c 14 августа по 18 августа 2023 года

<< Топ-5 популярных вопросов

#бухгалтеру

Сотрудник компании приобрел через свой личный кабинет на сайте интернет-магазина, как физическое лицо, товар стоимостью 1 900 евро, оплатив его со своей личной банковской карты. Денежные средства на предоплату товара были перечислены сотруднику работодателем. В дальнейшем товар будет передан компании-работодателю. Т.о. товар предназначен не для личного пользования сотрудника. Товар прибыл на СВХ, требуется его таможенное декларирование.

Может ли компания-работодатель в данном случае выступать в качестве декларанта? Какие документы необходимо предоставить при таможенном декларировании?"

Посмотреть ответ специалиста

Приобретение товара и оплата своей банковской картой работником организации за счет подотчетных средств через сайт 9 (к примеру, AliExpress), по нашему мнению, не соответствуют требованиям валютного законодательства.

С одной стороны, такая операция представляется возможной. Ведь подотчетное лицо действует от имени организации, расплачиваясь наличными или банковской картой, а расчет рублями или валютой с нерезидентом (иностранной организацией) — это разрешенная валютная операция (ст. 6 ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Однако ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ установлено, что российские организации могут проводить разрешенные валютные операции с организациями-нерезидентами только через счета в уполномоченных банках, через счета в иностранных банках или переводами электронных денежных средств. Среди расчетов, которые российские организации могут осуществлять с организациями-нерезедентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, не названа оплата подотчетным лицом товаров иностранному поставщику. А значит, такая операция недопустима с точки зрения российского валютного законодательства. Ввиду отсутствия ведомственной позиции по вопросу рекомендуем обратиться за разъяснениями в обслуживающий банк или в упрощённом порядке на сайте Банка России https://www.cbr.ru/reception/.

Возможно, в данной ситуации, имеет смысл с работником заключить агентский договор на приобретение товаров.

В вопросе не указана страна-экспортёр, в своем ответе в приложенных файлах мы даём общие рекомендации по предоставлению документов в описанной ситуации. Лица, выступающие в качестве декларанта, вправе выбрать таможенную процедуру, предусмотренную ТК ЕАЭС, в том числе путем ее заявления при таможенном декларировании товаров (п. 1 ст. 128 ТК ЕАЭС). При импорте товаров по таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления в общем случае оформляется декларация на товары и, в частности, товаросопроводительные документы (например, коносамент, инвойс, упаковочный лист), документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, документы, подтверждающие происхождение товара.

Обоснование:

К валютным операциям относятся операции, связанные с перечислением валюты Российской Федерации, иностранной валюты между территорией Российской Федерации и территорией иностранного государства (трансграничные операции), в том числе как средство платежа, а также операции на территории Российской Федерации, связанные с перечислением иностранной валюты (п. п. 6, 7 и 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ)).

С одной стороны, оплата товара подотчетным лицом, осуществляющим покупку через сайт AliExpress, кажется возможной, так как на физических лиц, осуществляющих покупки товаров через интернет-площадки, не возлагается обязанность по открытию банковских счетов в уполномоченных банках для совершения валютных операций (п. 9 ч. 3 ст. 14 Закона N 173-ФЗ).

Поскольку покупка осуществляется в интересах организации, необходимо учитывать права и обязанности организаций, установленные Законом173-ФЗ.

Если иное не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России, а также переводами электронных денежных средств (ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ).

Случаи, при которых юридические лица — резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, также перечислены в ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ, перечень этих случаев является исчерпывающим.

Среди расчетов, которые российские организации могут осуществлять с организациями-нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, не названа оплата подотчетным лицом товаров иностранному поставщику. А значит, такая операция недопустима с точки зрения российского валютного законодательства (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.04.2019 N Ф03-1423/2019 по делу N А59-5744/2018).

В судебной практике имеются судебные акты, в которых указано, что выдачу обществом своему иностранному работнику под отчет денежных средств нельзя отнести к валютной операции, предусмотренной пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ, нарушение ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ в действиях (бездействии) общества отсутствует (Постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по делу N А69-3111/2013, от 08.07.2014 по делу N А69-3084/2013).

{Вопрос: Может ли работник организации по согласованию с руководством приобрести через сайт AliExpress проектор для демонстрации клиентам презентаций за счет подотчетных средств, оформив заказ на свой домашний адрес и оплатив своей банковской картой? Соответствует ли такая ситуация требованиям валютного законодательства? (Консультация эксперта, ИФНС России по г. Кургану (Курганская обл.), 2020) {КонсультантПлюс}}

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ).

Таким образом, ввезенный товар принят к учету на основании авансового отчета подотчетного лица с приложенными к нему первичными документами, подтверждающими приобретение товара, с обязательными реквизитами первичного документа. После этого у организации возникнет обязанность по уплате «ввозного» НДС.

{Вопрос: ...Работник приобрел на территории Казахстана дрель. По прибытии в организацию он отчитается за приобретенный инструмент. В какой момент у организации возникает обязанность по уплате «ввозного» НДС? (Консультация эксперта, 2019) {КонсультантПлюс}}

Согласно п. 4 ст. 82 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларанты, перевозчики, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, иные заинтересованные лица совершают таможенные операции непосредственно или через работников, состоящих в трудовых отношениях с такими лицами.

{Вопрос: Организацией ввезено на территорию России из Китая оборудование, которое помещается под процедуру выпуска для внутреннего потребления. Имеет ли право от имени российской организации составить и представить в таможенный орган декларацию на товары работник, который трудится по договору совместительства на 0,25 ставки? (Консультация эксперта, 2020) {КонсультантПлюс}}

При импорте товаров по таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления в общем случае оформляется декларация на товары и, в частности, товаросопроводительные документы (например, CMR, коносамент, международная ж/д накладная, инвойс, упаковочный лист), документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, документы, подтверждающие происхождение товара.

Для постановки импортного контракта на учет в банке потребуется в общем случае сам контракт, при необходимости иные документы.

Под импортом в настоящем материале подразумевается ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС (в частности, РФ) в рамках таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления.

Лица, выступающие в качестве декларанта, вправе выбрать таможенную процедуру, предусмотренную ТК ЕАЭС, в том числе путем ее заявления при таможенном декларировании товаров (п. 1 ст. 128 ТК ЕАЭС). Вопрос: Какие документы (в том числе товаросопроводительные) оформляются при импорте товаров в РФ (выпуск для внутреннего потребления) из государств, не входящих в ЕАЭС? (Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2023) {КонсультантПлюс}


#юристу

 В фитнес клубе возникла следующая ситуация. Клиент при каждом посещении просит предоставить ему нашатырный спирт не из-за того, что плохо себя чувствует, а, видимо для того, чтобы проверить его наличие либо по другой причине. После многократного предоставления из аптечки нашатырного спирта клиенту, однажды ему было отказано в этом (лекарством он не пользовался, а просто держал его в руках и возвращал через какое-то время, либо не возвращал вовсе - забирал домой). После отказа в предоставлении ему нашатырного спирта, он написал жалобу пока на имя директора клуба. Вопрос: правомерен ли отказ в предоставлении клиенту фитнес клуба нашатырного спирта?

Посмотреть ответ специалиста

Установлены специальные Требования к комплектации аптечки медизделиями. Допускаются варианты ее комплектации.

Обратите внимание: аптечки, которые произведены (укомплектованы) до дня вступления в силу Приказа Минздрава России от 15.12.2020 N 1331н, применяются в течение срока их годности, но не позднее 31 августа 2025 г.

В названных нормативно-правовых актах отсутствует требования о наличии нашатырного спирта в составе аптечки.

Более того, перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено федеральными законами. В отсутствие признаков таких состояний, отказ в мероприятиях по оказанию первой помощи, в том числе предоставления нашатырного спирта правомерен.

Обоснование:

1. Фитнес-центры являются физкультурно-спортивными организациями, целью деятельности которых является оказание гражданам услуг по физической подготовке и физическому развитию.

ст. 30.1, Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 24.06.2023) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» {КонсультантПлюс}

4. Формами оказания медицинской помощи являются:

  1. экстренная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
  2. неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
  3. плановая — медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

ч. 4 ст. 32, Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» {КонсультантПлюс}

  1. Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, ранениях, поражениях, отравлениях, других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальными правилами и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, а также самим пострадавшим (самопомощь) или находящимися вблизи лицами (взаимопомощь) в случаях, предусмотренных федеральными законами.
  2. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено федеральными законами.(в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 166-ФЗ)
  3. Примерные программы учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи разрабатываются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

ст. 31, Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» {КонсультантПлюс}

Приложение N 1к приказу Министерстваздравоохранения и социального развития Российской Федерацииот 4 мая 2012 г. N 477н

ПЕРЕЧЕНЬ СОСТОЯНИЙ, ПРИ КОТОРЫХ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ <*>

  1. Отсутствие сознания.
  2. Остановка дыхания и кровообращения.
  3. Наружные кровотечения.
  4. Инородные тела верхних дыхательных путей.
  5. Травмы различных областей тела.
  6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения.
  7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур.
  8. Отравления.

Приложение N 2 к приказу Министерстваздравоохранения и социального развития Российской Федерацииот 4 мая 2012 г. N 477н

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

8. Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний:

  1. проведение осмотра головы;
  2. проведение осмотра шеи;
  3. проведение осмотра груди;
  4. проведение осмотра спины;
  5. проведение осмотра живота и таза;
  6. проведение осмотра конечностей;
  7. наложение повязок при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионной (герметизирующей) при ранении грудной клетки;
  8. проведение иммобилизации (с помощью подручных средств, аутоиммобилизация, с использованием изделий медицинского назначения <*>);
  9. фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием изделий медицинского назначения <*>);
  10. прекращение воздействия опасных химических веществ на пострадавшего (промывание желудка путем приема воды и вызывания рвоты, удаление с поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхности проточной водой);
  11. местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;
  12. термоизоляция при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.

9. Придание пострадавшему оптимального положения тела.

10. Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки.

11. Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н (ред. от 07.11.2012) «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» {КонсультантПлюс}


#бухгалтеру бюджетной организации

У нас проходит проверка ТФ ОМС. Проверяющие признали не целевыми расходы на оценку рисков и обучение пожарной безопасности. Ссылаются на 326-ФЗ. Не могу найти опровержение, т.к. я с ними не согласна. Проверяющие считают, что за счет средств ОМС можно оплачивать только при формулировке "повышение квалификации. Оценку рисков не признают вообще.

Посмотреть ответ специалиста

Средства ОМС — это средства целевого финансирования, их нельзя использовать на цели, не связанные с реализацией территориальной программы ОМС, и в установленных законом случаях — с реализацией базовой программы ОМС (п. п. 1, 6 ст. 3 Закона N 326-ФЗ).

Целевые направления расходования средств ОМС определяются структурой тарифа на оплату медицинской помощи, которая устанавливается в соответствии с территориальной программой ОМС субъекта РФ и в части базовой программы ОМС (ч. 7 ст. 35, ч. 1 ст. 36 Закона N 326-ФЗ). Расшифровка указанных групп затрат приведена в п. п. 193 — 195 Правил N 108н.

В силу ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ тариф на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС включает в себя оплату прочих услуг.

Программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки, согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ, отнесены к дополнительным профессиональным программам.

Руководители организаций обязаны обучать своих работников мерам пожарной безопасности (ст. 37 Закона о пожарной безопасности). До прохождения такого обучения их нельзя допускать к работе на объекте защиты (п. 3 Правил противопожарного режима). МЧС России утверждены типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности (представлены ниже).

При этом, как ранее разъяснял ФФОМС в Письме от 17.12.2015 N 7146/6768, КОСГУ детализирует виды расходов и группирует их по статьям. Так, согласно п. 10.2.6 Порядка N 209н на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ относятся расходы по оплате услуг по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов.

По нашему мнению, расходы на обучение пожарной безопасности можно оплатить за счет средств ОМС.

Однако из ниже представленной судебной практики, суды встают на сторону ТФОМС и признают такие расходы нецелевыми.

Из буквального толкования вышеизложенных положений следует, что реализация исполнения возложенных на руководителя медицинской организации обязанностей в области пожарной безопасности, в перечень которых входит и организация обучения работников пожарно-техническому минимуму, должна осуществляться им самостоятельно, за счет собственных средств работодателя, а не целевых средств, выделенных медицинской организации на оказание бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.

Кроме того, необходимость получения работниками медицинской организации по окончании прохождения обучения пожарно-техническому минимуму знаний в области пожарной безопасности, не связана с системой обязательного медицинского страхования, наличие, либо отсутствие данного обучения у ответственных за пожарную безопасность работников медицинской организации не влияет на качество выполнения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и не может затруднить бесплатное предоставление медицинской помощи застрахованным лицам.

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — одна из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, проводимая не заинтересованным в результатах такой оценки экспертом в области оценки пожарного риска (ч. 1 ст. 144 Технического регламента о пожарной безопасности, ст. 1 Закона о пожарной безопасности).

Исходя из п. 203 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 28.02.2019 N 108н, затраты на содержание объектов недвижимого имущества детализируются по следующим группам затрат: затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности; затраты на аренду недвижимого имущества; затраты на уплату налогов; затраты на содержание прилегающих территорий в соответствии с санитарными правилами и нормами; прочие затраты на содержание недвижимого имущества.

Ранее аналогичные нормы были приведены в п. 158.11 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 N 158н (утратили силу с 28.05.2019).

Однако в обоих документах нет дополнительных разъяснений, что подразумевается под прочими затратами на содержание недвижимого имущества.

Полагаем, что расходы на проведение пожарного аудита (независимая оценка пожарного риска), осуществляемые в целях подтверждения выполнения условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, могут рассматриваться в качестве затрат на содержание объектов недвижимого имущества. Однако официальные разъяснения и судебная практика по данному вопросу отсутствуют.

Обоснование:

Средства ОМС — это средства целевого финансирования, их нельзя использовать на цели, не связанные с реализацией территориальной программы ОМС, и в установленных законом случаях — с реализацией базовой программы ОМС (п. п. 1, 6 ст. 3 Закона N 326-ФЗ).

Целевые направления расходования средств ОМС определяются структурой тарифа на оплату медицинской помощи, которая устанавливается в соответствии с территориальной программой ОМС субъекта РФ и в части базовой программы ОМС включает в себя следующие расходы (ч. 7 ст. 35, ч. 1 ст. 36 Закона N 326-ФЗ): заработная плата, начисления на оплату труда, прочие выплаты; приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов; оплата стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования); организация питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации); оплата услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества; арендная плата за пользование имуществом; оплата программного обеспечения; социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством; приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 руб. за единицу; прочие расходы (услуги).

В расчет тарифов включаются затраты медицинской организации (п. 192 Правил обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее — Правила N 108н)):

  • непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления;

  • необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

Расшифровка указанных групп затрат приведена в п. п. 193 — 195 Правил N 108н.

Нецелевыми являются расходы, которые не предусмотрены структурой тарифа, установленного ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ, и/или направлены на цели, не связанные с реализацией программ ОМС.

Вопрос: На какие цели медицинская организация может расходовать средства ОМС? (Консультация эксперта, 2023) {КонсультантПлюс}

Из буквального толкования вышеизложенных положений следует, что реализация исполнения возложенных на руководителя медицинской организации обязанностей в области пожарной безопасности должна осуществляться им самостоятельно, за счет собственных средств работодателя, а не целевых средств, выделенных медицинской организации на оказание бесплатной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2023 N 08АП-5758/2023, 08АП-5759/2023 по делу N А46-1404/2023 {КонсультантПлюс}

4. По эпизоду нецелевого использования средств ОМС на обучение работников мерам пожарной безопасности в размере 7.700 руб., заявитель ссылается на пункт 186 Приказа N 108н, согласно которому тариф на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на оплату прочих услуг.

Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Права и обязанности руководителя в области пожарной безопасности изложены в статье 37 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в соответствии с которой руководитель организации имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые он содержит за счет собственных средств, проводить пожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.

Из буквального толкования вышеизложенных положений следует, что реализация исполнения возложенных на руководителя медицинской организации обязанностей в области пожарной безопасности, в перечень которых входит и организация обучения работников пожарно-техническому минимуму, должна осуществляться им самостоятельно, за счет собственных средств работодателя, а не целевых средств, выделенных медицинской организации на оказание бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.

Кроме того, необходимость получения работниками медицинской организации по окончании прохождения обучения пожарно-техническому минимуму знаний в области пожарной безопасности, не связана с системой обязательного медицинского страхования, наличие, либо отсутствие данного обучения у ответственных за пожарную безопасность работников медицинской организации не влияет на качество выполнения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Байконур и не может затруднить бесплатное предоставление медицинской помощи застрахованным лицам.

{Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2023 N 10АП-1496/2023 по делу N А41-43071/2022 {КонсультантПлюс}}


#специалисту по госзакупкам

Мы являемся победителем запроса котировок. Цена контракта снижена более 25% от НМЦК. Установлено требование об обеспечении исполнения контракта 5% от НМЦК. ст.96 44-ФЗ пункт 6.3. "В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона." статья 37 пункт 2. "Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым..." Что делать в случае с запросом котировок? (На ЭТП РТС-тендер, на которой проходит закупка, в карточке данного контракта нет возможности указать информацию о подтверждении добросовестности и приложить какой-либо файл.)

Посмотреть ответ специалиста

В электронном запросе котировок антидемпинговые меры не предусмотрены и применять их нельзя (ч. 1, 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ). Поэтому в данной ситуации необходимо предоставить обеспечение исполнения контракта в размере 5%, предоставлять информацию, подтверждающей добросовестность участника закупки, не требуется.

Обоснование:

2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

ч. 2 ст. 37, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}

Статьей 37 Закона N 44-ФЗ установлены антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона, в том числе предоставление участником конкурса или аукциона обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанного в документации о проведении конкурса или аукциона.

Таким образом, положения статьи 37 Закона N 44-ФЗ не могут применяться при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок.

{Вопрос: О применении антидемпинговых мер при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок, в частности к победителю запроса котировок. (Письмо Минэкономразвития России от 08.04.2015 N Д28и-961) {КонсультантПлюс}}

Вопрос: При проведении электронного запроса котировок заказчик обязан применять антидемпинговые меры?

Ответ: Нет, так как применение антидемпинговых мер в соответствии со ст. 37 Закона N 44-ФЗ предусмотрено только при проведении электронного аукциона или конкурса.

{Вопрос: При проведении электронного запроса котировок заказчик обязан применять антидемпинговые меры? («Вестник Института госзакупок», 2023, N 4) {КонсультантПлюс}}

Согласно доводов заявителя, п. 8.1 размещенного в извещении о проведении спорной закупки проекта контракта обеспечение исполнения контракта установлено в размере 5,0% от цены контракта, что составляет 11 350 рублей (указанная сумма перечислена заказчику 24.11.2022 платежным поручением N 560), при этом, в соответствии с п. 8.1 направленного для подписания проекта контракта обеспечение исполнения контракта установлено в размере 7,5% от цены контракта на сумму 17 025,00 рублей. Таким образом, действия заказчика по увеличению суммы обеспечения исполнения контракта являются незаконными, т.к. статьей 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) не предусмотрено право заказчика применять антидемпинговые меры при заключении контракта по результатам проведения запроса котировок.

П. 5 ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.

В составе извещения спорной закупки размещен проект контракта. Пунктом п. 8.1 указанного проекта контракта обеспечение исполнения контракта установлено в размере 5,0% от цены контракта.

В силу ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

Из смысла положений Закона44-ФЗ следует, что информация, указанная в извещении об осуществлении закупки и проекте контракта должна быть идентична.

Вместе с тем, в направленном для подписания победителем закупки — ООО «М» проекте контракта в п. 8.1 указано обеспечение исполнения контракта в размере 7,5% от цены контракта.

Таким образом, довод подателя жалобы признается обоснованным,

Комиссией Хабаровского УФАС России в действиях заказчика — КГБУЗ «А» усматривается нарушение ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

{Решение Хабаровского УФАС России от 05.12.2022 N 7-1/313 по делу N 027/06/106-1565/2022 Суть жалобы: Заказчик необоснованно увеличил сумму обеспечения исполнения контракта. Решение: Жалоба признана обоснованной, действия заказчика нарушают ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 7.32 КоАП. {КонсультантПлюс}}

Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок котировочная комиссия рассмотрела заявку ООО «Р» и признала данного участника закупки победителем запроса котировок.

Комиссия Приморского УФАС России рассмотрев заявку ООО «Р», отмечает, что указанная заявка соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.

Положения статьи 37 Закона N 44-ФЗ об антидемпинговых мерах применяются только при проведении конкурса или аукциона и не применимы при проведении запроса котировок.

Следовательно, котировочная комиссия, допустив котировочную заявку ООО «Р» на участие в запросе котировок, и признав победителем запроса котировок ООО «Р», не допустила нарушение Закона44-ФЗ.

{Решение Приморского УФАС России от 14.04.2015 по делу N 133/04-2015 Обстоятельства: По мнению Заявителя, комиссия допустила нарушение норм Закона о контрактной системе, так как неправомерно допустила котировочную заявку заявителя на участие в запросе котировок, в связи с непредставлением информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с порядком установленным ст. 37 Закона о контрактной системе. Решение: Признать жалобу необоснованной. {КонсультантПлюс}}


#кадровику

  Добрый день! Мы являемся магазином ювелирных изделий, магазин находится в крупном ТЦ. Сотрудники нашего магазина установили микроволновую печь для личных нужд. Теперь от нас требуют Приказ о назначении ответсвенного за безопасную эксплуатацию электронагревательного прибора. Кто назначается на эту позицию? А также нужны документы подтверждающие прохождение обучения персонала правилам безопасной эксплуатации электронагревательного прибора. Что это за документ? Инструкция? Кто имеет право проводить такое обучение? Долно ли это лицо иметь группу допуска по электробезопасности?

Посмотреть ответ специалиста

На кого возложить ответственность за безопасную эксплуатацию электронагревательного прибора работодатель должен определить самостоятельно.

Неэлектротехническому персоналу, у которого при выполнении работ может возникнуть опасность поражения электрическим током, присваивается I группа по электробезопасности. Для этого необходимо провести обучение: инструктаж; после проверку полученных работниками знаний устно; в случае успешного прохождения работниками проверки знаний внесите информацию об этом в специальный журнал — укажите в нем, что работникам присвоена I группа по электробезопасности.

Проводить обучение по электробезопасности неэлектротехнического персонала (для присвоения I группы по электробезопасности) может назначенный распоряжением руководителя организации (п. 2.3 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок):

· работник из числа электротехнического персонала, которому присвоена III группа по электробезопасности. Такую группу могут иметь, например, электромонтер, электромеханик, электромонтажник;

· специалист по охране труда с IV или выше группой по электробезопасности

Обоснование:

8. Потребителем организационно-распорядительным актом должна быть определена организационная структура управления электроустановками, распределены границы эксплуатационной ответственности и функции по обслуживанию и контролю за техническим состоянием ЛЭП, оборудования, устройств, зданий и сооружений электроустановок между структурными подразделениями и должностными лицами потребителя — юридического лица, определены должностные обязанности персонала, отвечающего за эксплуатацию и контроль состояния ЛЭП, оборудования, устройств, зданий и сооружений электроустановок потребителя.

Для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель потребителя (за исключением индивидуальных предпринимателей и физических лиц) организационно-распорядительным документом назначает из числа административно-технического персонала потребителя лицо, на которое возложены обязанности по организации проведения всех видов работ в электроустановках потребителя (далее — ответственный за электрохозяйство), и его заместителя с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 10 и 11 Правил. Случаи, в которых осуществляется замещение ответственного за электрохозяйство для выполнения его обязанностей, должны определяться руководителем потребителя в организационно-распорядительном документе. Лицо, замещающее ответственного за электрохозяйство, назначается руководителем потребителя на время отсутствия ответственного за электрохозяйство из числа административно-технического персонала.
Приказ Минэнерго России от 12.08.2022 N 811 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии» {КонсультантПлюс}

Группа I по электробезопасности присваивается неэлектротехническому персоналу (из числа персонала, не относящегося к электротехническому и электротехнологическому персоналу, выполняющие работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током). Перечень должностей, рабочих мест, на которых для выполнения работы необходимо присвоение работникам группы I по электробезопасности, определяет руководитель организации (обособленного подразделения). Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I по электробезопасности с оформлением в журнале, в котором указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) работника, его должность, дата присвоения группы I по электробезопасности, подпись проверяемого и проверяющего. Присвоение группы I по электробезопасности производится путем проведения инструктажа, который должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы и оказания первой помощи при поражении электрическим током.


Приказ Минтруда России от 15.12.2020 N 903н (ред. от 29.04.2022) «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» {КонсультантПлюс}

  1. Кто относится к неэлектротехническому персоналу
  2. К неэлектротехническому относится весь персонал, у которого есть риск поражения электрическим током при выполнении работы, но который не относится к электротехническому и электротехнологическому (п. 2.3 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок).

    Это те работники, которые непосредственно не работают с высоким напряжением (например, в электроустановках), но у них есть риск получить удар током от обычных электроприборов, которые они используют в своей работе, в частности пылесосов, электрочайников, фенов.

    Неэлектротехническому персоналу, у которого при выполнении работ может возникнуть опасность поражения электрическим током, присваивается I группа по электробезопасности.


    Готовое решение: Как провести обучение по электробезопасности неэлектротехнического персонала (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}

  3. Кто проводит обучение по электробезопасности неэлектротехнического персонала
  4. Проводить обучение по электробезопасности неэлектротехнического персонала (для присвоения I группы по электробезопасности) может назначенный распоряжением руководителя организации (п. 2.3 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок):

    • работник из числа электротехнического персонала, которому присвоена III группа по электробезопасности. Такую группу могут иметь, например, электромонтер, электромеханик, электромонтажник;
    • специалист по охране труда с IV или выше группой по электробезопасности.


    Готовое решение: Как провести обучение по электробезопасности неэлектротехнического персонала (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}