Как отказаться от «серой» зарплаты

Сервис SuperJob выяснил, что на работу с «серой» или «черной» зарплатой готовы устроиться 39% россиян. Цифра эта сильно зависит от стабильности на рынке труда — чем хуже обстоят дела, тем больше людей готовы получать деньги в конверте. Однако в последнее время россияне всё чаще стараются найти возможность получать официальную зарплату, а у ФНС появляется всё больше возможностей для контроля за работодателями. 

Как увеличились риски при выплате «серых» зарплат

Эксперты отмечают: в последнее время получать, а главное, платить «серую» или «черную» зарплату стало сложнее и опаснее. У ФНС появились новые инструменты для отслеживания неофициальной занятости.

Управляющий партнер санкт-петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин поясняет: с января 2020 года вступили в действие внесенные в п. 9 ст. 226 Налогового кодекса РФ поправки, которые позволяют налоговым органам взыскивать неправомерно неудержанный и не полностью удержанный НДФЛ за счет средств налогового агента по результатам налоговых проверок.

— Разумеется, подобные поправки направлены в первую очередь против тех работодателей, которые используют в своей деятельности «серые» зарплатные схемы, — сказал Добрынин «Известиям». — Ранее взимание НДФЛ за счет средств налогового агента не допускалось. По итогам налоговых проверок проверяющие могли доначислять налоговым агентам лишь пени и привлекать их к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от суммы неправомерно неудержанного (неперечисленного) налога. Поэтому с 2020 года для работодателей, практикующих выплату «серых» зарплат, налоговые риски существенно увеличились.

Он отметил, что налоговые органы также могут квалифицировать выплату заработной платы в конвертах как искажение сведений о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения НДФЛ.

Добрынин поясняет, что в этом году также расширен круг обязанностей банков, которые связаны с осуществлением налогового контроля. По запросу ФНС банки в течение трех дней теперь обязаны предоставлять данные о лицах, имеющих право на получение денежных средств со счета клиента, документы по счету, карточки с образцами подписей и оттиска печати, информацию о представителях клиента и т.д. Вся эта информация, отмечает адвокат, имеет важнейшее значение для осуществления налогового контроля. В частности, можно отследить маршруты денежных потоков с последующим выявлением фактов обналичивания денежных средств и свидетельства о выведении из оборота средств с помощью предположительно фиктивных компаний.

Юрист по финансовым спорам, бывшая сотрудница налоговой службы Анна Грецкая заметила, что подход ФНС к проблеме меняется — налоговый орган стремится к большей прозрачности всех доходов, и система АИС «Налог 3», которая применяется ФНС на сегодняшний день, постоянно модернизируется.

Как вычисляют компании с неофициальными зарплатами

Грецкая рассказала, что налоговики применяют различные проверки работодателей, в том числе инсайдерскую информацию от банков.

— Человек может при оформлении кредита в банке заявить, что его реальный доход на самом деле выше, чем по справке 2-НДФЛ, — говорит она. — И в принципе банк может предоставить эту информацию в налоговый орган — система обмена информацией с банками достаточно эффективная. Не всегда это делается, но такая возможность есть.

По ее словам, очень внимательно стали банки реагировать и на крупные переводы на карты физлиц.

Добрынин отмечает: «прищепками» применения «серых» зарплатных схем работодателем является, например, информация о размере заработка, которая афишируется на общедоступных информационных ресурсах при размещении работодателем вакансий, документы о выплате «серой» зарплаты, которые находят при проверке, жалобы от действующих или бывших работников. Иногда обнаруживается, что работодатель выдает справки о более высоком размере дохода работника, которому нужно оформить кредит.

— Помимо этого, подозрения у проверяющих возникают при установлении заработка в объеме ниже среднеотраслевого или среднерыночного по региону, без дифференциации доходов руководителей и рядовых сотрудников, — говорит Добрынин. — Еще один повод заподозрить «серые» схемы — заработок существенно более низкий, чем на предыдущем месте работы сотрудников.

Косвенным признаком получения «серой» зарплаты является и приобретение человеком несопоставимого с официальным заработком имущества, которое учитывается в налоговых органах, — это недвижимость, транспорт или земля.

— Применение «серых» схем выявляется налоговиками посредством анализа и сопоставления между собой совокупности разных фактов и сведений, — говорит Добрынин. — Такая совокупность не является статичной и может дополняться другими сведениями и информацией, полученной от правоохранительных органов, в том числе в результате проведения оперативно-разыскных мероприятий.

Как изменится контроль за «серыми» схемами

— На наш взгляд, тенденция усиления контроля за доходами и расходами физических лиц со стороны ФНС России возрастет, — считает Добрынин. — Оптимизм ФНС России в 2021 году в борьбе с «теневыми» доходами связан с внедрением программы АСК ДФЛ — «Доходы физических лиц», которая проверяет расчеты по НДФЛ и страховым взносам.

Остальные эксперты также соглашаются с мнением о том, что в дальнейшем контроль будет усиливаться. Основатель и управляющий партнер юридической компании Rafikov & Partners Рустам Рафиков полагает, что при продолжении тенденции усиления контроля за расходами физлиц происходить это будет прежде всего за счет автоматизации.

— И тут вопрос — будет ли контроль за результатами такого анализа? — сказал он «Известиям». — Для контроля нужны свободные рабочие часы сотрудников ФНС, то есть нужно говорить о возможном расширении штата, только при осуществлении которого будет контроль за автоматизированными процессами.

Анна Грецкая отмечает, что, несмотря на то что ФНС старается в большей степени стать органом, оказывающим госуслуги, контроль за расходами юридических и физических лиц усилится.

— Инструменты налогообложения упрощаются — например, многие на сегодняшний день приходят к тому, что им выгоднее регистрироваться в качестве самозанятых, что также обеляет их доходы, — говорит она. — Самозанятость помогает людям показать свой легальный доход, тем самым иметь возможность кредитоваться в банках.

Однако в большей степени контроль касается юридических лиц, и сама ФНС подчеркивала, что не будет устанавливать тотальный контроль за доходами и расходами граждан. Андрей Покида отмечает, что регулирующее воздействие — контроль и проверки — должно осуществляться именно в отношении работодателя.

— Контроль за доходами и расходами граждан — весьма эффективное направление по снижению доли неформальных выплат, когда речь идет о больших объемах, — говорит он. — Однако данные показывают, что люди не всегда разделяют такую инициативу, поскольку зачастую безналичная оплата несет и дополнительные расходы. Кроме того, у населения довольно много наличных накоплений, которые они не всегда желают доверять банкам.

Он считает, что усиление контроля за безналичными расчетами не будет играть значимую роль для лиц, которые получают небольшие выплаты в конвертах.

Как отследить оборот наличных

— Очень много компаний и работодателей выплачивают «серые» зарплаты, несмотря на все нововведения, — замечает Рустам Рафиков. — Контроль за наличными операциями недостаточно совершенен. Проблема как раз в том, что невозможно отследить всех в автоматизированном режиме, нужны людские ресурсы. И я полагаю, что у ФНС с этим есть некоторые сложности — за каждым человеком надзирателя поставить тяжело.

Однако он считает, что это вопрос времени — Россия стала «более безналичной» страной. И сейчас, говорит Рафиков, всё идет к тому, что даже самый небольшой бизнес переходит на безналичные платежи.

— Организации, которые выдают наличные средства в конверте, можно отследить таким же образом — по расходам человека, — говорит Анна Грецкая. — Можно это выявить путем налоговой проверки. Выявить двойную бухгалтерию сейчас довольно сложно, потому что никакая организация не пустит человека за компьютер. Поэтому приходится осматривать при проверке бумажные документы, запрашивать доступ к компьютеру бухгалтера, сопоставлять документы, опрашивать сотрудников.

Валерий Рязанский признает: до конца избежать наличного оборота средств очень сложно, хотя дисциплину прохождения всех платежей значительно усилили.

— Пробелы есть в оптовой торговле, в том числе на различных рынках, где происходит огромный наличный оборот, — сказал он. — Тут нужно поработать, чтобы выбрать оптимальный режим взаимодействия с этими видами экономической жизни. Внедрять там систему безналичных и кассовых платежей очень сложно, поэтому нужно искать возможности введения каких-то других инструментов взаиморасчетов. Но то, что это отрасль с большим количеством наличных денег, — очевидно.

Однако, подчеркивает Рязанский, по сравнению с началом 2000-х годов дистанция в вопросе выведения заработков россиян из тени пройдена огромная.

Как отказаться от «серых» зарплат

Анна Грецкая считает, что повлиять на людей могла бы стабилизация цен на услуги ЖКХ и продукты, понижение кредитных ставок, повышение уровня прожиточного минимума. Стабильность, считает она, помогла бы людям принять решение об отказе от «серых» зарплатных схем.

Рязанский отмечает, что меры репрессивного и надзорного характера уже достаточно ужесточены, поэтому говорить нужно о повышении таких показателей, как прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда.

Рустам Рафиков полагает, что нужно говорить также о возможном использовании пониженного социального налога для юридических лиц, так как размер отчислений за каждого работника достаточно высок.

— Поэтому и развиваются эти схемы, — говорит он. — Если бы были возможности снизить эти платежи каким-то легальным способом, получить какие-то преференции по страховым и социальным выплатам, то и работников охотнее брали бы на белую зарплату. Пока бизнес хочет сэкономить.

Однако правительством уже принят ряд мер по снижению страховой нагрузке на бизнес.

— Для ряда категорий в целях поддержки отдельных отраслей экономики установлены льготные тарифы страховых взносов, — сообщили «Известиям» в НИИ Труда. — Для всех субъектов малого и среднего бизнеса с 1 апреля 2020 года тариф страховых взносов был снижен в два раза — с 30% до 15%. С зарплат, размер которых выше МРОТ, работодатели платят 10% в Пенсионный фонд, 5% в Фонд медицинского страхования и ничего не платят в Фонд социального страхования. Эта мера вводилась как антикризисная, но, сейчас, когда ситуация улучшается, она должна стимулировать работодателей повышать зарплату и отказываться от теневых зарплатных схем.

Источник: "Известия"




Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия