Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсултьтантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.
Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Приказ Минкомсвязи России от 18.04.2012 N 113
"Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги лицензирования деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора)"
Зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2012 N 24914.
Регламентирован порядок осуществления Роскомнадзором лицензирования деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей
Установлено, в частности, что выдача или отказ в выдаче лицензии осуществляются с срок не позднее 45 рабочих дней со дня момента регистрации соответствующего заявления.
Определены состав, сроки и последовательность административных действий должностных лиц Роскомнадзора при осуществлении такого надзора, а также требования к порядку их выполнения.
В приложениях к Регламенту приведены адреса территориальных органов Роскомнадзора по регионам РФ.
Приказ Минтранса России от 26.04.2012 N 114
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок при осуществлении федерального государственного транспортного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в сфере гражданской авиации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2012 N 24921.
Проверка соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности в области гражданской авиации требований международных договоров РФ, воздушного законодательства РФ должна быть завершена в срок, не превышающий 20 рабочих дней
Определены состав, последовательность и сроки выполнения Ространснадзором административных процедур при осуществлении федерального государственного транспортного надзора за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров в сфере гражданской авиации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ, авиационно-космического поиска и спасания.
В приложении к Регламенту приведены сведения о местонахождении, контактных телефонах, факсах, адресах электронной почты территориальных органов Ространснадзора.
Приказ Минобрнауки России от 02.05.2012 N 367
"Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области образования"
Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2012 N 24798.
Регламентирован порядок осуществления Рособрнадзором федерального государственного надзора в области образования
Предметом надзора является соблюдение региональными органами власти в сфере образования, образовательными учреждениями и научными организациями требований законодательства РФ об образовании.
Определены состав, сроки, последовательность административных действий и полномочия должностных лиц Рособрнадзора при проведении проверок в рамках такого контроля, а также требования к порядку их выполнения.
Приказ Минэкономразвития России от 16.05.2012 N 281
"Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством экономического развития Российской Федерации государственной услуги по заключению договора аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны, для осуществления промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2012 N 24922.
Государственная услуга по заключению договора аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны, для осуществления деятельности в портовой особой экономической зоне должна быть предоставлена в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты регистрации заявления в Минэкономразвития России
В Регламенте определены:
круг заявителей;
требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги;
состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур;
формы контроля за предоставлением государственной услуги.
Приказ Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 292
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2012 N 24929.
Орган кадастрового учета предоставляет сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости (ГКН), за исключением сведений, предоставляемых в виде кадастровых планов территорий, в течение 5 рабочих дней с даты получения запроса
В Регламенте установлены:
круг заявителей;
требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги;
стандарт предоставления государственной услуги;
размеры платы за предоставление сведений, внесенных в ГКН;
перечень административных процедур;
формы контроля за исполнением Регламента.
В приложениях к Регламенту приводятся сведения о Росреестре и его территориальных органах, а также образцы заполнения необходимых документов.
Приказ Минфина России от 22.05.2012 N 66н
"Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по ведению в установленном порядке единого государственного реестра лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей"
Зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2012 N 24900.
Регламентирован порядок предоставления ФНС России государственной услуги по ведению единого государственного реестра лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей
В утвержденном Административном регламенте содержится исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, устанавливаются состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе в электронной форме.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
<Письмо> ФСФР России от 26.06.2012 N 12-ЮБ-11/28291
С 1 июля 2013 года страхование имущественных интересов лиц, выполнивших работы по инженерным изысканиям и строительству, связанных с обязанностью возмещения вреда вследствие недостатков данных работ, может осуществляться в рамках страхования финансовых рисков
Сообщается, что с указанной даты в случае причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания собственник такого здания возмещает вред в соответствии с гражданским законодательством и выплачивает компенсацию сверх возмещения вреда, если не докажет, что разрушение и повреждение возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Собственник здания, концессионер, застройщик, технический заказчик, которые возместили вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения здания, и выплатили компенсацию сверх возмещения вреда, имеют право обратного требования (регресса) в размере возмещения вреда и выплаты компенсации сверх возмещения вреда к лицу, выполнившему соответствующие работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству объекта, вследствие недостатков которых причинен вред.
Таким образом, по мнению ФСФР России, с 1 июля 2013 года:
лица, жизни, здоровью или имуществу которых причинен вред в результате разрушения, повреждения здания, не вправе предъявлять требования к страховщикам, застраховавшим имущественные интересы лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации и строительство;
к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2012 N 18-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области"
Обложение налогом на доходы физических лиц как страховых взносов по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, перечисленных работодателями за работника, так и страховых выплат по этим же договорам противоречит положениям Конституции РФ
Не соответствующей Конституции РФ признана часть первая статьи 3.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации...", в той мере, в какой она допускает возможность обложения НДФЛ страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, предусматривающим уплату страховых взносов работодателем в интересах застрахованного физического лица как до 1 января 2008 года (дата вступления в силу указанного закона), так и после этой даты. Как установил Конституционный Суд РФ, на практике действие этой законодательной нормы приводит к тому, что в отношении договоров, заключенных до 1 января 2008 года, срок действия которых продолжается и после этой даты, НДФЛ уплачивается гражданином дважды - с перечисленных работодателем страховых взносов и с полученной страховой выплаты, налогообложение которой было установлено указанным законом.
Законодателю предписано внести в Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ соответствующие изменения, дополнив переходные положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным до 1 января 2008 года, страховые взносы по которым до этого дня были уплачены за физических лиц из средств работодателей не в полном объеме.
До внесения необходимых изменений на все договоры добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенные до 1 января 2008 года, должен распространяться прежний порядок налогообложения страховых взносов и страховых выплат: страховые взносы, перечисляемые из средств работодателей страховым компаниям в интересах застрахованных физических лиц, подлежат обложению НДФЛ независимо от срока их уплаты, а страховые выплаты в пользу застрахованных физических лиц от налогообложения освобождаются. Положения статьи 213 НК РФ в действующей редакции, в соответствии с которыми НДФЛ облагаются не страховые взносы, а страховые выплаты, подлежат применению при определении налоговой базы только по тем договорам, которые заключены после 1 января 2008 года.
Письмо ФНС России от 17.07.2012 N ЕД-4-3/11763@
"По вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товара (работ, услуг), осуществляемых федеральными казенными учреждениями уголовно-исполнительной системы"
Реализация товаров, произведенных казенными учреждениями уголовно-исполнительной системы, облагается НДС в общеустановленном порядке
Связано это с тем, что с 1 января 2012 года из объекта налогообложения НДС исключены только выполнение работ и оказание услуг казенными учреждениями; реализация казенными учреждениями произведенных товаров в перечне операций не признаваемых объектом налогообложения не поименована.
Одновременно обращено внимание на то, что от налогообложения НДС освобождена внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями УИС произведенных ими товаров (выполнение работ, оказание услуг).
Письмо ФНС России от 18.07.2012 N ЕД-4-3/11930@
"О применении рыбохозяйственными организациями налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций"
Рыбохозяйственные организации для применения по налогу на прибыль организаций налоговой ставки ноль процентов должны соответствовать установленным требованиям
Налоговая ставка 0 процентов установлена на период 2004 - 2012 годов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на ЕСХН (Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ).
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, отвечающие критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ, а также подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 НК РФ.
С учетом изложенного рыбохозяйственные организации должны соответствовать одновременно требованию, касающемуся, во-первых, доли доходов от реализации сельскохозяйственной продукции (не менее 70 процентов), а во-вторых, являться градо- и поселкообразующими рыбохозяйственными организациями.
Одновременно отмечено, что предусмотренные пп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ критерии распространяются только на рыбохозяйственные организации, иные сельскохозяйственные товаропроизводители вправе применить налоговую ставку 0 процентов при выполнении условий, установленных только п. 2 ст. 346.2 НК РФ.
Письмо ФНС России от 19.07.2012 N ЕД-4-3/11943@
"О направлении письма Минфина России от 04.07.2012 N 03-11-09/52 по вопросу применения ЕНВД в отношении оказания услуг по техническому осмотру транспортных средств"
Оказание услуг по проведению технического осмотра транспортных средств (оценка соответствия ТС требованиям безопасности) не подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД
Одновременно отмечено, что включение указанных услуг в состав услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств предусмотрено Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступающим в силу с 1 января 2013 года.
В отношении предпринимательской деятельности по оказанию услуг по ремонту и техническому обслуживанию прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков сообщается, что согласно Письму Госстандарта от 09.06.2012 N 140-16/455 указанные услуги, могут быть отнесены к услугам по ремонту и изготовлению автомотопринадлежностей (подголовников, подлокотников, багажников, прицепных устройств, ветрозащитных приспособлений для мотоциклов и мотороллеров и т.п.) (код 017611), в связи с чем данная предпринимательская деятельность может облагаться ЕНВД.
Информационное письмо ФНС России
"О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за июнь 2012 года"
В связи со снижением цен на нефть ставка НДПИ в отношении нефти в июне 2012 года будет ниже, чем в мае этого года
Ежемесячно ФНС России, исходя из цен на нефть и курса доллара к рублю, определяет размер коэффициента, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти.
В июне 2012 года значение указанного коэффициента снизилось до 9,8763 (в мае - 11,0301).
Изменение величины коэффициента обусловлено снижением уровня мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья до 93,31 долл. США за баррель (в мае - 108,89 долл. США за баррель). Второй показатель, исходя из которого рассчитывается коэффициент, - среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода. В июне данный показатель определен в размере 32,9169.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Указание Банка России от 03.07.2012 N 2846-У
"О внесении изменений в Положение Банка России от 3 ноября 2009 года N 346-П "О порядке расчета размера операционного риска"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.07.2012 N 24957.
Скорректирован порядок определения размера операционного риска, участвующего в расчете норматива достаточности собственных средств (капитала) банка
Уточнения коснулись одного из показателей формулы расчета размера операционного риска - показателя "Д" (доход за i-й год для целей расчета капитала на покрытие операционного риска).
Данный показатель представляет собой сумму чистых процентных доходов и чистых непроцентных доходов. Внесенными поправками в новой редакции изложены положения, регулирующие порядок определения чистых непроцентных доходов, а также установлено, что, если данные по какой-либо строке формы 040807, участвующей в расчете показателя "Д", имеют отрицательное значение, данная строка не включается в расчет операционного риска.
Указанные изменения вступают в силу с 1 декабря 2012 года.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Постановление Правительства РФ от 17.07.2012 N 723
"О государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Утверждены Правила ведения государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот алкогольной продукции
Установлено, что Росалкогольрегулирование является государственным заказчиком создания и эксплуатации Реестра и его оператором.
Реестр является федеральной государственной информационной системой, обладателем информации которой является Российская Федерация. От имени РФ правомочия обладателя информации, содержащейся в данной системе, осуществляются Росалкогольрегулированием.
В Правилах определены:
участники информационного взаимодействия в рамках ведения Реестра;
порядок ведения Реестра;
сведения, включаемые в Реестр, основания для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре.
Письмо ФАС России от 02.05.2012 N АК/13623
"О рекламе на транспортных средствах и квалификации информации, размещенной на сайте"
ФАС России дает разъяснения, касающиеся использования транспортных средств в рекламных целях, а также размещения рекламы в Интернете
По мнению ФАС России, недопустимо использование транспортных средств только для целей распространения рекламы (исключительно в качестве рекламной конструкции), а также преимущественно для данных целей, однако с сохранением возможности его использования для иных изначальных целей. Под данный запрет также попадает использование транспортного средства, основным предназначением которого является распространение рекламы (в том числе создание транспортного средства в виде определенного товара), а также переоборудование транспортного средства с частичной утратой тех функций, для выполнения которых оно было создано изначально. Кроме того, к преимущественному использованию транспортного средства в качестве рекламной конструкции можно отнести случаи, когда транспортное средство, на котором размещена реклама, в течение длительного времени стоит на одном месте.
Специальных положений, устанавливающих требования к порядку размещения рекламы в Интернете, Федеральный закон "О рекламе" не содержит, однако такая реклама должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе.
Отмечается, что информация о товаре, его происхождении, комплектации, ассортименте, цене, потребительских свойствах и иной подобной информации, характеризующей товар для потребителя, размещенная на официальном сайте производителя или продавца товаров, не может быть квалифицирована как реклама. Однако, в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций (например, в виде всплывающего баннера), такая информация может быть признана рекламой.