Назначение аналитической записки – информировать о существующих и возникающих рисках законодательства, осложняющих его жизнь и работу
Для кого (для каких случаев): На рекламу легче согласиться, чем отказаться
Сила документа: Постановление Арбитражного Суда Округа РФ
Цена вопроса: 500 000 рублей за сбой при работе сайта
Схема ситуации: Ох уж этот маркетинг. «Спасибо за покупку. Заполните, пожалуйста, анкету и мы будем сообщать Вам о всех наших рекламных акциях и скидках. Укажите Ваш телефон или адрес электронной почты, куда мы вышлем нашу информацию». И само собой, не забудьте поставить в анкете «птичку» напротив слов «Даю согласие на использование моего телефонного номера для информирования о маркетинговых акциях».
Наверное, как-то так всё и было с одной Гражданкой. Заполнила анкету и получала маркетинговую информацию прямо в свой сотовый телефон. Однако, со временем то ли острая необходимость в такой информации отпала, то ли слишком много её стало приходить, а может и польза была незаметной. И решила Гражданочка заткнуть этот маркетинговый фонтан, бьющий ей по мозгам из сотового телефона.
Гражданочка зашла на сайт Организации, которая закачивала ей рекламную информацию в сотовый телефон. Гражданочка нашла нужную форму для отписки от SMS-рассылки и ввела туда свой номер телефона. Гражданочка получила на свой сотовый, код подтверждения о том, что она отписана от SMS-рассылок. Гражданочка вздохнула с облегчением – можно спать спокойно и не бояться внезапных SMS о том, что ей угрожают невероятные проценты новых скидок.
И тут надо отметить просто невероятный дар предвиденья Гражданочки. Или её невероятную предусмотрительность. Гражданочка не поленилась и сделала экранные снимки с сайта, где она заполняла форму для отписки от SMS-рассылки. По снимкам точно видно – Гражданочка всё сделала правильно. Кроме этого Гражданочка сделала экранные снимки со своего сотового телефона, по которым видно – Гражданочка получала коды подтверждения об отписке от SMS-рассылки. И даже нотариус для этого не потребовался, чтобы подтвердить дату съёмок.
Но прошло чуть больше месяца и на сотовый Гражданочки рухнула очередная SMS об очередной головокружительной скидке на товары Организации. Работа современных информационных технологий сильно расстроила Гражданочку. Надрываешься, тут, формы заполняешь, а им всё равно?! Они игнорируют мои желания?! Нет, с нарушением её прав Гражданочка ещё, возможно, смирилась бы. Но весь расклад дела покушался, можно сказать, на дорогой её сердцу Закон о рекламе! Поэтому Гражданочка пошла в Управление Федеральной Антимонопольной Службы с заявлением о нарушении Закона о рекламе и её прав, заодно. А чтобы обвинение не выглядели голословно, Гражданочка приложила к заявлению свою коллекцию экранных снимков об отказе от SMS рассылки.
Закружились судебные споры между Антимонопольной Службой и Организацией. Организация всё пыталась объяснить суду, что для отписки от SMS рассылки нужно не просто заполнить одну форму, нужно чтобы появилась ещё одна форма на экране, вот тогда это и будет подтверждением, что отписка свершилась. А на экранных снимках Гражданочки этой второй обязательной формы нет! Стало быть, Гражданочка не завершила процедуру отписки от SMS рассылки на сайте Организации.
Но суд такая логика не убедила. Есть снимки экранов, на которых есть заполненная форма. Есть снимки экранов, на которых есть коды подтверждения отписки от SMS рассылки. Всё! Этого достаточно для того, чтобы вина Организации была доказана.
И маячит теперь перед Организацией штраф до 500 000 рублей. За нарушение Закона о рекламе.
Выводы и возможные проблемы: Чтобы начать получать рекламу достаточно «птичку» поставить на бумажке. Чтобы отписаться от рекламы надо правильно заполнить форму на сайте и получить код подтверждения об отписке. Но не факт, что приход рекламы не повторится. Информационные технологии иногда дают сбои. Тогда, если вы подверглись новой рекламной атаке, то вот вам в руки недавнее Письмо ФАС России от 11.11.2019 N ДФ/98054/19 «О надлежащих доказательствах при выявлении нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе». Возможно, что вы наоборот используете SMS рассылки как маркетинговый инструмент. Тогда и вам будет полезно посмотреть это Письмо. И сделать выводы из данного дела – программа сайта может дать сбой ценой до 500 000 рублей. И вот этому слабому звену стоит уделить повышенное внимание.
Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Согласие на получение рекламных сообщений».
Где посмотреть документы: КонсультантПлюс, Судебная Практика: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 14.01.2020 N Ф09-9042/19 ПО ДЕЛУ N А76-2432/2019
Записка подготовлена специалистами ООО «Инженеры Информации»