Юристу от 12 июля 2024 года

12.07.2024

Реестр российской промышленной продукции: появились правила формирования и ведения

С 1 июля производство промпродукции в РФ подтверждают не заключениями Минпромторга, а сведениями из реестра российской промышленной продукции. С этой даты заработали правила, по которым ведомство формирует и ведет реестр в государственной информсистеме промышленности (ГИСП). Они среди прочего определяют, какие данные и как включать в него.

Минпромторг вносит записи в реестр на основании специальных инвестиционных контрактов, актов экспертизы Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ), сертификатов о происхождении товара. Данные включают по заявке. Тот, кого уполномочил заявитель, подает ее через личный кабинет ГИСП.

Заявки о включении в реестр сведений о продукции на основании специального инвестиционного контракта рассматривает Минпромторг, а на основании акта экспертизы или сертификата о происхождении товара - ТПП РФ.

Информация о продукции на основании сертификата о происхождении товара вносится в реестр автоматически не позднее следующего рабочего дня после его выдачи.

Заявка о включении в реестр сведений о продукции на основании акта экспертизы ТПП РФ направляется в Минпромторг таким же образом и в тот же срок после его выдачи.

Минпромторг в течение 10 рабочих дней после получения заявки, основанной на акте экспертизы или специальном инвестиционном контракте, проверяет ее полноту и достоверность. Далее ведомство выполняет одно из действий:

  • формирует реестровую запись;
  • отказывает в этом;
  • возвращает заявку на доработку заявителю либо в ТПП РФ (касается заявок по актам экспертизы).

Правила среди прочего определяют, как заявку дорабатывают и направляют повторно.

Заключения о подтверждении производства промпродукции в РФ, которые выдали до 1 июля 2024 года, действительны до окончания срока их действия.

Документ:

Постановление Правительства РФ от 29.06.2024 N 894

Полезная ссылка:

Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 (ред. от 29.06.2024) "О подтверждении производства ...

 

12.07.2024

Защита от переводов мошенникам: что меняется с 25 июля

Поправки к Закону о национальной платежной системе призваны усилить борьбу с переводами без согласия клиента (антифрод). Вводят ответственность банков и других операторов, проигнорировавших сведения из антифрод-базы ЦБ РФ.

Признаки перевода без добровольного согласия клиента

Поправки расширяют предмет антифрода. Цель - защита от переводов:

  • без согласия клиента (как и было);
  • с согласия клиента, полученного путем обмана или злоупотребления доверием.

ЦБ РФ утвердил обновленный перечень из 6 признаков подозрительных переводов (вместо 3). Среди новых признаков:

  • перевод по реквизитам, которые есть во внутренней антифрод-системе оператора;
  • информация от операторов связи и иных лиц о нетипичных параметрах звонков и сообщений клиенту накануне или в момент совершения операции.

Кроме того, с 25 июля начинают действовать рекомендации для банков по информированию клиентов:

  • о рисках переводов без добровольного согласия и оформления кредитов под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием;
  • рисках и последствиях вовлечения в дропперство.

Действия оператора при выявлении подозрительного перевода

Алгоритм зависит от вида операции.

  • операция с применением платежной карты, перевод электронных денежных средств, перевод по СБП - отказ;
  • иные переводы - 2-дневный период "охлаждения".

В первом случае клиенту разъясняется, в частности, право совершить операцию повторно, во втором - подтвердить операцию не позднее следующего дня.

Оператор может потребовать совершить повторную операцию конкретным способом, предусмотренным договором.

Действия оператора, обслуживающего получателя средств, если выявлен подозрительный перевод

Такой оператор должен сообщить о подозрительном переводе оператору на стороне плательщика, если это предусмотрено правилами платежной системы.

Действия оператора при получении информации из антифрод-базы ЦБ РФ

Если клиент настаивает на проведении операции, а оператор получил данные о ней из антифрод-базы, оператор применяет 2-дневный период "охлаждения", незамедлительно разъясняет клиенту причины и последствия этой меры.

После окончания этого периода и при отсутствии иных препятствий оператор обязан возобновить исполнение распоряжения о переводе, а если в исполнении операции было отказано - разрешить клиенту провести ее повторно.

Ответственность оператора за игнорирование сведений из антифрод-базы ЦБ РФ

Если у оператора будет информация из антифрод-базы, но он совершит подозрительный перевод без соблюдения указанных выше правил, оператор обязан полностью возместить клиенту-физлицу сумму операции. Срок - 30 дней после получения заявления клиента.

Переводы, на которые не распространяются антифрод-правила

Описанные правила не распространяются на переводы:

  • зарплаты и иных доходов с ограниченным размером удержаний в рамках исполнительного производства;
  • выплат, на которые нельзя обратить взыскание.

Блокировка подозрительных банковских карт и иных электронных средств платежа

Оператор обязан заблокировать электронное средство платежа, если сведения о нем или клиенте, который его использует, окажутся в антифрод-базе ЦБ РФ. Срок блокировки - до тех пор, пока сведения находятся в базе.

Оператор должен сразу уведомить клиента о блокировке и о том, что он вправе подать заявление в ЦБ РФ об исключении сведения из базы данных. Порядок уведомления устанавливается в договоре с клиентом.

Мотивированное заявление об исключении сведений из антифрод-базы ЦБ РФ оператор может подать и сам (без участия клиента).

Срок рассмотрения заявления об исключении сведений - 15 рабочих дней.

Сроки возмещения сумм операций при использовании карты без согласия владельца

Предусмотрен 30-дневный срок возмещения клиенту суммы операции, которая была совершена по его карте (иному электронному средству платежа) после получения оператором уведомления от клиента.

Срок возмещения (при отсутствии вины клиента) по несанкционированным операциям, выполненным до уведомления, - 30 дней, а при трансграничном переводе - 60 дней после получения заявления клиента.

30-дневный срок применяется, если оператор не проинформировал клиента об операции и ее совершили без добровольного согласия клиента.

Документы:

Федеральный закон от 24.07.2023 N 369-ФЗ

Приказ Банка России от 27.06.2024 N ОД-1027

Методические рекомендации (утв. Банком России 28.02.2024 N 3-МР)

Полезные ссылки:

Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 19.12.2023) "О национальной платежной системе"

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 29.05.2024) "Об исполнительном производстве" (с изм ...

 

12.07.2024

Финкомпании станут реже проводить идентификацию клиентов из числа физлиц - поправки прошли Госдуму

По проекту организациям, которые совершают операции с деньгами или другим имуществом, не нужно идентифицировать клиентов-физлиц при приеме платежей на сумму не более 60 тыс. руб. Это касается перечисления средств с целью уплатить налоги или рассчитаться за жилье и коммунальные услуги.

Сейчас предельная сумма - 15 тыс. руб.

Аналогично повысят максимальную сумму перевода (на данные цели) без открытия банковского счета, при которой кредитные организации не проводят даже упрощенную идентификацию. Исключение - операции с электронными деньгами.

Есть и другие новшества. Поправки вступят в силу со дня опубликования закона.

Напомним, идентификация нужна независимо от суммы перевода, когда работники финкомпании заподозрили клиента в отмывании преступных доходов либо финансировании терроризма.

Документ:

Проект Федерального закона N 455879-8

Полезная ссылка:

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 29.05.2024) "О противодействии легализации (отмыванию) ...

 

12.07.2024

Субъектам КИИ не придется составлять перечни объектов для категорирования: проект ФСТЭК

Хотят освободить субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) от обязанности формировать, утверждать и изменять перечни объектов для категорирования (п. п. "а" и "в" проекта).

Отметим, с 21 марта 2023 года уполномоченные органы (организации) по согласованию с ФСТЭК формируют перечни типовых отраслевых объектов КИИ. Такие списки используют как исходные данные для категорирования. В связи с этим нет необходимости в том, чтобы перечень составлял каждый субъект КИИ.

Есть и другие изменения. Общественное обсуждение проекта завершат 24 июля.

Документ:

Проект постановления Правительства РФ

Полезные ссылки:

Постановление Правительства РФ от 20.12.2022 N 2360 "О внесении изменений в постановление Правительства ...

Постановление Правительства РФ от 08.02.2018 N 127 (ред. от 20.12.2022) "Об утверждении Правил категорирования ...

Федеральный закон от 26.07.2017 N 187-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О безопасности критической информационной ...

 

 

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы