Указание Банка России от 18.01.2016 N 3936-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 31 мая 2012 года N 380-П

Указание Банка России от 18.01.2016 N 3936-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 31 мая 2012 года N 380-П "О порядке осуществления наблюдения в национальной платежной системе" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2016 N 41101)

 
Зарегистрировано в Минюсте России 15 февраля 2016 г. N 41101

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
УКАЗАНИЕ
от 18 января 2016 г. N 3936-У
 
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОЛОЖЕНИЕ БАНКА РОССИИ ОТ 31 МАЯ 2012 ГОДА N 380-П
"О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ
ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ"

 
1. В целях совершенствования деятельности Банка России по наблюдению в национальной платежной системе внести в Положение Банка России от 31 мая 2012 года N 380-П "О порядке осуществления наблюдения в национальной платежной системе", зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 15 июня 2012 года N 24585, 25 ноября 2014 года N 34912 ("Вестник Банка России" от 20 июня 2012 года N 31, от 16 декабря 2014 года N 111), следующие изменения.
1.1. Название главы 2 изложить в следующей редакции:
"Глава 2. Мониторинг (сбор, систематизация и анализ информации о деятельности) наблюдаемых организаций, других субъектов НПС и связанных с ними объектов наблюдения".
1.2. Абзац первый пункта 2.1 изложить в следующей редакции:
"2.1. При осуществлении мониторинга Банк России использует информацию, полученную в рамках отчетности, предоставляемой субъектами НПС в Банк России, надзора в НПС, а также в рамках взаимодействия с субъектами НПС".
1.3. Пункты 2.3 - 2.8 изложить в следующей редакции:
"2.3. В рамках мониторинга Банк России вправе запрашивать информацию об оказываемых операторами по переводу денежных средств, банковскими платежными агентами (субагентами), платежными агентами платежных услугах, в том числе:
о количестве и объеме оказанных платежных услуг, в том числе в разрезе их видов, форм безналичных расчетов и электронных средств платежа, а также платежных систем, в рамках которых данные услуги оказываются;
об информационно-коммуникационных технологиях и количественных характеристиках инфраструктуры (банкоматов, платежных терминалов, электронных терминалов), используемых при оказании платежных услуг;
о средствах или способах, позволяющих составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов;
о показателях, характеризующих эффективность и бесперебойность оказания платежных услуг, в том числе уровень бесперебойности, уровень риска нарушения бесперебойности, а также о фактах приостановления (прекращения) оказания платежных услуг, связанных с их ненадлежащим оказанием, и мероприятиях по восстановлению оказания платежных услуг;
об уровне обеспечения защиты информации при оказании платежных услуг (в том числе о количестве инцидентов, связанных с нарушениями требований к обеспечению защиты информации при осуществлении перевода денежных средств);
о тарифах на платежные услуги;
об инновациях в сфере платежных услуг;
о количестве жалоб клиентов (в том числе рассмотренных), служебных расследований, подтверждающих факты ненадлежащего оказания платежных услуг.
2.4. В рамках мониторинга Банк России вправе запрашивать информацию об оказываемых операционными, платежными клиринговыми и расчетными центрами услугах платежной инфраструктуры, в том числе:
о количестве и объеме предоставленных услуг платежной инфраструктуры;
о средствах или способах, позволяющих передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств;
о выявленных нарушениях надлежащего функционирования платежной системы, случаях приостановления (прекращения) оказания услуг платежной инфраструктуры (в том числе в случае операционных сбоев, мошеннических действий, сетевых взломов, сопровождаемых несанкционированным проникновением в операционную (информационную) систему субъектов НПС, иных отклонений от надлежащего функционирования платежной системы), мероприятиях по восстановлению надлежащего функционирования платежной системы, оказания услуг платежной инфраструктуры, а также о мероприятиях по предотвращению (недопущению) выявленных нарушений;
об информационно-коммуникационных технологиях, операционных и технологических средствах, электронных носителях и технических устройствах, используемых при предоставлении услуг платежной инфраструктуры;
о тарифах на услуги платежной инфраструктуры;
об инновациях в сфере услуг платежной инфраструктуры;
о количестве жалоб клиентов (в том числе рассмотренных), служебных расследований, подтверждающих факты ненадлежащего оказания услуг платежной инфраструктуры.
2.5. Банк России может запрашивать у оператора платежной системы информацию о платежных услугах и услугах платежной инфраструктуры, оказываемых в рамках платежной системы, а также о составе участников платежной системы, о составе и порядке сбора информации о функционировании операционных, платежных клиринговых и расчетных центров, об организации мониторинга рисков в платежной системе и применяемых способах управления ими, о показателях, характеризующих бесперебойность функционирования платежной системы.
2.6. Банк России осуществляет систематизацию информации, полученной в рамках мониторинга, в том числе в разрезе субъектов НПС и объектов наблюдения, видов платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры, используемых платежных инструментов и инфраструктуры, используемой для оказания платежных услуг, показателей, характеризующих бесперебойность оказания платежных услуг, бесперебойность функционирования платежной системы.
2.7. Банк России осуществляет анализ информации, полученной в рамках мониторинга и систематизированной в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Положения, по следующим направлениям:
определение общего количества и объема оказанных платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры, динамики их изменения и выявление факторов, повлиявших на их существенное изменение;
определение доли рынков платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры, занимаемых субъектами НПС и связанными с ними объектами наблюдения, динамики их изменения и выявление факторов, повлиявших на их существенное изменение;
определение и обобщение индивидуальных количественных и качественных показателей деятельности субъектов НПС и объектов наблюдения, характеризующих эффективность и бесперебойность оказания платежных услуг, бесперебойность функционирования платежной системы в соответствии с рекомендациями Банка России, и выявление фактов в деятельности субъектов НПС и объектов наблюдения, влияющих (способных повлиять) на существенное изменение таких показателей;
определение субъектов НПС и объектов наблюдения, занимающих лидирующие позиции в определенных сегментах рынка платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры, в том числе операторов по переводу денежных средств, операторов услуг платежной инфраструктуры, предусматривающих участие в двух и более платежных системах, включая значимые платежные системы (далее - ЗПС);
выявление тенденций в применяемых тарифах на платежные услуги, услуги платежной инфраструктуры;
выявление тенденций в инновациях, разрабатываемых в области платежных услуг, услуг платежной инфраструктуры;
определение факторов в деятельности субъектов НПС и объектов наблюдения, влияющих на развитие НПС и на национальную экономику, с учетом сопоставления динамики индивидуальных показателей деятельности субъектов НПС и объектов наблюдения с динамикой показателей, характеризующих рынок платежных услуг, макроэкономических показателей;
выявление и формирование лучшей отечественной практики оказания платежных услуг, услуг платежной инфраструктуры (включая вопросы обеспечения бесперебойности их оказания), а также практики в области мониторинга и анализа рисков нарушения бесперебойности оказания платежных услуг, бесперебойности функционирования платежных систем с учетом ее сопоставления с зарубежными аналогами (далее - лучшая мировая и отечественная практика);
выявление факторов, препятствующих соответствию деятельности субъектов НПС и объектов наблюдения лучшей мировой и отечественной практике.
2.8. Результаты проведенного мониторинга используются Банком России для:
формирования унифицированных показателей, характеризующих бесперебойность оказания платежных услуг, бесперебойность функционирования платежной системы;
информирования субъектов НПС и объектов наблюдения о результатах проведенного Банком России мониторинга их деятельности, связанной с оказанием платежных услуг, услуг платежной инфраструктуры;
доведения лучшей мировой и отечественной практики до субъектов НПС;
издания рекомендаций Банка России по совершенствованию деятельности субъектов НПС и оказываемых ими платежных услуг по развитию объектов наблюдения;
формирования информационно-аналитических материалов для включения в состав годового отчета Банка России, использования в материалах общего обзора результатов наблюдения в НПС, обзора результатов наблюдения за ЗПС, а также в целях актуализации задач и повышения эффективности взаимодействия Банка России с субъектами НПС.".
слова "не реже одного раза в два года" заменить словами "не реже одного раза в три года";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Оценка национально значимых платежных систем осуществляется Банком России, в случае если такие системы признаны системно и (или) социально значимыми.".
1.5. Пункт 3.3 изложить в следующей редакции:
"3.3. Банк России не позднее чем за три месяца до дня начала оценки ЗПС направляет оператору ЗПС письмо о дате начала оценки ЗПС и одновременно предлагает самостоятельно провести предварительную оценку (далее - самооценка) и направить ее результаты, а также внутренние документы оператора ЗПС и наблюдаемых организаций, обеспечивающих функционирование ЗПС, на основании которых проводилась самооценка и которые необходимы для проведения оценки, в Банк России не позднее даты, установленной Банком России в соответствующем письме. При проведении повторной оценки ЗПС Банк России запрашивает у оператора ЗПС информацию о степени выполнения плана мероприятий по реализации предложений по изменению (далее - план мероприятий), составленного оператором ЗПС на основании рекомендаций Банка России по итогам проведения предыдущей оценки.".
1.6. Пункт 3.5 после слов "Банк России" дополнить словами "при оценке ЗПС".
в абзаце втором слова "отбор и" исключить;
абзац третий изложить в следующей редакции:
"анализ результатов самооценки, полученной от оператора ЗПС (при ее наличии), включая их сопоставление с информацией о наблюдаемых организациях, обеспечивающих функционирование ЗПС, полученной в ходе мониторинга;";
абзац шестой изложить в следующей редакции:
"подготовку выводов о степени соответствия (несоответствия) организации и функционирования ЗПС рекомендациям для ЗПС на основании методик оценки;";
в абзаце седьмом слова "наилучшей практики" заменить словами "лучшей отечественной практики".
1.8. Абзац второй пункта 3.7 признать утратившим силу.
абзац первый дополнить словами "и система рейтингов оценки степени соответствия ЗПС рекомендациям Банка России для ЗПС";
в подпункте 3.10.1 слова "для оператора" заменить словами "для оператора ЗПС";
подпункт 3.10.2 изложить в следующей редакции:
"3.10.2. Оценочные критерии группируются по отдельным направлениям функционирования ЗПС, в том числе: общая организация, управление кредитным риском и риском ликвидности, осуществление расчета, применение правил и процедур в случае невыполнения обязательств участником, управление операционным риском и иными видами рисков, управление участием, обеспечение эффективности, раскрытие информации.".
1.10. Пункты 3.12 и 3.13 признать утратившими силу.
1.11. Название главы 4 изложить в следующей редакции:
"Глава 4. Подготовка предложений по изменению деятельности оцениваемых наблюдаемых организаций и связанных с ними ЗПС и доведение материалов оценки и ее результатов до органов управления оператора ЗПС".
1.12. Пункт 4.1 после слов "предложения по изменению" дополнить словами ", в том числе".
1.13. В абзаце седьмом пункта 4.2 слова ", в том числе посредством дополнительной капитализации" исключить.
1.14. Пункты 4.3 - 4.12 изложить в следующей редакции:
"4.3. Банк России по завершении оценки ЗПС направляет на рассмотрение оператору ЗПС отчет об оценке ЗПС.
4.4. Оператор ЗПС в течение пятнадцати рабочих дней с даты получения отчета об оценке ЗПС направляет в Банк России письмо, содержащее согласие или несогласие (частичное несогласие) с результатами оценки и (или) предложениями по изменению.
4.5. При согласии оператора ЗПС с результатами оценки и предложениями по изменению оператор ЗПС в течение 30 рабочих дней с даты направления в Банк России письма, содержащего согласие с результатами оценки и предложениями по изменению, вырабатывает и направляет на согласование в Банк России план мероприятий в двух экземплярах.
План мероприятий должен быть утвержден уполномоченным органом управления оператора ЗПС, с указанием даты утверждения и наименования утвердившего его органа. План мероприятий, объем которого превышает один лист, должен быть пронумерован, прошит и скреплен на оборотной стороне последнего листа заверительной надписью с указанием цифрами и прописью количества пронумерованных листов, подписанной ее составителем с указанием фамилии и инициалов, должности и даты составления.
Подпись составителя заверительной надписи должна быть заверена печатью оператора ЗПС (при наличии печати).
В целях подготовки плана мероприятий организуются консультации с представителями Банка России, в том числе путем проведения рабочих встреч, телеконференций с уполномоченными представителями оператора ЗПС и наблюдаемых организаций, обеспечивающих функционирование ЗПС.
Оператор ЗПС каждые шесть месяцев с даты согласования Банком России плана мероприятий направляет в Банк России информацию о степени его выполнения.
4.6. При несогласии (частичном несогласии) оператора ЗПС с результатами оценки и (или) предложениями по изменению в соответствующем письме оператором ЗПС должна быть изложена аргументированная позиция, содержащая причины несогласия отдельно по результатам оценок и предложениям по изменению.
4.7. Банк России рассматривает позицию оператора ЗПС о несогласии (частичном несогласии) с результатами оценки и (или) предложениями по изменению в течение 15 рабочих дней с даты ее получения и по итогам рассмотрения организовывает обсуждение с оператором ЗПС и с другими наблюдаемыми организациями, обеспечивающими функционирование ЗПС, спорных вопросов по результатам оценки ЗПС и предложениям по изменению с учетом позиции оператора ЗПС, в том числе путем проведения рабочих встреч и телеконференций.
4.8. По итогам обсуждения спорных вопросов составляется протокол в двух экземплярах, содержащий результаты обсуждения и принятые решения, который подписывается представителями Банка России и оператора ЗПС. Второй экземпляр протокола направляется оператору ЗПС.
4.9. В случае получения от оператора ЗПС информации о невозможности уполномоченных лиц оператора ЗПС участвовать в обсуждении спорных вопросов Банк России направляет оператору ЗПС письмо, содержащее заключение по результатам рассмотрения позиции оператора ЗПС, в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения Банком России позиции оператора ЗПС.
4.10. Банком России могут быть скорректированы результаты оценки и (или) предложения по изменению по итогам рассмотрения позиции оператора ЗПС и (или) ее обсуждения с уполномоченными представителями оператора ЗПС и других наблюдаемых организаций, обеспечивающих функционирование ЗПС.
Скорректированный отчет об оценке направляется Банком России оператору ЗПС в срок, не превышающий 10 рабочих дней после проведения обсуждения, в соответствии с пунктом 4.7 настоящего Положения, или в качестве приложения к письму, подготовленному на основании пункта 4.9 настоящего Положения.
4.11. В течение семи рабочих дней с даты получения скорректированного отчета об оценке или письма Банка России о нецелесообразности корректировки результатов оценки и (или) предложений по изменению оператор ЗПС направляет в Банк России письмо, содержащее согласие или несогласие (частичное несогласие) с результатами оценки ЗПС и (или) предложениями по изменению, содержащимися в скорректированном отчете об оценке ЗПС.
4.12. В случае согласия оператора ЗПС с результатами оценки и предложениями по изменению оператор ЗПС выполняет действия, предусмотренные пунктом 4.5 настоящего Положения. В случае несогласия (частичного несогласия) оператора ЗПС с результатами оценки и предложениями по изменению Банк России вправе осуществить действия, предусмотренные подпунктом 4.14.4 пункта 4.14 настоящего Положения.".
1.15. Пункт 4.13 признать утратившим силу.
в подпункте 4.14.1 слова "пунктом 3.13 настоящего Положения" заменить словами "методикой оценки";
подпункт 4.14.2 изложить в следующей редакции:
"4.14.2. Обобщенные результаты оценки ЗПС размещаются в форме пресс-релизов на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.";
в подпункте 4.14.4 слова ", опубликовать в издании Банка России" исключить;
в подпункте 4.14.5 слова ", опубликована в изданиях Банка России" исключить.
1.17. В пункте 5.1 слово "ежегодно" исключить.
1.18. Пункт 5.2 дополнить словами "в "Вестнике Банка России".
1.19. В абзаце четвертом пункта 5.3 слова "наилучшей практики" заменить словами "лучшей отечественной практики".
1.20. Абзацы шестой и седьмой пункта 5.4 признать утратившими силу.
2. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
 
Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.НАБИУЛЛИНА

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы