по исчислению НДС - при приобретении основного средства за плату или создании его собственными силами;

затратам на производство - при создании основного средства собственными силами как для продажи, так и для собственных нужд. При этом в стоимость не включайте понесенные сверхнормативные потери сырья, трудовых и других ресурсов, которые учтены в составе расходов;

справедливой стоимости на дату приобретения - при получении основного средства в обмен на актив;

остаточной стоимости переданного взамен актива - при некоммерческой обменной операции или когда справедливую стоимость полученного (переданного) актива невозможно надежно оценить.

В случае если данные об остаточной стоимости передаваемого взамен актива по каким-либо причинам недоступны либо на дату передачи остаточная стоимость этого актива нулевая, примите его к учету по стоимости, равной одному рублю, то есть в условной оценке (п. 21 Федерального стандарта N 257н).

Первоначальную стоимость основных средств при их приобретении в иностранной валюте оценивайте в валюте РФ - в рублевом эквиваленте на дату принятия к учету (п. 16 Федерального стандарта N 257н, п. 6 Федерального стандарта N 122н).

 

Какие расходы относят к фактическим затратам на приобретение (создание, изготовление) основных средств в результате обменной операции

 

Включите следующие расходы в фактические затраты на приобретение (создание, изготовление) основных средств в результате обменной операции (п. п. 1518 - 20 Федерального стандарта N 257н, Письмо Минфина России от 19.09.2018 N 02-06-10/67177):

цену приобретения, в том числе таможенные пошлины, невозмещаемые суммы НДС, за вычетом полученных скидок (вычетов, премий, льгот);

любые затраты на приобретение и создание основных средств, произведенные до того момента, когда эти объекты будут пригодны для использования по назначению, в том числе:

расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, связанные с созданием основных средств;

стоимость работ (услуг) по созданию основных средств по договору строительного подряда, иным договорам;

государственные пошлины и другие расходы по уплате обязательных платежей в бюджет, связанные с приобретением (созданием, изготовлением) основных средств;

суммы вознаграждений за оказание посреднических услуг при приобретении основных средств;

затраты на подготовку площадки, доставку, разгрузку, установку, монтаж и приведение основных средств в состояние, пригодное для эксплуатации;

расходы на проверку надлежащего функционирования основных средств;

затраты на материалы, услуги соисполнителей, подрядчиков (субподрядчиков);

затраты на информационные и консультационные услуги;

иные затраты, включая содержание дирекции строящегося объекта недвижимости и государственный строительный надзор;

расходы на уплату процентов за рассрочку платежа;

затраты на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации, восстановление участка, на котором расположено основное средство. Признавайте такие затраты, если эта обязанность предусмотрена договором купли-продажи, пользования, иным договором (соглашением), которым установлены условия использования объекта.

Если вы - бюджетное или автономное учреждение, то также включайте в первоначальную стоимость основных средств затраты по заимствованиям, непосредственно относящиеся к их приобретению, строительству или изготовлению (п. 8 Федерального стандарта N 182н).

В первоначальную стоимость такие затраты включайте до момента признания актива в учете в качестве основного средства (п. 9 Федерального стандарта N 182н).


Готовое решение: Как учреждению сформировать в учете первоначальную стоимость основных средств (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}

 

Как определить первоначальную стоимость основных средств

 

Первоначальная стоимость - это стоимость, по которой основное средство принимается к бухгалтерскому учету (п. 7 Федерального стандарта N 257н, Методические указания по применению Федерального стандарта N 257н).

Определение первоначальной стоимости зависит от того, в результате какой операции основное средство приобретено - обменной или необменной.

 

Что такое балансовая стоимость основных средств и как ее определить

 

После принятия к бухгалтерскому (бюджетному) учету объекта в качестве основных средств его дальнейший учет осуществляйте по балансовой стоимости. Балансовая стоимость - это первоначальная стоимость актива с учетом ее изменений (п. п. 725 Федерального стандарта N 257н, Методические указания по применению Федерального стандарта N 257н).

 

В каких случаях происходит изменение (увеличение) первоначальной стоимости основных средств

 

Изменение (увеличение) первоначальной (балансовой) стоимости основных средств после их признания в бухгалтерском (бюджетном) учете возможно в случаях (п. 19 Федерального стандарта N 257н, Методические указания по применению Федерального стандарта N 257н):

модернизации;

достройки;

дооборудования;

технического перевооружения;

реконструкции;

частичной ликвидации (разукомплектации);

замены составных частей основного средства;

переоценки.

Если в процессе эксплуатации основного средства, являющегося комплексом конструктивно-сочлененных предметов, требуется замена его отдельных составных частей (п. п. 2750 Федерального стандарта N 257н):

включите в стоимость объекта основных средств затраты по такой замене (в том числе в ходе капитального ремонта) в момент их возникновения. Конкретные случаи предусмотрите в учетной политике. Обязательное условие - составные части должны отвечать критериям признания основных средств;

скорректируйте стоимость отремонтированного объекта основных средств на стоимость заменяемых частей. Обязательное условие - стоимостная оценка выбывающих частей должна быть документально подтверждена. Если определить остаточную стоимость замененной части невозможно, эта величина может быть эквивалентна затратам на ее замену.

Если при проведении регулярных осмотров для выявления дефектов, а также при проведении ремонтов (модернизации, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) создаются самостоятельные объекты основных средств (п. 28 Федерального стандарта N 257н, Методические указания по применению Федерального стандарта N 257н):

объем произведенных капитальных вложений признайте в стоимости вновь создаваемого объекта при условии, что соблюдены критерии признания основных средств;

сумму затрат, ранее учтенную в стоимости объекта основных средств при проведении аналогичного мероприятия, отнесите на уменьшение финансового результата текущего года с учетом накопленной амортизации.

Учтите: если в результате проведения поверок средств измерений (приборов учета) и регулярных техосмотров автотранспортных средств не создаются объекты, которые соответствуют критериям признания объектов ОС, капитальные вложения (с дальнейшим признанием в стоимости объекта) не формируются (Письмо Минфина России от 05.06.2020 N 02-06-10/49465).


Путеводитель. Оценка стоимости основных средств в учреждении (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}

 

 


#бухгалтеру

Прошу подобрать письма, консультации, судебную практику по замене и установке ворот в здании. А именно: замену пришедших в негодность ворот в здании можно считать в налоговом учете ремонтом, или это модернизация и расходы надо капитализировать? И если ворота учтены как отдельный объект, можно ли при их замене поставить новые на учет как отдельный объект или надо увеличивать стоимость здания?

Посмотреть ответ специалиста

Ремонт, модернизация и реконструкция ОС отличаются целью проведения и конечным результатом сделанных работ. При этом стоимость работ для разграничения ремонта и модернизации (реконструкции) значения не имеет (Письмо Минфина России от 22.04.2010 N 03-03-06/1/289). Текущим ремонтом принято считать ремонт, осуществляемый с периодичностью менее одного года для поддержания объектов основных фондов в рабочем состоянии. Это, как правило, устранение мелких неисправностей ОС или проведение профилактических работ с целью его защиты от преждевременного износа. При капитальном ремонте зданий и сооружений производится замена изношенных конструкций и деталей или смена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей и т.п.). В отличие от расходов на ремонт, затраты на модернизацию и реконструкцию улучшают (повышают) ранее принятые нормативные показатели функционирования (качество применения и т.п.) самих объектов основных фондов.  То, что у вас именно ремонт, а не реконструкция или модернизация, подтверждает дефектная ведомость. Полагаем, что в рассматриваемом вопросе при замене непригодных ворот организация осуществила капитальный ремонт. При установке в здании новых ворот в случае их отсутствия до этого возникает модернизация (реконструкция).

В общем случае расходы на ремонт объектов ОС, в том числе капитальный, рассматриваются как прочие расходы и учитываются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ). В целях равномерного признания расходов на ремонт для целей налогообложения прибыли организация вправе создавать резерв предстоящих расходов на ремонт ОС в порядке, установленном ст. 324 НК РФ (п. 3 ст. 260 НК РФ).

Для целей налогообложения прибыли расходы на капитальный ремонт не увеличивают первоначальную стоимость объекта ОС. Это связано с тем, что первоначальная стоимость может изменяться только в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 257 НК РФ. Капитальный ремонт к таким случаям не относится и учитывается в соответствии с положениями ст. 260 НК РФ.

 

Обоснование

 

Ремонт направлен на сохранение первоначальных характеристик ОС. То есть его цель - поддержание объектов ОС в рабочем состоянии в течение срока их полезного использования. Результаты работ по ремонту не приводят к улучшению первоначальных показателей.

Такой вывод следует из разъяснений Госкомстата России, поскольку Налоговый кодекс РФ не раскрывает содержание термина "ремонт основных средств" (п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 16 Письма от 09.04.2001 N МС-1-23/1480).

В основном различают два вида ремонта - текущий и капитальный.

Текущий ремонт обычно проводится с периодичностью менее года для поддержания ОС в рабочем состоянии. Это, как правило, устранение мелких неисправностей ОС или проведение профилактических работ с целью его защиты от преждевременного износа (Письмо Минстроя России от 27.02.2018 N 7026-АС/08, п. 16 Письма Госкомстата России от 09.04.2001 N МС-1-23/1480).

При капитальном ремонте происходит замена изношенных конструкций и деталей ОС, смена их на более прочные и экономичные, в результате чего улучшаются эксплуатационные возможности ОС. Исключение - полная замена основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей и т.п.). Это уже будет модернизация или реконструкция ОС, а не капремонт. Такой вывод следует из п. 16 Письма Госкомстата России от 09.04.2001 N МС-1-23/1480.

Например, к капремонту относится замена в здании старых лифтов на новые с аналогичными техническими характеристиками, поскольку это не приводит к изменению функциональных характеристик самого здания.

Модернизация и реконструкция направлены на увеличение (улучшение) или создание новых характеристик ОС.

К модернизации относят работы, в результате которых (п. 2 ст. 257 НК РФ): изменяется технологическое или служебное назначение ОС; ОС может наделяться способностью выдерживать повышенные нагрузки или получить другие новые свойства (качества).

Например, вы установили на складе системы отопления и вентиляции, чтобы впоследствии сдать это здание в аренду под офисы.

Если вы не можете самостоятельно определить, какой вид работ выполнили, то можно провести технико-экономическую экспертизу, на основании которой вы отнесете произведенные затраты к модернизации, реконструкции или к ремонту.

Отметим, что для целей налога на прибыль важно правильно определить, какие работы вы провели - ремонт ОС или его модернизацию (реконструкцию), поскольку учет затрат на их выполнение различается:

 {Готовое решение: Чем капитальный и текущий ремонт основных средств отличается от их модернизации и реконструкции для целей налога на прибыль (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}}

 

Так, в Постановлении от 22.11.2007 по делу N А07-1010/07 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 24.03.2008 N 3601/08) ФАС Уральского округа указано, что замена части коллектора направлена на ремонт напорного канализационного коллектора, на повышение надежности, технической безопасности и не изменяет производственно-технологическое назначение объекта; увеличение срока службы части коллектора к изменению технико-экономических показателей всего коллектора не приводит.

В Постановлении от 17.01.2011 по делу N А40-129782/09-112-965 ФАС Московского округа отмечается:

"Работы по капитальному ремонту также могут заключаться в улучшении эксплуатационных возможностей объекта и в смене его элементов на более прочные и экономичные. Если такое повышение не ведет к изменению назначения объекта или увеличению его производительности либо к улучшению качества выпускаемой продукции или изменению ее номенклатуры, то расходы на данные работы следует квалифицировать для целей налогового учета как затраты на осуществление ремонта. ...

Минфин РФ в письме от 05.12.2012 N 03-03-06/1/628 указал, что в случае, когда функциональные характеристики и характеристики использования объекта остаются прежними, расходы на замену части ОС могут являться расходами на капитальный ремонт и признаваться для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Аналогичной точки зрения придерживаются суды при вынесении решений, например, в Постановлениях АС Северо-Западного округа от 10.11.2017 по делу N А13-2093/2016 и ФАС Московского округа от 12.09.2011 по делу N А40-138795/10-13-821.

Кроме того, при квалификации работ в качестве ремонта суды считают необходимым учитывать обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость их проведения, то есть цель работ - устранение имеющихся неисправностей, наличие которых делает опасной (невозможной) эксплуатацию ОС. При этом факт замены неисправных деталей оборудования на новые (более современные) сам по себе не является квалифицирующим признаком модернизации (технического перевооружения), если данные изменения не привели к повышению производительности основного средства, на которое они устанавливаются (например, Постановления АС Восточно-Сибирского округа от 01.12.2015 по делу N А78-3907/2015 и ФАС Центрального округа от 09.02.2010 по делу N А14-14803/2008/500/24). Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования (под ред. А.В. Брызгалина) ("Налоги и финансовое право", 2023, N 7) {КонсультантПлюс}

 

В общем случае расходы на ремонт объектов ОС, в том числе капитальный, рассматриваются как прочие расходы и учитываются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ) <**>.

В целях равномерного признания расходов на ремонт для целей налогообложения прибыли организация вправе создавать резерв предстоящих расходов на ремонт ОС в порядке, установленном ст. 324 НК РФ (п. 3 ст. 260 НК РФ).

Отчисления в резерв рассчитываются исходя из совокупной стоимости ОС и нормативов отчислений, утверждаемых организацией самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения (абз. 1 п. 2 ст. 324 НК РФ).

Совокупная стоимость ОС определяется как сумма первоначальной (восстановительной) стоимости всех амортизируемых ОС, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв (абз. 2 п. 2 ст. 324 НК РФ).

Если затраты на капитальный ремонт несущественны для организации, то исходя из требования рациональности их можно учитывать как затраты на текущий ремонт в составе расходов по обычным видам деятельности. В этом случае расходы на ремонт признаются на дату принятия выполненных работ (подписания акта приемки-сдачи выполненных работ) в сумме, установленной договором подряда (без учета НДС) (п. 7.4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", п. п. 5, 6, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

<**> Для целей налогообложения прибыли расходы на капитальный ремонт не увеличивают первоначальную стоимость объекта ОС. Это связано с тем, что первоначальная стоимость может изменяться только в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 257 НК РФ. Капитальный ремонт к таким случаям не относится и учитывается в соответствии с положениями ст. 260 НК РФ.  {Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации затраты на капитальный ремонт объекта основных средств, если в налоговом учете создается резерв предстоящих расходов на ремонт?.. (Консультация эксперта, 2024) {КонсультантПлюс}}

 

 


#кадровику

МУП преобразовывается в МБУ с новым ИНН. Какие сведения нужно подать в пенсионный фонд? Нужно ли увольнять и производить расчет при увольнении? Можно ли принять сотрудников следующим днем в новую организацию?

Посмотреть ответ специалиста

Увольнять никого не нужно.

На основании ч.5 ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.

При преобразовании организации работодатель обязан сообщить работникам об изменениях и издать приказ о реорганизации. Работники должны быть ознакомлены с приказом.

Прежнему работодателю необходимо заблаговременно предупредить работников, чтобы они могли воспользоваться своим правом на отказ от работы по ч. 6 ст. 75 ТК РФ. Сроки уведомления в таких случаях законом не предусмотрены. Можно установить разумный срок, чтобы успеть подготовить приказы об увольнении и дать работникам время для решения этого вопроса - продолжать работать в новых условиях или нет.

Если  реорганизация имеет отношение только к названию организации и условия труда не изменятся, в таком случае согласие работников не требуется и увольнение после проведенной реорганизации будет осуществляться на общих основаниях: соглашение сторон или инициатива работника. Если работник письменно выразит желание на увольнение при отказе от новых условий труда в период реорганизации, то будет уволен по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Работодателю необходимо внести информацию о реорганизации в сведения о трудовой деятельности и отчитаться в составе единой формы сведений (форма ЕФС-1) в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования РФ по месту своей регистрации.

Порядок заполнения сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, представляемых в СФР в составе формы ЕФС-1, не устанавливает особенностей их составления при реорганизации предприятия. Заполняйте их в общем порядке.

 

Обоснование

Унитарное предприятие реорганизуется в форме преобразования в бюджетное учреждение в общем порядке. Это связано с тем, что унитарное предприятие может быть преобразовано исключительно в государственное или муниципальное учреждение, которое может быть автономным, бюджетным или казенным (п. 1 ст. 34 Закона об унитарных предприятиях, п. 2 ст. 9.1 Закона о некоммерческих организациях).

Для реорганизации унитарного предприятия в форме преобразования потребуется:

 ....................

представить в территориальный орган СФР и налоговый орган сведения, предусмотренные пп. 1 - 8 п. 2, п. 2.1 ст. 6, п. п. 2, 8 ст. 11 Закона о персонифицированном учете и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ (п. 2 ст. 9, п. п. 1, 11 ст. 11 Закона о персонифицированном учете).

Сделать это нужно после внесения записи в ЕГРЮЛ о начале реорганизации и до подачи документов на регистрацию, так как на момент регистрации регистрирующий орган должен располагать сведениями о представлении данных документов. Наличие же у регистрирующего органа сведений о невыполнении данного требования может стать основанием для отказа в регистрации (пп. "ж" п. 1 ст. 14, пп. "з" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП);

Готовое решение: Как реорганизовать унитарное предприятие (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}

 

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения (ч. 5 ст. 75 ТК РФ).

Следовательно, после реорганизации трудовые договоры с работниками продолжают действовать на прежних условиях, за исключением случаев, когда работник отказался от работы в новых условиях. Тем не менее, необходимо отразить произошедшие изменения в кадровых документах.

В первую очередь работодателю рекомендуется уведомить работников о реорганизации.

Законодательство прямо не предусматривает обязанности об уведомлении работников о дате окончания реорганизации, однако у работника есть право на отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, поэтому его необходимо уведомить о моменте возникновения такого права (Доклад Роструда за II квартал 2019 г.).

Срок и форма уведомления трудовым законодательством не установлены, поэтому проще всего это сделать в форме приказа о реорганизации, ознакомив с ним работников. В последующем этот приказ будет являться основанием для внесения записи в трудовые книжки и/или сведения о трудовой деятельности (ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 22.1, ч. 5 ст. 312.1, ч. 5 ст. 312.3 ТК РФ).

В любом случае уведомление должно быть направлено таким образом, чтобы у работников была возможность воспользоваться предоставленным им ч. 6 ст. 75 ТК РФ правом на отказ от работы в реорганизованной организации. Если работник отказывается от продолжения работы, трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (ч. 6 ст. 75 ТК РФ).

Далее работодателю необходимо заключить с работниками, не отказавшимися от продолжения работы после реорганизации, дополнительные соглашения к трудовым договорам об изменении сведений о работодателе, поскольку в соответствии со ст. 57 ТК РФ наименование работодателя должно быть обязательно указано в трудовом договоре. Кроме того, если имел место перевод на другую работу, это также необходимо предусмотреть в дополнительном соглашении (ст. 72, ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ).

Следующим шагом работодателя будет внесение записи в трудовые книжки (в случае их ведения) и/или сведения о трудовой деятельности. Для этого работодателю, как уже говорилось выше, необходимо издать приказ о реорганизации в произвольной форме.

Если за время работы работника наименование организации изменяется, то об этом отдельной строкой в графе 3 раздела "Сведения о работе" трудовой книжки делается запись: "Организация (наименование, дата переименования) переименована (новое наименование организации)", а в графе 4 проставляется основание переименования - приказ (распоряжение) работодателя или иное решение, его дата и номер (п. 13 Порядка N 320н).

Работодателю также необходимо внести информацию о реорганизации в сведения о трудовой деятельности и отчитаться в составе единой формы сведений (форма ЕФС-1) в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования РФ по месту своей регистрации, указав вид кадрового мероприятия "ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ", а также "ПЕРЕВОД" (если имел место перевод на другую постоянную работу). При этом, если работник переводится на дистанционную (удаленную) или надомную работу, в графе 6 подраздела 1.1 подраздела 1 указанной формы дополнительно к коду ОКЗ указывается код "ДИСТ" или "НДОМ" (ч. 2 ст. 66.1 ТК РФ, п. 1 ст. 1, п. 2.1 ст. 6, п. 2 ст. 8, п. 1, пп. 4 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, п. п. 4, 46 Порядка заполнения формы ЕФС-1, утв. Приказом СФР от 17.11.2023 N 2281, вопрос 4 Информации ПФР). Информация ПФР разъясняет порядок заполнения ранее действовавшей формы, однако, по нашему мнению, она применима и на данный момент.

Также при реорганизации возможны изменения штатного расписания (сокращаются одни должности и появляются другие). Если планируется сокращение, то необходимо соблюсти процедуру, предусмотренную ст. ст. 178, 179, 180 ТК РФ.

Кроме того, Роструд пояснил: с момента внесения соответствующих изменений в трудовой договор или с момента фактического допуска к работе в новых условиях работник присоединенной организации считается работником присоединившей организации (Доклад Роструда за II квартал 2019 г.).

Вопрос: Какие кадровые документы необходимо оформить в связи с реорганизацией организации? (Консультация эксперта, 2024) {КонсультантПлюс}

 

 


#юристу

Направил трём фирмам запрос на предоставление коммерческого предложения на проведение СОУТ. Выбрали одну из них. Должен ли я направлять какой-либо отказ письменно двум фирмам, предложения которых нас не устроили? Или можно просто по умолчанию?

Посмотреть ответ специалиста

Законом не установлена обязанность по направлению отказов на коммерческие предложения. Вы вправе направить ответы на коммерческие предложения, даже если это отказ.

Требования к составлению и оформлению деловых писем-отказов - общие. Но в этом случае больше внимания нужно уделить формулировкам. Нельзя сообщать адресату о том, что вашей компании это предложение не интересно. Когда нужно написать отрицательный ответ на коммерческое предложение, не нужно с первых строк рубить с плеча, сообщая информацию об отказе, а предусмотреть возможность сотрудничества в дальнейшем.

Ответ на коммерческое предложение, содержащий отказ, должен иметь комплементарную часть, в которой вы даете позитивные оценки адресату (его проекту, продукции, предоставляемым услугам:

«Предложенная Вами схема поставки продукции была очень интересна для нас ...»;

«Ваше предложение достойно уважения и высоко оценено нашими специалистами»;

«Опыт вашей компании заслуживает внимания и уважения ...».

Формулируя причины отказа, позаботьтесь о том, чтобы они были убедительными. Проще всего сослаться на временные трудности, например: «Ваше предложение нас заинтересовало, но нa дaнном этaпе возможности бюджета не позволяют нaм реализовать этот проект».

Впрочем, такой повод может отрицательно сказаться на имидже компании. Поэтому лучше в качестве причины указать, например, необходимость выполнения крупного заказа и отсутствие в связи с этим свободных финансовых средств, или то, что данное коммерческое предложение не соответствует условиям тендера (можно прислать дополнительные бумаги). Даже если истинная причина отказа - выбор более выгодного предложения, озвучивать ее не нужно.

И не забудьте выразить сожаление по поводу отказа. Если письмо с коммерческим предложением содержало документы или информационные материалы, укажите в ответе, что они были рассмотрены, например:

«Благодарим вас за подробную презентацию, наши специалисты ознакомились с предоставленной информацией, но, к сожалению, мы вынуждены отказаться от ваших услуг».

 

 


#специалисту по госзакупкам

Организация провела открытый конкурс на комплекс работ по строительству объектов, включая предпроектную подготовку, разработку и прохождение технологического и ценового аудита, разработку и прохождение государственной экспертизы проектно-сметной документации, выполнение строительно-монтажных работ согласно 44-ФЗ. Цена контракта — 1млрд рублей. Выполнение работ - не позднее 01.12.2023. Заказчиком продлен срок выполнения работ до 01.09.2024. На сегодняшний день работы не выполнены. Подрядчик не укладывается в срок. Можно ли ещё раз продлить срок контракта? И какие штрафные санкции ожидать заказчику, если заключить допсоглашение на повторное продление?

Посмотреть ответ специалиста

В 2022-2024 годах можно изменить (продлить) срок исполнения в государственных (муниципальных) контрактах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в ходе исполнения которых возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, делающие невозможным его исполнение. Правило распространяется и на контракты, срок исполнения которых ранее изменялся согласно Закону N 44-ФЗ. Срок можно продлить в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию (пп. "а" п. 1 Постановления N 680).

Между тем, учитывая, что контракт заключен с МУП, соответственно он не является муниципальным контрактом.

А вышеуказанное основание является единственным для повторного изменения срока выполнения работ.

Если заключите дополнительное соглашение в отсутствие оснований, оно будет ничтожным, а изменение условий контракта, когда законом такой возможности не предусмотрено, - штраф для должностного лица - 20 тыс. руб. и 200 тыс. руб. - для юридического лица. Если это же нарушение повлекло еще и дополнительный расход бюджетных средств или уменьшение объекта закупки - штраф в двукратном размере дополнительно израсходованных средств или цены уменьшенного объема по контракту (ч. 45 ст. 7.32 КоАП РФ).

 

Обоснование

 

Установить, что при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов (далее - контракт), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 - 2024 годах допускаются следующие изменения существенных условий контракта:

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.10.2022 N 1880, от 25.12.2023 N 2304)

а) изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ранее изменялся.

 

{Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 (ред. от 25.12.2023) "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" {КонсультантПлюс}}

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" (далее - Постановление N 680) установлен порядок и случаи изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Согласно подпункту "а" пункта 1 Постановления N 680 при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 - 2023 годах допускается изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Закона о контрактной системе ранее изменялся;

Таким образом, для возможности применения подпункта "а" пункта 1 Постановления N 680, а также части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе на дату заключения дополнительного соглашения должны быть подтверждено, что возникли обстоятельства, независящие от сторон контракта и влекущие невозможность исполнения контракта.

При этом, согласно пункту 4 Постановления N 680, с целью изменения в соответствии с указанным постановлением существенных условий контракта:

- поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет заказчику в письменной форме предложение об изменении существенных условий контракта с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение, а также подписанного проекта соглашения об изменении условий контракта;

- заказчик в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления предложения об изменении существенных условий контракта, по результатам рассмотрения такого предложения направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) подписанное соглашение об изменении условий контракта и включает в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" информацию об изменении контракта в реестр контрактов либо в письменной форме отказ об изменении существенных условий контракта с обоснованием такого отказа.

Таким образом, на дату заключения дополнительного соглашения стороны дополнительного соглашения должны подтвердить не только возникновение независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, но и соблюсти процедуру, предусмотренную пунктом 4 Постановления N 680.

При этом, при применении части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе должен быть принят соответствующий акт местной администрации.

{Постановление Челябинского УФАС России от 12.10.2023 по делу N 074/04/7.32-2355/2023 Нарушение: ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ (нарушение порядка заключения, изменения контракта). Решение: Назначен штраф. {КонсультантПлюс}}

 

Важно! По контракту, который заключен в соответствии с ч. 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, допускается внести изменения только в части его срока и (или) цены. Особенности такого изменения установлены в ч. 62 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. Для изменения цены контракта в случаях, предусмотренных пп. "а" п. 1 и п. 2 ч. 62 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, руководствуйтесь Порядком, утвержденным Приказом Минстроя России от 21.08.2023 N 604/пр.

При составлении допсоглашения следует учитывать положения ч. 1.3 - 1.6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Так, при изменении существенных условий контракта может потребоваться скорректировать размер обеспечения исполнения контракта.

Готовое решение: Как внести изменения в государственный и муниципальный контракт по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}