Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
КонсультантПлюс: примечание.
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.fas.gov.ru по состоянию на 13.08.2013.
Название документа
Разъяснения ФАС России от 13.08.2013
"О внесении изменений в ФЗ "О рекламе" и КоАП РФ"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РАЗЪЯСНЕНИЯ
от 13 августа 2013 года
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЗ "О РЕКЛАМЕ" И КОАП РФ
ФАС России информирует, что 23.07.2013 на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru опубликован Федеральный закон от 23.07.2013 N 200-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 200-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 200-ФЗ данный Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования. Таким образом, Закон N 200-ФЗ вступит в силу 22 октября 2013 года.
Указанным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон "О рекламе", а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Считаем необходимым обратить внимание территориальных органов на следующее:
1. Понятия "изделия медицинского назначения" и "медицинская техника" объединены в рамках понятия "медицинские изделия" в соответствии с терминологией, содержащейся в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
Также внесены изменения в статью 24 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с которыми в частях 2, 6, 7 и 8 указанной статьи понятие "лекарственные средства" заменено на понятие "лекарственные препараты".
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" лекарственные препараты - это лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности. При этом согласно пункту 5 цитируемой статьи лекарственная форма представляет собой состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта.
2. Статья 25 Федерального закона "О рекламе" дополнена частью 1.1, устанавливающей, что реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. Продолжительность такого предупреждения в рекламе, распространяемой в радиопрограммах, должна составлять не менее чем три секунды, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
По мнению ФАС России, употребление в рекламе биологически активных добавок непосредственно фразы "не является лекарственным средством" будет свидетельствовать о соблюдении требования части 1.1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе".
При этом в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании предупреждение о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, должно распространяться не менее чем пять секунд и одновременно занимать не менее чем семь процентов площади кадра.
3. Также Законом N 200-ФЗ дополнена статья 38 Федерального закона "О рекламе", устанавливающая ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, на рекламодателя возложена ответственность за нарушение статьи 30.1 Федерального закона "О рекламе", закрепляющей требования к рекламе деятельности медиаторов по обеспечению процедуры медиации.
Кроме того, значительно расширена сфера ответственности рекламораспространителя за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Часть 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" дополнена нормами, устанавливающими ответственность рекламораспространителя за нарушение следующих положений Федерального закона "О рекламе":
пункта 6 части 5 статьи 5, устанавливающего запрет на указание в рекламе на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники;
частей 2 - 4 и 9 статьи 19, закрепляющих порядок установки и эксплуатации рекламной конструкции;
части 5 статьи 21, устанавливающей запрет на распространение рекламы о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции;
части 9 статьи 24, закрепляющей, что реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, и список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, запрещается, за исключением рекламы таких лекарственных средств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях;
статьи 25, устанавливающей требования к рекламе биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания;
частей 1 и 2 статьи 30.1, устанавливающих требования к рекламе деятельности медиаторов по обеспечению процедуры медиации, в части наличия у медиаторов необходимых для осуществления деятельности по обеспечению процедуры медиации документов о прохождении соответствующего обучения и указания в рекламе медиаторов сведений о таких документах, а также в части необходимости указания в рекламе организации, осуществляющей деятельность по обеспечению процедуры медиации, источника информации об утвержденных этой организацией правилах проведения процедуры медиации, стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов.
4. Статьей 2 Закона N 200-ФЗ вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми нарушение установленных законодательством Российской Федерации о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок выделяется в качестве самостоятельного состава правонарушения, за которое устанавливается ответственность, повышенная по сравнению с нарушением общих требований Федерального закона "О рекламе" к рекламе. Таким образом, нарушение требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Указанная норма направлена на повышение ответственности рекламодателей и средств массовой информации за размещение рекламы лекарственных препаратов и биологически активных добавок и усиление контроля в этой сфере в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс"
Предоставленные документы включены в Системы КонсультантПлюс