05.04.2024
Обзоры практики ФАС за февраль 2024 года: частые ошибки заказчиков по законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ
В госзакупках определили неверный порядок оценки заявок, без оснований отклонили одну из них. В закупках отдельных видов юрлиц потребовали лишние сведения от участников, включили в проект договора незаконное условие. Подробнее об этих и других ситуациях в обзоре.
Заказчик закупал услуги по обеспечению эксплуатации информсистемы в сфере управления общественными финансами. Для оценки опыта он принимал договоры на сопоставимые услуги лишь в данной сфере.
Контролеры и суд посчитали, что заказчик ограничил конкуренцию:
те, кто имеет опыт оказания сопоставимых услуг в иных сферах, не смогут участвовать в закупке;
необходимость квалификации в конкретной сфере не доказали.
Заявку участника отклонили, поскольку для ряда позиций он привел параметры продукции без товарных знаков.
Контролеры с этим не согласились:
условия закупки не требовали представлять данные о товарном знаке по спорным позициям;
участник в заявке указал характеристики продукции, которая не имеет товарного знака. В этом случае Закон N 44-ФЗ не обязывает приводить информацию о товарном знаке.
Заказчик закупал работы по строительству автодороги. Проектную документацию он разместил в ЕИС не полностью.
Контролеры и суд посчитали это незаконным и среди прочего отметили: из-за такого нарушения участники не могут оценить объем работы и предложить цену.
Участникам закупки среди СМСП следовало представить в заявке график выполнения работ.
Контролеры нашли нарушение: перечень сведений и документов, которые можно требовать при таких закупках, закрытый. График выполнения работ в их число не входит.
По условиям закупки до подведения ее итогов заказчик мог запрашивать у участников, чтобы те разъяснили заявки и представили недостающие документы. Контролеры отметили: Закон N 223-ФЗ не разрешает дополнять и уточнять заявки после окончания срока их подачи.
Отметим, в практике есть пример, когда ВС РФ поддержал суды, которые не нашли нарушений в том, что заказчик включил в закупочные документы похожие условия.
В проект договора включили условие: при заключении сделки заказчик вправе запросить у победителя, чтобы тот предоставил документ от производителя для подтверждения полноты поставки.
Контролеры и суд отметили:
спорное условие могут применить к участникам по-разному. Оно нарушает принцип равноправия;
хотя условие предъявляют на этапе заключения договора, оно влияет на конкуренцию. Решение об участии в закупке принимают исходя из оценки возможности качественно исполнить обязательства. Те, кто не смогут представить документ, откажутся от участия;
получение документа зависит от производителя, если победитель им не является. Производитель не обязан реагировать на запросы участников.
Документы:
Обзор судебной практики по Закону N 44-ФЗ (февраль 2024 года)
Обзор практики рассмотрения жалоб при закупках по Закону N 44-ФЗ (февраль 2024 года)
Обзор практики рассмотрения жалоб при закупках по Закону N 223-ФЗ (февраль 2024 года)
Обзор административной практики в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ (февраль 2024 года)
Обзор судебной практики в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ (февраль 2024 года)
Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru
Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации