Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
КонсультантПлюс: примечание.
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.fas.gov.ru по состоянию на 13.08.2013.
Название документа
Разъяснения ФАС России от 13.08.2013
"О внесении изменений в ФЗ "О рекламе" и КоАП РФ"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РАЗЪЯСНЕНИЯ
от 13 августа 2013 года
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЗ "О РЕКЛАМЕ" И КОАП РФ
ФАС России информирует, что 23.07.2013 на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru опубликован Федеральный закон [1] от 23.07.2013 N 200-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 200-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 [2] Закона N 200-ФЗ данный Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования. Таким образом, Закон [1] N 200-ФЗ вступит в силу 22 октября 2013 года.
Указанным Федеральным законом [1] внесены изменения в Федеральный закон [3] "О рекламе", а также в Кодекс [4] Российской Федерации об административных правонарушениях. Считаем необходимым обратить внимание территориальных органов на следующее:
1. Понятия "изделия медицинского назначения" и "медицинская техника" объединены в рамках понятия "медицинские изделия" в соответствии с терминологией, содержащейся в Федеральном законе [5] "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
Также внесены изменения в статью 24 [6] Федерального закона "О рекламе", в соответствии с которыми в частях 2 [7], 6 [8], 7 [9] и 8 указанной статьи [10] понятие "лекарственные средства" заменено на понятие "лекарственные препараты".
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 [11] Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" лекарственные препараты - это лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности. При этом согласно пункту 5 [12] цитируемой статьи лекарственная форма представляет собой состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта.
2. Статья 25 [13] Федерального закона "О рекламе" дополнена частью 1.1 [14], устанавливающей, что реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. Продолжительность такого предупреждения в рекламе, распространяемой в радиопрограммах, должна составлять не менее чем три секунды, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
По мнению ФАС России, употребление в рекламе биологически активных добавок непосредственно фразы "не является лекарственным средством" будет свидетельствовать о соблюдении требования части 1.1 статьи 25 [14] Федерального закона "О рекламе".
При этом в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании предупреждение о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, должно распространяться не менее чем пять секунд и одновременно занимать не менее чем семь процентов площади кадра.
3. Также Законом [1] N 200-ФЗ дополнена статья 38 [15] Федерального закона "О рекламе", устанавливающая ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, на рекламодателя возложена ответственность за нарушение статьи 30.1 [16] Федерального закона "О рекламе", закрепляющей требования к рекламе деятельности медиаторов по обеспечению процедуры медиации.
Кроме того, значительно расширена сфера ответственности рекламораспространителя за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Часть 7 статьи 38 [17] Федерального закона "О рекламе" дополнена нормами, устанавливающими ответственность рекламораспространителя за нарушение следующих положений Федерального закона [3] "О рекламе":
пункта 6 части 5 статьи 5 [18], устанавливающего запрет на указание в рекламе на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники;
частей 2 [19] - 4 [20] и 9 статьи 19 [21], закрепляющих порядок установки и эксплуатации рекламной конструкции;
части 5 статьи 21 [22], устанавливающей запрет на распространение рекламы о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции;
части 9 статьи 24 [23], закрепляющей, что реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, и список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, запрещается, за исключением рекламы таких лекарственных средств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях;
статьи 25 [13], устанавливающей требования к рекламе биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания;
частей 1 [24] и 2 статьи 30.1 [25], устанавливающих требования к рекламе деятельности медиаторов по обеспечению процедуры медиации, в части наличия у медиаторов необходимых для осуществления деятельности по обеспечению процедуры медиации документов о прохождении соответствующего обучения и указания в рекламе медиаторов сведений о таких документах, а также в части необходимости указания в рекламе организации, осуществляющей деятельность по обеспечению процедуры медиации, источника информации об утвержденных этой организацией правилах проведения процедуры медиации, стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов.
4. Статьей 2 [26] Закона N 200-ФЗ вносятся изменения в Кодекс [27] Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми нарушение установленных законодательством Российской Федерации о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок выделяется в качестве самостоятельного состава правонарушения, за которое устанавливается ответственность, повышенная по сравнению с нарушением общих требований Федерального закона [3] "О рекламе" к рекламе. Таким образом, нарушение требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Указанная норма [26] направлена на повышение ответственности рекламодателей и средств массовой информации за размещение рекламы лекарственных препаратов и биологически активных добавок и усиление контроля в этой сфере в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Информация предоставлена компанией "КонсультантПлюс" [28]
Предоставленные документы включены в Системы КонсультантПлюс
Links:
[1] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79B00B18F554B39A0C19CCC4G2i6E
[2] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79B00B18F554B39A0C19CCC4264BD26270C9C2841A6E74G3i0E
[3] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79BE0E1AF654B39A0C19CCC4G2i6E
[4] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79B00516FE54B39A0C19CCC4G2i6E
[5] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79B0041FF454B39A0C19CCC4264BD26270C9C2841A6E76G3i7E
[6] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79BE0E1AF654B39A0C19CCC4264BD26270C9C2841A6C7FG3i2E
[7] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79BE0E1AF654B39A0C19CCC4264BD26270C9C2841A6C7EG3i4E
[8] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79BE0E1AF654B39A0C19CCC4264BD26270C9C2841A6C7EG3i8E
[9] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79BE0E1AF654B39A0C19CCC4264BD26270C9C2841A6D77G3i1E
[10] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79BE0E1AF654B39A0C19CCC4264BD26270C9C2841A6D77G3i0E
[11] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79B90D1BF054B39A0C19CCC4264BD26270C9C2841A6E75G3i4E
[12] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79B90D1BF054B39A0C19CCC4264BD26270C9C2841A6E75G3i7E
[13] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79BE0E1AF654B39A0C19CCC4264BD26270C9C2841A6D77G3i4E
[14] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79B0041FF354B39A0C19CCC4264BD26270C9CBG8iCE
[15] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79BE0E1AF654B39A0C19CCC4264BD26270C9C2841A6A73G3i1E
[16] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79BE0E1AF654B39A0C19CCC4264BD26270C9C1G8i1E
[17] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79BE0E1AF654B39A0C19CCC4264BD26270C9C4G8i4E
[18] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79BE0E1AF654B39A0C19CCC4264BD26270C9C2841A6E7FG3i1E
[19] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79BE0E1AF654B39A0C19CCC4264BD26270C9C2841A6A70G3i7E
[20] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79BE0E1AF654B39A0C19CCC4264BD26270C9C2841A6F7FG3i3E
[21] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79BE0E1AF654B39A0C19CCC4264BD26270C9C2841A6B77G3i4E
[22] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79BE0E1AF654B39A0C19CCC4264BD26270C9C5G8i5E
[23] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79BE0E1AF654B39A0C19CCC4264BD26270C9C2841A6D77G3i3E
[24] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79BE0E1AF654B39A0C19CCC4264BD26270C9C1G8i2E
[25] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79BE0E1AF654B39A0C19CCC4264BD26270C9C1G8i3E
[26] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B79B00B18F554B39A0C19CCC4264BD26270C9C2841A6E75G3i4E
[27] consultantplus://offline/ref=F99946FB86310FCC60FCA8710A34E67B5B78B90C1FF454B39A0C19CCC4264BD26270C9C7871DG6i6E
[28] http://www.consultant.ru/