Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсултьтантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.
Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Приказ Минтранса России от 14.06.2012 N 172
"Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственных услуг по формированию и ведению Единого государственного реестра автомобильных дорог и предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре автомобильных дорог, в виде выписок из Единого государственного реестра автомобильных дорог, за исключением сведений, составляющих государственную тайну"
Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2012 N 24854.
Государственная услуга по формированию выписки из Единого государственного реестра автомобильных дорог должна быть предоставлена Росавтодором в срок, составляющий 10 дней со дня регистрации запроса
В Административном регламенте определены, в частности:
круг заявителей и заинтересованных лиц;
требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги;
состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур;
формы контроля за предоставлением государственной услуги.
Приказ Минтранса России от 19.06.2012 N 177
"Об утверждении Административного регламента Министерства транспорта Российской Федерации предоставления государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию решений и направлению ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок"
Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2012 N 24811.
Регламентирован порядок предоставления Минтрансом России государственной услуги по организации приема граждан, рассмотрению их обращений и принятию по ним решений
Утвержденным Административным регламентом установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотрен перечень оснований для отказа в ее предоставлении, определены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе в электронной форме.
В приложении к Регламенту приведены сведения о Минтрансе России, с указанием почтового адреса, адреса электронной почты и телефонов для справок.
Приказ МЧС России N 354 и Рослесхоза N 256 от 25.06.2012
"Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федерального агентства лесного хозяйства по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров"
Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2012 N 24813
Регламентирован порядок лицензирования Рослесхозом деятельности по тушению лесных пожаров, а также порядок лицензирования МЧС России деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры
Определены состав, сроки и последовательность административных действий должностных лиц Минкультуры России при предоставлении данной государственной услуги, а также требования к порядку их выполнения.
В приложениях к Регламенту приведены адреса территориальных органов Рослесхоза и МЧС России по регионам РФ.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 34
"О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"
Лицо не может быть привлечено к ответственности за публично-правовое правонарушение в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена
Соответствующий вывод содержится в разъяснении Пленума ВАС РФ по вопросу, касающемуся представления сведений (документов) в ПФР физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы во внебюджетные фонды.
Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ с 1 января 2012 года отменена обязанность указанных лиц представлять в Пенсионный фонд РФ сведения, ранее установленные пунктами 5 и 6 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете...", а также расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (часть 5 статьи 16 Федерального закона "О страховых взносах..." (в ред. Закона N 379-ФЗ)).
Пленум ВАС РФ указал на следующее: несмотря на то, что положения законодательства, предусматривающие ответственность за непредставление соответствующих сведений, сохранены, после 31 декабря 2011 года решение о привлечении к ответственности на непредставление в ПФР упомянутыми лицами соответствующих сведений (документов) за предыдущие годы не может быть вынесено, равно как и взыскание ранее наложенных штрафов не может быть произведено в неисполненной части.
<Письмо> ФНС России от 11.07.2012 N ЕД-4-3/11376@
Расходы, понесенные иностранной организацией за пределами РФ, для целей, связанных с деятельностью ее постоянного представительства в России, могут быть учтены данным представительством при исчислении налога на прибыль
Об этом сообщается в Письме Минфина России, направленном для сведения налоговых органов.
В письме указано также, что признание в налоговом учете представительства указанных затрат должно осуществляться в соответствии с нормами международных договоров, требованиями российского налогового законодательства, а также с учетом выводов, содержащихся в Решении ВАС РФ от 27.04.2012 N 1896/12.
<Письмо> ФНС России от 10.07.2012 N ЕД-4-3/11325@
"О налогообложении доходов физических лиц"
Доходы, полученные по договору дарения, не подлежат обложению НДФЛ, за исключением, в частности, недвижимого имущества и транспортных средств
Причем указанные доходы не облагаются НДФЛ независимо от того, кем приходятся друг другу даритель и одаряемый.
Иначе складывается ситуация, если предметом договора дарения является недвижимое имущество, транспортные средства, акции, доли и паи. По общему правилу указанный доход облагается НДФЛ, за исключением случаев, когда даритель и одаряемый являются членами семьи или близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ.
Информационное письмо ФСФР России от 11.07.2012
"О типовых формах договоров доверительного управления средствами выплатного резерва и доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата"
Заключение договора доверительного управления средствами выплатного резерва и договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, должно осуществляться в соответствии с типовой формой доверительного управления средствами пенсионных накоплений
Упомянутая типовая форма доверительного управления средствами пенсионных накоплений утверждена Приказом ФСФР России от 06.07.2010 N 10-44/пз-н.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
"Положение о платежной системе Банка России"
(утв. Банком России от 29.06.2012 N 384-П)
Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2012 N 24797.
В целях обеспечения функционирования платежной системы Банка России определены критерии участия в ней, формы безналичных расчетов и порядок перевода денежных средств в рамках данной платежной системы, порядок осуществления платежного клиринга и расчета, а также регламент ее функционирования
Для участия в платежной системе Банка России необходимо наличие банковского (корреспондентского) счета (субсчета) участника в Банке России. Участие в платежной системе прекращается после прекращения договора счета либо, для кредитной организации, - с момента отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций.
Переводы денежных средств осуществляются на основании распоряжений клиентов Банка России, а также распоряжений участников расчетов (в электронном виде, на бумажном носителе, на отчуждаемых машинных носителях).
Перевод денежных средств осуществляется в следующих формах безналичных расчетов: платежными поручениями, инкассовыми поручениями, в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование).
Платежный клиринг и расчеты осуществляются Банком России в течение операционного дня в порядке, предусмотренном Положением Банка России N 383-П с учетом некоторых особенностей, установленных в отношении процедур удостоверения права распоряжения денежными средствами, контроля достаточности денежных средств и др.
Платежная система Банка России функционирует ежедневно, за исключением выходных и нерабочих праздничных дней, установленных законодательством РФ, если иное не определено Банком России. Конкретное время начала и окончания выполнения процедур доводится до клиентов в соответствии с условиями договора счета (в части, касающейся распоряжений на бумажном носителе) и договора об обмене (в части, касающейся распоряжений в электронном виде).
<Письмо> Минфина России от 13.06.2012 N 05-06-05/3-86
Минфин России совместно с ФНС России изложили свою позицию по вопросу направления налоговыми органами к банкам требований по принятию мер, направленных на расторжение договоров банковского счета с рядом клиентов
Налоговым органам было указано на необходимость представления в банки информации по фактам отсутствия налогоплательщиков - юридических лиц по адресам их регистрации, содержащимся в ЕГРЮЛ. Это связано с тем, что отсутствие достоверной информации о местонахождении юр. лица является существенным условием при заключении и исполнении договора банковского счета в силу положений законодательства о противодействии легализации преступных доходов.
Вместе с тем отмечено, что указаний о предъявлении требований к банкам о безусловном принятии мер по расторжению договоров банковского счета не доводилось. Информацию о фактах направления таких требований предложено направлять в ФНС России для рассмотрения соответствующих материалов по существу.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
"О квалификационных аттестатах аудиторов"
Минфином России разъяснены отдельные вопросы, касающиеся действительности квалификационных аттестатов аудиторов и порядка их аннулирования
Сообщается, в частности, следующее.
Решение об аннулировании квалификационного аттестата может приниматься саморегулируемой организацией аудиторов только в отношении своих членов, причем независимо от того, был ли данный аттестат выдан этой саморегулируемой организацией или саморегулируемой организацией, членом которой ранее являлся этот аудитор, а также если квалификационный аттестат был выдан Минфином России до 1 января 2011 года.
Если аудитор не является членом какой-либо СРО, его аттестат может быть аннулирован решением СРО, которая выдала ему этот аттестат. При аннулировании аттестата, выданного в соответствии с правилами, предусмотренными законом "Об аудиторской деятельности", одновременно аннулируются аттестаты, выданные Минфином России до 1 января 2011 года.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Постановление Правительства РФ от 30.07.2012 N 662
"О сроке размещения при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
С 1 октября 2012 года на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для опубликования информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг будет размещаться информация о закупке
Данная информация может включать в себя положение о закупке, изменения, вносимые в такое положение, планы закупки и иную информацию о закупке, подлежащую в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и положением о закупке размещению на указанном официальном сайте.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.06.2012 N 56
"О внесении изменения в Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" в части применения ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза"
Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза применяются в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза и происходящих из любых стран (в том числе происхождение которых не установлено), за исключением случаев предоставления тарифных преференций в рамках единой системы тарифных преференций Таможенного союза, а также случаев применения режима свободной торговли
Решение вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
<Информация> ФТС России
Плательщики таможенных платежей имеют возможность производить уплату таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности с использованием таможенных карт, эмитированных кредитными организациями, заключившими договор об эмиссии таможенных карт с ООО "Таможенная карта" и ООО "Таможенная платежная система"
В случае отсутствии в ЕАИС таможенных органов электронного вида чека подтверждения оплаты, сформированного и распечатанного электронным терминалом, для целей выпуска товаров подтверждением исполнения обязанности плательщика по уплате таможенных и иных платежей в соответствии с частью 2 статьи 117 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" будет являться поступление уплаченных сумм таможенных и иных платежей на счет Федерального казначейства.
<Письмо> ФТС России от 15.06.2012 N 04-54/29993
"О направлении разъяснений"
Обязанность декларанта по завершению таможенных процедур переработки в установленном порядке сохраняется и после уплаты декларантом по направленному таможенным органом требованию об уплате таможенных пошлин, налогов в размерах, соответствующих суммам, которые подлежали бы уплате при помещении товаров, предназначенных для переработки, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (экспорта)
В связи с возникающими у таможенных органов вопросами о порядке их действий в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории, в случае несоблюдения лицами, их применяющими, сроков переработки товаров ФТС России сообщает, в частности, следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 208 ТК ТС в случае изъятия товаров, помещенных под таможенную процедуру, либо наложения на них ареста действие таможенной процедуры в отношении этих товаров приостанавливается. Если принято решение об отмене изъятия товаров либо наложения на них ареста, действие таможенной процедуры возобновляется.
Таким образом, в случае изъятия товаров либо наложения на них ареста заявление декларанта о продлении срока переработки товаров, поступившее по истечении установленного таможенным органом срока переработки, не подлежит удовлетворению. Решение о продлении срока переработки товаров в случае, если таможенные процедуры переработки не завершены в установленные таможенным органом сроки, которые не являются предельными согласно пункту 1 статьи 243 и пункту 1 статьи 256 ТК ТС, может быть принято таможенным органом только после вынесения постановления по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым изъятие товаров либо наложение на них ареста отменено.
Если при осуществлении производства по делу об административном правонарушении таможенным органом в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки, не применялись вышеуказанные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и декларантом соблюдены требования и условия применения таможенной процедуры переработки, то срок переработки товаров по мотивированному заявлению декларанта может быть продлен, за исключением случая, когда истек предельный срок переработки товаров, установленный пунктом 1 статьи 243 и пунктом 1 статьи 256 ТК ТС, что влечет за собой невозможность дальнейшего применения данных таможенных процедур.
Одновременно положениями статей 250 и 261 ТК ТС не установлено, что исполнение обязанности по уплате ввозных (вывозных) таможенных пошлин, налогов по наступлению срока их уплаты в связи с незавершением таможенных процедур переработки в установленные сроки переработки товаров является завершением этих таможенных процедур.
Также порядок завершения таможенных процедур переработки, установленный статьями 249 и 260 ТК ТС, не предусматривает завершения указанных таможенных процедур уплатой таможенных пошлин, налогов либо исполнением обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в полном объеме согласно требованию об уплате, направленному таможенным органом.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Приказ Минздрава России от 06.06.2012 N 4н
"Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий"
Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2012 N 24852.
В зависимости от потенциального риска применения медицинские изделия подразделяются на четыре класса - с низкой, средней, повышенной и высокой степенью риска
Утверждена номенклатурная классификация медицинских изделий по видам и по классам в зависимости от потенциального риска их применения.
Классификация по видам содержит числовое обозначение (номер) вида медицинского изделия, наименование вида медицинского изделия, а также девятизначные цифровые коды (ААА ББ ВВ ГГ), используемые для определения видов медицинских изделий.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Приказ МВД России от 02.05.2012 N 398
"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны и патронов к нему (без права ношения)"
Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2012 N 24801.
Регламентированы процедуры выдачи гражданам разрешений на хранение в целях самообороны гладкоствольных ружей
Утвержденным административным регламентом определены, в частности:
порядок информирования граждан об оказании данной государственной услуги (содержание информации, размещаемой в Интернете и на информационных стендах, а также предоставляемой по телефону);
перечни документов, предоставляемых для выдачи разрешения или для его продления, а также переоформления в случае изменения сведений о гражданине либо порчи выданного разрешения;
процедуры запросов, направляемых органами внутренних дел для проверки полноты и достоверности сведений, указанных в представленных документах;
процедуры выдачи гражданину, переоформления и продления разрешения;
порядок осуществления контроля за исполнением данного административного регламента.
Значительную часть административного регламента составляют формы документов, представляемых гражданами и выдаваемых им, а также документов, которыми оформляются процедуры внутреннего делопроизводства, осуществляемые в рамках оказания данной государственной услуги. К административному регламенту приложены также сведения о подразделениях органов внутренних дел, предоставляющих эту государственную услугу (таблица содержит сведения о 83-х подразделениях).
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
Приказ Минюста России от 29.06.2012 N 125
"Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей"
Зарегистрировано в Минюсте России 06.07.2012 N 24837.
Утвержден новый административный регламент, регулирующий организацию рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей
Новый административный регламент разработан в соответствии с Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 N 373. Регламент регулирует все аспекты оказания данной государственной услуги более подробно, в т.ч. имеет более подробную структуру (в разделах выделены подразделы с заголовками), и устанавливает, в частности:
порядок информирования осужденных и лиц, находящихся под стражей, о порядке предоставления данной государственной услуги (в частности порядок и содержание публичного и индивидуального информирования);
сроки рассмотрения обращений, в т.ч. сроки их переадресовки;
требования к помещениям, в которых осуществляется личный прием заявителей;
внутренние процедуры органов уголовно-исполнительной системы, связанные с предоставлением данной государственной услуги;
формы контроля за предоставлением данной государственной услуги;
порядок внесудебного обжалования решений и действий либо бездействия должностных лиц органов уголовно-исполнительной системы, связанных с предоставлением данной государственной услуги (с указанием системы подчиненности должностных лиц и органов УИС).
Приказ Минюста России от 26.12.2006 N 383, которым был утвержден аналогичный административный регламент, действующий в настоящее время, признан утратившим силу.
ПРАВОСУДИЕ
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 37
"О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения"
ВАС РФ разъяснил порядок прекращения исполнения решений по административным делам в случае принятия закона, устраняющего либо смягчающего ответственность
В таких случаях привлекающий к ответственности орган может как отменить вынесенное им или нижестоящим органом решение, так и прекратить его исполнение, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя, а судебный пристав-исполнитель прекращает исполнительное производство или оканчивает его по основаниям, предусмотренным статьями 43 и 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности.
При этом, если данным лицом предъявлено требование о признании решения о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
ВАС РФ разъяснил также, что федеральный закон, устраняющий ответственность за совершение публично-правового правонарушения, подпадает под понятие федерального закона, предусматривающего прекращение исполнительного производства. Таким образом, в случае, если на основании судебного акта, предусматривающего взыскание соответствующей санкции, исполнительный лист еще не был выдан, после даты устранения ответственности исполнительный лист на основании такого судебного акта не выдается.