от 25 февраля 2021 года

КОРОНАВИРУС

"Встреча Михаила Мишустина с членами Совета палаты Совета Федерации Федерального Собрания" (информация с официального сайта Правительства РФ от 24.02.2021) (извлечение)

Для поддержки бизнеса из наиболее пострадавших отраслей, который ранее пользовался программой "ФОТ 2.0", будет запущена новая годовая программа - "ФОТ 3.0"

Льготная кредитная программа "ФОТ 2.0" стимулировала бизнес из пострадавших отраслей к сохранению рабочих мест и стала одной из самых удачных мер поддержки малых и средних предпринимателей. Данная программа завершается, тем не менее ряд отраслей пока не восстановился до докризисного уровня. Это сферы общественного питания, культуры, спорта и развлечений, организации мероприятий, туристический бизнес и ряд других.

В новой годовой программе - "ФОТ 3.0" будут немного изменены условия. Теперь ставка льготного кредита будет не 2%, а 3%. Это небольшое повышение, учитывая, что экономика постепенно восстанавливается. И в течение первого полугодия бизнес по данной новой программе не будет выплачивать основной долг и проценты по кредиту. Лишь во втором полугодии это можно будет делать равными долями ежемесячно.

Кроме того, теперь в программу будут допущены от микро- и малых до крупных предприятий из наименее восстановившихся отраслей, которые на сегодняшний день пока еще до конца не вернулись на докризисный уровень.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

С 1 марта 2021 года расширяется административная ответственность лиц, выполняющих функции иностранного агента

В частности, устанавливается ответственность за распространение в СМИ и в сообщениях и материалах СМИ в информационно-телекоммуникационных сетях информации о некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством РФ), либо производимых ею материалов без указания на то, что соответствующая организация является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Данное правонарушение повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

Также предусматривается административная ответственность, в том числе за:

нарушение порядка деятельности общественного объединения, функционирующего без приобретения прав юридического лица;

нарушение обязанностей физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Расширен перечень административных правонарушений в области связи и информации

В КоАП РФ включен ряд новых статей, устанавливающих административную ответственность за:

- нарушение требований законодательства к установке технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования либо технических средств контроля за соблюдением операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи требований законодательства, предусматривающих ограничение доступа к информации (статья 13.42);

- нарушение требований законодательства к обеспечению функционирования точек обмена трафиком либо требований законодательства к обеспечению устойчивого функционирования средств связи, обеспечивающих взаимодействие с иными средствами связи (статья 13.43);

- неисполнение обязанности по использованию в целях выявления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сетевых адресов, соответствующих доменным именам технических и программных средств (в том числе средств связи), функционирующих в соответствии с установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти требованиями, а также национальной системы доменных имен (статья 13.44);

- нарушение требований законодательства о централизованном управлении сетью связи общего пользования (статья 13.45);

- неисполнение обязанности по реализации требований к сетям и средствам связи, используемым для проведения мероприятий уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации (статья 13.46);

- неисполнение владельцем информационного ресурса, причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, предупреждения о необходимости прекращения противоправных действий (статья 19.7.10-3).

Рассмотрение указанных правонарушений закрепляется за судами, а составление протоколов - за должностными лицами Роскомнадзора.

Кроме того, ужесточена административная ответственность за нарушение законодательства РФ в области персональных данных.

Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 февраля 2023 года.

Закреплены основания и порядок выдачи временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации

Установлено, что временное удостоверение личности лица без гражданства выдается в случае отсутствия у такого лица документов, удостоверяющих личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и в случае отсутствия государства, в которое данное лицо может выехать при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении его решения об административном выдворении за пределы РФ, о депортации или реадмиссии.

Внесенными изменениями регламентируется в числе прочего порядок выдачи и замены временного удостоверения личности лица без гражданства, срок его действия, административные последствия для лица без гражданства, в отношении которого принято решение о выдаче ему временного удостоверения личности, основания аннулирования выданного удостоверения и последствия такого решения для указанного лица, устанавливаются полномочия МВД России, связанные с выдачей и обращением этого документа.

При наличии временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации трудовая деятельность данной категории лиц может осуществляться без оформления разрешительных документов.

Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Ужесточена административная ответственность за неповиновение распоряжениям сотрудников правоохранительных органов

За совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.3 КоАП РФ, в виде неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, либо сотрудника войск национальной гвардии РФ в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей устанавливается повышенный размер штрафа для граждан в сумме от двух до четырех тысяч рублей (в случае повторного правонарушения - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей), а также закрепляется возможность применения к ним административного наказания в виде обязательных работ.

Кроме того, организаторы публичных мероприятий теперь могут быть привлечены к административной ответственности в том числе за несоблюдение ими финансовой дисциплины.

Так, нарушение организатором публичного мероприятия порядка сбора, возврата, перечисления в доход федерального бюджета или расходования денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, непредставление или несвоевременное представление в уполномоченный орган отчета о расходовании собранных для организации и проведения публичного мероприятия денежных средств и (или) иного имущества либо его представление в неполном объеме или в искаженном виде повлечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Также определено, что в случае перечисления (передачи) денежных средств и (или) иного имущества для организации и проведения публичного мероприятия, совершенного лицом, которое не вправе перечислять (передавать) денежные средства и (или) иное имущество в этих целях в соответствии с федеральным законом, размер административного штрафа составит: для граждан - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; для должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; для юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В перечень оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении включено несоблюдение содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, попавших под "регуляторную гильотину"

Установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, если их несоблюдение в соответствии с частями 3, 4 и 7 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

Образован Координационный центр Правительства Российской Федерации

Утверждено Положение о Координационном центре.

Координационный центр является постоянно действующим органом при Правительстве РФ, образованным в целях обеспечения оперативных и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций при разрешении инцидентов (штатных и нештатных ситуаций), проработки приоритетных задач Правительства РФ и выполнения выделенных проектов (под выделенным проектом понимается комплекс взаимосвязанных и координируемых мероприятий, направленных на реализацию приоритетной задачи Правительства РФ, осуществляемый в условиях временных и ресурсных ограничений).

Стратегическое управление и общее руководство деятельностью Координационного центра осуществляет Председатель Правительства РФ.

Основными задачами Координационного центра являются в том числе:

обеспечение немедленного реагирования и оперативного разрешения инцидентов (штатных и нештатных ситуаций) в Российской Федерации, требующих координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций;

выработка предложений по стратегическим целям и механизмам реализации приоритетных задач Правительства РФ в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации;

управление реализацией приоритетных задач Правительства РФ в форме выделенных проектов в рамках необходимого взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Установлен порядок формирования, ведения и размещения реестра недобросовестных исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере

Реестр ведется Федеральным казначейством в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" на основе сведений, представляемых в электронном виде уполномоченными органами.

Размещение реестра осуществляется оператором реестра на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в сети "Интернет".

Реестр, а также образующие его реестровые записи публикуются оператором реестра на едином портале в гипертекстовой форме, формах открытых данных и базы данных.

Реестр содержит реестровые записи, включающие следующие разделы:

раздел I "Общие сведения о реестровой записи";

раздел II "Общие сведения о недобросовестном исполнителе";

раздел III "Общие сведения об уполномоченном органе".

Информация о недобросовестном исполнителе исключается из реестра оператором реестра по истечении 2 лет с даты ее включения в реестр, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - до истечения указанного срока.

Хранение реестра, в том числе информации и документов, включаемых в реестр, осуществляется в соответствии с законодательством РФ об архивном деле.

Минфин России опубликовал план своей законопроектной деятельности на 2021 год

В перечне разрабатываемых законопроектов, в частности:

- "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части формирования новой категории налогоплательщиков - старателей и налогообложения старательской деятельности)";

- "Бюджетный кодекс Российской Федерации (новая редакция)";

- "О государственной информационной системе учета арестованного, конфискованного и иного изъятого и подлежащего обращению в собственность государства имущества";

- "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности)", предусматривающий создание "закрытой" части государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, включающей отчетность, содержащую "чувствительную" информацию;

- "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части поэтапной отмены требований по возврату экспортерами выручки в иностранной валюте за переданные ими контрагентам несырьевые неэнергетические товары и установления механизма противодействия сомнительным валютным операциям.

Кроме того, запланированы:

- проект федерального закона, предусматривающий возможность формирования гражданами за счет личных взносов дополнительных источников финансирования пенсионного дохода в системе негосударственного пенсионного обеспечения при стимулирующей поддержке государства;

- проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и другие законодательные акты (в части уточнения особенностей банкротства финансовых организаций, осуществляющих брокерскую или депозитарную деятельность)".

Обновлен перечень вопросов экзаменационных билетов для квалификационного экзамена физических лиц, претендующих на получение статуса эксперта по аккредитации, и экспертов по аккредитации

Новый перечень включает 1443 вопроса, сгруппированных в том числе в разделы:

"Аккредитация. Общие положения", "Аккредитация органов по сертификации продукции", "Аккредитация органов по сертификации персонала", "Аккредитация испытательных лабораторий (центров)" и др.

Признан утратившим силу Приказ Росаккредитации от 04.04.2016 N 3468 "Об утверждении вопросов для квалификационного экзамена".

Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Подписан закон об упрощении переезда в Россию иностранных компаний в порядке редомициляции, а также о продлении на 2021 год возможности заочного голосования для АО и ООО по вопросам утверждения годовых отчетов и годовых балансов

Настоящим федеральным законом расширяется география редомициляции иностранных юридических лиц за счет установления возможности их переезда в РФ из ряда иностранных юрисдикций, являющихся членами организаций по противодействию отмыванию денег по типу ФАТФ и Манивэл.

Определено в числе прочего, что статус международной компании предоставляется одновременно с государственной регистрацией в едином государственном реестре юридических лиц иностранному юридическому лицу, которое в числе прочего зарегистрировано (создано) в государстве или на территории, которые являются членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и (или) членом Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл), и (или) членом Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), и (или) членом Азиатско-Тихоокеанской группы по борьбе с отмыванием денег (АТГ), и (или) членом Группы по борьбе с отмыванием денег в Восточной и Южной Африке (ЕСААМЛГ), и (или) членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в Южной Америке (ГАФИЛАТ), и (или) членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег на Ближнем Востоке и в Северной Африке (МЕНАФАТФ), и (или) членом Карибской группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (КФАТФ), и (или) членом Межправительственной группы по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (ГИАБА), и (или) членом Группы по борьбе с отмыванием денег в Центральной Африке (ГАБАК).

Уточнены отдельные особенности создания международных компаний при их реорганизации в форме слияния, присоединения, а также при преобразовании организационно-правовой формы.

Кроме того, установлены особенности регулирования корпоративных отношений в 2021 году в целях минимизации последствий распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации.

Изменениями в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" закрепляется возможность до 31 декабря 2021 года проведения в заочной форме ряда корпоративных процедур акционерных обществ, включая утверждение годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности, а также обществ с ограниченной ответственностью в части утверждения годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов.

Новое в аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц: сокращение сроков и приостановление процедуры, досудебное обжалование отказа в аккредитации

Предусмотрена процедура приостановления аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, или прекращения действия аккредитации (в случае если не представлены необходимые документы либо представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению).

Сокращен срок аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации).

Расширены основания для отказа в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения об аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации.

Установлено, что может быть обжалован в досудебном (внесудебном) порядке в том числе отказ в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица.

Предусмотрено, что за осуществление аккредитации уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

СЕМЬЯ

Разъяснены особенности внесения информации первичного учета о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей

Сообщается, в частности, что пункт 8 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 15.06.2020 N 300, в действующей редакции существенно изменен в части перечня документов, свидетельствующих об обстоятельствах утраты (отсутствия) над ребенком родительского попечения, в целях осуществления органом опеки и попечительства первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Основанием для регистрации сведений о ребенке в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, и внесение информации первичного учета о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в действующей редакции Порядка является вступившее в законную силу решение суда, в том числе о лишении родительских прав либо об ограничении в родительских правах. Первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, должен осуществляться с учетом изменений, внесенных статьей 1 Федерального закона от 02.08.2019 N 319-ФЗ "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".

Разъяснены следующие вопросы, в том числе:

сроки передачи анкеты ребенка для учета в государственном банке данных о детях;

учет сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях в случае утраты (отсутствия) попечения его родителей при нахождении в организации другого субъекта РФ;

учет сведений о ребенке в случае временного назначения опекуна или попечителя;

учет сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях после прекращения опеки (попечительства);

постановка на учет в государственном банке данных о детях сведений о гражданах в условиях ограничительных мер;

взаимодействие регионального оператора и органов опеки и попечительства при выдаче направления на посещение ребенка;

продление направления на посещение ребенка в условиях ограничительных мер.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Терминология закона о правовом положении иностранных граждан в РФ приведена в соответствие с НК РФ

Внесены изменения, предусматривающие передачу налоговыми органами в органы внутренних дел информации об исчисленных и перечисленных (ранее - о начисленных и об уплаченных) суммах НДФЛ в отношении высококвалифицированных специалистов.

Соответствующая информация передается в целях контроля за соблюдением работодателями или заказчиками работ (услуг) условий привлечения и использования высококвалифицированных специалистов.

Расширен перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых особенностей

В перечень включены рабочие места медицинских работников, непосредственно оказывающих паллиативную медицинскую помощь в соответствии со своими должностными обязанностями и осуществляющих указанную деятельность в медицинских организациях или структурных подразделениях медицинских организаций, специализирующихся на оказании паллиативной медицинской помощи, в том числе в:

в кабинетах паллиативной медицинской помощи взрослым;

в отделениях выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым;

в домах (больницах) сестринского ухода для взрослых;

в респираторных центрах для взрослых;

в отделениях выездной патронажной паллиативной медицинской помощи детям, в том числе проживающим в стационарных организациях социального обслуживания;

в отделениях (на койках) паллиативной медицинской помощи детям, в том числе проживающим в стационарных организациях социального обслуживания;

в дневных стационарах паллиативной медицинской помощи детям;

в хосписах для детей.

До 1 октября 2021 г. будут утверждены особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест в соответствии с настоящим Постановлением.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ

Устранена правовая неопределенность по вопросу сохранения права родителя (опекуна) инвалида с детства на сохранение повышенной фиксированной выплаты к пенсии

Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 2020 г. N 20-П указал на необходимость уточнения положений законодательства в связи с наличием разночтений при рассмотрении вопроса о праве родителей (опекунов) инвалидов с детства после достижения ими совершеннолетия и признания недееспособными получать повышенную выплату к страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности в связи с наличием иждивенца.

После достижения инвалидом 18 лет родителю (опекуну) необходимо доказывать факт нахождения инвалида на его иждивении.

При этом нередко суды, сравнив доходы ребенка и родителя, и отказывали в такой доплате, если пенсия инвалида оказывалась больше, чем пенсия его родителя.

Законом установлено, в частности, что родителям, которые являются опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства (если эти лица не находятся на полном гособеспечении), повышение фиксированной выплаты к пенсии устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях", на каждого недееспособного инвалида с детства, но не более чем на трех недееспособных инвалидов с детства.

Лицу, которому было установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии и которому осуществлен перерасчет размера фиксированной выплаты в связи с достижением ребенком возраста 18 лет, при поступлении в течение 12 месяцев со дня перерасчета документов, подтверждающих признание инвалида с детства недееспособным, производится перерасчет размера фиксированной выплаты без заявления о перерасчете.

Застрахованные лица вправе обратиться в органы ПФР для включения в ИЛС сведений о трудовой деятельности за периоды работы до 1 января 2020 г.

Сведения о трудовой деятельности за периоды работы до 1 января 2020 года вносятся в раздел "Сведения о трудовой деятельности" согласно записям, содержащимся в трудовой книжке.

При этом в случае выявления несоответствия (несовпадения) сведений о трудовой деятельности за периоды работы после 1 января 2002 г. со сведениями, учтенными на ИЛС, такие сведения будут включаться в ИЛС с учетом проведения ПФР проверки.

Включение в ИЛС указанной информации предоставит гражданину более высокий уровень сохранности данных о его трудовой деятельности в сравнении с бумажным документом, упростит процедуру представления информации при трудоустройстве или по месту требования.

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Уточнен перечень расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в РФ, ввоз которых не подлежит обложению НДС

Изменения внесены в пункт 58 перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1096.

Код 2931 90 800 9 заменен на код 2931 90 000 9.

ФНС дополнены разъяснения о порядке признания для целей налогообложения расходов по оплате услуг, оказываемых взаимозависимыми иностранными организациями

При оценке экономической обоснованности понесенных "внутригрупповых" расходов, а также признания доходов от такой деятельности, налоговому органу следует разграничивать такие услуги и понятие "акционерная деятельность".

Исходя из правоприменительной практики, акционерная деятельность имеет следующие основные характеристики:

- деятельность осуществляется исходя из потребностей самих акционеров, а не отдельных участников МГК;

- экономическая выгода от такой деятельности прослеживается на уровне МГК в целом, а не на уровне отдельных компаний МГК (аналогичным образом в отношении акционерной деятельности для операционного сегмента или бизнес-сегмента экономическая выгода от такой деятельности прослеживается на уровне сегмента в целом);

- участники МГК не привлекли бы третьих независимых лиц для оказания такого рода услуг на возмездной основе и не осуществляли бы такую деятельность самостоятельно.

Приведен перечень функций, которые могут быть отнесены к акционерной деятельности по стратегическому управлению МГК, а также по планированию и контролю бизнеса МГК.

Сообщается, что в рамках осуществления акционерной деятельности не происходит оказания услуг. Расходы, связанные с акционерной деятельностью, может нести компания МГК, которая является акционером по отношению к одной или нескольким компаниям группы, либо отдельная компания специального назначения, должным образом уполномоченная на это указанной выше компанией-акционером.

Уточнены и дополнены контрольные соотношения показателей формы расчета по страховым взносам

Форма расчета утверждена Приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@. Последние изменения в форму расчета были внесены Приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/751@.

Для целей проверки корректности формирования показателей опубликованы уточненные контрольные соотношения.

Сообщены коды, необходимые для заполнения декларации по налогу на прибыль налогоплательщиками - резидентами ОЭЗ, СЭЗ, ТОСЭР, свободного порта Владивосток, участниками РИП

Приведены коды, отражаемые в реквизитах "Признак налогоплательщика (код)", "Номер документа", "по месту нахождения (учета) (код)" и пр.

Также сообщены особенности составления нескольких Листов 02 и приложений к ним с одинаковым кодом по реквизиту "Признак налогоплательщика (код)".

Обязанность направить сообщение об имеющихся ТС и земельных участках наступает, если организация не получила сообщение налогового органа об исчисленных им суммах транспортного и земельного налогов

Направлять сообщение об объектах налогообложения не требуется, если не истекли предусмотренные пп. 1 - 3 п. 4 ст. 363 НК РФ сроки для направления организации сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного и земельного налогов.

Так, например:

налоговым органом сообщение об исчисленной сумме транспортного налога за 2020 год должно быть передано не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока его уплаты (не позднее 1 марта 2021 года), то есть до 2 сентября 2021 года. В этом случае сообщение о наличии у организации транспортных средств не требуется направлять ранее 1 сентября 2021 года;

не позднее месяца со дня получения налоговым органом сведений из ЕГРЮЛ о том, что компания находится в процессе ликвидации, ей должно быть направлено сообщение об исчисленной сумме земельного налога. При этом сообщение о наличии у организации земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, не требуется направлять ранее истечения месяца со дня внесения в ЕГРЮЛ вышеуказанных сведений.

Сообщение не представляется, если организация направляла в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному и (или) земельному налогу в отношении соответствующего объекта налогообложения.

<Информация> ФНС России от 24.02.2021 "ФНС разрабатывает сервис для хранения электронных чеков"

ФНС разрабатывает хранилище для электронных чеков

Специальный сервис для хранения электронных чеков позволит пользователю иметь полную информацию о своих покупках в одном месте и предъявлять чеки для возврата товаров или гарантийного обслуживания, а также при желании участвовать в различных программах лояльности, получать кешбэки, бонусы и др. В перспективе это позволит налоговым органам автоматически рассчитывать сумму налогового вычета при покупке лекарств: налогоплательщику будет достаточно только выбрать счет для зачисления денег без заполнения декларации.

Электронные чеки будут поступать в хранилище только по желанию самого покупателя. Для этого необходимо предоставить продавцу адрес электронной почты или номер мобильного телефона. Также покупатель может отсканировать QR-код бумажного (не персонифицированного) чека мобильным приложением ФНС России "Проверка чеков", которое привязано к номеру его мобильного телефона, и поместить чек в это хранилище. При этом покупатель всегда может отказаться от электронного чека и получить бумажную версию, которая поступит в информационную систему ФНС России без указания номера телефона или адреса электронной почты.

Отмечается, что ФНС России не связывает кассовые чеки с операциями по карте. Даже если покупатель оплатит товар картой и получит бумажный чек, информация о покупке в хранилище не поступит.

В НК РФ предлагается внести ряд изменений, касающихся уплаты НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, налога на имущество организаций и других налогов

Законопроектом, в частности:

уточняется порядок уплаты НДС налоговыми агентами;

предусматривается индексация ставок акцизов на все подакцизные товары на период 2021 - 2023 гг.;

для целей уплаты акцизов скорректирован порядок определения максимальной розничной цены табачных изделий;

расширен круг организаций, которые вправе обратиться за получением Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана;

устанавливаются ставки акцизов на период по 2024 год включительно. В частности:

- на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5:

2022 год - 14 169 рублей за 1 тонну; 2023 год - 14 736 рублей за 1 тонну; 2024 год - 15 325 рублей за 1 тонну;

- дизельное топливо: 2022 год - 9 556 рублей за 1 тонну; 2023 год - 9 938 рублей за 1 тонну; 2024 год - 10 336 рублей за 1 тонну;

уточнены требования к амортизации имущества;

внесены уточнения в порядок определения и применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого, для участников региональных инвестиционных проектов;

действие ставки налога на имущество в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, в размере не более 1,6% предлагается продлить на период по 2023 год включительно;

предлагается отменить отражение в налоговой декларации по налогу на имущество сведений, в частности, о принадлежащих налогоплательщику объектах налогообложения, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. При этом установлено, что, в случае если у налогоплательщика имеются только объекты налогообложения, сведения о которых не вносятся в налоговую декларацию, она не представляется.

ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Внесены уточнения в некоторые законодательные акты в связи с переходом на систему казначейских счетов

Изменения внесены, в частности:

в Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

в Федеральный закон от 10 февраля 1999 года N 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации";

в Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

в Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и др.

Действие положений законодательных актов Российской Федерации, измененных настоящим Федеральным законом, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.

Подписан закон о "корпоративной вуали" и наделении Банка России полномочиями в отношении лиц, контролирующих финансовые организации

Необходимость данного законопроекта вызвана сложностью судебных процессов, связанных с сокрытием контролирующими лицами своего имущества при их привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам финансовых организаций-банкротов (наличием так называемой "корпоративной вуали") и последующей невозможностью исполнения судебных актов в части реализации имущественных требований.

Законом вносятся дополнения в профильные законодательные акты, устанавливающие обязанность финансовой организации определять контролирующих ее лиц, и представлять эту информацию в Банк России.

Также, в частности, устанавливаются основания и процедуры привлечения к ответственности контролирующих лиц, действиями (бездействием) которых причинены убытки страховой организации, НПФ или кредитной организации.

Одновременно предусматривается наделение Банка России дополнительными полномочиями, касающимися, в частности:

ведения перечней лиц, контролирующих финансовые организации;

принятия решений о признании лица контролирующим лицом в случае обоснованного предположения о соответствии такого лица установленным признакам (лицо, включенное в перечень, будет вправе обжаловать данное решение с соблюдением обязательного досудебного порядка);

подачи в суд заявления о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности (в настоящее время предусматривается возможность подачи заявления о привлечении указанных лиц к ответственности в виде взыскания убытков).

Также Банку России предоставляется право до момента подачи заявления в суд о привлечении к ответственности направить в суд заявление о применении предварительных обеспечительных мер.

Арбитражный суд при установлении Банком России отрицательной величины собственных средств (капитала) финансовой организации вправе принять предварительные обеспечительные меры, предусматривающие наложение ареста на денежные средства, ценные бумаги и недвижимое имущество контролирующих лиц.

Скорректированы Правила предоставления субсидий на формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов

Субсидия предоставляется на возмещение фактически понесенных и документально подтвержденных затрат оператора Фонда, связанных с осуществлением установленных видов работ по созданию, ведению Фонда и пользованию им.

Оператор Фонда, претендующий на получение субсидии должен соответствовать на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором подается заявление о заключении соглашения о предоставлении субсидии определенным требованиям, в том числе:

наличие государственных обязательных экземпляров документов в сфере стандартизации в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном экземпляре документов" и Федеральным законом "О стандартизации в Российской Федерации"; оператор Фонда не должен получать средства из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов Российской Федерации на указанные цели; в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, лице, исполняющем обязанности руководителя, и главном бухгалтере оператора Фонда.

Размер субсидии определяется по утвержденной формуле.

Оценка результата предоставления субсидии осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, исходя из степени достижения значений результата предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии.

Результатом предоставления субсидии является обеспечение достижения значения показателя "количество единиц хранения документов по стандартизации на бумажном носителе" по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии.

В новой редакции изложены условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на создание и ведение Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов

Субсидия предоставляется организации, выполняющей функции оператора Фонда и осуществляющей в установленном порядке организационно-техническое обеспечение создания, ведения Фонда и пользования им.

Сведения о субсидиях в установленном порядке размещаются на едином портале бюджетной системы РФ в сети "Интернет" в разделе "Бюджет" при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете (проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете).

Приводятся, в числе прочего, требования к оператору Фонда, перечень документов, предоставляемых в Росстандарт для заключения соглашения, порядок расчета размера субсидии.

Предоставление субсидии осуществляется Росстандартом ежеквартально (за отчетный период) по результатам выполнения соответствующих работ по созданию и ведению Фонда.

Для получения субсидии оператор Фонда в течение 5 рабочих дней после окончания отчетного квартала, но не позднее 20 декабря текущего финансового года, представляет в Росстандарт в 2 экземплярах следующие документы:

отчет об осуществлении расходов, на возмещение которых предоставляется субсидия, а также копии документов, подтверждающих размер фактически понесенных затрат;

отчет о выполнении технического задания на формирование и ведение Фонда;

отчет о достижении значений результата предоставления субсидии, а также показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии.

Результатом предоставления субсидии является обеспечение достижения значения показателя "количество единиц хранения документов по стандартизации на электронном носителе" по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии.

В случае если по итогам отчетного периода хотя бы один из показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, составит менее 80 процентов, к оператору Фонда применяются штрафные санкции.

В приложении приведен порядок расчета размера штрафных санкций.

Актуализированы порядок и условия предоставления издательствам и издающим организациям субсидии на издание социально значимой литературы

Сведения (информация) о субсидии размещаются на едином портале бюджетной системы РФ в сети "Интернет" при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете (проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете).

В целях проведения конкурсного отбора Минцифры России принимает решение о проведении конкурсного отбора, образует комиссию по отбору заявок и утверждает положение о ней.

Приводятся в числе прочего критерии, которым должна соответствовать организация для участия в конкурсном отборе, устанавливаются требования, предъявляемые к организации, определяется перечень документов, направляемых в Минцифры России для участия в конкурсном отборе.

Рассмотрение заявок конкурсной комиссией осуществляется в том числе в соответствии со следующими критериями:

актуальность, оригинальность и новизна заявленной литературы;

отсутствие заявленной литературы на книжном рынке РФ;

заявленная литература направлена на укрепление межнационального общения и единства российского народа, укрепление института семьи, защиту детства, пропаганду многодетности, опекунства, попечительства, усыновления детей-сирот, развитие детских дошкольных учреждений, освещение проблем социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья и их интеграции в общество, укрепление здоровья нации, сокращение смертности, внедрение здорового образа жизни (борьба с алкоголизмом, наркоманией, курением и другими вредными привычками).

Результатом предоставления субсидии является количество наименований книг, изданных за счет средств субсидии в текущем году.

Признается утратившим силу Постановление Правительства РФ от 18 марта 2019 г. N 282, которым утверждены аналогичные правила.

Действие правил, утвержденных настоящим постановлением, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Кредитным организациям рекомендуется обеспечить достижение максимального охвата информирования клиентов по теме противодействия несанкционированным операциям

В связи с высоким уровнем объема и количества операций без согласия клиентов, совершаемых, в том числе с применением методов социальной инженерии (в особенности, телефонного мошенничества), кредитным организациям рекомендуется усилить информационную работу, направленную на повышение осмотрительности их клиентов в отношении сохранности информации, используемой в целях совершения банковских операций, в частности перевода денежных средств.

Рекомендуется использовать способы, обеспечивающие достижение максимального охвата информирования (но не менее 80% клиентов - физических лиц), доступность восприятия доводимой информации и предупреждений и контроль эффективности их использования клиентами. Особое внимание рекомендуется уделять доступности информационных материалов для клиентов с ограниченными возможностями (например, обеспечивать размещение информации также на версиях сайтов для слабовидящих людей).

Кредитным организациям рекомендуется регулярно (не реже одного раза в 6 месяцев) проводить оценку реализуемых мероприятий и при необходимости обеспечивать их актуализацию.

Для информирования клиентов о рисках совершения несанкционированных операций рекомендуется осуществлять на постоянной основе, в том числе:

размещение информационных материалов в приложениях дистанционного банковского обслуживания (на авторизационных заставках и при подтверждении операций по банковскому счету);

размещение информационных материалов на сайте кредитной организации;

SMS-информирование клиентов по теме противодействия несанкционированным операциям (мошенничеству).

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Утверждена годовая форма ФСН N 1-СОЦ(Н) "Сведения о величине прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации"

Форма введена в действие с отчета за 2021 год.

Форму предоставляют органы исполнительной власти субъектов РФ, устанавливающие величину прожиточного минимума, территориальному органу Росстата в субъекте РФ по установленному им адресу.

С введением в действие указанной формы признано утратившим силу приложение N 2 к Приказу Росстата от 18.07.2013 N 287.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Актуализированы перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования по видам предпринимательской деятельности, осуществляемым в уведомительном порядке Ространснадзором

В перечни включены нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования в части предоставления услуг:

- по перевозке грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше 2,5 тонн (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);

- по перевозке железнодорожным транспортом грузов (за исключением опасных грузов);

- по перевозке железнодорожным транспортом грузобагажа;

- по перевозке грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки с железнодорожных выставочных путей прибывших вагонов, их возврата на железнодорожные выставочные пути;

- по перевозке морским транспортом грузов (за исключением опасных грузов);

- по перевозке внутренним водным транспортом грузов (за исключением опасных грузов).

Признан утратившим силу приказ Ространснадзора от 28.08.2017 N ВБ-793фс, которым утверждены перечни, регулирующие аналогичные правоотношения.

ТРАНСПОРТ

Подписан закон, запрещающий высадку лица, не достигшего возраста 16 лет, следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, при отказе от оплаты проезда

Закон устанавливает, что в случае выявления должностным лицом, уполномоченным на осуществление проверки подтверждения оплаты, в транспортном средстве лица, нарушившего установленный порядок подтверждения пассажиром оплаты проезда, должностное лицо вправе требовать от нарушившего порядок лица документ, удостоверяющий личность, а такое лицо обязано предъявить указанный документ. Уплата административного штрафа за это нарушение не освобождает лицо от оплаты проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, перевозки багажа, провоза ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза ручной клади.

Лицо, отказавшееся от оплаты проезда, и (или) от оплаты перевозки следующих вместе с ним детей, и (или) от оплаты перевозки багажа и (или) провоза ручной клади, обязано покинуть транспортное средство в ближайшем остановочном пункте с детьми, следующими вместе с ним. Данное требование не распространяется на лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, следующее без сопровождения совершеннолетнего лица.

"Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, в разрезе видов разрешительной деятельности"
(утв. МВД России 19.02.2021)

МВД России установлен перечень актов, оценка соблюдения обязательных требований которых осуществляется в рамках разрешительной деятельности в сфере государственной регистрации транспортных средств

Перечень включает:

Федеральный закон от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Приказ МВД России от 18.12.2019 N 947 "Об утверждении Порядка включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в реестр специализированных организаций, участвующих в государственной регистрации транспортных средств, и исключения юридического лица или индивидуального предпринимателя из указанного реестра и Порядка ведения реестра специализированных организаций, участвующих в государственной регистрации транспортных средств, и предоставления сведений из него";

Приказ МВД России от 18.12.2019 N 951 "Об утверждении Порядка включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в реестр изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств и исключения юридического лица или индивидуального предпринимателя из указанного реестра и Порядка ведения реестра изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств и предоставления сведений из него".

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

"Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при лицензировании образовательной деятельности"
(утв. Рособрнадзором 25.12.2020)

Определен перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Рособрнадзором при лицензировании образовательной деятельности

Перечень включает, в числе прочего: ссылки на текст нормативного правового акта на Официальном интернет-портале правовой информации; ссылки на структурные единицы нормативного правового акта, содержащие обязательные требования; виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД; вид государственного контроля (надзора), наименование вида разрешительной деятельности, в рамках которых обеспечивается оценка соблюдения обязательных требований, установленных нормативным правовым актом.

В перечне приведены следующие нормативные правовые акты, в том числе: Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности", Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и др.

ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ

В целях расширения доступа к участию в закупках субъектам МСП проект предусматривает возможность предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие

Требования к содержанию банковских гарантий, предоставляемых субъектами МСП, предполагается унифицировать с соответствующими требованиями, предусмотренными Законом N 44-ФЗ, в том числе в части:

права заказчика на взыскание в бесспорном порядке денежных средств со счета банка, если банком не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, соответствующее условиям такой банковской гарантии и направленное до окончания ее срока действия (по аналогии с частью 3 статьи 45 Закона N 44-ФЗ);

перечня документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об уплате денежной суммы по банковской гарантии (по аналогии с пунктом 7 части 2 статьи 45 Закона N 44-ФЗ);

срока действия банковской гарантии (по аналогии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона N 44-ФЗ).

условия, предусматривающего вступление в силу банковской гарантии по обязательству участника закупки, возникшему из договора, предусмотренного частью 29 статьи 34 Закона N 223-ФЗ, в день заключения такого договора (по аналогии с пунктом 6 части 2 статьи 45 Закона N 44-ФЗ);

запрета на включение условий о представлении банку судебных актов, подтверждающих неисполнение участником такой закупки обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией (по аналогии с частью 4 статьи 45 Закона N 44-ФЗ).

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Суд Евразийского экономического союза признал соответствующей праву Союза классификацию по ТН ВЭД ЕАЭС бытового отпаривателя для одежды

Истец оспаривал Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 мая 2017 года N 51 "О классификации бытового отпаривателя для одежды в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза", принятие которого повлекло за собой увеличение таможенных платежей, подлежащих уплате при ввозе указанных товаров, вследствие изменения ставки ввозной таможенной пошлины с 0% до 10%.

Коллегия Суда, в частности, отметила, что основным критерием для классификации товаров в целях таможенного декларирования являются объективные характеристики и свойства товара, соответствующие наименованию конкретной товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.

Критерием для оценки Коллегией Суда обоснованности отнесения товара "отпариватель" к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС в Решении N 51 является функциональное назначение данного товара, в котором выражаются его объективные свойства, а также сфера его применения.

Анализ представленных документов в совокупности с иными материалами дела показывает, что ввезенный товар по своему описанию и функциональным характеристикам не является многофункциональным и многокомпонентным изделием, не является гладильным оборудованием или паровым прессом (код 8451 ТН ВЭД ЕАЭС), а представляет собой бытовой электрический прибор, принцип действия которого основан на использовании электронагревательного элемента для нагрева воды до перехода в парообразное состояние. При этом смена насадок для отпаривания различных поверхностей не означает, что меняется функция прибора.

Таким образом, классификация товара "бытовой отпариватель" в товарной позиции 8451 ТН ВЭД ЕАЭС не обоснованна, поскольку этот товар не соответствует тексту данной товарной позиции и предназначен для непосредственного использования в бытовых целях в течение ограниченного периода времени для отпаривания и обработки одежды паром с целью дезинфекции, чистки, устранения запахов. Процесс отпаривания принципиально отличается от процесса глажения тем, что на ткань воздействует не разогретая до высокой температуры подошва утюга, а горячий пар.

Рассматриваемый в Решении N 51 отпариватель заявлен производителем (согласно техническим характеристикам) как предназначенный для использования в быту для отпаривания одежды.

Исходя из анализа текстов, наименований глав, разделов, позиций и субпозиций, примечаний к разделам и позициям TH ВЭД ЕАЭС Коллегия Суда приходит к выводу о том, что классификация в Решении N 51 бытового отпаривателя для одежды в товарной позиции 8516 не противоречит содержанию соответствующей позиции TH ВЭД ЕАЭС и не приводит к ее необоснованному расширению по сравнению с содержанием международной основы единой товарной номенклатуры Союза.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

В Госдуму внесен законопроект, направленный на урегулирование отношений, связанных с ограничением выбросов парниковых газов

Законопроектом формируется необходимая правовая основа для получения полной и достоверной информации организаций о выбросах парниковых газов. В этих целях законопроект предусматривает обязанность хозяйствующих субъектов, деятельность которых сопровождается значительными выбросами парниковых газов, представлять в уполномоченный орган отчеты о выбросах парниковых газов. Критерии деятельности, которая сопровождается значительными выбросами парниковых газов, будут установлены актом Правительства РФ.

Вводится понятие "целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов", который будет установлен Правительством РФ в масштабе экономики Российской Федерации с учетом поглощающей способности лесов и иных экосистем и необходимости обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития РФ.

Предусмотрено также право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей реализовывать климатические проекты (проекты, которые направлены на сокращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения). Для этого будут установлены критерии отнесения проектов к климатическим проектам, порядок верификации результатов климатических проектов, порядок и формы представления отчетов о реализации климатического проекта.

Законопроектом предусмотрено появление новой категории имущественных прав - углеродных единиц.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Закреплены сроки и порядок внесения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации сведений предусмотренных Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

Согласно поправкам сроки и порядок внесения в реестр таких сведений, а также внесения в них изменений устанавливаются Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Приказом Минкультуры России от 3 октября 2011 г. N 954.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

"Перечень нормативных правовых актов (отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральным медико-биологическим агентством и его территориальными органами в рамках аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора)"
(утв. ФМБА России 18.02.2021)

Установлен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется ФМБА России и его территориальными органами в рамках выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз

В перечне приведены, в числе прочего, гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, категории лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД, реквизиты структурных единиц нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Расширен круг должностных лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности

Внесены поправки в примечания к статьям 201 ("Злоупотребление полномочиями") и 285 ("Злоупотребление должностными полномочиями") Уголовного кодекса РФ.

В частности, к должностным лицам в примечании к статье 285 отнесены лица, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных внебюджетных фондах, публично-правовых компаниях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеют право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеют право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами ("золотая акция").

Установлена уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием сети Интернет

Указанное деяние наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Кроме того, новой частью четвертой статьи 230 УК РФ "Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов" установлено, что деяния, предусмотренные частями первой, второй, пунктом "а" части третьей данной статьи, если они повлекли по неосторожности смерть двух или более потерпевших, наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Расследование уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью четвертой, отнесено к подследственности следователей органов внутренних дел РФ.

ПРАВОСУДИЕ

Предусмотрен срок обжалования итогового судебного решения по уголовному делу в порядке сплошной кассации

Кассационные жалоба, представление, подлежащие рассмотрению в порядке, предусмотренном статьями 401.7 и 401.8 ГПК РФ, могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу приговора или иного итогового судебного решения, а для осужденного, содержащегося под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии такого судебного решения, вступившего в законную силу. Пропущенный по уважительной причине срок кассационного обжалования может быть восстановлен судьей суда первой инстанции по ходатайству лица, подавшего кассационные жалобу, представление. Отказ в его восстановлении может быть обжалован.

В резолютивной части апелляционных приговора, определения или постановления должны также содержаться разъяснения о порядке и сроках их обжалования в соответствии с требованиями главы 47.1 ГПК РФ "Производство в суде кассационной инстанции", о праве осужденного и оправданного ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Также предусмотрено в том числе, что копия приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу, и копия апелляционных приговора, определения или постановления вручаются осужденному или оправданному, его защитнику и обвинителю, а также направляются администрации места содержания под стражей, администрации места отбывания наказания для вручения осужденному, содержащемуся под стражей, в течение 3 суток со дня поступления копии апелляционных приговора, определения или постановления в суд, постановивший приговор или вынесший иное итоговое судебное решение.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы