Организация внутреннего финансового аудита: рекомендации Минфина

Рекомендации могут использовать сотрудники главных администраторов и главных распорядителей (администраторов и распорядителей) бюджетных средств. Минфин разъяснил, в частности, что учитывать при организации аудита, кто может принять решение о нем, кому и как передать полномочия. Рассмотрим основные моменты.

Какую форму организации ВФА выбрать

Чтобы принять правильное решение о форме организации ВФА, нужно учесть, например:

  • насколько учреждение обеспечено трудовыми, временными, материальными и финансовыми ресурсами;
  • есть ли возможность создать отдельную штатную единицу или подразделение в пределах штатной численности и фонда оплаты труда;
  • сколько проводят однотипных операций по выполнению бюджетных процедур, когда бюджетных рисков нет или причины рисков устранены либо минимизированы;
  • с какими результатами органы финансового контроля провели контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, а также какие нарушения выявили;
  • можно ли привлечь к аудиторским мероприятиям своих должностных лиц или экспертов.

По стандарту решение об организации ВФА руководитель принимает единолично. При этом он может назначить ответственного, который проанализирует информацию для принятия такого решения и подготовит его проект.

Напомним, ВФА можно организовать:

  • с образованием субъекта ВФА;
  • упрощенно, т.е. когда руководитель сам проводит ВФА;
  • с передачей полномочий по аудиту.

Что учесть при образовании субъекта ВФА

Образовать субъект ВФА можно двумя способами:

  • создать подразделение или наделить полномочиями существующее;
  • выделить отдельную штатную единицу.

Выбрать второй вариант можно, если создать подразделение невозможно или в нем нет необходимости. В этом случае у должностного лица — субъекта ВФА должны быть спецзнания, опыт, навыки, умения и другие компетенции.

Чтобы доступ к информации, которая нужна для аудита, не был ограничен, Минфин рекомендовал направить всем подразделениям письмо или поручение о неукоснительном соблюдении требований субъекта ВФА.

Что учесть при упрощенном аудите

Для аудита в упрощенной форме одновременно должны соблюдаться условия:

  • недостаточно ресурсов и не выполняются требования к организации субъекта с учетом принципов ВФА;
  • не оформили или не согласовали передачу полномочий;
  • операции по осуществлению бюджетных процедур выполняет руководитель;
  • есть не более 2 подведомственных администраторов и не более 3 бюджетных или автономных учреждений либо ГУП.

Решение об упрощенной форме ВФА оформляют одним из способов:

  • издают приказ или распоряжение;
  • вносят новые положения в документ об обязанностях руководителя.

Как передать полномочия по ведению ВФА

Передать полномочий по аудиту — право, а не обязанность. Это можно сделать, например, когда нет необходимости создавать свой субъект ВФА.

Если решение о передаче полномочий по ВФА должным образом не оформили или не согласовали, значит, полномочия не приняли. При этом как-то дополнительно оформлять отказ от полномочий не нужно.

Источник: КонсультантПлюс




Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия