При ведении бизнеса любой предприниматель не может оставить без внимания вопросы, касающиеся оптимизации налогообложения. Особенно эта тема становится актуальна на сегодняшний день, ведь ни для кого не секрет, что в период пандемии заниматься предпринимательской деятельностью стало очень непросто и зачастую в отсутствие государственной поддержки предприниматель может надеяться только на самого себя и на профессионализм своих работников, в первую очередь юристов и работников финансовой сферы.
Действующий Налоговый кодекс РФ содержит различного рода возможности для построения правильной с точки зрения закона и эффективной с точки зрения получения прибыли системы работы компании в сфере налогообложения. И здесь, помимо построения всем известной структуры бизнеса с использованием юридических лиц, применяющих различные системы налогообложения (ОСНО, УСН, ЕНВД и т.д.), привлечения в структуру индивидуальных предпринимателей, нужно вспомнить о том, что на территории Российской Федерации существуют особые экономические зоны. Их правовой статус установлен Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ). В соответствии со ст. 2 указанного Закона особая экономическая зона представляет собой часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Целью создания особой экономической зоны является развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции (ст. 3 Закона N 116-ФЗ). Как видно, назначение особых экономических зон очень важно, именно этим объясняется особый льготный подход к налогообложению компании на их территориях.
Для того чтобы получить статус резидента (участника) экономической зоны, лицо, которое осуществляет на территории особой экономической зоны один из четырех видов деятельности, установленных ст. 9 Закона N 116-ФЗ, и может в связи с этим пользоваться установленными льготами, нужно:
1) выбрать тип особой экономической зоны, на территории которой можно было бы заниматься тем видом предпринимательской деятельности, которым уже занимается компания, либо выбрать новый. На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны одного из следующих четырех типов: промышленно-производственные особые экономические зоны; технико-внедренческие особые экономические зоны; туристско-рекреационные особые экономические зоны; портовые особые экономические зоны.
2) зарегистрировать юридическое лицо (или получить статус индивидуального предпринимателя), в любом виде, кроме унитарного, в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона;
3) заключить с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении вида деятельности в зависимости от типа особой экономической зоны, например технико-внедренческой деятельности либо соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности в технико-внедренческой особой экономической зоне; об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и т.д. в порядке и на условиях, предусмотренных Законом N 116-ФЗ.
Главным условием возможности применять льготное налогообложение является осуществление предпринимательской деятельности именно на территории особой экономической зоны.
По информации Министерства экономического развития РФ (https://www.economy.gov.ru), в России функционирует 36 особых экономических зон, из них 17 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовые.
На территориях этих зон действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, заключающийся в установлении минимальных административных барьеров; таможенных преференций; сниженных цен на аренду и выкуп земли; помощи в реализации инвестиционных проектов, а также льготного налогообложения.
Статья 259.3 НК РФ устанавливает возможность применения к основной норме амортизации специального коэффициента, но не выше 2. Обратите внимание, что применение специального коэффициента является правом, а не обязанностью резидента (налогоплательщика). Поэтому при принятии положительного решения относительно применения специального коэффициента необходимо закрепить это решение в учетной политике компании, издав соответствующий приказ, не забыв определить размер коэффициента.
Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ для организаций - резидентов ОЭЗ законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ. Размер ставки равен 13,5 процента и не может быть выше этого значения.
Условием применения такой ставки является раздельное ведение учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории ОЭЗ.
Особый порядок ведения раздельного учета доходов и расходов не регламентирован, поэтому ведется в обычном порядке.
Обращаем внимание, что доходы, полученные налогоплательщиком от деятельности за пределами особой экономической зоны, облагаются по общеустановленной ставке налога на прибыль организаций, равной 20 процентам (Письмо Минфина России от 30.03.2016 N 03-11-20/18016).
Отдельно отметим ставку по налогу на прибыль для резидентов технико-внедренческой и туристско-рекреационных особых экономических зон. Для этих налогоплательщиков п. 1.2 ст. 284 НК РФ устанавливает налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.
Указанные организации вправе применять налоговую ставку 0 процентов налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация в соответствии с законодательством РФ приобрела статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или статус резидента туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер. Условие о раздельном учете доходов и расходов сохраняется.
Подпункт 1 п. 1 ст. 164 НК РФ устанавливает налоговую ставку 0% при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Правомерность применения ставки 0% нужно подтверждать следующими документами: контракт с резидентом особой экономической зоны, свидетельство о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа о выпуске товаров. Документы предоставляются в копиях, заверенных надлежащим образом. Отметим, что если по истечении 180 дней со дня выпуска товаров в таможенном режиме свободной таможенной зоны указанные документы не будут представлены, то право на применение налоговой ставки 0% теряется и налогоплательщик обязан применить ставку 20%.
Еще одним примером возможности снизить налоговую нагрузку является пп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ, на основании которого проведение работ (оказание услуг) резидентами портовой особой экономической зоны в портовой особой экономической зоне не подлежит налогообложению.
Если участник особой экономической зоны в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны приобрел или создал какое-либо имущество, учитываемое на балансе организации, то в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества он освобождается от уплаты налога на имущество (п. 17 ст. 381 НК РФ).
Освобождение от уплаты земельного налога резидент особой экономической зоны может получить в отношении земельных участков, при условии, что они расположены на территории этой самой особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ).
Уменьшить размер налоговых обязательств можно не только благодаря осуществлению предпринимательской деятельности на территории какой-либо особой экономической зоны. Российская Федерация состоит из 85 субъектов, и в каждом из них может быть установлена пониженная налоговая нагрузка относительно того или иного налога.
К примеру, согласно п. 3.1 ст. 380 НК РФ, а также распоряжению Правительства РФ от 22.11.2017 N 2595-р, при расчете налога на имущество по объектам газовой инфраструктуры применяется ставка 0% при условии нахождения объекта полностью или частично в Республике Саха (Якутия), Иркутской или Амурской области.
Напомним, что по общему правилу при расчете налога на имущество применяется ставка 2%, налоговой базой по которой является его кадастровая стоимость. Однако региональным законом ставка налога по этим объектам может быть снижена (п. 2 ст. 372, п. п. 1.1, 4 ст. 380 НК РФ).
Ставку земельного налога устанавливает местный орган власти. И если общая ставка равна 1,5%, то для некоторых категорий земель, например сельскохозяйственного назначения, она может быть снижена до 0,3%.
При решении вопроса об уменьшении налогового бремени можно рассматривать не только ставки отдельных налогов, но и систему налогообложения в целом. Так, при выборе упрощенной системы налогообложения можно сэкономить в соответствии со ст. 346.20 НК РФ, на основании которой субъекты РФ вправе вводить на своей территории пониженные ставки по УСН:
- объект "доходы" - от 1% до 6%, а в отдельных случаях могут снизить до 0%;
- для объекта "доходы минус расходы" - от 5% до 15%, а в некоторых случаях ниже.
В соответствии с п. 1 ст. 12 НК РФ, в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. И если федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории РФ, то региональные и местные обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов и муниципальных образований соответственно. Такое разнообразие дает предпринимателям возможность выбора работы в любом регионе России в зависимости от его налоговой привлекательности.
Вариативность налогообложения в зависимости от региона нашей страны, создание особых экономических зон оказывает благотворное влияние не только на развитие конкретного бизнеса, но и стимулирует экономическое развитие страны в целом.
Так, например, за 15 лет работы в ОЭЗ зарегистрировались более 778 резидентов, из которых более 144 компаний с участием иностранного капитала из 41 страны. За эти годы общий объем заявленных инвестиций составил более 1 трлн рублей, вложенных инвестиций - более 440 млрд рублей, было создано более 38 тысяч рабочих мест, уплачено порядка 100 млрд рублей налоговых платежей, таможенных отчислений и отчислений во внебюджетные фонды (https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/).
Желающим получить статус резидента особой экономической зоны помимо комплекса налоговых льгот предоставляются льготная аренда недвижимого имущества, включая земельные участки, гарантированные рынки сбыта, минимизация бюрократических процедур, предоставление правовых гарантий в виде неизменности законодательства, регулирующего данный круг вопросов, и прочие.
Поэтому при планировании развития бизнеса не стоит сбрасывать со счетов такой мощный инструмент, как планирование налоговой нагрузки компании, исходя из регионального налогообложения, тем более что на территории Российской Федерации есть из чего выбирать.
Источник: КонсультантПлюс
Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
Еще больше новостей: Респект-Решения и Ясная бухгалтерия