#кадровику
Работник 19.12.23 представил 2 повестки из военного комиссариата: одна из них от 04.12.2023 о явке в военный комиссариат 04.12.2023 к 14:00 для прохождения призывной комиссии; вторая — от 08.12.23 о явке в военный комиссариат 11.12.2023 к 14:30, причина вызова не указана. Отметок о времени пребывания в военкомате ни в той, ни в другой повестке нет. При этом работника не было на работе оба рабочих дня (с 08:00 до 16:30). Каким образом оформить отсутствие работника на работе в эти дни?
Вправе ли работодатель на основании таких повесток оплатить работнику по среднему заработку период его отсутствия на работе (п. п. 1 — 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N
Необходимо ли в данной ситуации работнику проставить в военкомате отметки о фактическом времени пребывания в повестках?
Правомерно ли определить период для освобождения от работы и оплаты по среднему заработку на основании заявления работника, в котором он укажет время, затраченной им на пребывание в военкомате и поездку в военкомат и обратно? Или работодатель должен оплатить целиком рабочий день (8 часов) по среднему заработку на основании представленных повесток?
Посмотреть ответ специалиста
Законом не предусмотрен перечень документов, который работник должен представить для освобождения от работы. В любом случае это должны быть документы, подтверждающие период нахождения в военкомате. Сама по себе повестка не подтверждает фактическое присутствие работника по месту вызова, учитывая, что он может уклониться от явки. Для целей освобождения от работы и оплаты времени нахождения в военкомате необходимо иметь также и подтверждение о времени, в течение которого работник исполнял обязанности, связанные с воинским учетом. Полагаем, в данной ситуации работнику следует проставить в военкомате отметки о фактическом времени пребывания в повестках.
При этом законодательство не содержит прямого ответа на вопрос, за какой именно срок необходимо выплачивать средний заработок, если работник исполнял обязанности, связанные с воинским учетом, только часть рабочего дня. По нашему мнению, время, затраченное работником на дорогу до военкомата, а также на дорогу от военкомата до места работы, нужно тоже отмечать кодом Г, так как фактически работник в эти часы не работал, а отсутствовал по уважительным причинам. Что касается вопроса о том, как именно подтвердить время, затраченное на дорогу, по нашему мнению, работодатель может поступить по аналогии с подтверждением времени командировки. Если у работника есть проездные документы, подтверждающие время нахождения в пути, он может приложить их к повестке для обоснования своего отсутствия на работе. Если же таких документов нет, то работник может указать время фактического нахождения в пути в служебной записке.
Причину вызова указывают в повестке, оформляемой по одной из утвержденных форм, в специальной строке. При отсутствии причины вызова в повестке можно обратиться в военкомат для корректного оформления документа. Однако при отсутствии причины вызова в повестке игнорировать её не стоит. Работнику следует явиться в назначенное время для выполнения государственных обязанностей, а работодателю следует оплатить это время. Вместе с тем, официальных разъяснений и правоприменительной практики по этому вопросу мы не обнаружили.
Обоснование
В день посещения военкомата освободите работника от работы. Этот день в табеле отметьте кодом «Г» или «23» и оплатите по среднедневному заработку. Эти затраты ожет возместить военкомат (ст. ст. 4, 6 Закона о военной службе, п. 7 Положения о призыве).
{Типовая ситуация: Воинский учет: как вести и отчитываться (Издательство «Главная книга», 2023){КонсультантПлюс}}
Вопрос: Работник согласно повестке должен явиться в военкомат к 10:00 для уточнения данных. Рабочий день работника с 9:00 до 18:00. Время на дорогу от военкомата до места работы — два часа. Работник представил повестку военкомата с отметкой о том, что он пробыл там час. За сколько часов нужно выплатить средний заработок?
Ответ: Если работник прибыл на работу в 13.00, полагаем, что нужно выплатить ему средний заработок за четыре рабочих часа — с 9.00 до 13.00.
Обоснование: В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N
При этом законодательство не содержит прямого ответа на вопрос, за какой именно срок необходимо выплачивать средний заработок, если работник исполнял обязанности, связанные с воинским учетом, только часть рабочего дня (смены).
В соответствии с ч. 4 ст. 91 Трудового кодекса РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Отсутствие работника из-за явки в военкомат по повестке считается исполнением государственных обязанностей и отмечается в табеле буквенным кодом Г или цифровым 23.
По нашему мнению, время, затраченное работником на дорогу до военкомата, а также на дорогу от военкомата до места работы, нужно тоже отмечать кодом Г, так как фактически работник в эти часы не работал, а отсутствовал по уважительным причинам. Что касается вопроса о том, как именно подтвердить время, затраченное на дорогу, по нашему мнению, работодатель может поступить по аналогии с подтверждением времени командировки. Если у работника есть проездные документы, подтверждающие время нахождения в пути, он может приложить их к повестке для обоснования своего отсутствия на работе.
Если же таких документов нет, то работник может указать время фактического нахождения в пути в служебной записке.
{Вопрос: Работник согласно повестке должен явиться в военкомат к 10.00 для уточнения данных. Рабочий день работника с 9.00 до 18.00. Время на дорогу от военкомата до места работы — два часа. Работник представил повестку военкомата с отметкой о том, что он пробыл там час. За сколько часов нужно выплатить средний заработок? (Консультация эксперта, 2023) {КонсультантПлюс}}
Вопрос: Работник принес повестку о вызове в военкомат для уточнения данных. Оформили приказ об освобождении работника от работы для исполнения гособязанностей. Работника не было на работе всю смену. Из военкомата он принес отметку о пребывании, в которой написано, что в военкомате он был с 9:30 до 10:00. В каком порядке оплатить ему этот день?
Ответ: Работнику, отсутствующему в связи с вызовом в военкомат, работодатель выплачивает средний заработок за время отсутствия. После этого работодателю необходимо направить в военкомат письмо с просьбой компенсировать выплаченную работнику сумму с учетом начислений на заработную плату, приложив заверенные уполномоченным лицом копии документов, подтверждающих расходы.
{Вопрос: Работник принес повестку о вызове в военкомат для уточнения данных. Оформили приказ об освобождении работника от работы для исполнения гособязанностей. Работника не было на работе всю смену. Из военкомата он принес отметку о пребывании, в которой написано, что в военкомате он был с
Лицевая сторона повестки на бумажном носителе состоит из двух частей — непосредственно самой повестки и отрывного корешка, который возвращается в направивший ее военный комиссариат.
Повестка на бумажном носителе должна быть подписана военным комиссаром (лицом, исполняющим обязанности военного комиссара) и заверена печатью военного комиссариата.
В повестке указывается одна из следующих причин вызова в военный комиссариат (Приложение N 1 к Положению, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663):
1) для уточнения документов воинского учета;
2) прохождения медицинского освидетельствования или мероприятий, связанных с ним;
3) прохождения призывной комиссии, которая примет одно из следующих решений:
4) прохождения призывной комиссии субъекта РФ;
5) отправки к месту прохождения военной службы.
Иные причины вызова призывников не предусмотрены.
Ситуация: Как вызывают в военкомат? («Электронный журнал «Азбука права», 2023) {КонсультантПлюс}
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
Согласно п. 4 ст. 62 ГК РФ, абз. 2 ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия.
Ликвидатор вправе участвовать на общих собраниях участников обществ, в которых ликвидируемое юридическое лицо владеет долей в уставном капитале (в противном случае ликвидируемое общество не сможет никаким образом распоряжаться своими активами в виде долей других компаниях, либо процедура ликвидации компании учредителя может привести к невозможности осуществления подконтрольным обществом финансово-хозяйственной деятельности, например, в случае смерти директора и т.д.) (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.08.2011 по делу N А60-33892/2010).
Обоснование
Статья 62. Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
п. 4 ст. 62 ГК РФ {КонсультантПлюс}
Статья 35. Ликвидация унитарного предприятия
В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.
На основании ст. 62 Гражданского кодекса РФ, с момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. В соответствии с пунктом 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций), круг полномочий ликвидационной комиссии определен статьей 63 Кодекса. Исходя из содержания указанных норм следует признать за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствие с решениями ликвидационной комиссии, принятых в пределах предоставленных ей законом прав.
Таким образом, ликвидатор юридического лица вправе заключать от его имени сделки, совершать иные распорядительные действия от имени общества в том случае если это не противоречит действующему законодательству. Ликвидатор вправе участвовать на общих собраниях участников обществ, в которых ликвидируемое юридическое лицо владеет долей в уставном капитале (в противном случае ликвидируемое общество не сможет никаким образом распоряжаться своими активами в виде долей других компаниях, либо процедура ликвидации компании учредителя может привести к невозможности осуществления подконтрольным обществом финансово-хозяйственной деятельности, например, в случае смерти директора и т.д.).
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.08.2011 по делу N А60-33892/2010 {КонсультантПлюс}
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
Согласно пункту 8 Методики внесение изменений в смету контракта осуществляется в соответствии с пунктами 9, 10, 11 и 12 Методики в случаях, установленных Законом N
Так, пунктом 9 Методики предусмотрено, что в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение объемов работ конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ, предусмотренных сметой контракта, общая стоимость соответствующего конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ определяется исходя из установленной в смете контракта цены единицы измерения данного конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ с учетом изменения объемов работ.
При этом в соответствии с пунктом 10 Методики в случае внесения изменений в проектную документацию в связи с включением в нее ранее не предусмотренных такой проектной документацией видов работ и (или) затрат цена таких работ, затрат определяется с использованием соответствующих сметных нормативов и сметных цен, а также методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, применяемых с учетом положений статьи 3 Федерального закона от 26.07.2017 N
При определении стоимости дополнительных работ применяются индексы прогнозной инфляции, определяемые от уровня цен на дату утверждения проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и включающей такие работы и (или) затраты, с учетом сроков реализации контракта.
Таким образом, в описанной в вопросе ситуации при формировании сметы применение текущих индексов соответствует вышеуказанным условиям.
Обоснование
Внесение изменений в смету контракта осуществляется в соответствии с пунктами 9 — 12, 14, 14.1, 14.2 и 14.3 Методики в случаях, установленных Федеральным законом N
В случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение объемов конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ, количества оборудования, предусмотренных сметой контракта, общая стоимость соответствующего конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ, оборудования определяется исходя из установленной в смете контракта цены единицы измерения данного конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ, оборудования с учетом внесенных изменений.
В случае внесения изменений в проектную документацию в связи с включением в нее ранее не предусмотренных такой проектной документацией видов работ и (или) затрат цена таких работ, затрат определяется с использованием соответствующих сметных нормативов и сметных цен, а также методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, действующих на дату внесения изменений, применяемых с учетом положений статьи 3 Федерального закона N
Цдоп. раб. = Цподр. раб. x Кинф. x Ктенд.,
где: |
|||
Цподр. раб. |
- |
цена ранее не предусмотренных проектной документацией видов работ и (или) затрат в уровне цен на дату утверждения проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, или проектной документации, изменения в которую внесены в соответствии с частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 2005, N 1, ст. 16; 2019, N 26, ст. 3317), включающей такие работы и (или) затраты; |
|
Кинф. |
- |
индексы прогнозной инфляции, определяемые от уровня цен на дату утверждения проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и включающей такие работы и (или) затраты, с учетом сроков реализации контракта; |
|
Ктенд. |
- |
коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта, определенный по результатам закупочных процедур. |
При этом цена таких работ и (или) затрат при формировании сметы контракта определяется с учетом стоимостных показателей строительных ресурсов, необходимых для выполнения работ, и (или) работы (услуги), полученной по результатам конъюнктурного анализа, информации о среднемесячном размере оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли, установленного в субъекте Российской Федерации, в котором осуществляется выполнение работ, предусмотренных контрактом, размещаемой в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве в соответствии с подпунктом «б» пункта 3(1) постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 1, ст. 184), а также с учетом стоимости работы (услуги), определенной по стоимости аналогичных работ (услуг) на завершенном объекте капитального строительства в пределах цены, ранее не предусмотренных проектной документацией видов работ и (или) затрат (Цдоп.раб.) в случае если такое решение принято заказчиком.
Из системного и теологического (целевого) толкования положений как постановления Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315, постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680, так и Методики расчета, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр, не следует, что коэффициент удорожания Ккор применяется абсолютно ко всем работам по контракту, включая измененные работы, материалы и технологические решения.
Напротив, законодатель четко и недвусмысленно указал, что внесение изменений в части цены контракта допускает только, если предусмотренные проектной документацией физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются, что и нашло свое отражение в п. 14.6. Методики расчета, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.
Об этом указал и разработчик Методики (Минстрой России) в своем письме от 23.11.2022, отвечая на вопросы по порядку применения Методики, указывая, каким образом производится соответствующий расчет стоимости работ, материалов и оборудования, в случае внесения соответствующих изменений, в том числе и при замене материала на аналогичный. Так, цена работ, перечень и объем которых был откорректирован при внесении изменений в проектную документацию, а также цена материалов и (или) оборудования, замененных при внесении изменений в проектную документацию на аналоги без изменения их объема (Цкор)/определяется как произведение стоимости видов работ и (или) затрат, а также стоимости материалов и (или) оборудования, откорректированных по результатам внесения изменений в проектную документацию, в уровне цен на дату утверждения сметной документации (на дату внесения изменений) на индексы прогнозной инфляции, применяемые с учетом продолжительности выполнения работ, определяемые от уровня цен на дату утверждения проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и включающей такие работы и (или) затраты, с учетом продолжительности выполнения таких работ и коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта, определенный по результатам закупочных процедур.
То есть на возможность применения коэффициент удорожания Ккор относительно материалов и (или) оборудования, замененных при внесении изменений в проектную документацию на аналоги без изменения их объема, разработчик не указывает.
Иные разъяснения разработчика Методики (Минстрой России) в части возможности применения коэффициент удорожания Ккор к измененным решениям касаются обстоятельств изменения объема конструктивного решения, работ, количества оборудования.
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.03.2023 по делу N А45-32579/2022 {КонсультантПлюс}
#бухгалтеру бюджетной организации
Мы ФГБУК. С 1 января 2024 годаприказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.06.2022 N 100н введена форма акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452)Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452). Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452)В Письме Минфина России от 27.10.2023 N 02-07-10/103061 указано, что применение Акта приемки (ф. 0510452) в целях оформления приемки товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренной договорами, информация о которых не размещается в реестре контрактов на единой информационной системе в сфере закупок вне зависимости от вида финансового обеспечения (за счет приносящей доход деятельности, за счет целевых средств, субсидий) является обязательным с учетом условий договоров.
Если договор подписывается в бумажном виде с контрагентом, каким образом оформлять акт, если у контрагента нет возможности его сформировать и подписать в электронном виде, и можем ли мы работать теперь с таким контрагентами? Является ли этот акт обязательнымПосмотреть ответ специалиста
Изменены Приложения N N 1 — 5 к Приказу Минфина России от 15.04.2021 N 61н. Дополнены формы электронных первичных учетных документов и регистров учета, а также Методические указания по их заполнению (Приказы Минфина России от 28.06.2022 N 100н, от 07.11.2022 N 157н). Унифицированные формы электронных документов применяют уполномоченные организации при ведении бюджетного учета в рамках полномочий, переданных по решению Правительства РФ (п. 2 Приказа Минфина России от 28.06.2022 N 100н, п. 2 Приказа Минфина России от 07.11.2022 N 157н).
С 1 января 2024 г. эти формы должны использовать государственные (муниципальные) учреждения при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета. Они могут начать применять их и раньше в случаях, предусмотренных учетной политикой.
Первичные документы, для которых предусмотрены унифицированные электронные формы, можно составлять на бумажном носителе в ситуации, если этого требует закон, либо до реализации технической возможности формировать и хранить их в электронном виде. Для отражения в учете передается электронный образ (скан-копия) документа. При этом используется органайзер в подсистеме учета и отчетности ГИИС «Электронный бюджет» (п. 6 Методических указаний, п. 2.3 разд. 2 Методических рекомендаций, Письмо Казначейства России от 15.02.2022 N 07-04-05/08-3153).
Акт приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) применяется для оформления приемки товаров (работ, услуг), предусмотренной договором, информация о котором не размещается в реестре контрактов в единой информационной системе в сфере закупок.
Документ составляйте в электронной форме (п. 1 Методических указаний N 61н).
В бумажном виде документ можно оформить, если (п. 6 Методических указаний N 61н):
· нет организационно-технической возможности формировать и хранить документ в электронном виде;
· федеральными законами или иными НПА установлено требование составлять (хранить) его исключительно на бумажном носителе.
Как оформить бумажный акт приема-передачи товара (работы, услуги) (документ о приемке)
Документ составляется в соответствии с требованиями, установленными контрактом. Кроме того, учтите требования к оформлению первичных учетных документов. Этот вывод следует, в частности, из Письма Минфина России от 20.09.2019 N 24-03-07/72565. Соблюдайте также требования к составлению документов, которые могут быть установлены вашими локальными актами.
Полагаем, что при подготовке акта приема-передачи (документа о приемке) вы можете ориентироваться на требования к содержанию электронного приемочного документа.
Исходя из вышеизложенного, с 1 января 2024 года данную форму акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) должны применять государственные (муниципальные) учреждения. При этом, акт приемки товаров можно применять в бумажном виде, если нет организационно-технической возможности формировать и хранить документ в электронном виде.
В данном случае, полагаем, что, если договор будет оформлен в бумажном виде, оформление акта приемки возможно тоже в бумажном виде. Полагаем, что Минфином РФ будут дополнительно даны разъяснения по оформлению документов, применяемых с 1 января 2024 года.
Обоснование
В каких случаях формируется акт приемки товаров, работ, услуг по форме 0510452
Акт приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) применяйте для оформления приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренной договором, информация о котором не размещается в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок. В акте отразите информацию о результатах приемки товаров, работ, услуг, а именно (п. 64.19 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 15.04.2021 N 61н):
· о количественном и (или) качественном расхождении при приемке;
· несоответствии ассортимента принимаемых материальных ценностей сопроводительным документам грузоотправителя (поставщика (подрядчика));
· информацию о транспортировке груза (например, сведения о целостности пломб и упаковок при транспортировке).
Форму применяйте с 1 января 2024 г. Можно начать использовать ее и ранее в случаях, предусмотренных учетной политикой (п. 2 Приказа Минфина России от 28.06.2022 N 100н).
Как заполнить акт приемки товаров, работ, услуг по форме 0510452
Акт приемки (ф. 0510452) формирует на основании документов, подтверждающих поставку товаров, выполнение (сдачу) работ (услуг), уполномоченный ответственный исполнитель из состава приемочной комиссии или иное уполномоченное лицо. При формировании документа обязательно участие представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации (п. 64.19 Методических указаний N 61н).
Документ составляйте в электронной форме (п. 1 Методических указаний N 61н).
В бумажном виде документ можно оформить, если (п. 6 Методических указаний N 61н):
· нет организационно-технической возможности формировать и хранить документ в электронном виде;
· федеральными законами или иными НПА установлено требование составлять (хранить) его исключительно на бумажном носителе.
Учитывая изложенное, применение Акта приемки (ф. 0510452) в целях оформления приемки товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренной договорами, информация о которых не размещается в реестре контрактов на единой информационной системе в сфере закупок (далее — ГИС ЕИС), вне зависимости от вида финансового обеспечения (за счет приносящей доход деятельности, за счет целевых средств, субсидий) является обязательным с учетом условий договоров.
Какие общие требования предъявляются к составлению электронных первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета
Приоритет формирования первичных учетных документов и регистров бухучета в электронном виде закреплен Федеральным стандартом N 256н.
Унифицированные формы электронных документов установлены Приказом Минфина России от 15.04.2021 N 61н. Их применяют уполномоченные организации при ведении бюджетного учета в рамках полномочий, переданных им по решению Правительства РФ, и государственные (муниципальные) учреждения при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета (п. 6 названного Приказа).
Обратите внимание: изменены Приложения N N 1 — 5 к Приказу Минфина России от 15.04.2021 N 61н. Дополнены формы электронных первичных учетных документов, регистров учета и Методические указания по их заполнению. Эти изменения начинают применять в установленные сроки (Приказы Минфина России от 28.06.2022 N 100н, от 07.11.2022 N 157н).
Первичные документы, для которых предусмотрены унифицированные электронные формы, можно составлять на бумажном носителе в ситуации, если этого требует закон, либо до реализации технической возможности формировать и хранить их в электронном виде. Для отражения в учете передается электронный образ (скан-копия) документа. При этом используется органайзер в подсистеме учета и отчетности ГИИС «Электронный бюджет» (п. 6 Методических указаний, п. 2.3 разд. 2 Методических рекомендаций, Письмо Казначейства России от 15.02.2022 N 07-04-05/08-3153).
Скан-копии первичных учетных документов с подписями должностных лиц принимаются к учету, если они заверены квалифицированной электронной подписью ответственного лица (п. 32 Федерального стандарта N 256н).
Как оформить бумажный акт приема-передачи товара (работы, услуги) (документ о приемке)
Документ составляется в соответствии с требованиями, установленными контрактом. Кроме того, учтите требования к оформлению первичных учетных документов. Этот вывод следует, в частности, из Письма Минфина России от 20.09.2019 N 24-03-07/72565.
Соблюдайте также требования к составлению документов, которые могут быть установлены вашими локальными актами.
Полагаем, что при подготовке акта приема-передачи (документа о приемке) вы можете ориентироваться на требования к содержанию электронного приемочного документа.
Документ о приемке составляется в двух экземплярах. Если для приемки создавалась комиссия, акт должен быть подписан всеми ее членами и утвержден заказчиком. Если комиссия не создавалась, документ подписывает заказчик.
Учтите, что после приемки информацию о ней и сам акт следует разместить в реестре контрактов. В ряде случаев они размещаются в реестре, но не размещаются на официальном сайте (п. 13 ч. 2, ч. 5 ст. 103 Закона N
#бухгалтеру
Мы являемся плательщиками УСН, договорились с организацией на ОСН о выставлении им НДС.
В
1) Могли ли мы не выставлять СФ на аванс при получении предоплаты в
2) Можем ли мы поставить к вычету сумму аванса?
3) В случае отрицательного ответа по п. 2, можно ли внести уточнения и сторнировать запись по разделу 12?
Посмотреть ответ специалиста
1. Обязанность выставить счет-фактуру на аванс у вас предусмотрена договоренностью с организацией на ОСНО. Не будучи плательщиком НДС, вы самостоятельно приняли на себя такое обязательство. Нормы закона не обязывают упрощенцев выставлять счета—фактуры с выделенным НДС, в том числе и при получении аванса.
Организация, применяющая УСН, обязана уплатить НДС и представить соответствующую декларацию, если ею выставлен счет-фактура с выделенной суммой налога.
2. Возникновение у лиц, не являющихся плательщиками НДС, обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов. Возможность уменьшения подлежащей уплате суммы НДС на налоговые вычеты приведенной нормой пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ либо иными положениями гл. 21 НК РФ не предусмотрена (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», Определение Верховного Суда РФ от 01.07.2019 N 306-КГ18-22222).
В связи с этим организация, применяющая УСН, не признается плательщиком НДС, и не вправе заявлять к вычету и возмещению суммы НДС.
Если сумма НДС с аванса исчислялась организацией, применяющей УСН, то воспользоваться вычетом нельзя. Права на вычет НДС, уплаченного по авансовым платежам в период применения УСН, не установлено (Письмо Минфина России от 21.05.2012 N 03-07-07/53).
3. По общему правилу, право на подачу уточенной декларации есть только у налогоплательщиков НДС. Организация на УСН таковой не является. Если счет-фактуру с НДС ошибочно выставил неплательщик, то он должен зарегистрировать этот счет-фактуру в книге продаж, уплатить налог в бюджет и отразить его в декларации по НДС.
Чтобы подать уточненную декларацию по НДС, выставленный сче—фактуру нужно отозвать и аннулировать, как ошибочный. Поэтому в одностороннем порядке вопрос не решается. То есть, счет-фактура зеркально должен быть аннулирован так же и вашего контрагента на ОСНО. ( Если он заявил вычет по НДС по вашему счету-фактуре, тогда и ему придется подавать уточненную декларацию и уменьшать вычет).
Поскольку в уточненной декларации вы планируете уменьшить сумму налога в бюджет, рекомендуем учесть возможные негативные последствия, поскольку подача уточненки может привести к проведению выездной налоговой проверки не только у вас,но у контрагентов.
Обоснование
Вопрос: Если организация на УСН по просьбе покупателя выставит счет-фактуру с НДС, то можно ли принять НДС к вычету?
Ответ: Нет, принять к вычету НДС нельзя. Если, находясь на УСН, вы выставили покупателю счет-фактуру с выделенным НДС (в том числе на сумму полученного аванса), то вам нужно:
заплатить указанную в счете-фактуре сумму НДС в бюджет путем перечисления ЕНП (п. 5 ст. 173 НК РФ);
сдать в электронном виде декларацию по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ, разд. XIV Порядка заполнения декларации по НДС).
Принять к вычету «входной» НДС по реализованным товарам (работам, услугам, имущественным правам), а также НДС, уплаченный с аванса, вы не можете. Такое право есть только у плательщиков НДС (п. 1 ст. 171 НК РФ, Письма Минфина России от 10.12.2021 N 03-07-11/100707, от 11.01.2018 N 03-07-14/328, от 21.05.2012 N 03-07-07/53, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 33).
Вопрос: ООО применяет УСН, но в III квартале выставило счет-фактуру с НДС. Каковы последствия?
Ответ: Если, находясь на УСН, вы выставили покупателю счет-фактуру с выделенным НДС (в том числе на сумму полученного аванса), то вам нужно:
заплатить указанную в счете-фактуре сумму НДС в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ);
сдать в электронном виде декларацию по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ, разд. XIV Порядка заполнения декларации по НДС).
Сделать это нужно, даже если вы выставили за квартал всего один счет-фактуру, независимо от того, поступила вам оплата или нет. Регистрировать такие счета-фактуры в книге продаж не нужно (п. п. 3, 3.1 ст. 169 НК РФ).
Уплатите налог и подайте декларацию не позднее
Принять к вычету «входной» НДС по реализованным товарам (работам, услугам, имущественным правам), а также НДС, уплаченный с аванса, вы не можете. Такое право есть только у плательщиков НДС (п. 1 ст. 171 НК РФ, Письма Минфина России от 11.01.2018 N 03-07-14/328, от 21.05.2012 N 03-07-07/53, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 33).
Сумму НДС, полученную от покупателей по таким счетам-фактурам, в том числе «авансовым», в доходы и расходы не включайте (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 346.15, пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо Минфина России от 23.01.2020 N 24-01-08/3874).
Когда необязательно подавать уточненную декларацию
Во всех случаях, когда НДС в декларации не был занижен, вы не обязаны представлять уточненную декларацию. Но вы можете это сделать добровольно, никаких ограничений для этого в Налоговом кодексе РФ нет.
Однако ФНС России рекомендует представлять уточненку и в том случае, если ошибки не повлияли на сумму налога к уплате (Приложение к Письму ФНС России от 03.12.2018 N ЕД-4-15/23367@).
Так, вы можете представить уточненку в следующих случаях:
вы допустили ошибки или неточности в декларации, которые привели к переплате НДС (п. 1 ст. 81 НК РФ, п. 2 Порядка заполнения декларации по НДС). Вернуть или зачесть переплату вы сможете только после представления уточненки;
вы самостоятельно выявили ошибки или неточности в декларации, которые не повлияли на сумму НДС к уплате;
инспекция прислала вам требование о представлении пояснений по декларации с ошибками, которые не повлияли на сумму налога. Вместо пояснений по каждой ошибке можно представить уточненную декларацию с правильными данными (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).
При принятии решения о представлении уточненной декларации рекомендуем учесть возможные негативные последствия. Например, в некоторых случаях подача уточненки может привести:
к проведению выездной налоговой проверки за пределами трехлетнего срока (п. 4 ст. 89 НК РФ, Письмо ФНС России от 29.05.2012 N АС-4-2/8792);
назначению повторной выездной налоговой проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ);
возврату в бюджет НДС, возмещенного в заявительном порядке, с уплатой процентов в увеличенном размере (п. 24 ст. 176.1 НК РФ).
Действия продавца-неплательщика НДС, если он ошибочно выставил счет-фактуру
Если продавец-неплательщик ошибочно выставил счет-фактуру, то его действия зависят от того, выделен НДС или счет-фактура составлен без него.
Это касается случаев, когда продавец-неплательщик НДС счет-фактуру не должен выставлять или продавец освобожден от НДС.
Если счет-фактура выставлен с НДС, нужно:
зарегистрировать счет-фактуру в книге продаж (п. 3 Правил ведения книги продаж);
единовременно (одним платежом) уплатить начисленный НДС в бюджет, перечислив ЕНП на счет Федерального казначейства. Сделать это нужно не позднее
отразить НДС и данные о выставленном счете-фактуре в декларации по НДС и подать ее в налоговый орган (п. п. 5, 5.1 ст. 174 НК РФ, п. 1 Порядка заполнения декларации по НДС).