Юристу от 6 декабря 2023 года

Деловая репутация врачей и клиник: примеры из судебной практики за 2022 – 2023 годы

Вправе ли врач требовать удаления своих данных из интернета? Может ли он написать ответ на негативный отзыв в сети? Стоит ли клинике подавать иск, если она имеет низкий рейтинг на сайте? Ответы на эти и другие вопросы по защите деловой репутации читайте в нашем обзоре.

Профиль врача с негативными отзывами удалят только по веским основаниям

Врач УЗИ требовал удалить с популярного сайта его профиль с негативными отзывами. Три инстанции иск поддержали. СМИ обратилось в Конституционный суд. Он указал, что дело подлежит пересмотру:

  • сетевое издание вправе размещать персональные данные врача без его согласия, если ранее их разместили на сайте клиники по требованию закона;
  • по обращению врача редакция СМИ должна проверять порочащие сведения, на время проверки не показывать негативный отзыв или делать отметку о его спорном характере;
  • врачу и клинике должны предоставить возможность написать ответ на негативный отзыв, при этом в ответе нельзя разглашать врачебную тайну;
  • суд может запретить изданию размещать сведения о враче, если оно систематически нарушает его права или допускает такие нарушения лицами, которые пишут отзывы. Запрет возможен, когда иные способы защиты не помогли.

1-й КСОЮ решил, что в иске нужно отказать, т.к. сведения о враче разместили законно, право на опровержение не ограничивали.

В большинстве случаев суды назначают лингвистическую экспертизу

Стоматологическая клиника подала иск к сетевому изданию. В публикации в числе прочего написали об удалении здоровых зубов пациента.

АС Западно-Сибирского округа поддержал клинику:

  • по заключению лингвистической экспертизы фразы содержали утверждения о фактах — негативную информацию о противоправных действиях клиники;
  • в информированном добровольном согласии пациенту сообщили цели и методы оказания помощи, возможные варианты вмешательств, их последствия и т.п.;
  • ответчик не доказал, что спорные сведения достоверны.

Выводы экспертизы учел и 7-й КСОЮ. Главврач клиники смог доказать, что публикация в соцсети дискредитирует его профессиональные качества, т.к. содержит информацию о нарушении закона и недобросовестной работе.

Hе во всех случаях суды соглашались с заключением эксперта. 4-й КСОЮ направил на пересмотр дело, в котором суд сделал вывод, противоположный заключению эксперта. Суд решил, что отзыв содержит сведения о фактах, а по мнению эксперта, в отзыве пациент выразил свои ощущения, эмоции и предположения.

АС Северо-Кавказского округа рассмотрел заключение эксперта о порочащем характере сведений, но указал, что отзыв пациента содержит оценочное суждение, которое нельзя проверить. ВС РФ отказал в пересмотре дела.

В редких случаях суды делают выводы без проведения экспертизы. Например, 9-й КСОЮ решил: слова носят оскорбительный характер, т.к. их негативный смысл общеизвестен.

Субъективная оценка в отзыве не означает, что в нем нет утверждений о фактах

Пациент оставил негативный отзыв о враче на популярном сайте. Три инстанции посчитали, что в отзыве выражено субъективное мнение пациента, и отказали в иске. Верховный суд направил дело на новое рассмотрение и указал:

  • судам следует различать утверждения о фактах и оценочные суждения, т.к. первые можно проверить, а вторые — нет. Субъективная оценка в отзыве не означает, что в нем нет утверждений о фактах;
  • суды не оценили, можно ли проверить сведения о том, что врач нарушил график приема, неверно оформил больничный лист, назначил препараты без учета аллергии у больного;
  • суд не разъяснил врачу право заявить ходатайство о проведении лингвистической экспертизы и не назначил ее по своей инициативе;
  • экспертиза нужна для правильного разрешения спора, что фактически признала апелляция.

Отметим, выводы по данному делу ВС РФ включил в обзор судебной практики за 2023 год.

АС Уральского округа рассмотрел спор о телепрограмме, в которой пациент обвинил медиков в избиении. Клиника потребовала разместить опровержение на телеканале, но получила отказ. Суды решили: видеосюжет представляет собой рассказ пациента о том, что происходило при его лечении, т.е. его личное восприятие. Кассация указала, что заявление о пытках и побоях — это утверждение о нарушении законодательства, а не субъективное мнение пациента о медуслуге. Дело направили на новое рассмотрение.

Низкий рейтинг клиники на сайте — не повод обращаться в суд

Поводом для судебного спора стали низкий рейтинг клиники на интернет-ресурсе и отметка о подозрительной активности в отзывах. Пользователи сайта оставили 168 отзывов о клинике с оценками от 1 до 5, однако ее рейтинг составлял 0. Клиника указала, что не предпринимала никаких действий по "накрутке" рейтинга.

АС Западно-Сибирского округа отметил:

  • владелец сайта вправе устанавливать ограничения за нарушение правил сервиса;
  • при регистрации на сайте клиника согласилась с его правилами;
  • на сайте не указано, что рейтингом манипулировала именно клиника;
  • информация о рейтинге сама по себе не может порочить деловую репутацию компании. Рейтинг зависит от поступивших отзывов и конкретной методики расчета.

Суд пришел к выводу, что клиника подала иск с целью повысить свой рейтинг на сайте, а не для защиты деловой репутации.

Проект о социальных вкладах и счетах принят в первом чтении

С 1 июля 2024 года хотят создать 2 новых финпродукта: социальный банковский вклад и аналогичный счет. Открывать их будут по запросам граждан — адресатов мер соцподдержки, которые перечислит правительство. Сведения об их назначении должны быть в единой системе социального обеспечения.

Договоры об этих финпродуктах станут заключать кредитные организации, которые вправе открывать гражданам соответственно обычные вклады и счета. Документы будут оформлять в электронной форме через Госуслуги.

По общему правилу отказать в заключении договоров нельзя. Среди исключений ситуация, когда гражданин требует открыть второй социальный вклад или счет, хотя первый еще действует.

На социальный вклад можно разместить максимум 50 тыс. руб. Вносить иностранную валюту нельзя. Ставка – не менее ключевой, которая действует на дату начисления процентов, плюс 1%. Предельный срок вклада без учета продления — год. В договоре закрепят право бесплатно и без снижения ставки в любое время:

  • пополнить вклад до его максимального размера;
  • частично снять или перевести деньги;
  • расторгнуть договор по инициативе гражданина.

По социальному счету разрешат проводить только рублевые операции с помощью национального платежного инструмента, например карты "Мир". Запретят взимать плату:

  • за открытие и обслуживание счета;
  • выдачу и использование платежного инструмента;
  • совершение операций в размере не более 15 тыс. руб. в месяц.

На остаток до 50 тыс. руб. включительно нужно начислять проценты по ставке не менее ключевой, которая действует на дату начисления процентов, минус 1%. Если остаток больше, ставка договорная.

Планируют, что системно значимые банки будут заключать новые договоры с 1 июля 2024 года. Остальные вправе этого не делать 2 года с данной даты.

Предлагают установить и другие правила.

Документ: Проект Федерального закона N 367060-8

Финуслуги: изменения в досудебном урегулировании споров с 11 декабря

Вступает в силу большой блок поправок к Закону о финансовом уполномоченном. Изменения касаются банков, страховщиков и иных организаций, оказывающих финуслуги потребителям.

Рассмотрение финансовой организацией заявления потребителя о восстановлении нарушенных прав

В нормативном акте или договоре может быть установлена обязанность потребителя обратиться к финансовой организации с заявлением об исполнении обязательства. Если такая обязанность есть, потребитель не вправе направлять финансовой организации заявление о восстановлении нарушенного права, пока не наступит любое из обстоятельств:

  • потребитель получит решение финансовой организации по заявлению об исполнении обязательств;
  • истечет срок рассмотрения такого заявления, установленный нормативным актом или договором.

В нормах о сроках рассмотрения заявления уточнили, что он продлевается, если последний день срока приходится на нерабочий день.

Права финансового уполномоченного при рассмотрении обращения потребителя

Уполномоченный сам определяет состав и объем информации, запрашиваемой у финансовой организации. Критерии — относимость к спору и обеспечение полного, всестороннего рассмотрения обращения.

Сведения направляют через личный кабинет, который ведет ЦБ РФ или служба обеспечения деятельности уполномоченного. Подписывают их квалифицированной ЭП. Если информация на иностранном языке, нужно представить нотариально заверенный перевод.

У финансовой организации есть 5 рабочих дней, чтобы дать уполномоченному обоснованный ответ о невозможности предоставить информацию. Если есть подтверждающие документы, их нужно приложить.

Уполномоченный вправе запросить информацию у любой финансовой организации, а не только у той, на которую пожаловался потребитель. Сроки ответа на запрос те же.

Если потребитель обратился в адрес ненадлежащей финансовой организации, уполномоченный вправе заменить организацию. Согласие на возможную замену должно быть отражено в обращении потребителя. Детально урегулирован порядок такой замены.

Если в обращении указаны несколько финансовых организаций, уполномоченный разделяет такое обращение на несколько по числу организаций.

Обжалование решения финансового уполномоченного в суде

Финансовая организация должна направить финансовому уполномоченному и потребителю не только копию заявления об оспаривании решения, но и приложенные документы, которых нет у данных лиц. Срок — 1 рабочий день со дня подачи заявления.

Появилось 5 новшеств в том, как уполномоченный приостанавливает исполнение своего решения до разрешения спора в суде:

  • предусмотрели, что к ходатайству финансовая организация должна приложить документы, подтверждающие обращение в суд;
  • установили срок, в течение которого уполномоченный должен отреагировать на ходатайство финансовой организации, — 5 рабочих дней;
  • конкретизировали, до какого именно момента приостанавливается исполнение решения (например, до дня вступления в силу итогового постановления по делу);
  • урегулировали порядок приостановки, если финансовая организация обжаловала решение только в части;
  • финансовую организацию обязали через личный кабинет направлять копии некоторых судебных постановлений в течение 5 рабочих дней со дня их получения.

В случае неисполнения не приостановленной части решения, финансовый уполномоченный по заявлению потребителя выдает ему или направляет судебным приставам удостоверение для принудительного исполнения данной части решения.

Иные изменения

Регламентировали порядок исправления описок или явных арифметических ошибок в решении финансового уполномоченного.

Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного без доверенности представляет его интересы в судах, а также в отношениях с любыми организациями и физлицами.

К компетенции финансового уполномоченного отнесли рассмотрение имущественных требований, связанных с пенсионными договорами и договорами об обязательном пенсионном страховании, отдельных видов требований к негосударственным пенсионным фондам. Детально урегулировали особенности рассмотрения таких требований.

Документ: Федеральный закон от 13.06.2023 N 226-ФЗ

Закон запретит школьникам использовать телефоны на уроках – поправка прошла третье чтение

Обучающихся обяжут не пользоваться телефонами и другими средствами мобильной связи во время учебных занятий при освоении программ начального, основного и среднего общего образования. Исключение – случаи, когда возникла угроза жизни или здоровью, и прочие экстренные ситуации (абз. 4 пп. "а" п. 3 ст. 1 проекта).

Правило вступит в силу со дня его опубликования в рамках федерального закона (ч. 1 ст. 2 проекта).

Сейчас в Законе об образовании подобной нормы нет. Однако обучающиеся должны соблюдать, в частности, устав и правила внутреннего распорядка образовательной организации. Некоторые школы в этих документах уже запретили ученикам использовать на уроках мобильные телефоны и ряд прочих гаджетов. Это подтверждает, например, определение Мосгорсуда.

Есть и другие поправки.

Документ: Проект Федерального закона N 470837-8


Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы