Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсултьтантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.
Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
Название документа
"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 5 июня 2012 года
Информация Банка России "Ответы на вопросы, связанные с применением отдельных норм Федерального закона N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и Федерального закона N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
Источник публикации
Обзор подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс".
Примечание к документу
Текст документа
Подписаться на обзоры на www.consultant.ru
КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 5 ИЮНЯ 2012 ГОДА
Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "КонсультантПлюс".
ИНФОРМАЦИЯ БАНКА РОССИИ
"ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 161-ФЗ "О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ
СИСТЕМЕ" И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 103-ФЗ "О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ
ПЛАТЕЖНЫМИ АГЕНТАМИ"
1. Реформа законодательства о безналичных расчетах >>>
2. Допустимые операции по специальным банковским счетам >>>
3. Осуществление расчетов платежным субагентом >>>
4. Комиссии оператора по переводу денежных средств >>>
5. Расчеты посредством платежных требований с заранее данным акцептом плательщика >>>
6. Отражение полученных наличных денег в бухгалтерской отчетности >>>
7. Регистрация в качестве оператора платежной системы >>>
8. Платежные терминалы (банкоматы) >>>
Банк России в рассматриваемом документе (далее - Информация) ответил на некоторые вопросы относительно применения норм Федеральных законов от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон о приеме платежей) и от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон о национальной платежной системе).
В основном эти вопросы касаются применения положений названных Законов к специальным банковским счетам, открываемым платежным агентам и банковским платежным агентам (субагентам).
Обращаем внимание, что рассматриваемый документ не имеет нормативного характера.
1. Реформа законодательства о безналичных расчетах
Отметим, что в п. 8 Информации указывается, что Банк России в настоящее время разрабатывает проект нормативного акта о правилах осуществления перевода денежных средств, который заменит Положения Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (далее - Положение N 2-П) и от 01.04.2003 N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации". Банк России заверяет, что новый документ будет разрабатываться с обеспечением преемственности правового регулирования в этой области правоотношений.
Указанные документы имеют основополагающее значение в регулировании безналичных расчетов в российском праве. Действующее в настоящее время законодательное регулирование безналичных расчетов разрабатывалось до принятия Закона о национальной платежной системе и Закона о приеме платежей, поэтому не учитывает ряд положений, установленных в данных федеральных законах. В связи с этим в Положение N 2-П уже вносились серьезные изменения (к примеру, Указание Банка России от 12.12.2011 N 2749-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 3 октября 2002 года N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации"), исключавшие возможность безакцептных расчетов.
Принятие нового подзаконного акта в этой сфере будет значительным событием для правовой и экономической жизни в стране, так как будет касаться практически всех существующих субъектов права: и физических, и юридических лиц.
2. Допустимые операции по специальным банковским счетам
В п. 1 Информации разъясняется, что со специальных банковских счетов платежного агента, поставщика, банковского платежного агента (субагента) не могут списываться какие-либо комиссии на небанковские счета (внутренние счета) банка.
Проведение указанных операций запрещается нормами, содержащимися в ч. 5 ст. 14 Закона о национальной платежной системе и в ч. 16 и 19 ст. 4 Закона о приеме платежей. В этих нормах содержится исчерпывающий перечень операций, которые могут осуществляться с использованием специальных банковских счетов банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов и поставщиков.
С аналогичным обоснованием запрещается зачисление денежных средств на специальные банковские счета платежного агента, банковского платежного агента, поставщика на основании распоряжения физического лица без открытия банковского счета.
Запрет на совершение таких операций установлен в ч. 6 ст. 14 Закона о национальной платежной системе и в ч. 17 и 20 ст. 4 Закона о приеме платежей. В них указано, что не допускается проведение операций, не предусмотренных в специальном перечне допустимых операций по специальным банковским счетам (ч. 5 ст. 14 Закона о национальной платежной системе и ч. 16 и 19 ст. 4 Закона о приеме платежей).
Названные перечни предусматривают зачисление денежных средств на специальный банковский счет от физических лиц лишь в наличной форме.
Более того, в п. 3 ранее выпущенной Информации Банка России "Ответы на вопросы по применению отдельных норм Федерального закона N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и Федерального закона N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" указывалось, что осуществление по специальному банковскому счету платежного агента не предусмотренных в этом перечне операций может являться основанием для признания их в качестве вызывающих подозрения в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
3. Осуществление расчетов платежным субагентом
В п. 2 Информации разъясняется, что если оператор по приему платежей привлек для осуществления своей деятельности платежного субагента, то последний не может переводить денежные средства непосредственно на счет поставщика, минуя специальный банковский счет оператора по приему платежей.
Этот вывод был сделан Банком России, исходя из положений ч. 9 ст. 4 Закона о приеме платежей, устанавливающей обязанность платежного субагента заключить с оператором по приему платежей соответствующий договор, по условиям которого платежный субагент обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с российским законодательством.
Российским законодательством не предусмотрено получение денежных средств поставщиком без использования специальных банковских счетов (ч. 18 ст. 4 Закона о приеме платежей).
Таким образом, перевод платежным агентом денежных средств поставщику без использования специального банковского счета противоречит законодательству. Платежный субагент должен передать сумму этих денежных средств оператору по приему платежей, который перечислит ее со своего специального банковского счета на специальный банковский счет поставщика.
Обращаем внимание, что ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение положений Закона о национальной платежной системе и Закона о приеме платежей об обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денег, а также за неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами (субагентами) специальных банковских счетов для осуществления таких расчетов. За совершение данного административного правонарушения предусматривается ответственность юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 40 до 50 тыс. руб.
По спорам об ответственности платежных субагентов за осуществление деятельности без открытия специальных банковских счетов уже начинает формироваться судебная практика (см., к примеру, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012 по делу N А56-66916/2011). Отметим, что в данном деле гражданин осуществил перевод денежных средств на оплату услуг связи в размере 100 руб. Ввиду того, что платежный субагент не имел специального банковского счета и не выполнил обязанность по сдаче кредитной организации полученных от плательщика наличных денег, платежный субагент был оштрафован на сумму 40 тыс. руб.
4. Комиссии оператора по переводу денежных средств
В п. 4 Информации разъясняется, что оператор по переводу денежных средств вправе получать комиссионное вознаграждение с получателя средств при осуществлении перевода денежных средств без открытия банковского счета. Законодательство не содержит какого-либо запрета на получение такого вознаграждения от получателя денежного перевода. При этом нужно учитывать, что ч. 10 ст. 8 Закона о национальной платежной системе запрещено удержание вознаграждения из суммы перевода денежных средств.
5. Расчеты посредством платежных требований
с заранее данным акцептом плательщика
В п. 7 Информации указывается, что расчеты платежными требованиями с заранее данным акцептом плательщика должны осуществляться в соответствии с положениями ст. 6 Закона о национальной платежной системе и гл. 8 - 10 ч. I Положения N 2-П (расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями).
Статья 6 Закона о национальной платежной системе закрепляет основные правила прямого дебетования, под которым понимается перевод денежных средств по требованию их получателя. В ч. 3 этой статьи установлено, что акцепт плательщика при прямом дебетовании может быть дан заранее. Такой акцепт может быть дан в договоре между обслуживающим плательщика оператором по переводу денежных средств и плательщиком либо в виде отдельного документа или сообщения.
Банк России указал, что при расчете посредством платежных требований с заранее данным акцептом плательщика в расчетном документе поле 36 "Срок для акцепта" не заполняется.
В п. 7 Информации специально поясняется, что при установлении в договорах с кредитной организацией возможности осуществления расчетов в безакцептном порядке к таким расчетным документам следует применять соответствующие положения законодательства о расчетах с заранее данным акцептом. Этот вопрос возник в связи с тем, что гл. 11 Положения N 2-П, а также ряд иных положений данного документа о расчетах без акцепта плательщика утратили силу с 29 декабря 2011 г. В настоящее время расчеты без акцепта не допускаются российским законодательством.
Такие разъяснения уже давались Банком России в Письме от 23.12.2011 N 196-Т "О вопросах применения платежных требований".
6. Отражение полученных наличных денег
в бухгалтерской отчетности
В п. 3 Информации Банк России указал, что полученные платежными агентами, операторами по приему платежей, платежными субагентами наличные деньги отражаются по экономическому содержанию по символам прихода 02 - 32 формы отчетности 0409202 "Отчет о наличном денежном обороте".
Эта форма отчетности закреплена в Порядке составления и представления формы отчетности 0409202 "Отчет о наличном денежном обороте", установленном Указанием Банка России от 12.11.2009 N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации".
Дополнительно данные операции отражаются по символу 100 "Поступления от платежных агентов, операторов по приему платежей, платежных субагентов".
Кроме того, установлено, что поступления наличных денег на счета банковских платежных агентов и банковских платежных субагентов должны зачислять также по символам прихода 02 - 32, а затем - по символу 99 "Поступления от банковских платежных агентов, банковских платежных субагентов".
В п. 3 Информации на примерах разъясняется, по каким именно символам следует отражать различные поступления наличных денег.
7. Регистрация в качестве оператора платежной системы
Платежная система определяется в п. 20 ст. 3 Закона о национальной платежной системе как совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств, включающая оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры и участников платежной системы, из которых как минимум три организации являются операторами по переводу денежных средств.
В п. 6 Информации разъясняется, что кредитная организация должна быть зарегистрирована в Банке России в качестве оператора платежной системы, если участниками этой системы являются не менее трех банков-резидентов.
Если же в системе по переводу денежных средств по поручению банков отсутствуют участники, являющиеся банками-резидентами, либо их менее трех, то оператор данной системы не подлежит регистрации в качестве оператора платежной системы. Такие выводы были сделаны Банком России, исходя из определения платежной системы, установленного в Законе о национальной платежной системе.
8. Платежные терминалы (банкоматы)
В п. 5 Информации разъясняется, что банковский платежный агент может не использовать платежные терминалы (банкоматы) для осуществления своей деятельности по выдаче и приему платежей от физических лиц.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 Закона о национальной платежной системе это является правом, а не обязанностью банковского платежного агента.