Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.
Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
Название документа
"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 22 октября 2013 года
Информационное письмо банка России от 02.10.2013 N 22 "Обобщение практики применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов банка России"
Источник публикации
Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".
Примечание к документу
Текст документа
Подписаться на обзоры на www.consultant.ru
КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 22 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО БАНКА РОССИИ ОТ 02.10.2013 N 22
"ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 07.08.2001 N 115-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
(ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА" И ПРИНЯТЫХ В СООТВЕТСТВИИ
С НИМ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ"
1. Способ получения кредитной организацией информации об иностранном источнике активов для некоммерческой организации >>>
2. Применение положений Закона N 115-ФЗ к операциям дипломатических представительств и консульских учреждений >>>
3. Применение положений Закона N 115-ФЗ к договору участия в долевом строительстве >>>
4. Выявление российских публичных должностных лиц среди клиентов кредитных организаций >>>
5. Допустимость создания и функционирования подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в составе одного должностного лица >>>
В рассматриваемом Письме (далее - Письмо ЦБ РФ) даны разъяснения по отдельным вопросам применения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Как можно предположить, издание данного Письма связано с тем, что в 2012 - 2013 гг. в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) были внесены многочисленные изменения, направленные, в частности, на ужесточение контроля за легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
Внимание! Рассматриваемое Письмо ЦБ РФ не является нормативным актом.
1. Способ получения кредитной организацией
информации об иностранном источнике активов
для некоммерческой организации
В связи с принятием Федерального закона от 20.07.2012 N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" (далее - Закон об иностранных агентах) в Законе N 115-ФЗ была установлена необходимость осуществления обязательного контроля над операциями по получению некоммерческими организациями денежных средств или иного имущества из иностранных источников (п. 1.2 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Этот контроль должен производиться не во всех случаях, а лишь в ситуации, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 200 тыс. руб. либо эквивалентной сумме в иностранной валюте.
Данное положение вызвало затруднение на практике, поскольку в Законе N 115-ФЗ детально не был прописан порядок и способы получения информации о статусе плательщика (ими могут быть иностранные государства, международные и иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства).
В п. 1 Письма ЦБ РФ разъясняется, что эти сведения могут быть получены из любых доступных и законных источников. В частности, как указывает ЦБ РФ, кредитная организация может получить информацию о статусе плательщика денежных средств непосредственно у своего клиента (некоммерческой организации). Условие о предоставлении таких сведений в срок, позволяющий кредитной организации соблюсти требования Закона N 115-ФЗ, может быть внесено в договор, заключаемый некоммерческой организацией с банком.
2. Применение положений Закона N 115-ФЗ к
операциям дипломатических представительств
и консульских учреждений
ЦБ РФ указал, что к операциям дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств не может применяться российское законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 2 Письма ЦБ РФ).
Соответственно, требования Закона N 115-ФЗ об обязательном контроле над операциями с денежными средствами и иным имуществом не применяются к дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, находящимся на территории России. Такой вывод следует из того, что они выступают в качестве органов этих государств и не являются юридическими лицами.
3. Применение положений Закона N 115-ФЗ
к договору участия в долевом строительстве
Договор участия в долевом строительстве не подлежит обязательному контролю в соответствии с Законом N 115-ФЗ (п. 3 Письма ЦБ РФ).
Необходимость в таком разъяснении была вызвана тем, что ранее Росфинмониторинг давал противоположное разъяснение, согласно которому эти договоры подлежат обязательному контролю (п. 3 Информационного письма Росфинмониторинга от 02.08.2013 N 30 "О разъяснении отдельных вопросов по предоставлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, субъектами Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", не являющимися кредитными организациями").
Формально действие п. 1.1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ распространяется лишь на сделки с недвижимостью на сумму, равную 3 млн руб. или более, результатом совершения которых является переход права собственности на недвижимое имущество (производный способ приобретения права собственности), на что и было указано в п. 3 Письма ЦБ РФ. В результате исполнения обязательств по договору участия в долевом строительстве такого перехода не происходит, поскольку право собственности в этом случае приобретается первоначальным, а не производным способом, то есть возникает непосредственно в момент исполнения обязательств по договору, не переходя к участнику долевого строительства от другого лица.
Аналогичный вывод можно сделать, в частности, исходя из норм специального законодательства, в соответствии с которыми по исполнении договора участия в долевом строительстве регистрируется возникновение права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства, а не его переход (ст. 16 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Следует отметить, что до 21 ноября 2011 г. - момента вступления в силу Федерального закона от 08.11.2011 N 308-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" - обязательному контролю подлежали любые сделки с недвижимым имуществом, совершенные на сумму, равную 3 млн. руб. или более (п. 1.1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ в редакции, действовавшей до 21 ноября 2011 г.), в том числе договоры участия в долевом строительстве. На это указывалось также в п. 3 Информационного письма ЦБ РФ от 31.08.2005 N 8 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых во исполнение него нормативных актов Банка России".
В судебной практике нет единства и по другому вопросу: необходимо ли осуществлять обязательный контроль за соглашениями об уступке прав по договорам участия в долевом строительстве? Существуют судебные акты, утвердительно отвечающие на этот вопрос.
Судебная практика:
- Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 по делу N А43-12521/2011;
- Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.12.2011 по делу N А43-12521/2011;
- Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.06.2011 по делу N А73-3981/2011;
- Решение Нижегородского областного суда от 06.02.2012 по делу N 7-71/2012.
Некоторые суды отрицают необходимость осуществления такого контроля (см., к примеру, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2011 по делу N А43-12519/2011).
Если принять во внимание разъяснение п. 3 Письма ЦБ РФ, можно предположить, что осуществлять обязательный контроль за соглашением об уступке прав по договорам участия в долевом строительстве теперь не требуется в любом случае.
4. Выявление российских публичных должностных
лиц среди клиентов кредитных организаций
В ст. 7.3 Закона N 115-ФЗ предусматривается, что кредитные организации обязаны принимать меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании (принимаемых на обслуживание):
- иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ);
- должностных лиц публичных международных организаций;
- лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов совета директоров ЦБ РФ, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ, должности в ЦБ РФ, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом РФ (российских публичных должностных лиц, далее - РПДЛ).
В п. 4 Письма ЦБ РФ разъясняется, что РПДЛ должны выявляться в том числе по состоянию на 1 января 2013 г. - дату вступления в силу Федерального закона N 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", в соответствии с которым в Закон N 115-ФЗ были внесены данные требования о контроле за РПДЛ.
В связи с тем что Законом N 115-ФЗ не был установлен срок, в течение которого кредитные организации обязаны завершить выявление РПДЛ среди своих клиентов, находившихся на обслуживании по состоянию на 1 января 2013 г., в п. 4 Письма ЦБ РФ разъясняется, что при определении указанного срока кредитные организации могут руководствоваться сроками, предусмотренными подп. 3 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ. Согласно этой норме информация о клиентах должна обновляться не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.
5. Допустимость создания и функционирования
подразделения по противодействию легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма, в составе одного должностного лица
ЦБ РФ признал недопустимым наличие в кредитной организации подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, состоящего из одного специального должностного лица - ответственного сотрудника (п. 5 Письма ЦБ РФ).
Этот вывод был сделан на основе толкования Положения ЦБ РФ от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 375-П), в котором, по мнению ЦБ РФ, указано, что ответственный сотрудник, возглавляющий подразделение по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, должен обладать полномочиями, связанными с руководством находящимися в его служебном подчинении работниками (абз. 2 п. 2.1 Положения N 375-П). Следовательно, у такого сотрудника в его подразделении должен быть как минимум один подчиненный.