Рекомендации могут использовать сотрудники
главных администраторов и главных распорядителей (администраторов и распорядителей) бюджетных средств. Минфин разъяснил, в частности, что учитывать при организации аудита, кто может принять решение о нем, кому и как передать полномочия. Рассмотрим основные моменты.
Какую форму организации ВФА выбрать
Чтобы принять правильное решение о форме организации ВФА, нужно учесть, например:
- насколько учреждение обеспечено трудовыми, временными, материальными и финансовыми ресурсами;
- есть ли возможность создать отдельную штатную единицу или подразделение в пределах штатной численности и фонда оплаты труда;
- сколько проводят однотипных операций по выполнению бюджетных процедур, когда бюджетных рисков нет или причины рисков устранены либо минимизированы;
- с какими результатами органы финансового контроля провели контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, а также какие нарушения выявили;
- можно ли привлечь к аудиторским мероприятиям своих должностных лиц или экспертов.
По стандарту решение об организации ВФА руководитель принимает единолично. При этом он может назначить ответственного, который проанализирует информацию для принятия такого решения и подготовит его проект.
Напомним, ВФА можно организовать:
- с образованием субъекта ВФА;
- упрощенно, т.е. когда руководитель сам проводит ВФА;
- с передачей полномочий по аудиту.
Что учесть при образовании субъекта ВФА
Образовать субъект ВФА можно двумя способами:
- создать подразделение или наделить полномочиями существующее;
- выделить отдельную штатную единицу.
Выбрать второй вариант можно, если создать подразделение невозможно или в нем нет необходимости. В этом случае у должностного лица — субъекта ВФА должны быть спецзнания, опыт, навыки, умения и другие компетенции.
Чтобы доступ к информации, которая нужна для аудита, не был ограничен, Минфин рекомендовал направить всем подразделениям письмо или поручение о неукоснительном соблюдении требований субъекта ВФА.
Что учесть при упрощенном аудите
Для аудита в упрощенной форме одновременно должны соблюдаться условия:
- недостаточно ресурсов и не выполняются требования к организации субъекта с учетом принципов ВФА;
- не оформили или не согласовали передачу полномочий;
- операции по осуществлению бюджетных процедур выполняет руководитель;
- есть не более 2 подведомственных администраторов и не более 3 бюджетных или автономных учреждений либо ГУП.
Решение об упрощенной форме ВФА оформляют одним из способов:
- издают приказ или распоряжение;
- вносят новые положения в документ об обязанностях руководителя.
Как передать полномочия по ведению ВФА
Передать полномочий по аудиту — право, а не обязанность. Это можно сделать, например, когда нет необходимости создавать свой субъект ВФА.
Если решение о передаче полномочий по ВФА должным образом не оформили или не согласовали, значит, полномочия не приняли. При этом как-то дополнительно оформлять отказ от полномочий не нужно.
Источник: КонсультантПлюс