Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18. Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
МВД России включено в перечень органов, уполномоченных обеспечивать государственный надзор за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог"
Данные функции МВД России выполняет в рамках осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения в части требований:
- к строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта;
- к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог общего пользования (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при капитальном ремонте и государственного надзора за обеспечением сохранности дорог федерального значения), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Регламентирована процедура внесения ФНС России сведений о СРО в государственные реестры СРО организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах
Утвержденным Административным регламентом определены в том числе:
перечень заявителей;
требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги;
результаты предоставления государственной услуги (внесение (отказ во внесении) сведений о некоммерческой организации в реестр, исключение сведений о саморегулируемой организации из реестра, предоставление сведений, содержащихся в реестре);
сроки предоставления государственной услуги;
исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
исчерпывающий перечень административных процедур;
формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги (проведение плановых и внеплановых проверок, рассмотрение жалоб на действия (бездействие) должностных лиц структурного подразделения ФНС России, ответственного за предоставление государственной услуги).
В приложениях приведены блок-схемы административных процедур.
Вводятся требования к порядку и условиям осуществления добровольного медицинского страхования иностранных граждан, прибывших в РФ для осуществления трудовой деятельности на основании разрешения на работу или патента
Указанием установлены требования к:
сроку действия договора ДМС трудовых мигрантов (он определяется исходя из предполагаемого срока действия разрешения на работу, но может вступать в силу ранее даты начала действия разрешения на работу);
территории действия договора (должна включать субъект РФ, на территории которого лицо намеревается осуществлять трудовую деятельность);
бланку полисов ДМС трудовых мигрантов;
сведениям, содержащимся в полисе (о страховщике, страхователе и застрахованном).
Минимальный размер страховой суммы по таким договорам составляет 100 000 рублей, при этом указанная сумма может уменьшаться на сумму расходов, которые понес страховщик по всем происшедшим страховым случаям.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. На приведение своей деятельности (в том числе правил страхования и бланков полисов ДМС) страховщикам предоставлено 120 дней.
Регламентированы процедуры рассмотрения Роспатентом документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по госрегистрации полезных моделей
В соответствии с соответствующими положениями части четвертой Гражданского кодекса РФ утверждены:
правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации полезных моделей, и их формы;
требования к документам заявки на выдачу патента на полезную модель;
состав сведений о выдаче патента на полезную модель, публикуемых в официальном бюллетене Роспатента;
форма патента на полезную модель и состав сведений, указываемых в данной форме.
Представленная в Роспатент заявка регистрируется при отсутствии оснований для отказа в ее приеме. По зарегистрированной заявке проводится экспертиза, включающая формальную экспертизу и экспертизу по существу. При положительном результате формальной экспертизы проводится экспертиза по существу. По результатам экспертизы по существу может быть принято решение о выдаче патента, об отказе в выдаче патента или о признании заявки отозванной.
Приказ вступает в силу по истечении 30 дней с даты его официального опубликования.
Утверждена форма типового контракта для заказчиков, подведомственных Минобрнауки России
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов.
Устанавливается, что контракт включает в себя такие условия, как: предмет контракта, общие положения контракта, стоимость (цена) работ и порядок оплаты, порядок приемки исполнения обязательств, права, обязанности и ответственность заказчика и исполнителя, срок действия контракта.
Приказом, кроме того, утверждены:
- типовые условия контракта при использовании результатов интеллектуальной деятельности, включаемые в контракты на выполнение работ, оказание услуг;
- информационная карта типового контракта, типовых условий контрактов.
Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
На регистрации в Минюсте находится Приказ Минстроя России, устанавливающий норматив стоимости одного кв. метра жилого помещения по России на первое полугодие 2016 года
Согласно Приказу данный норматив составляет 36 008 рублей. Во втором полугодии 2015 года норматив составлял 35 915 рублей.
Кроме того, Приказом утверждаются показатели средней рыночной стоимости одного кв. метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на первый квартал 2016 года.
Для Москвы стоимость составляет 90 400 рублей, как и в четвертом квартале 2015 года. Для Санкт-Петербурга стоимость с 56 688 рублей в четвертом квартале 2015 года увеличена до 58 055 рублей.
Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст Приказа может быть изменен.
Минтрудом России установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в общеобразовательных организациях для детей
По представлению Минобрнауки России и по согласованию с ПФР установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в структурных подразделениях общеобразовательных организаций, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей по общеобразовательным программам основного общего, среднего общего образования в части изучения предметной области/учебного предмета "Технология", а также дополнительным общеразвивающим программам, имеющим целью трудовое воспитание, профессиональную ориентацию и подготовку обучающихся к жизни в обществе на основе осознанного выбора профессии, профессиональной деятельности, выполнявшейся в структурном подразделении - межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат).
На сайте Минфина России размещен Приказ от 25 декабря 2015 года N 215н, вносящий изменения в порядок применения бюджетной классификации
Электронная версия Приказа размещена по адресу (http://www.minfin.ru/) в рубрике "Бюджет", подрубрике "Бюджетная классификация Российской Федерации".
ФНС России информирует об изменении с 2016 года сроков и порядка осуществления регистрационных действий
С 29 декабря 2015 года вступают в силу положения Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации:", в соответствии с которыми госрегистрация ИП и ЮЛ (при создании) осуществляются в срок не более чем три рабочих дня со дня представления необходимых документов.
Сообщается о необходимости с 1 января 2016 года нотариального удостоверения некоторых сделок, направленных на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества.
В связи с этим, например, после 1 января 2016 года:
заявление участника ООО о выходе из общества должно быть нотариально удостоверено по установленным правилам;
заявление по форме N Р14001 для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале ООО на основании сделки, подлежащей обязательному нотариальному удостоверению (за исключением случаев нотариального удостоверения заявления участника общества о выходе из общества), подписывается нотариусом, удостоверившим соответствующую сделку (договор);
заявление по форме N Р14001 для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли в связи с выходом участника из ООО, подписывается лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени общества, и прилагается нотариально заверенное заявление участника о его выходе из общества.
Кроме того, с 29 декабря 2015 года место нахождения юридического лица определяется по месту его государственной регистрации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). При этом место нахождения ЮЛ указывается в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ, а в случае если ЮЛ действует на основании типового устава, - только в ЕГРЮЛ.
При принятии решения об изменении места нахождения юридического лица для внесения в ЕГРЮЛ изменений представляется заявление по форме N Р14001 с приложением сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, а также документы, подтверждающие наличие права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица (за исключением случаев нового места нахождения юридического лица по адресу места жительства участника, владеющего не менее чем 50 процентами голосов, либо лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ЮЛ).
Регистрирующий орган вправе внести запись в ЕГРЮЛ о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице, в случае установления соответствующего факта в результате проведения проверки достоверности представленных ЮЛ сведений.
Минэкономразвития России представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении, за период с 1 по 31 декабря 2015 года
В информации приводятся:
средние за налоговый период цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;
средние за налоговый период цены на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;
средняя за налоговый период оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок;
средние за налоговый период цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.
Банк России актуализирует нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в сфере ценных бумаг
По истечении 10 дней после дня официального опубликования в "Вестнике Банка России" настоящего Указания не применяются:
постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 декабря 1997 года N 45 "Об утверждении Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным и внесении изменений и дополнений в акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг";
приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 29 апреля 2009 года N 09-15/пз-н "О неприменении пунктов 2.8 и 2.10 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 31 декабря 1997 года N 45";
приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 25 октября 2011 года N 11-53/пз-н "О неприменении абзацев второго и третьего пункта 2.3, пункта 2.5, абзацев второго и третьего пункта 3.2, а также пунктов 3.4 и 4.3 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 31 декабря 1997 года N 45".
Банком России разъяснены некоторые вопросы, связанные с отражением в учете НФО операций по договорам доверительного управления имуществом
В связи с утверждением Отраслевого стандарта учета указанных операций, разъясняется, в частности, следующее:
счет N 479 предназначен специально для учета операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом. Использование счета N 20501 "Расчетные счета в кредитных организациях" для учета денежных средств, переданных в доверительное управление, недопустимо;
НПФ при ведении бухгалтерского учета обязаны не допускать смешения собственных средств, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений. Отделение собственных средств НПФ на основании решения о распределении части инвестиционного дохода в состав собственных средств фонда обеспечивается путем открытия отдельных лицевых счетов.
С 1 января 2016 года Банк России рекомендует АИФ и управляющим компаниям инвестиционных фондов, ПИФ и НПФ использовать форму справки о стоимости чистых активов, утвержденную Указанием Банка России от 16.12.2015 N 3901-У
Данное Указание в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России и вступит в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Одновременно Банк России обращает внимание, что отчетность акционерного инвестиционного фонда и отчетность управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов за декабрь 2015 года, IV квартал 2015 года и 2015 год и годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность вместе с аудиторскими заключениями по ней за 2015 год составляются и представляются в Банк России по формам и в сроки, действовавшие до вступления в силу Указаний Банка России от 16.12.2015 N 3901-У, а также Указания от 25.08.2015 N 3758-У, которым утвержден новый порядок определения стоимости чистых активов инвестиционных фондов.
Банком России разъяснены вопросы установления платы за услуги в платежной системе
В информации сообщается, в частности, следующее:
правила платежной системы включают тарифы и иные виды платы за услуги в рамках платежной системы. Суммы вознаграждений, уплачиваемые за оказание услуг по переводам денежных средств, осуществляемым вне рамок платежной системы исключительно на основании договоров, заключаемых с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, а также суммы вознаграждений, устанавливаемые участниками платежной системы для своих клиентов дополнительно к тарифам и иным видам платы за услуги в рамках платежной системы, не являются тарифами в платежной системе и не включаются в правила платежной системы;
к плате за услуги в рамках платежной системы относятся любые виды платы, взимаемые оператором платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры с участников платежной системы, как на периодической, так и на разовой основе;
изменение перечня государств, в которые (в которых) осуществляются трансграничные переводы денежных средств (осуществляются переводы на территории одного государства) в рамках платежной системы, не рассматривается как установление нового тарифа при условии, что его размер не изменяется;
Закон об НПС не ограничивает перечень информации, используемой для расчета, в целях обоснования изменений в правила платежной системы в части тарифов.
Минфином России предлагаются меры по обеспечению надлежащего противодействия незаконному выводу денежных средств
Изменениями, вносимыми в ГК РФ, предусматривается, что по договорам, порядок совершения сделок по которым определяется законом о валютном регулировании и валютном контроле, существенным является условие о сроках исполнения сторонами обязательств по договору.
Кроме того, Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" дополняется положением, согласно которому Росфиннадзору, таможенным и налоговым органам могут быть предоставлены полномочия по обращению в суд с заявлением о применении последствий недействительности притворных и мнимых сделок на основании выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ.
Утвержден перечень способов утилизации изъятого, конфискованного или обращенного в собственность РФ технологического оборудования для производства спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
К способом утилизации относятся:
- фрагментация путем термической и (или) механической резки;
- фрагментация путем гидроабразивной резки;
- размельчение с использованием дробильной (шредерной) установки;
- прессовании с использованием гидравлического пресса.
Уничтожение оборудования проводится в рамках мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1027.
Установлен порядок принятия решений о реэкспорте или передаче третьим странам продукции военного назначения
Внесены поправки в Положение о порядке осуществления военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, и в Положение о порядке рассмотрения обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений Президента РФ, Правительства РФ и ФСВТС России о поставках продукции военного назначения, утвержденные Указом Президента РФ от 10.09.2005 N 1062.
Закреплен порядок рассмотрения обращений иностранных заказчиков и согласования с федеральными органами исполнительной власти проектов решений Президента РФ, Правительства РФ и ФСВТС России о реэкспорте или передаче третьим странам продукции военного назначения, поставленной иностранным заказчикам, о передаче третьим странам продукции военного назначения, изготовленной по российским лицензиям.
Решения о реэкспорте или передаче третьим странам продукции военного назначения принимаются на основании обращений иностранных заказчиков. Установлен перечень документов, при наличии которых принимаются решения о реэкспорте или передаче третьим странам продукции военного назначения.
Указ вступил в силу со дня его подписания.
Уточнен порядок использования некоторых видов гражданских самолетов, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов
Установлено, что гражданские самолеты, указанные в пунктах 26, 32 - 35 перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 331, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, могут использоваться в пределах территории государства - члена Евразийского экономического союза, таможенным органом которого указанные товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), а также для осуществления перевозок между государствами - членами Евразийского экономического союза и (или) международных перевозок.
В отношении гражданских самолетов, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, до вступления в силу настоящего Решения в соответствии с пунктами 26, 32 - 35 перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 331, вышеуказанные положения применяются с даты выпуска таких гражданских самолетов в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска).
Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.
В приложении приводится перечень периодов действия редакций пунктов 26, 32 - 35 перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 331.
Внесены уточнения в порядок освобождения от ввозной таможенной пошлины отдельных видов гражданских пассажирских самолетов
Установлено, что от ввозной таможенной пошлины освобождаются, в числе прочего, гражданские пассажирские самолеты подсубпозиций 8802 40 003 5 и 8802 40 003 6 ТН ВЭД ТС, ввозимые по 31 декабря 2023 года включительно на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях их использования в пределах территории государства - члена Евразийского экономического союза, в которое осуществляется ввоз этого товара, а также для перевозок между территориями государств-членов и (или) для международных перевозок.
Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.
Обновлены правила хранения наркотических и психотропных лекарственных средств в аптечных, медицинских и иных организациях
В соответствии с новыми "Специальными требованиями...", в частности, в аптечной, медицинской организации или организации оптовой торговли лекарственными средствами наркотические и психотропные лекарственные средства для парентерального, внутреннего и наружного применения должны храниться раздельно на отдельной полке или в отдельном отделении сейфа или металлического шкафа.
Также запрещается хранение в медицинских организациях наркотических и лекарственных препаратов, изготовленных аптечной организацией, в случае отсутствия на упаковке:
этикетки, содержащей обозначения "Внутреннее", "Наружное", "Глазные капли", "Глазные мази", "Для инъекций" и иные обозначения, характеризующие наименование лекарственной формы и/или способ применения лекарственного препарата;
наименования и местонахождения аптечной организации, изготовившей препарат;
наименований медицинской организации и ее структурного подразделения;
состава наркотического или психотропного лекарственного препарата в соответствии с прописью, указанной в требовании-накладной медицинской организации;
даты изготовления и срока годности наркотического или психотропного лекарственного препарата, данных о проведенном контроле качества лекарственного препарата;
подписей лиц, изготовившего, проверившего и отпустившего наркотический и психотропный лекарственный препарат из аптечной организации.
Аналогичный Приказ Минздравсоцразвития России от 16.05.2011 N 397н признан утратившим силу.
Информация МВД России от 15.01.2016
С 15 января 2016 года должники могут быть ограничены в праве управления транспортными средствами
Сообщается, что 15 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 28 ноября 2015 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который предполагает установление временных ограничений на пользование лицом, в том числе не уплатившим административные штрафы на сумму свыше 10 000 рублей, специальным правом в виде приостановления действия предоставленного должнику права управления транспортными средствами - до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения.
Временное ограничение на пользование должником специальным правом не может применяться в случае:
- если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию;
- если использование транспортного средства является для должника и проживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания;
- если должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на иждивении должника находится лицо, признанное инвалидом I или II группы, либо ребенком-инвалидом;
- если сумма задолженности по исполнительному документу не превышает 10 000 рублей;
- если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа.
Предусматривается, что должник лично уведомляется о применении к нему данного временного ограничения. Ограничение на пользование специальным правом "заочно" может быть применено только к должнику, находящемуся в розыске в рамках исполнительного производства.
Копия вынесенного постановления направляется в подразделение органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности (то есть - в Госавтоинспекцию).
При поступлении информации об исполнении требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель не позднее следующего дня должен вынести постановление о снятии ограничения и незамедлительно направить его копию должнику, взыскателю и в соответствующий государственный орган.
За нарушение временного ограничения на пользование специальным правом предусмотрено привлечение к административной ответственности по статье 17.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, санкции которой: обязательные работы на срок до пятидесяти часов или лишение специального права на срок до одного года.
Предлагается ужесточить уголовную ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств
Минфин России предлагает установить уголовную ответственность за нарушение требований валютного законодательства о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ в крупном размере от нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории РФ, причитающихся резиденту в соответствии с условиями договоров займа.
Также устанавливается конфискация денежных средств за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ.
Вступление Закона в силу предусматривается по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.
Предоставление нотариусу по его запросу определенных сведений, внесенных в ГКН, осуществляется за плату
Сообщается, что Федеральным законом от 13.07.2015 N 259-ФЗ Основы законодательства РФ о нотариате дополнены статьей 47.1, вступившей в силу с 12 октября 2015 года. Согласно данной статье, в случае, если для совершения нотариального действия необходимы сведения, содержащиеся в ЕГРП, или сведения, внесенные в ГКН, нотариусы самостоятельно запрашивают и получают указанные сведения в порядке и способами, установленными федеральными законами "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и "О государственном кадастре недвижимости". Нотариусы не вправе требовать представления таких сведений от обратившегося за совершением нотариального действия лица.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, предоставляет информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам нотариуса в связи с совершаемыми нотариальными действиями бесплатно. За подготовку соответствующего запроса в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, плата как за оказание услуг правового и технического характера с лица, обратившегося за совершением нотариального действия, нотариусом не взимается.
Аналогичный подход применяется к запросу кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, получаемой нотариусом из органа кадастрового учета, поскольку указанная справка предоставляется бесплатно по запросу любых лиц.
За предоставление других сведений, внесенных в ГКН, в частности, кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастрового плана территории взимается плата (за исключением случаев, установленных федеральными законами), размер которой установлен Минэкономразвития России. При этом определен круг лиц, которым сведения, внесенные в ГКН (за исключением кадастрового плана территории в форме документа на бумажном носителе), предоставляются бесплатно. К ним, в частности, относятся суды, правоохранительные органы, судебные приставы-исполнители, органы прокуратуры. Нотариусы в круг таких лиц не входят. Таким образом, предоставление нотариусу указанных сведений по его запросу осуществляется за установленную плату. Компенсировать затраты, связанные с подготовкой запроса и получением сведений из органа кадастрового учета, нотариус вправе в рамках взимания платы за оказание услуг правового и технического характера.