с 29 января по 2 февраля 2024 года

<< Топ-5 популярных вопросов

#специалисту по госзакупкам

Какой срок исковой давности по признанию недействительным отказа заказчика в приемке товара по контракту, заключенному в рамках закона 44-ФЗ?

Посмотреть ответ специалиста

Обязанность по приемке товара возникает только в рамках действующего контракта. Если контракт прекратил свое действие, то признать недействительным отказ в приемке товара не получится.

Поэтому в данной ситуации в случае одностороннего отказа от исполнения контракта надо его признать недействительным, в том числе и отказ от приемки — неправомерным. Срок исковой давности по указанным действиям составляет один год.

Предлагаем вам судебную практику по заданной тематике.

Судебная практика

В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 «О последствиях расторжения договора» разъяснено, что по смыслу пункта 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора (например, отгружать товары по договору поставки, выполнять работы по договору подряда, выдавать денежные средства по договору кредита и т.п.). Вместе с тем условия договора, которые в силу своей природы предполагают их применение и после расторжения договора (например, гарантийные обязательства в отношении товаров или работ по расторгнутому впоследствии договору; условие о рассмотрении споров по договору в третейском суде, соглашения о подсудности, о применимом праве и т.п.) либо имеют целью регулирование отношений сторон в период после расторжения (например, об условиях возврата предмета аренды после расторжения договора, о порядке возврата уплаченного аванса и т.п.), сохраняют свое действие и после расторжения договора; иное может быть установлено соглашением сторон.

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2010 N 1059/10 по делу N А45-4646/2009, последствия, вызванные расторжением договора, наступают на будущее время и в силу общих норм обязательственного права (статьи 307, 408 Гражданского кодекса Российской Федерации) не прекращают возникших ранее договорных обязательств должника, срок исполнения которых уже наступил.

Материалами дела подтверждено, что в период до расторжения договора на основании поступивших от заказчика заявок поставщик поставил, а покупатель в установленном контрактом порядке (пункт 4.5 контракта) произвел осмотр товара, выявил нарушения требований к товару, предусмотренных пунктами 3.2., 3.5., 3.6 и 4.2 контракта, с соблюдением пункта 4.6 контракта известил истца о несоответствии поставленного в период действия контракта товара его условиям и о допущенных при поставке нарушениях, в том числе — существенных, предоставив срок для устранения недостатков.

Так как выявленные недостатки поставщик не устранил, в силу пунктов 4.9, 4.10, 4.11 контракта товар принят не был.

Вопреки позиции стороны истца, обстоятельства наличия существенных недостатков, препятствующих приемке товара до расторжения контракта, подтверждены материалами дела, опровержения чему, а также — доказательств устранения выявленных недостатков истцом в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено.

Впоследствии заказчик на основании условий пункта 11.5 договора и положений статьи 95 Закона N 44-ФЗ реализовал свое право на односторонний отказ от исполнения контракта.

Отказ от контракта был направлен ответчику, получен им, при этом уведомление об отказе от контракта заказчиком не отзывалось, данное решение не оспаривалось, товар был вывезен поставщиком.

С учетом указанных обстоятельств, суды пришли к верному выводу о том, что обязательства по приемке товара, не соответствующего условиям контракта, до расторжения договора у Учреждения не возникла, в последующем договорные обязательства сторон прекратили свое действие и обязанность произвести приемку товара после расторжения контракта не может быть возложена на ответчика.

{Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.01.2022 N Ф06-13667/2021 по делу N А49-6899/2021 {КонсультантПлюс}}

В силу пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 168 ГК РФ или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки, а в силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Поскольку односторонний отказ от исполнения контракта не отвечает критериям, которые предусмотрены пунктом 2 статьи 168 ГК РФ, то такой отказ является оспоримой сделкой.

Согласно пункту 2 статьи 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год, а течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179 ГК РФ), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

{Решение Арбитражного суда Тверской области от 15.02.2021 по делу N А66-8994/2020 {КонсультантПлюс}}

общество с ограниченной ответственностью «АСП Трейд» (ОГРН: 1195476031420, ИНН: 5403049600) обратилось в суд с требованиями к федеральному казенному учреждению «Северо-кавказское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ОГРН: 1026103173910, ИНН: 6163030588) о признании решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта на поставку товара для государственных нужд N 2222188100682006163030588/68 от 03.11.2022 незаконным, применении последствий недействительности сделки в виде признания контракта действующим, обязании принять товар по контракту (уточненные требования).

Таким образом, суд при рассмотрении настоящего дела, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном в статье 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, в том числе аукционную документацию, контракт, доказательства поставки товара на сумму 5 507 240 рублей, проанализировав переписку сторон, установил факт того, что страна происхождения спорного товара не является определяющим критерием для оценки характеристики (свойств) товара, товар фактически поставлен в пределах срока действия контракта по истечении установленного срока поставки по согласованию с заказчиком, при этом заключением судебной экспертизы, не оспоренным сторонами, установлено, что поставленный товар на сумму 5 507 240 рубдей, а именно материнские платы в серверы моделей CTB-CB-2u8-R800 и CTB-CB-2u8-R1200 являются улучшенными, мощность процессоров входящих в серверы моделей CTB-CB-2u8-R800 является улучшенной, мощность процессоров, входящих в серверы моделей CTB-CB-2u8-R1200, является эквивалентной предусмотренным государственным контрактом на поставку товара для государственных нужд N 2222188100682006163030588/68, несмотря на отличающиеся технические и функциональные характеристики серверов, при этом комплектующие являются импортными, программное обеспечение производства Россия, в связи с чем заказчик необоснованно отказался от приемки поставленного товара, а принятие заказчиком решения об одностороннем отказе от контракта по мотиву того, что товар не соответствует качеству и комплектности в соответствии с разделом 4 контракта, является незаконным и необоснованным.

На основании изложенного, суд признает недействительным решение Федерального казенного учреждения «Северо-кавказское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 03.11.2022 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта на поставку товара для государственных нужд N 2222188100682006163030588/68.

Рассмотрев требования поставщика об обязании заказчика принять спорный предъявленный к приемке товар, суд, установив соответствие товара условиям контракта, исходит из того, что указанный товар продолжительное время после отказа в приемке хранится у поставщика, в связи с чем с учетом установленных судом обстоятельств дела сторонам надлежит осуществить порядок приемки товара в полном соответствии с условиями контракта и ФЗ N 44-ФЗ.

В рассматриваемом случае избранный истцом способ защиты права нивелирует установленный порядок приемки, что недопустимо.

На основании изложенного, в удовлетворении требований об обязании принять товар по контракту в заявленной редакции суд отказывает.

Рассматривая вопрос о применении последствий признанного судом недействительным решения заказчика, суд пришел к выводу о том, что признание контракта действующим не требует судебной защиты, поскольку указанный факт сам по себе свидетельствует о возврате сторон в первоначальное положение.

На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении требований в данной части.

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.08.2023 по делу N А53-34/2023 {КонсультантПлюс}


#кадровику

При смене в организации юрадреса с одного города на другой, что должен сделать специалист, ответственный за воинский учет? Можно ли всю отчетность направлять почтой в военкомат по новому месту регистрации в другом городе?

Посмотреть ответ специалиста

Исходя из НПА Российской Федерации, Положения и Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях при смене места регистрации организации следует подготовить предусмотренный перечень документов и представить его в военный комиссариат и комиссию по бронированию по новому адресу организации, отдельной регистрации юридических лиц в военном комиссариате нет.

В случае невозможности провести сверку по военнообязанным работникам с личным посещением военкомата, по нашему мнению, сверку можно провести с помощью почтовой переписки. Однако работодателю до проведения сверки рекомендуем уточнить такую возможность в конкретном военкомате.

Обоснование

Работодатель обязан организовать и вести воинский учет работников организации в соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; п. 9 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение); Федеральным законом от 24.04.2020 N 132-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Ведение воинского учета включает в себя назначение работников, ответственных за организацию и ведение воинского учета, и определение их обязанностей; издание и согласование с территориальным военным комиссариатом или органом местного самоуправления приказа о ведении воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ 11.07.2017 (далее — Методические рекомендации)); ежегодную разработку и согласование с военным комиссариатом плана работ по организации воинского учета (п. 37 Методических рекомендаций); представление в военный комиссариат карточки учета организации по форме N 18.

В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы (учебы) работники, осуществляющие воинский учет в организациях (п. 30 Положения):

а) проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу;

б) заполняют учетные документы в соответствии с записями в документах воинского учета;

в) разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;

г) информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации;

д) выдают гражданам, подлежащим воинскому учету и не имеющим регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также гражданам, прибывшим на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеющим регистрации по месту пребывания, при принятии их на работу или увольнении (отчислении) их с работы сведения для постановки на воинский учет по месту пребывания (учебы) в военных комиссариатах или органах местного самоуправления.

В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях (п. 29 Методических рекомендаций):

а) направляют в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций), согласно Приложению N 9 к настоящим Методическим рекомендациям;

б) направляют в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, согласно Приложению N 10 к настоящим Методическим рекомендациям;

в) представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, согласно Приложению N 11 к настоящим Методическим рекомендациям;

г) сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;

д) сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления, согласно Приложению N 12 к настоящим Методическим рекомендациям;

е) вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты муниципальных образований в порядке согласно Приложению N 13 к настоящим Методическим рекомендациям;

ж) оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований или органов местного самоуправления и обеспечивают их своевременную явку в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Исходя из документов законодательства Российской Федерации, Положения и Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях при смене места регистрации организации необходимо подготовить указанный перечень документов и представить его в военный комиссариат и комиссию по бронированию по новому адресу организации, отдельной регистрации юридических лиц в военном комиссариате нет.


{Вопрос: Организация переехала, сменив адрес регистрации и местонахождения. Нужно ли зарегистрировать организацию в военкомате по новому юридическому адресу? (Консультация эксперта, 2021) {КонсультантПлюс}}

Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 утверждена Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета (далее — Инструкция).

Инструкция содержит в себе формы документов, по которым ведется воинский учет граждан в организациях, порядок их хранения и заполнения; а также порядок сверки сведений о воинском учете, содержащихся в учетных документах организаций, и документах военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления (разд. IV, V Инструкции).

Воинский учет призывников и военнообязанных в организациях осуществляется по карточкам гражданина, подлежащего воинскому учету в организации (форма 10) (п. 31 Инструкции, Приложение N 22 к Инструкции). Порядок заполнения личных карточек на военнообязанных и призывников содержится в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ 11.07.2017 (далее — Методические рекомендации).

Бланк данной карточки имеет размер А4 и состоит из лицевой и оборотной сторон. На первой указывают личные данные, на второй — информацию о воинском учете, приемах и увольнениях, а также дополнительные сведения.

Подписывать карточку по форме 10 может не любой работник, а только тот, кто осуществляет воинский учет. Карточку нужно вести сразу в двух форматах: электронном и бумажном. Распечатка карточек допускается только работником, осуществляющим ведение воинского учета в организации (п. 32 Инструкции).

Карточка заполняется чернилами (шариковой ручкой) черного, фиолетового или синего цвета четким, разборчивым почерком без помарок и неустановленных сокращений или заполняется в электронном виде и распечатывается с применением оргтехники (п. 33 Инструкции).

Проводить сверку сведений о воинском учете с военкоматами нужно не реже одного раза в год (п. 36 Инструкции). Дату и время устанавливает военный комиссариат, который ведет свою деятельность на территории, в пределах которой находится организация.

Отметка о проведении сверки производится путем проставления в реквизите «Сверка с военным комиссариатом» простым карандашом даты сверки (дата указывается тремя парами арабских цифр) и подписи работника организации, осуществляющего воинский учет, например: «11.06.17 Иванова».

По завершении сверки 100% карточек работником военного комиссариата и (или) работником, осуществляющим первичный воинский учет в органе местного самоуправления, производится запись в журнале проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ.

Для сверки учетных сведений карточек с учетными данными граждан, состоящих на воинском учете в других военных комиссариатах, направляются списки граждан, пребывающих в запасе, с указанием данных разд. II (форма списков приведена в Приложении N 23 к Инструкции). Списки составляются в двух экземплярах, второй экземпляр списка с указанием регистрационного номера и даты отправки хранится в организации в течение года.

Отметка о проведении сверки производится путем проставления в реквизите «Сверка с военным комиссариатом» простым карандашом даты, регистрационного номера списка и подписи работника организации, осуществляющего воинский учет, например: «30.06.17 N 315, Иванова».

На практике при проведении сверки учетных сведений карточек с учетными данными граждан работодатели могут направить в военкоматы сведения о состоящих в запасе работниках почтой в двух экземплярах с сопроводительным письмом. По нашему мнению, после сверки один экземпляр таблицы с пометкой «Сверено» военкоматы направляют обратно в адрес работодателя.

Соответственно, если военкомат находится на другой территории, то строка «Сверка с военным комиссариатом» может заполняться по номеру и дате письма, аналогично порядку заполнения личных карточек. Например: «20.06.22 N 000исх» (п. 5 Приложения N 12 «Порядок проведения организациями сверок сведений, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления» к Методическим рекомендациям).

Таким образом, Инструкция позволяет провести сверку по военнообязанным работникам, в том числе иногородним, которую от организации проводит работник, который ведет воинский учет в организации. И в случае невозможности провести ее с личным посещением военкомата, то есть когда работники состоят на учете в других военных комиссариатах, по нашему мнению, сверку не запрещено провести с помощью почтовой переписки. Однако работодателю до проведения сверки рекомендуем уточнить такую возможность в конкретном военкомате.


{Вопрос: Как провести ежегодную сверку сведений о военнообязанных работниках со сведениями иног
ородних военкоматов? Можно ли отправить им сведения о состоящих в запасе работниках почтой в двух экземплярах и попросить вернуть второй со своей отметкой? (Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2022) {КонсультантПлюс}}


#юристу

При создании в августе 2022 года ООО уставный капитал 100 000 рублей единственным участником не был оплачен. Каким образом можно внести долю в 2024 году?

Посмотреть ответ специалиста

Каждый учредитель должен полностью оплатить свою долю в уставном капитале в течение срока, который установлен договором о создании общества. Этот срок не может превышать четырех месяцев с момента госрегистрации организации.

Если в течение установленного срока доля в уставном капитале ООО не была полностью оплачена, неоплаченная часть доли переходит обществу. Общество должно реализовать ее в порядке и сроки, которые установлены ст. 24 Закона об ООО (п. 3 ст. 16 Закона об ООО).

Кроме того, участник или участники общества, не оплатившие долю в уставном капитале, лишаются права голосовать на общем собрании учредителей. В связи с этим, если уставной капитала не оплачен, то не оплачена доля участника, а значит все принятые решения участником или участниками недействительны, в том числе решения о назначении директора и одобрении сделок.

Но следует иметь в виду, что, во-первых, если доля перешла к Обществу, это должно быть зафиксировано как минимум в списке участников, как максимум — в ЕГРЮЛ, в последующем такая доля должна быть распределена между участниками по ст. 24 Федерального закона «Об ООО». Полагаем этого никто не делал, соответственно, и выкупать ее у Общества или распределять, смысла нет.

Во-вторых, закон не допускает выход единственного участника из Общества. Можно говорить о том, что Общество не может остаться без участника в принципе.

Следовательно, последствием неоплаты доли может быть только одно — по решению налогового органа исключение юридического лица из ЕГРЮЛ. На практике такая ситуация — не просто редкость, а практически невозможна. Налоговый орган не может проверить каждое созданное юридическое лицо на предмет оплаты уставного капитала, поскольку такая оплата могла быть произведена:

— либо внесением денежных средств на расчетный счет;

— либо внесением денежных средств в кассу с одновременной тратой на иные нужды Общества, что возможно отследить, только проверив кассовые документы, а налоговым совершенно некогда, да и не за чем это делать;

— либо путем внесения имущества или прав аренды и т.д.

Таким образом, нужно оплатить долю сейчас, и спокойно работать.

Обоснование

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью оплачивается его участниками в сроки и в порядке, которые предусмотрены законом об обществах с ограниченной ответственностью.
п. 3 ст. 90 ГК РФ {КонсультантПлюс}

Каждый учредитель общества должен оплатить полностью свою долю в уставном капитале общества в течение срока, который определен договором об учреждении общества или в случае учреждения общества одним лицом решением об учреждении общества. Срок такой оплаты не может превышать четыре месяца с момента государственной регистрации общества. При этом доля каждого учредителя общества может быть оплачена по цене не ниже ее номинальной стоимости.

Не допускается освобождение учредителя общества от обязанности оплатить долю в уставном капитале общества.
п. 1 ст. 16, Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об обществах с ограниченной ответственностью» {КонсультантПлюс}

Доля или часть доли переходит к обществу с даты:

истечения срока оплаты доли в уставном капитале общества или предоставления компенсации, предусмотренной пунктом 3 статьи 15 настоящего Федерального закона;
пп. 3 п. 7 ст. 23, Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об обществах с ограниченной ответственностью» {КонсультантПлюс}

Последствия неоплаты доли в уставном капитале ООО

Вы несете субсидиарную ответственность по обязательствам ООО, возникшим до момента полной оплаты уставного капитала (п. 4 ст. 66.2 ГК РФ).

Если в течение установленного срока доля в уставном капитале ООО не была полностью оплачена, неоплаченная часть доли переходит обществу. Общество должно реализовать ее в порядке и сроки, которые установлены ст. 24 Закона об ООО (п. 3 ст. 16 Закона об ООО).

Кроме того, договор об учреждении общества может предусматривать взыскание неустойки (штрафа, пеней) за неисполнение обязанности по оплате доли в уставном капитале (п. 3 ст. 16 Закона об ООО).

Готовое решение: В каком порядке оплачивается уставный капитал ООО (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}

Последствия неоплаты доли в ООО в срок

В случае неполной оплаты доли в уставном капитале ООО в течение установленного срока неоплаченная часть доли с даты истечения срока оплаты переходит к обществу и должна быть реализована обществом в течение года (абз. 2 п. 3 ст. 90 ГК РФ, п. 3 ст. 16, пп. 3 п. 7 ст. 23, п. 2 ст. 24 Закона N 14-ФЗ).

Таким образом, основанием для перехода доли к обществу является сам факт истечения срока, предусмотренного Законом14-ФЗ или уставом общества для оплаты доли. В этом случае при переходе в полном объеме доли к обществу лицо теряет статус участника (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2021 N 11АП-146/2021 по делу N А65-33432/2019).

При этом в случае неоплаты в установленный законом или договором срок не имеет значения, когда в дальнейшем произошла оплата, доля назад возвращена быть не может, так как законом не предусмотрен возврат доли в случае несвоевременной ее оплаты. А участник, своевременно не оплативший долю в уставном капитале ООО, утрачивает право на оспаривание решений (протоколов) участников такого общества (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.05.2017 N Ф02-1631/2017 по делу N А78-5761/2016 (Определением Верховного Суда РФ от 29.08.2017 N 302-ЭС17-12880 отказано в передаче дела N А78-5761/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления)).

Не проданные в течение года доля или часть доли в уставном капитале общества должны быть погашены, и размер уставного капитала общества должен быть уменьшен на величину номинальной стоимости этой доли или этой части доли (п. п. 4, 5 ст. 24 Закона N 14-ФЗ).

Порядок перехода неоплаченной доли к ООО

Факт перехода доли (части доли) к обществу необходимо оформить документально (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ)).

В случае неоплаты или неполной оплаты доли в ООО в установленный срок обществу необходимо созвать общее собрание участников, по результатам которого устанавливаются факты отсутствия оплаты доли участником и переход доли (части доли) к обществу. Также, как правило, общее собрание участников поручает генеральному директору общества представить регистрирующему органу документы для государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ об обществе, в связи с переходом доли участника обществу (ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

Для перехода неоплаченной доли к ООО не требуется принятия общим собранием участников общества соответствующего решения (Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020 N 21АП-1052/2020 по делу N А83-15014/2019).

В течение месяца со дня перехода доли (части доли) обществу оно должно известить орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ФНС России), о состоявшемся переходе, за исключением случая, если право на выход из общества участника общества предусмотрено уставом общества (в случае, если общество не является кредитной организацией) (пп. 2 п. 7 ст. 23, п. 6 ст. 24 Закона N 14-ФЗ).

Для этого в налоговый орган направляются заявление по форме Р13014 (утв. Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@) о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, в листе З которого отражаются сведения о переходе доли к ООО, и документ, подтверждающий переход к обществу доли (части доли), — решение общего собрания учредителей общества, оформленное в виде протокола или иного документа, о переходе доли (части доли) к обществу в случае неоплаты (неполной оплаты) доли в уставном капитале общества.


Вопрос: Каков порядок действий ООО в случае неоплаты доли одним из учредителей? (Консультация эксперта, 2024) {КонсультантПлюс}

Вопрос: Единственный учредитель ООО в течение четырех месяцев оплатил только 70% уставного капитала. Какие последствия в данном случае влечет частичная оплата доли в уставном капитале?

Ответ: Если единственный учредитель ООО оплатил в положенный срок только 70% уставного капитала, то часть доли в размере 30% уставного капитала переходит к обществу.

Перешедшая к обществу часть доли должна быть продана либо погашена.

Сведения о переходе неоплаченной части доли к обществу, а также о ее последующей продаже или погашении должны быть внесены в ЕГРЮЛ.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) если общество учреждается одним лицом, то в решении об учреждении общества должен быть указан срок, в течение которого учредитель обязан оплатить полностью свою долю в уставном капитале. Но в любом случае срок оплаты не должен превышать четыре месяца с момента государственной регистрации данного юридического лица.

Если доля в уставном капитале общества оплачена не полностью, то она, в соответствии с п. 3 ст. 16 и пп. 3 п. 7 ст. 23 Закона об ООО, в неоплаченной части переходит к ООО с даты истечения срока оплаты доли.

Абзацем 4 п. 2 ст. 7 Закона об ООО установлено, что по общему правилу положения данного Закона распространяются на общества с одним участником.

Таким образом, если единственный учредитель ООО оплатил в положенный срок только 70% уставного капитала, то часть доли в размере 30% уставного капитала переходит к обществу.

В течение месяца после перехода части доли к обществу в регистрирующий орган должны быть поданы документы для регистрации изменений сведений в ЕГРЮЛ (п. 7.1 ст. 23 и п. 6 ст. 24 Закона об ООО).

В соответствии с п. 6 ст. 24 Закона об ООО и п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» помимо заявления о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ должен быть представлен документ, подтверждающий основания перехода к обществу доли или части доли.

Так как доля в неоплаченной части переходит к обществу на основании закона, то есть автоматически, то учредителю или обществу нет необходимости издавать какой-либо акт о таком переходе. Однако во избежание разногласий с регистрирующим органом целесообразно закрепить факт перехода неоплаченной части доли к ООО в документе, исходящем от единственного участника ООО.

Согласно п. п. 2, 4 ст. 24 Закона об ООО единственный участник ООО в течение одного года после перехода неоплаченной части доли к обществу должен на основании принятого им решения либо выкупить долю сам, либо, если это не запрещено уставом ООО, продать ее третьему лицу по цене не ниже номинальной стоимости такой части доли.

Если единственный участник в течение года не определит судьбу части доли, перешедшей к ООО, то она должна быть погашена, а размер уставного капитала ООО должен быть уменьшен на величину номинальной стоимости этой части доли (п. 5 ст. 24 Закона об ООО). Однако и до истечения годичного срока общество вправе добровольно погасить принадлежащую ему часть доли и уменьшить свой уставный капитал (п. 1 ст. 20 Закона об ООО).

При продаже части доли, принадлежащей ООО, помимо заявления о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ регистрирующему органу должны быть представлены документы, подтверждающие основание продажи и оплату части доли, а при погашении — документы, подтверждающие основание погашения части доли (п. 6 ст. 24 Закона об ООО).

Если продажа или погашение части доли произойдет в течение одного месяца после перехода неоплаченной части доли к обществу, то указанные выше документы подаются в регистрирующий орган вместе с заявлением о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ и документами, подтверждающими основание перехода части доли к обществу (п. 6 ст. 24 Закона об ООО).

Если же продажа или погашение части доли осуществляется позднее, то заявление и соответствующие документы должны быть поданы в регистрирующий орган в течение месяца со дня принятия решения об оплате выкупаемой у общества части доли ее приобретателем (участником или третьим лицом) либо о ее погашении (п. 6 ст. 24 Закона об ООО).

Вышеуказанные изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 7.1 ст. 23 и п. 6 ст. 24 Закона об ООО).


{Вопрос: ...Единственный учредитель ООО в установленный срок оплатил часть доли в уставном капитале. Какие последствия возникают в данном случае? (Консультация эксперта, 2018) {КонсультантПлюс}}


#бухгалтеру

Продаем автомобиль. На автомобиле установлено оборудование спутникового мониторинга, числится как самостоятельный объект основных средств. Как его учитывать после продажи автомобиля?

Посмотреть ответ специалиста

В случае если дополнительное оборудование в договоре не выделено отдельной позицией с указанием цены продажи, то учитывайте реализацию автомобиля с дополнительным оборудованием как реализацию одного (единого) объекта. В этом случае в доходах признайте договорную стоимость автомобиля без учета НДС. В расходах учтите остаточную стоимость автомобиля и дополнительного оборудования. В бухгалтерском учете сделайте проводки: Дебет 62 Кредит 91-1 — отражена выручка от реализации автомобиля, включающая НДС; Дебет 91 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС» — начислен НДС; Дебет 01 «Выбытие основных средств» Кредит 01 «Собственные основные средства» — списана первоначальная стоимость выбывающих основных средств; Дебет 02 Кредит 01 «Выбытие основных средств» — списана амортизация, накопленная к моменту выбытия; Дебет 91-2 Кредит 01 «Выбытие основных средств» — списана остаточная стоимость выбывающих основных средств.

Также вы можете сначала объединить основные средства. Информация по объединению приведена в обосновании и вложении. Также стоимость дополнительного оборудования можно выделить в договоре отдельной строкой с указанием цены реализации, в таком случае учитывайте его как реализацию отдельного объекта основных средств.

Обоснование

Автомобиль, по нашему мнению, можно рассматривать как сложную вещь.

Если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное (ст. 134 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, автомобиль с дополнительным оборудованием реализуется по одной сделке как один объект.

{Вопрос: Организация приобретает подержанные автомобили у физических лиц (не индивидуальных предпринимателей) для дальнейшей перепродажи и собственными силами устанавливает дополнительное оборудование на автомобиль. Возможно ли будет определять налоговую базу по НДС как разницу цен реализации и приобретения? (Консультация эксперта, 2020) {КонсультантПлюс}}

Очень часто организации при покупке дорогостоящих автомобилей одновременно приобретают и сигнализацию на них. Включение затрат на сигнализацию в первоначальную стоимость основного средства или отнесение на текущие расходы в бухгалтерском и налоговом учете зависит не только от времени, но и от условий покупки и установки на транспортное средство дополнительного оборудования. В случае если сигнализация входит в базовую комплектацию покупаемого автомобиля, то в бухгалтерском и налоговом учете первоначальная стоимость основного средства формируется с учетом стоимости сигнализации.

Однако распространены случаи, когда при продаже транспортного средства продавец за отдельную плату устанавливает выбранную покупателем сигнализацию самостоятельно. Таким образом, ее продажа осуществляется по иному договору или выделяется отдельным пунктом в основном договоре купли-продажи автомобиля. При этом покупатель отдельно осуществляет плату за установку сигнализации.

Статья: Порядок исчисления и уплаты транспортного налога с дорогостоящих автомобилей (Рождественская Е.С.) («Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании», 2016, N 2) {КонсультантПлюс}

По аналогии:

Дебет 62 Кредит 91-1

— 3 000 000 руб. — отражена выручка от продажи предприятия как имущественного комплекса;

Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»,

— 144 570 руб. — начислен НДС в бюджет по реализованным основным средствам;

Далее необходимо отразить в учете выбытие активов:

Дебет 01 «Выбытие основных средств» Кредит 01 «Собственные основные средства»

— 2 500 000 руб. — списана первоначальная стоимость выбывающих основных средств;

Дебет 02 Кредит 01 «Выбытие основных средств»

— 1 300 000 руб. — списана амортизация, накопленная к моменту выбытия;

Дебет 91-2 Кредит 01 «Выбытие основных средств»

— 1 200 000 руб. — списана остаточная стоимость выбывающих основных средств;

Тематический выпуск: Финансовый результат: методология, учет, налоги (Агабекян О.В.) («Экономико-правовой бюллетень», 2018, N 8) {КонсультантПлюс}

При расчете налога на прибыль учтите доход от реализации автомобиля в размере его договорной цены без НДС (пп. 1, абз. 5 п. 1 ст. 248, п. п. 1, 2 ст. 249 НК РФ).

Если в отношении продаваемого автомобиля, являющегося основным средством, не был применен инвестиционный налоговый вычет, то в составе расходов учтите остаточную стоимость автомобиля (пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Доход и расход признайте на дату перехода права собственности на автомобиль к покупателю (п. 3 ст. 271, пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ). Как правило, такой датой является дата подписания акта приема-передачи автомобиля (п. 1 ст. 223 ГК РФ).

Превышение остаточной стоимости автомобиля и расходов на его реализацию над выручкой от его реализации (без НДС) является убытком, который нужно учитывать в целях налогообложения в особом порядке.

Готовое решение: Как учитывать продажу автомобиля, являющегося основным средством (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}

Объединение не является основанием для списания исходных объектов с бухгалтерского учета, так как физически они не выбывают и продолжают использоваться. Поэтому в бухгалтерском учете объединение объектов ОС, как правило, отражают записями в аналитическом учете.

В налоговом учете исходные объекты ОС исключают из состава амортизируемого имущества, а вновь образованный объект признают амортизируемым имуществом.

Объединение объектов ОС в бухгалтерском учете отражайте в следующем порядке.

1. Начислите амортизацию по исходным объектам за последний период их использования.

На наш взгляд, это следует сделать в том же порядке, что и при списании: если вы начисляли амортизацию с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания ОС в бухгалтерском учете, то начисление амортизации прекратите с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло объединение объектов.

2. Учтите затраты, связанные с объединением объекта ОС.

3. На дату составления акта об объединении объектов ОС сделайте бухгалтерские записи.

В общем случае сделайте записи в аналитическом бухгалтерском учете по счетам (Приложение к Письму Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875):

  • 01 «Основные средства» (03 «Доходные вложения в материальные ценности»);

  • 02 «Амортизация основных средств»;

  • 83 «Добавочный капитал», если исходные основные средства учитываются по переоцененной стоимости и по ним числится дооценка.

4. Установите элементы амортизации по образованному в результате объединения объекту ОС:

5. Начисляйте амортизацию по объекту ОС, образованному в результате объединения, в обычном порядке с даты его образования либо с 1-го числа месяца, следующего за месяцем образования, в зависимости от варианта, установленного в вашей учетной политике.

Готовое решение: Как учесть объединение основных средств (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}


#бухгалтеру бюджетной организации

В ГБУ поступил исполнительный лист, превышающий сумму лимита на взыскание. Как его оплачивать? Можно ли его вернуть и кому?

Посмотреть ответ специалиста

Исполнительный лист о взыскании денежных средств с бюджетного или автономного учреждения также предъявляется в территориальный орган Федерального казначейства, в котором открыты лицевые счета соответствующему учреждению (ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ), п. 1 Порядка взаимодействия ФССП России и ФК России по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказами ФССП России N 308, Казначейства России N 218 от 30.09.2013).

Исполнение исполнительного листа осуществляется территориальным органом Федерального казначейства в трехмесячный срок (п. 11 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).

Согласно пункту 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ, бюджетное (автономное) учреждение-должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.

При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов бюджетное (автономное) учреждение-должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.

В случае невозможности взыскания денежных средств с бюджетного или автономного учреждения в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств более 3 месяцев территориальный орган Федерального казначейства в течение 10 дней со дня истечения трехмесячного срока информирует взыскателя об истечении трехмесячного срока исполнения исполнительного документа, неисполнении бюджетным или автономным учреждением содержащихся в нем требований, возможности отзыва исполнительного документа и предъявления его судебному приставу-исполнителю для организации принудительного исполнения (п. 3 Порядка, утв. Приказами ФССП России N 308, Казначейства России N 218 от 30.09.2013).

Дальнейшее исполнение исполнительного документа о взыскании денежных средств с бюджетного или автономного учреждения, предъявленного в Федеральную службу судебных приставов, осуществляется в общем порядке (разд. I данного материала).

Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является:

а) непредставление какого-либо документа;

б) несоответствие документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

в) отсутствие лицевого счета федерального бюджетного учреждения, бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального бюджетного учреждения) в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в который предъявлен исполнительный документ (далее в настоящей части — соответственно лицевой счет должника, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника);

г) отсутствие в исполнительном документе фиксированных денежных сумм, подлежащих взысканию (денежных сумм, по которым не требуется текущий либо последующий расчет при исполнении исполнительного документа);

д) указание в исполнительном документе денежных средств, подлежащих взысканию в иностранной валюте;

е) неверное указание в заявлении реквизитов банковского счета взыскателя;

ж) представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа;

Согласно бюджетному законодательству, исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

В данной ситуации, считаем, что если ГБУ не хватает средств для погашения исполнительного листа, учреждение вправе обратиться с письмом к учредителю о выделении дополнительных средств для погашения или осуществить перераспределение средств между счетами.

Обоснование

Исполнительный лист о взыскании денежных средств с бюджета бюджетной системы РФ, а также средств, подлежащих в соответствии с бюджетным законодательством РФ казначейскому сопровождению, не подлежит исполнению органами принудительного исполнения (ч. 2 ст. 1 Закона N 229-ФЗ, ст. 239 БК РФ, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13).

Такой исполнительный документ исполняется соответствующими финансовыми органами в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством.

В частности, исполнительный лист о взыскании задолженности:

— с Российской Федерации — предъявляется для исполнения в Министерство финансов РФ (ч. 1 ст. 242.2 БК РФ);

— с субъекта РФ — предъявляется для исполнения в финансовый орган субъекта РФ (ч. 3 ст. 242.2 БК РФ);

— с муниципального образования — предъявляется для исполнения в финансовый орган соответствующего муниципального образования (ч. 4 ст. 242.2 БК РФ).

К исполнительному листу, направляемому для исполнения в финансовый орган, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (ч. 2 ст. 242.1 БК РФ).

Исполнение исполнительного листа производится в течение 3 месяцев со дня его поступления на исполнение (ч. 6 ст. 242.2 БК РФ).

Исполнительный лист о взыскании денежных средств с бюджетного или автономного учреждения также предъявляется в территориальный орган Федерального казначейства, в котором открыты лицевые счета соответствующему учреждению (ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений») далее — Закон N 83-ФЗ), п. 1 Порядка взаимодействия ФССП России и ФК России по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказами ФССП России N 308, Казначейства России N 218 от 30.09.2013). Более подробно организация исполнения исполнительного документа, поступившего в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевого счета получателя средств федерального бюджета, а также порядок действий в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 22.09.2008 N 99н, содержится в Письме Казначейства России от 27.01.2011 N 42-7.4-05/9.3-56 «О порядке организации исполнения судебных актов в условиях оптимизации структуры органов Федерального казначейства».

Исполнение исполнительного листа осуществляется территориальным органом Федерального казначейства в трехмесячный срок (п. 11 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).

В случае невозможности взыскания денежных средств с бюджетного или автономного учреждения в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств более 3 месяцев территориальный орган Федерального казначейства в течение 10 дней со дня истечения трехмесячного срока информирует взыскателя об истечении трехмесячного срока исполнения исполнительного документа, неисполнении бюджетным или автономным учреждением содержащихся в нем требований, возможности отзыва исполнительного документа и предъявления его судебному приставу-исполнителю для организации принудительного исполнения (п. 3 Порядка, утв. Приказами ФССП России N 308, Казначейства России N 218 от 30.09.2013).

Дальнейшее исполнение исполнительного документа о взыскании денежных средств с бюджетного или автономного учреждения, предъявленного в Федеральную службу судебных приставов, осуществляется в общем порядке (разд. I данного материала).

Вопрос: Как взыскать задолженность по исполнительному листу? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}

Вопрос: В какие сроки осуществляется организация исполнения требований исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетного (автономного) учреждения — должника?

Ответ: Согласно пункту 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ, бюджетное (автономное) учреждение-должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника. При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов бюджетное (автономное) учреждение-должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.

{Вопрос: В какие сроки осуществляется организация исполнения требований исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетного (автономного) учреждения — должника? («Официальный сайт Казначейства России», 2020) {КонсультантПлюс}}

В п. 4 Определения Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 N 1312-О-О указано, что положения п. 5 ст. 242.2 БК РФ направлены на гарантирование возможности перераспределения — при возникновении такой необходимости — бюджетных средств на стадии исполнения бюджета и в системе действующего правового регулирования не предполагают возможность неисполнения или просрочки исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов по причине отсутствия или недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете.

{Вопрос: ...Арбитражный суд взыскал с администрации муниципального образования денежный долг в пользу организации. Истцу выдан исполнительный лист, направленный для исполнения в уполномоченный орган, но решение не исполнено из-за отсутствия денежных средств у должника. С какого момента взыскатель вправе направить исполнительный лист в подразделение судебных приставов? (Консультация эксперта, 2016) {КонсультантПлюс}}