с 27 июня по 4 июля 2024 года

<< Топ-5 популярных вопросов

#бухгалтеру бюджетной организации

Постановление № 212 от 28.07.2005. В пункте 10 Порядка (последний абзац)говорится, что при проезде железнодорожным транспортом предъявляются электронный билет и контрольный купон. Правомерно ли работодатель требует для возмещения расходов посадочный талон?

Посмотреть ответ специалиста

 

   Перечень  подтверждающих  документов законодательно не установлен. Такой  перечень документов   может  предусматриваться,   например, в локальном нормативном акте (ч. 8 ст. 325 ТК РФ). На практике работник представляет билеты, чеки, иные документы, где содержится информация, в частности, о пассажире, багаже, итоговой стоимости перевозки. Они могут быть бумажные и в виде электронного документа с учетом ч. 5 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Это могут быть, например: при проезде железнодорожным транспортом - бумажный билет по утвержденным формам или контрольный купон электронного проездного билета, а дополнительно факт перевозки пассажира может подтвердить посадочный купон. Перевозку багажа подтверждает багажная квитанция (абз. 214 ст. 82 УЖТ РФ, п. п. 13133214 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 05.09.2022 N 352, Письмо Минфина России от 22.01.2024 N 03-03-06/1/4227).

Согласно п.10  Постановления Правительства РК от 28.07.2005 N 212:

 При использовании работником электронного билета компенсация выплачивается в случае проезда: железнодорожным транспортом - при предоставлении электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте и контрольного купона (выписки из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте).

 

Обоснование

 

Какие документы подтверждают расходы на оплату проезда к месту отдыха из районов Крайнего Севера и обратно

 

Перечень таких документов законодательно не установлен. Вы можете предусмотреть такой перечень в ваших документах о компенсации расходов на проезд и провоз багажа к месту использования отпуска и обратно, например, в локальном нормативном акте (ч. 8 ст. 325 ТК РФ). На практике работник представляет билеты, чеки, иные документы, где содержится информация, в частности, о пассажире, багаже, итоговой стоимости перевозки. Они могут быть бумажные и в виде электронного документа с учетом ч. 5 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Это могут быть, например:

  • при проезде авиационным транспортом- пассажирский билет и багажная квитанция покупонного автоматизированного оформления по установленнойформеилимаршрут/квитанцияэлектронного пассажирского билета и багажной квитанции, а дополнительно факт перевозки может подтверждать, в частности, посадочный талон. Подтвердить стоимость перевозки по территории Российской Федерации, включенную в билет, может справка авиакомпании (п. п. 2-4 ст. 105Воздушного кодекса РФ, Письма Минфина России от 22.01.2024N 03-03-06/1/4227, от 09.01.2024N 03-03-05/217, от 20.01.2022N 03-03-07/3198, от 15.01.2021N 03-03-06/1/1448, от 27.07.2010N 03-03-07/25, от 18.10.2010N 03-03-06/1/651);
  • при проезде железнодорожным транспортом- бумажный билет по утвержденнымформамиликонтрольный купонэлектронного проездного билета, а дополнительно факт перевозки пассажира может подтвердить посадочный купон. Перевозку багажа подтверждаетбагажная квитанция(абз. 2,14 ст. 82УЖТ РФ,п. п. 13,133,214Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 05.09.2022 N 352,ПисьмоМинфина России от 22.01.2024 N 03-03-06/1/4227);
  • при проезде такси, другим автомобильным и городским наземным транспортом- чеки, в том числе электронные, заказ-наряды, билеты, багажные квитанции (ст. 787ГК РФ,ч. 1,3 ст. 20,ч. 1,4 ст. 27,ч. 1,5 ст. 31Устава автомобильного транспорта,п. п. 2,5,пп. 1 п. 5.1,п. 5.9 ст. 1.2Закона о применении ККТ,ст. 14Закона о налоге на профдоход,п. п. 27,45,76,пп. "г" п. 82Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586).

 

В каких документах прописать порядок компенсации расходов на оплату проезда и провоз багажа к месту отпуска и обратно

 

Пропишите порядок компенсации указанных расходов в локальном нормативном акте, коллективном договоре и (или) трудовом договоре. Для этого конкретизируйте размер, условия и порядок компенсации таких расходов (ч. 8 ст. 325 ТК РФ).

Поскольку круг вопросов, которые нужно урегулировать, достаточно обширен, то на практике чаще всего оформляется локальный нормативный акт (например, Положение об отпусках). При его принятии учтите мнение профсоюза (ч. 8 ст. 325 ТК РФ).

Разрабатывая такой документ, вы можете взять за основу Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 для государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных госорганов и госучреждений. Ваши правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа могут отличаться от указанных выше (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)).

В локальном нормативном акте рекомендуем, в частности, указать:

  • лиц, имеющихправо на оплату проезда и провоза багажа;
  • размер компенсации, а также вид транспорта и вес багажа, стоимость по которым компенсируется;
  • порядок выплаты компенсации. Например, вы можете предусмотреть обязанность работника предоставить вам заявление о возмещении стоимости проезда и провоза багажа к месту отпуска и обратно, документы, подтверждающие расходы (например, билеты);
  • дополнительные требования, если работник едет в отпуск за границу. Например, если работник летит самолетом, то можно прописать его обязанность представить справку транспортной организации о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость его билета;
  • срок, в течение которого производится оплата стоимости проезда и провоза багажа.

Разрабатывая собственные правила компенсации, учтите: они не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным, в частности, ст. 325 ТК РФ (ч. 4 ст. 8ч. 2 ст. 9 ТК РФ).


Готовое решение: Как оплатить (компенсировать) стоимость проезда в отпуск и обратно работникам Крайнего Севера (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}

 

При использовании работником электронного билета компенсация выплачивается в случае проезда:

автомобильным транспортом - при предоставлении маршрутной квитанции и (или) кассового чека с указанными на нем реквизитами билета;

(абзац введен Постановлением Правительства РК от 10.07.2020 N 344)

водным транспортом - при предоставлении электронного проездного документа (билета) на водном транспорте и кассового чека или иного документа, подтверждающего факт осуществления расчета, в соответствии с положениями Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации";

(абзац введен Постановлением Правительства РК от 10.07.2020 N 344; в ред. Постановления Правительства РК от 28.12.2021 N 659)

воздушным транспортом - при предоставлении маршрут/квитанции электронного пассажирского билета (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) и посадочного талона;

железнодорожным транспортом - при предоставлении электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте и контрольного купона (выписки из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте).

(п. 10 в ред. Постановления Правительства РК от 27.09.2016 N 454)


Постановление Правительства РК от 28.07.2005 N 212 (ред. от 09.06.2023) "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющихся работниками государственных органов Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми" (вместе с "Порядком предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно ...) {КонсультантПлюс}

 

 


#бухгалтеру

Если работник увольняется в течение года, то есть по факту договор страхования в отношении данного сотрудника действует меньше 12 месяцев, нужно ли пересчитывать страховые взносы по уволенным и вновь принятым работникам?

Посмотреть ответ специалиста

 

Если после увольнения работника и исключения его из списка застрахованных по договору ДМС лиц срок страхования уволенного работника составит менее года, то все выплаты, произведенные в пользу указанного работника по договору ДМС с начала действия договора (в том числе в случае зачета остатка страховой премии в пользу нового работника в рамках одного договора ДМС), подлежат обложению страховыми взносами в общем порядке. В такой ситуации работодателю нужно доначислить взносы на платежи по договору ДМС и представить уточненные РСВ за соответствующие отчетные периоды.

Если после увольнения работника организация не исключает его из списка застрахованных по договору ДМС лиц, то суммы уплаченных страховых премий, приходящиеся на период после увольнения работника и признанные осуществленными не в рамках трудовых отношений, не являются объектом обложения страховыми взносами.

 

Срок действия заключенного работодателем договора ДМС не изменяется, даже если происходит уменьшение (увеличение за счет вновь принятых работников) числа застрахованных лиц и (или) замена застрахованных лиц (например, вместо уволенного Иванова к договору присоединен новый работник Петров). Договор ДМС не может рассматриваться как "обезличенный" или "солидарный".  Несоблюдение установленного срока для вновь принятых работников является основанием для доначисления страховых взносов на суммы платежей (взносов) по договорам ДМС таких работников (Письмо Минфина России от 27.07.2022 N 03-03-06/1/72400). Организация обязана доначислить страховые взносы на суммы платежей (взносов) по договорам ДМС принимаемых работников, уплачиваемые в рамках ранее заключенного на год договора страхования.

 

Обоснование

 

Договор медицинского личного страхования на работника был заключен на год, но он уволился, не доработав оплаченный год по ДМС. Нужно ли в таком случае начислять страховые взносы на платежи по данному договору ДМС, разъяснил Минфин России в Письме от 07.12.2022 N 03-15-06/120021.

Выплаты работникам, которые не облагаются страховыми взносами, установлены ст. 422 Налогового кодекса. Один из таких видов выплат - это платежи или взносы по договору ДМС работника. Но есть условия.

Так, страховыми взносами не облагают платежи по договорам ДМС, если они:

- заключены на срок не менее одного года;

- предусматривают оплату медицинских расходов этих застрахованных лиц.

Это установлено пп. 5 п. 1 ст. 422 Налогового кодекса.

Если эти два условия выполняются одновременно, то платежи организации по этому договору страхования не облагаются взносами.

Чиновники отмечают, что договор ДМС заключается в отношении каждого отдельного работника, так как работодатели обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений в отношении каждого физлица, в пользу которого осуществлялись выплаты (п. 4 ст. 431 НК РФ).

Договор ДМС на работника был заключен на год, но работник уволился раньше. Что со страховыми взносами? Если работник увольняется и договор ДМС такого застрахованного лица прекращается, значит, срок его становится меньше года. Соответственно, условия для освобождения от страховых взносов не выполняются.

Поэтому организация должна:

- произвести доначисление страховых взносов на платежи по такому договору ДМС;

- представить уточненные расчеты по страховым взносам за соответствующие отчетные периоды.

Аналогично нужно поступить, если работодатель исключает некоторых работников из списка застрахованных лиц по договору ДМС до истечения одного года.  

Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 07.12.2022 N 03-15-06/120021 <О страховых взносах с сумм платежей (взносов) по договору ДМС работника организации в случае его увольнения до истечения срока действия такого договора> (Натырова Е.) ("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 3) {КонсультантПлюс}

 

В случае если при исключении работника из списка застрахованных лиц после увольнения срок страхования уволенного работника составляет менее года, то предусмотренное пп. 5 п. 1 ст. 422 НК РФ условие об освобождении от обложения страховыми взносами выплат не выполняется. Как следствие, все выплаты, произведенные в пользу указанного работника по договору ДМС с начала действия договора (в том числе за предыдущие расчетные периоды), подлежат обложению взносами в общем порядке. Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина России от 15.12.2022 N 03-03-06/1/123187.

Поскольку причиной доначисления страховых взносов является не выявление ранее допущенной ошибки, нормы ст. 54 НК РФ о порядке исправления ошибок в данном случае не применяются.

Если после увольнения работника организация не исключает его из списка застрахованных по договору ДМС лиц, то уплаченные страховые премии за период после увольнения работника как осуществленные не в рамках трудовых отношений обложению страховыми взносами не подлежат.

 {Вопрос: Каков порядок обложения страховыми взносами выплат, произведенных в пользу уволенного работника по договору ДМС (в том числе в случае зачета остатка страховой премии в пользу нового работника в рамках одного договора ДМС)? (Консультация эксперта, 2023) {КонсультантПлюс}}

 

ДМС для работников: бухгалтерам напомнили, что делать со взносами при увольнении

Минфин рассмотрел ситуацию, когда организация оформила ДМС своим работникам, но до окончания договора страхования один из сотрудников уволился. Ведомство отметило: если срок договора стал меньше года, то работодатель должен доначислить взносы на платежи по такому сотруднику и уточнить расчеты по взносам. Напомним, министерство уже приводило похожую позициюДокументы: Письмо Минфина России от 07.12.2022 N 03-15-06/120021 Письмо Минфина России от 15.12.2022 N 03-03-06/1/123192 Письмо Минфина России от 15.12.2022 N 03-03-06/1/123187 

 "КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера с 23 по 27 января 2023 года" {КонсультантПлюс}

 

 


#кадровику

Работник уволился с предприятия по собственному желанию. И в течение месяца написал заявление на прием на работу, и был принят обратно в то же предприятие на прежнею должность. Сохраняется ли стаж работы данного работника в течение месяца со дня увольнения?

Посмотреть ответ специалиста

 

Непрерывный стаж считается прерванным, если с момента увольнения до трудоустройства на новое место работы прошло более месяца.

Вплоть до 31.12.2006 г. действовало "Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию" (утв. Постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 N 252) (ред. от 01.07.1991, с изм. от 02.03.2006) {КонсультантПлюс}.

В соответствии с п. 2 этого постановления при переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохранялся при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца; в случае же увольнения после 1 сентября 1983 года по собственному желанию без уважительных причин он сохранялся при условии, что перерыв в работе не превысил трех недель.

Если руководствоваться Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.08.2008 N 463н (ред. от 02.08.2011) "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации" (вместе с "Примерным положением об оплате труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.09.2008 N 12353), то в указанном случае непрерывный стаж сохраняется.

 

            Обоснование

 

При переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца, если иное не установлено настоящими Правилами и другими нормами действующего законодательства.

При увольнении после 1 сентября 1983 г. по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил трех недель. Причины, признаваемые уважительными при увольнении по собственному желанию, определяются Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС <*>.


{"Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию" (утв. Постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 N 252) (ред. от 01.07.1991, с изм. от 02.03.2006) {КонсультантПлюс}}

 

Стаж работы сохраняется:

При поступлении на работу в учреждения здравоохранения и социальной защиты населения, при отсутствии во время перерыва другой работы:

не позднее одного месяца:

- со дня увольнения из учреждений здравоохранения и социальной защиты населения;

- после увольнения с научной или педагогической работы, которая непосредственно следовала за работой в учреждениях здравоохранения, социальной защиты населения;

- после прекращения временной инвалидности или болезни, вызвавших увольнение из учреждений (подразделений) и с должностей, указанных в подпунктах 1.1 - 1.3 Положения, а также в случае увольнения с работы, на которую работник был переведен по этим основаниям;

- со дня увольнения из органов управления здравоохранения, социальной защиты населения, органов Роспотребнадзора, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, медицинских страховых организаций обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации и его исполнительных органов, Обществ Красного Креста, комитетов профсоюзов работников здравоохранения и с должностей доверенных врачей;

- после увольнения с работы на должностях медицинского персонала дошкольных и общеобразовательных учреждений, колхозно-совхозных профилакториев, которая непосредственно следовала за работой в учреждениях здравоохранения, социальной защиты населения;

- со дня увольнения из предприятий и организаций (структурных подразделений) независимо от форм собственности, осуществляющих в установленном порядке функции учреждений здравоохранения, при условии, если указанным периодам работы непосредственно предшествовала работа в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения;

- со дня увольнения из приемника-распределителя МВД России для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество;

не позднее двух месяцев:

- со дня увольнения из учреждений здравоохранения, социальной защиты населения и должностей, указанных в подпунктах 1.1 - 1.3 Положения, после окончания обусловленного трудовым договором срока работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для переезда к новому месту жительства;

- после возвращения с работы в учреждениях Российской Федерации за границей или в международных организациях, если работе за границей непосредственно предшествовала работа в учреждениях и на должностях, предусмотренных в подпунктах 1.1 - 1.3 Положения.

Время переезда к месту жительства и нахождения в отпуске, не использованное за время работы за границей, в указанный двухмесячный срок не включается.

Этот же порядок применяется в отношении членов семей, находившихся за границей вместе с работником;

не позднее трех месяцев:

- после окончания высшего или среднего профессионального образовательного учреждения, аспирантуры, докторантуры, клинической ординатуры и интернатуры;

- со дня увольнения в связи с ликвидацией учреждения (подразделения) либо сокращением численности или штата работников учреждения (подразделения);

- со дня увольнения с работы (службы) в военно-медицинских учреждениях (подразделениях) и с медицинских (фармацевтических) должностей в Вооруженных Силах СССР, СНГ и Российской Федерации, а также в учреждениях здравоохранения системы КГБ, ФСБ России, МВД России, МЧС России, ФАПСИ, ФСЖВ России, СВР России, ФПС России и ФСНП России, ГТК России, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, не считая времени переезда;

не позднее шести месяцев со дня увольнения в связи с ликвидацией учреждений (подразделений) либо сокращением численности или штата работников учреждений (подразделений), расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

не позднее одного года - со дня увольнения с военной службы, не считая времени переезда, если службе непосредственно предшествовала работа в учреждениях (подразделениях), должностях, перечисленных в подпунктах 1.1 - 1.3 Положения;

стаж работы сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе и наличия во время перерыва другой работы при условии, если перерыву непосредственно предшествовала работа в учреждениях (подразделениях) и должностях, перечисленных в подпунктах 1.1 - 1.3 Положения:

- эвакуируемым или выезжающим в добровольном порядке из зон радиоактивного загрязнения;

- зарегистрированным на бирже труда как безработным; получающим стипендию в период профессиональной подготовки (переподготовки) по направлению органов по труду и занятости; принимающим участие в оплачиваемых общественных работах с учетом времени, необходимого для переезда по направлению службы занятости в другую местность и для трудоустройства;

- покинувшим постоянное место жительства и работу в связи с осложнением межнациональных отношений;

- гражданам, которые приобрели право на трудовую пенсию в период работы в учреждениях здравоохранения или социальной защиты населения;

- женам (мужьям) военнослужащих (лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел), увольняющимся с работы по собственному желанию из учреждений, подразделений, должностей, перечисленных в подпунктах 1.1 - 1.3 Положения, в связи с переводом мужа (жены) военнослужащего (лиц рядового, начальствующего состава органов внутренних дел) в другую местность или переездом мужа (жены) в связи с увольнением с военной службы и из органов внутренних дел;

- занятым на сезонных работах в учреждениях здравоохранения, учетом времени, необходимого для переезда по направлению службы занятости;

стаж работы сохраняется также в случаях:

- расторжения трудового договора в связи с уходом за ребенком в возрасте до 14 лет (в том числе находящихся на их попечении) или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, при поступлении на работу до достижения ребенком указанного возраста;

- работы в учреждениях, предприятиях и организациях системы здравоохранения (кафедрах вузах, научно-исследовательских учреждениях и др.), не входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, в период обучения в медицинских высших и средних образовательных учреждениях и обучения на подготовительных отделениях в медицинских образовательных учреждениях;

- отбывания исправительно-трудовых работ по месту работы в учреждениях здравоохранения. Надбавки за время отбывания наказания не выплачиваются, и время отбывания наказания в непрерывный стаж не засчитывается.

Перерывы в работе, предусмотренные подпунктами 2.2.1 - 2.2.5 Положения, в стаж непрерывной работы, дающий право на надбавки за продолжительность работы, не включаются.


Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.08.2008 N 463н (ред. от 02.08.2011) "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации" (вместе с "Примерным положением об оплате труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации") {КонсультантПлюс}

Что такое непрерывный трудовой стаж и где он используется

 

 Непрерывный трудовой стаж - продолжительность работы на одном предприятии (в учреждении, организации) без перерыва или на разных предприятиях, если при переходе с одного предприятия на другое непрерывность стажа сохранялась в установленном порядке.

Непрерывный трудовой стаж учитывается, в частности, при определении размера причитающегося работнику пособия по временной нетрудоспособности в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ).

Также непрерывный трудовой стаж применяется в ряде случаев, в частности при определении права на получение различных доплат и надбавок к заработной плате, предоставлении дополнительного отпуска отдельным категориям работников.

Например, надбавка за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения предусмотрена работникам таких учреждений, находящихся в ведении ФТС России, здравпунктов таможенных органов и организаций, находящихся в ведении ФТС России. Условия, размеры и порядок выплаты надбавки утверждены Приказом ФТС России от 08.09.2020 N 769.

Поскольку непрерывный трудовой стаж может учитываться в разных ситуациях, нет единых правил его расчета. Ранее действовали Правила исчисления такого стажа при назначении пособий по социальному страхованию. По нашему мнению, работодатель может установить порядок его расчета по аналогии с данными Правилами в зависимости от ситуации. При этом работодатель должен учитывать права и гарантии работников, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. 


Путеводитель по кадровым вопросам. Порядок подсчета стажа {КонсультантПлюс}

Отдельным категориям медработников предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью три календарных дня, если их стаж непрерывной работы в определенных должностях в определенных учреждениях здравоохранения составляет более трех лет. Например, речь идет о врачах общей практики (семейных врачах) и медицинских сестрах таких врачей, работающих на терапевтических и педиатрических участках в поликлиниках (поликлинических отделениях) (п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.12.2021 N 2365, Приложение к указанному Постановлению). 


Путеводитель по кадровым вопросам. Порядок подсчета стажа {КонсультантПлюс}

 

 


#юристу

Подскажите, пожалуйста, есть ли у налоговой законные основания для невыдачи ЭЦП директору ООО в том случае, если он предоставляет все нужные для этого документы? Есть ли примеры судебной практики, где рассматривается вопрос невыдачи под разными предлогами ЭЦП директору?

Посмотреть ответ специалиста

 

Порядок реализации ФНС России функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей утвержден Приказом ФНС России от 30.12.2020 N ВД-7-24/982@.

 

Основаниями для отказа в предоставлении услуги по выпуску квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (КСКПЭП) являются:

1) отсутствие документа, удостоверяющего личность Заявителя, СНИЛС или отказ Заявителя предъявить должностному лицу структурного подразделения территориального налогового органа данные документы;

2) отказ Заявителя от идентификации;

3) при проверке сведений о Заявителе из государственных информационных систем получена информация о недостоверности сведений о Заявителе;

4) отрицательный результат проверки действительности представляемых заявителем документов;

5) отсутствие носителя ключей электронной подписи для записи ключей электронной подписи, неработоспособность носителя ключей электронной подписи, несоответствие носителя ключей электронной подписи предъявляемым требованиям.

 

Судебная практика по спорам об отказе в выдаче квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи не выявлена.

 

Обоснование

 

УЦ ФНС России в соответствии с частью 4 статьи 13 и частью 4 статьи 14 Федерального закона N 63-ФЗ:

а) наделяет третьих лиц (доверенные лица) полномочиями по приему заявлений на КСКПЭП, а также вручению КСКПЭП от имени УЦ ФНС России;

б) выдает КСКПЭП как в форме электронных документов, так и в форме документов на бумажном носителе.

УЦ ФНС России в соответствии с частью 2 статьи 13частями 12.134 статьи 15пунктами 1 - 3 части 1 и частью 3 статьи 18 Федерального закона N 63-ФЗ:

а) информирует лицо, обратившееся за получением КСКПЭП, об условиях и порядке использования электронных подписей и средств электронной подписи, о рисках, связанных с использованием электронных подписей, и о мерах, необходимых для обеспечения безопасности электронной подписи и их проверки;

б) обеспечивает актуальность информации, содержащейся в реестре КСКПЭП, ее защиту от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, иных неправомерных действий;

в) предоставляет безвозмездно любому лицу в соответствии с порядком формирования и ведения реестров выданных аккредитованными удостоверяющими центрами квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи, а также предоставления информации из таких реестров, утвержденным в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 8 Федерального закона N 63-ФЗ (далее - Порядок ведения реестров КСКПЭП), информацию, содержащуюся в реестре КСКПЭП;

г) обеспечивает конфиденциальность ключей ЭП, созданных УЦ ФНС России;

д) отказывает в создании КСКПЭП:

в случае отказа заявителя от идентификации;

в случае отрицательного результата проверки действительности представляемых заявителем документов и достоверности внесенных в них сведений;

если не подтверждено владение лицом, обратившимся за созданием КСКПЭП, ключом ЭП, который соответствует ключу проверки ЭП, указанному им для получения КСКПЭП;

в случае отрицательного результата проверки в реестре КСКПЭП уникальности ключа проверки ЭП;

если при проверке сведений о заявителе из государственных информационных систем получена информация о недостоверности сведений о заявителе;

(пп. "д" в ред. Приказа ФНС России от 11.08.2023 N СД-7-24/538@)

е) отказывает в создании КСКПЭП в случае отрицательного результата проверки в реестре КСКПЭП уникальности ключа проверки ЭП;


Приказ ФНС России от 30.12.2020 N ВД-7-24/982@ (ред. от 11.08.2023) "Об утверждении Порядка реализации Федеральной налоговой службой функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей" {КонсультантПлюс}

Какие документы и сведения нужно представить, чтобы получить усиленную квалифицированную электронную подпись

 

Вы можете обратиться в удостоверяющий центр лично или через Интернет. Вам нужно будет заполнить заявление с соблюдением утвержденных требований. Можно использовать форму, установленную конкретным удостоверяющим центром.

Квалифицированный сертификат вам выдадут на безвозмездной основе или за плату, установленную удостоверяющим центром. Ее размер не должен превышать предела, который вправе предусмотреть Правительство РФ (ч. 3.1 ст. 18 Закона об электронной подписи).

Чтобы получить квалифицированную ЭП для юрлица, достаточно сообщить удостоверяющему центру ОГРН, предъявить паспорт и документ, подтверждающий полномочия заявителя действовать от имени юрлица без доверенности, например протокол общего собрания участников ООО об избрании директора. Вместо оригиналов можно представить заверенные копии и (или) сведения из документов (п. п. 147 ч. 2 ст. 18 Закона об электронной подписи).

При желании вы можете представить и копию документа, в котором содержится ОГРН, например лист записи ЕГРЮЛ. Однако учтите, что удостоверяющий центр сам запросит на ваше юрлицо выписку из ЕГРЮЛ (ч. 2.12.2 ст. 18 Закона об электронной подписи).

Чтобы получить квалифицированный сертификат, заявителю, выступающему от имени юрлица, придется пройти в удостоверяющим центре идентификацию. Ее могут провести как при личном присутствии заявителя, так и без него с использованием (п. 3 ч. 1 ст. 18 Закона об электронной подписи):

  • квалифицированной электронной подписи - если есть действующий квалифицированный сертификат;
  • информации, указанной в загранпаспорте гражданина РФ, содержащем электронный носитель информации;
  • информационных технологий путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы - в отношении гражданина РФ.

Нельзя установить ограничения для признания усиленной квалифицированной ЭП, кроме тех, которые предусмотрены Законом об электронной подписи (ч. 2 ст. 10 данного Закона).

По общему правилу в качестве владельца сертификата ключа проверки ЭП наряду с юрлицом укажут лицо, действующее от имени юрлица без доверенности (ч. 3 ст. 14 Закона об электронной подписи).


Готовое решение: Как юрлицу получить усиленную квалифицированную электронную подпись (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}

 


#специалисту по госзакупкам

Хотим провести закупку по 44-ФЗ (аукцион) на комплексное обслуживание и диагностику сплит систем. В описании объекта закупки просим от участника сканы документов и удостоверений на допуск к монтажу, ремонту и техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционеров, допуск к работе в электроустановках напряжением до 1000 V 4 группа для ИТР и 3 группа для рабочих. Имеем ли мы право просить сканы названных документов? Если да, то где это отразить при заполнении извещения в ЕИС?

Посмотреть ответ специалиста

 

Установление требования о наличии специалистов при проведении аукциона может быть квалифицировано как нарушение ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, что подтверждается направляемой практикой:

Вы можете установить его в качестве показателя оценки при установлении критериев при проведении конкурса.

 

Обоснование

 

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

 

ч. 2 ст. 31, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 22.06.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" {КонсультантПлюс}

 

Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

 

ч. 3 ст. 33, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 22.06.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" {КонсультантПлюс}