Административную ответственность должностных лиц бюджетников изменят

Госдума приняла во третьем чтении законопроект, которым, по сути, планируется переписать статьи КоАП РФ об административной ответственности за правонарушения в области бюджетного и бухгалтерского учета и отчетности для организаций бюджетной сферы.

Проект не предусматривает отсрочки или особого порядка вступления в силу, т.е., вероятно, в скором времени новшества начнут действовать.

Рассмотрим изменения подробнее.

Кого коснутся изменения

Законопроект предлагает разграничить составы правонарушений в области бухучета и отчетности по субъектам.

Отдельные статьи будут применяться в отношении должностных лиц следующих организаций (далее — организации бюджетной сферы):

  • государственных и муниципальных учреждений;
  • государственных органов;
  • органов местного самоуправления;
  • органов управления внебюджетными фондами (в том числе территориальными);
  • иных организаций, которые осуществляют бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета или составлению бюджетной отчетности.

Как изменятся составы

За грубое нарушение требований к бухучету и отчетности по ст. 15.11 КоАП РФ будут наказывать должностных лиц всех компаний, кроме организаций бюджетной сферы. Размер штрафа останется прежним: от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

За ошибки в бухучете и бухотчетности организаций бюджетной сферы планируют применять специальные "бюджетные" составы. Сейчас в специальной норме упоминается бюджетная отчетность. Норм об ответственности учреждений за ошибки в бухучете и бухотчетности нет, поэтому применяют общий порядок.

По специальной норме планируют штрафовать должностных лиц за непредставление или нарушение срока подачи не только бюджетной, но и бухгалтерской отчетности. Штраф прежний: от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Статью 15.15.6 КоАП РФ разделят на части.

Первая часть будет касаться только правонарушений, связанных с самим фактом представления отчетности. Текст действующей редакции планируют дополнить нормами об ответственности за нарушение порядка представления не только бюджетной, но и бухгалтерской отчетности.

Другие части статьи будут касаться представления недостоверной отчетности.

Искажение показателей отчетности предложено разделять на незначительное, значительное и грубое. От степени искажения будет зависеть мера ответственности, в том числе при повторном нарушении.

Сейчас должностное лицо можно привлечь к ответственности только за сдачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для составления и рассмотрения проектов бюджетов и их исполнения. Штраф составляет от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Проектом предлагается вместо действующего состава ввести несколько новых. Мера ответственности будет различаться в зависимости от степени искажения денежных показателей, которое привело к отражению неправильной информации об активах, обязательствах или финрезультате. При незначительном искажении могут ограничиться предупреждением. А вот за грубое искажение грозит штраф на сумму до 30 тыс. руб. За повторное нарушение наказание жестче. Те же составы применяются и при недостоверности консолидированной отчетности.

Критерии для определения степени искажения показателей будут перечислены в примечании к статье КоАП РФ. Для незначительного и значительного искажения будут учитываться только числовые значения, а вот для грубого искажения предусмотрят дополнительные критерии.

Для оценки степени искажения применяется любой из критериев, указанных в следующей таблице.

Степень искажения

Искажение денежного показателя бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности

Занижение сумм налогов, взносов и сборов из-за искажения данных бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности

Иные критерии

Незначительное

  • Не менее чем на 1%, но не более чем на 10%, а сумма искажения не превышает 100 тыс. руб.;
  • не более чем на 1%, а сумма искажения превышает 100 тыс. руб., но не превышает 1 млн руб.

Не превышает 100 тыс. руб.

Отсутствуют

Значительное

  • Не менее чем на 1%, но не более чем на 10%, а сумма искажения превышает 100 тыс. руб., но не превышает 1 млн руб.;
  • не более чем на 1%, а сумма превышает 1 млн руб.

Более 100 тыс. руб., но не превышает 1 млн руб.

Отсутствуют

Грубое

  • Более чем на 10%;
  • не менее чем на 1%, но не более чем на 10%, а сумма искажения превышает 1 млн руб.

Более 1 млн руб.

  • Искажение денежного показателя бюджетной отчетности, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;
  • включение в отчетность показателей, которые не подтверждены регистрами бухучета и первичными документами;
  • регистрация в регистрах бухучета мнимого или притворного объекта;
  • ведение счетов вне применяемых регистров бухучета;
  • отсутствие первичных документов, регистров, отчетности или аудиторского заключения, если оно обязательно, в течение сроков хранения

Обратите внимание: названные критерии отличаются от тех, которые уже установлены или предлагались Минфином ранее. Степень значимости искажений показателей отчетности определяется, например:

Действующая редакция КоАП РФ Законопроект N 455237-7

Состав

Наказание

Состав

Наказание

Представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для проектов бюджетов и их исполнения

Штраф для должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности с незначительным искажением денежных показателей, которое привело к искажению информации об активах, обязательствах или финансовом результате.

Предупреждение или штраф для должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб. (за повторное нарушение — от 5 тыс. до 15 тыс. руб.)

Представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности со значительным искажением денежных показателей, которое привело к искажению информации об активах, обязательствах или финансовом результате

Штраф для должностных лиц в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб. (за повторное нарушение — от 15 тыс. до 30 тыс. руб.)

Представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности с грубым искажением денежных показателей, которое привело к искажению информации об активах, обязательствах или финансовом результате

Штраф для должностных лиц в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб. (за повторное нарушение — от 30 до 50 тыс. руб.)

Для нарушений в сфере бюджетного учета ассигнований, ЛБО и обязательств предложено использовать разные составы, а также добавить новый состав для ГРБС. Размер штрафов планируют оставить прежним.

Сейчас должностные лица отвечают по одной статье за нарушения, связанные с бюджетными сметами и учетом бюджетных ассигнований, ЛБО и принятых обязательств. Планируется разделить эти составы, включив в разные части данной статьи.

Так, хотят штрафовать должностных лиц:

  • ГРБС — за нарушение порядка формирования или представления обоснований бюджетных ассигнований (новый состав);
  • казенных учреждений — за нарушение порядка работы с бюджетными сметами (состав применяется и сейчас);
  • ПБС — за нарушение более чем на 10 рабочих дней срока постановки на учет обязательств или внесения в них изменений (новая формулировка состава).

За все указанные нарушения штраф останется прежним: от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Когда должностные лица смогут избежать ответственности за нарушение порядка составления и представления отчетности

Не будут штрафовать бухгалтеров, а также тех, с кем заключен договор на ведение учета, если искажения допущены по следующим причинам:

  • первичные документы, составленные другими лицами, не соответствуют свершившимся фактам хозяйственной жизни;
  • первичные документы для регистрации в регистрах не были переданы или были переданы с опозданием.

Кроме того, законопроектом предусмотрены случаи, когда должностные лица будут освобождаться от ответственности за нарушение порядка составления и представления бюджетной отчетности и бухотчетности.

Во-первых, это будет возможно, если подана уточненная налоговая декларация или расчет и уплачены недоимка, которая возникла из-за искажения данных в учете, и пени. Обязательное требование: должны быть соблюдены условия НК РФ.

Во-вторых, ответственность не наступит, если представить уточненную отчетность:

  • до принятия отчетности финорганом, ГРБС, органом с функциями и полномочиями учредителя или иным лицом, которое ответственно за формирование консолидированной отчетности;
  • после принятия отчетности, но до момента, когда орган, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях, обнаружил ошибки;
  • после проведения уполномоченным органом проверки отчетности, которая не выявила исправляемые ошибки.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы