от 11 декабря 2015 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18. Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Разделы

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Плата за выдачу заключения о соответствии производителя лекарственных средств требованиям надлежащей производственной практики составит 7500 рублей

Установлено, что заключения о соответствии производителя лекарственных средств таким требованиям выдаются по итогам инспектирования, проводимого Минпромторгом России - в отношении лекарственных средств для медицинского применения и Россельхознадзором - в отношении лекарственных средств для ветеринарного применения.

Для получения заключения российский или иностранный производитель лекарственных средств или их уполномоченный представитель представляет в уполномоченный орган на бумажном носителе либо в электронной форме с электронной подписью соответствующее заявление.

К заявлению прилагаются, в частности:

- перечень лекарственных средств, производимых на производственной площадке производителя или иностранного производителя, в отношении которого проводится инспектирование;

- копия основного досье производственной площадки;

- сведения о выявленных несоответствиях качества лекарственных средств установленным требованиям, в том числе об отзыве лекарственных средств из гражданского оборота, за период не менее 2 лет до подачи заявления;

- копия лицензии, на основании которой иностранный производитель осуществляет деятельность по производству лекарственных средств;

- письмо о согласии иностранного производителя на проведение инспектирования.

Инспектирование должно быть проведено в срок, не превышающий 160 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом решения о его проведении. Срок проведения инспектирования не может превышать 10 рабочих дней без учета времени проезда к месту инспектирования.

Заключение выдается в отношении каждой производственной площадки. Срок действия заключения составляет 3 года и исчисляется со дня окончания проведения инспектирования.

Информация о выдаче заключения либо об отказе вносится в соответствующий государственный реестр и размещается на сайте уполномоченного органа.

Постановление Правительства РФ от 07.12.2015 N 1337
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Уточнены полномочия Росморречфлота по регулированию отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков

Установлено, что Росморречфлот является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка в случае его создания на водном объекте в акватории морского или речного порта, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ и в случае создания искусственного земельного участка на основании решения о строительстве или расширении морского порта.

В число полномочий Росморречфлота включено заключение договора о создании искусственного земельного участка в случае его создания на водном объекте в акватории морского или речного порта.

Кроме того, уточнено, что Росморречфлот осуществляет заключение в соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" договора о создании такого участка без проведения открытого аукциона на право заключения данного договора.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

"Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)

Выкупная цена земельного участка при изъятии для госнужд определяется исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора в суде

Верховным Судом РФ обобщена практика рассмотрения судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел по спорам, возникающим в связи с изъятием земельных участков у граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в целях размещения объектов транспорта, в том числе в связи с вступлением в силу с 1 апреля 2015 года изменений в отдельные законодательные акты.

В обзоре, в частности, содержатся следующие выводы:

несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в том числе неуведомление правообладателя о принятом решении об изъятии земельного участка, является основанием для отказа в удовлетворении требования уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о выкупе земельного участка;

уклонение или отказ правообладателя земельного участка от получения направленного по его месту жительства письменного уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не являются основанием для отказа в принудительном отчуждении земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

отсутствие решения об изъятии земельного участка (его части) или несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд само по себе не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества;

в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд у лица, которое владеет земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, на законном основании (право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, право, основанное на договорах аренды или безвозмездного пользования), такому лицу также предоставляется соответствующее возмещение;

определение выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, производится исходя из вида разрешенного использования, установленного в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд.

СЕМЬЯ

"Обзор практики рассмотрения судами в 2012 - 2014 годах дел о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны субъекта Российской Федерации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)

Установление опеки или попечительства над несовершеннолетним не всегда свидетельствует о том, что он утратил родительское попечение и имеет право на государственную поддержку

В Обзоре проанализировано нормативно-правовое регулирование защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку или попечительство, а также приведены следующие выводы, в том числе:

решение о прекращении выплаты ежемесячных денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), является обоснованным, если оно принято с соблюдением установленного порядка и при наличии предусмотренных законодательством оснований, дающих право на прекращение такой выплаты;

отмена решения суда о признании родителя, ребенок которого находится под опекой, безвестно отсутствующим сама по себе не свидетельствует о том, что ребенок в связи с этим обстоятельством утратил статус оставшегося без попечения родителей;

освобождение родителя ребенка, находящегося под опекой (попечительством), из мест лишения свободы при наличии вступившего в законную силу решения суда об ограничении такого родителя в родительских правах не может служить безусловным основанием для прекращения опеки (попечительства) в отношении указанного ребенка и выплаты на его содержание денежных средств, причитающихся в связи с установлением опеки (попечительства);

положения статьи 395 ГК РФ о выплате процентов за пользование чужими денежными средствами не применяются к отношениям, возникшим в связи с невыплатой денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взятых под опеку (попечительство);

в резолютивной части решения суда об удовлетворении требования, связанного с невыплатой денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), должно быть указано, за счет казны какого публично-правового образования производится взыскание задолженности.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Постановление Конституционного Суда РФ от 08.12.2015 N 31-П
"По делу о проверке конституционности пункта "м" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Л. Алборова"

Увольнение пожарных, имевших судимость, не может производиться без учета факторов, позволяющих оценить риски наступления неблагоприятных последствий продолжения службы

Заявитель просил признать противоречащим Конституции РФ пункт "м" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, согласно которому сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы в связи с осуждением за преступление после вступления в законную силу обвинительного приговора суда, а также прекращением уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.

По мнению заявителя данное положение устанавливает безусловный и бессрочный запрет на прохождение службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы лицами, имевшими судимость, не предусматривая при этом учета вида совершенного лицом противоправного деяния, его тяжести, формы вины, срока, прошедшего с момента снятия или погашения судимости, отношения сотрудника к исполнению служебных обязанностей и других обстоятельств, и тем самым ограничивает право граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду.

Суд признал указанное положение не противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он не предполагает безусловное увольнение сотрудников, судимость которых была снята или погашена до поступления на службу, замещающих должности пожарных в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, основными обязанностями которых являются тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, без учета факторов, позволяющих оценить риски наступления неблагоприятных последствий при продолжении такими сотрудниками службы (в том числе уголовно-правовых характеристик совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, а также с момента снятия или погашения судимости, поведения сотрудника в этот период, включая отношение к исполнению своих служебных обязанностей, и других значимых обстоятельств).

Срок приведения численности работающих по патентам иностранных работников в соответствие с запретом на их привлечение для трудовой деятельности не может превышать 1 год

Указанный срок определяется с учетом, в том числе:

срока окончания действия патентов, оформленных (переоформленных) в субъекте РФ, на дату вступления в силу запрета;

численности иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в отдельном виде экономической деятельности, в котором устанавливается запрет;

отношения численности иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в отдельном виде экономической деятельности, в котором устанавливается запрет, к численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем получения гражданами профессионального образования и дополнительного профессионального образования или профессионального обучения граждан, высвобождаемых работников, трудоустройства выпускников образовательных организаций;

возможности привлечения трудовых ресурсов из других субъектов РФ.

Срок определяется в нормативном правовом акте субъекта РФ, утверждающем запрет, и исчисляется со дня вступления в силу указанного акта. При установлении запрета для двух или более видов экономической деятельности указанный срок определяется для каждого вида экономической деятельности, в котором устанавливается запрет.

Утверждены типовые нормы бесплатной выдачи спецодежды работникам судостроительных и судоремонтных организаций, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда

Установлено, что работникам, совмещающим профессии и должности или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в том числе в составе комплексных бригад, дополнительно выдаются в зависимости от выполняемых работ средства индивидуальной защиты, предусмотренные для совмещаемой профессии или должности, с внесением отметки о совмещаемой профессии (должности) и необходимых дополнительных средствах индивидуальной защиты в личную карточку работника.

В целях улучшения ухода за средствами индивидуальной защиты работодатель вправе выдавать работникам 2 комплекта соответствующих средств индивидуальной защиты с удвоенным сроком носки.

Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 N 1340
"О применении с 1 января 2016 г. ключевой ставки Банка России"

С 1 января 2016 года в актах Правительства РФ будет применяться ключевая ставка Банка России

Установлено, что к отношениям, регулируемым актами Правительства РФ, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 1 января 2016 года вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ключевая ставка является основным индикатором денежно-кредитной политики. Была введена Банком России 13 сентября 2013 года.

Дипломатические представительства Боснии и Герцеговины могут приобретать товары и услуги для официального пользования по нулевой ставке НДС без ограничений

Ранее в отношении данной страны действовало ограничение по сумме одного чека: не менее суммы, эквивалентной 200 конвертируемым маркам (в пересчете в рубли по курсу Банка России на дату покупки).

Кроме того, применять нулевую ставку с определенными ограничениями получили право диппредставительства Гондураса и Сальвадора.

Указание Банка России от 10.09.2015 N 3790-У
"О перечне документов, подтверждающих выполнение требований к уставному капиталу страховщика, и перечне документов, подтверждающих источники происхождения денежных средств, вносимых учредителями соискателя лицензии на осуществление страхования и (или) на осуществление перестрахования - физическими лицами в уставный капитал"
Зарегистрировано в Минюсте России 04.12.2015 N 39961.

Установлены перечни документов, подтверждающих выполнение требований к уставному капиталу страховщика, а также источники происхождения денежных средств, вносимых физическими лицами в уставной капитал

Указано, в частности, какие документы должны предъявляться в Банк России в случае оплаты уставного капитала страховщика денежными средствами, в том числе при представлении документов для получения лицензии на осуществление перестрахования; в случае оплаты уставного капитала неденежными средствами, в том числе при представлении документов для получения лицензии на осуществление деятельности по перестрахованию. Указывается, какие документы необходимо предъявить в Банк России для подтверждения факта использования заемных средств для оплаты уставного капитала страховщика, а также при увеличении размера уставного капитала. Документы, представляемые в Банк России иностранным учредителем, должны быть легализованы в установленном законодательством порядке, если иное не предусмотрено международными договорами РФ с приложением заверенного перевода на русский язык.

Кроме того, определен перечень документов, представляемых физическими лицами в Банк России в целях подтверждения источников происхождения денежных средств. К ним отнесены, в частности, справка о доходах по форме, утвержденной ФНС России, копия налоговой декларации по НДФЛ и иные документы в зависимости от заявленных видов доходов.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

"Рекомендации по выявлению сомнительных операций и оценке рисков нарушения требований валютного законодательства Российской Федерации по репатриации денежных средств от внешнеторговой деятельности в случаях замены денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым сделкам долговыми обязательствами, выраженными в ценных бумагах"
(утв. ФТС России 10.12.2015)

Подготовлены рекомендации по выявлению сомнительных операций в случаях замены денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым сделкам долговыми обязательствами, выраженными в ценных бумагах

Рекомендации по выявлению сомнительных операций и оценке рисков нарушения требований валютного законодательства Российской Федерации по репатриации денежных средств от внешнеторговой деятельности в случаях замены денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым сделкам долговыми обязательствами, выраженными в ценных бумагах подготовлены в целях обеспечения единого подхода ФТС России, ФНС России, Росфиннадзора, Росфинмониторинга и их территориальных органов, а также уполномоченных банков, не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

В Рекомендациях приводится, в числе прочего, порядок перемещения ценных бумаг, порядок расчетов с использованием векселей, определяется квалификация нарушений при обороте ценных бумаг, устанавливаются риски использования ценных бумаг как способа уклонения от уплаты налогов, таможенных платежей, вывода денежных средств из РФ, отмывания доходов, полученных преступным путем.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Приказ Минтранса России от 14.10.2015 N 301
"Об утверждении Особенностей выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств"
Зарегистрировано в Минюсте России 04.12.2015 N 39973.

Определена специфика осуществления международной автомобильной перевозки грузов третьих государств

Установлено, что выполнение международных автомобильных перевозок грузов третьих государств транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, осуществляется на основании российского разрешения, которое дает право на осуществление двусторонней перевозки, специального разового разрешения на осуществление перевозки с территории или на территорию третьего государства или многостороннего разрешения с учетом утвержденных Особенностей.

Подтверждение отнесения грузов, перевозимых транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, к грузам третьих государств, осуществляется на основании следующих документов, предоставленных иностранным перевозчиком:

международная товарно-транспортная накладная;

сертификат происхождения товара;

поручение грузоотправителя или грузополучателя иностранному перевозчику на перевозку груза;

счет-фактура (инвойс);

ветеринарный сертификат, фитосанитарный сертификат, документ, подтверждающий безопасность продукции в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям (в случаях если обязательность наличия одного или более из таких документов при осуществлении соответствующей перевозки установлена международным договором РФ и/или законодательством РФ).

Также в бортовом журнале должны быть отметки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок, о въезде транспортного средства на территорию РФ и выезде транспортного средства с территории РФ.

Заключение Минэкономразвития России
"По итогам экспертизы приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 24 июля 2012 г. N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов"

Минэкономразвития России предложено исключить излишние требования при выдаче специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов

Минэкономразвития России была проведена экспертиза Приказа Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов".

По итогам экспертизы Минэкономразвития России считает целесообразным внесение ряда изменений в отдельные положения Приказа, в частности:

предусмотреть возможность выдачи специального разрешения на перевозку крупногабаритного груза без ограничения количества поездок;

исключить срок действия (3 месяца) специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов;

обеспечить выдачу разрешений на несколько маршрутов перевозок (не менее 10 маршрутов);

исключить требование об отметках владельца транспортного средства о поездке (поездках) транспортного средства, а также отметках грузоотправителя об отгрузке груза при межрегиональных и местных перевозках;

определить закрытый перечень условий, при которых необходимо проведение оценки технического состояния автомобильных дорог или их участков;

определить закрытый перечень сведений о технических требованиях к перевозке заявленного груза;

установить необходимость предоставления исходных данных, на основании которых производился расчет платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством;

определить закрытый перечень оснований для составления специального проекта, проведения обследования автомобильных дорог, их укрепления или принятия специальных мер по обустройству автомобильных дорог, их участков, а также пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций.

Минстроем России подготовлены рекомендации по выбору способа реагирования на нарушения лицензионных требований управляющими организациями

Указывается, в частности, что выбор способа реагирования на правонарушение в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и его пресечения целесообразно осуществлять с учетом следующих факторов:

- не является ли оно причиной нанесения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- причинен ли в результате правонарушения имущественный ущерб;

- не привлекался ли ранее лицензиат к административной ответственности за нарушение правил предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами либо за несоблюдение лицензионных требований, а также за невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.

При выявлении административного правонарушения, совершенного впервые и при отсутствии вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера и при отсутствии имущественного ущерба, рекомендуется оформлять акты проверок с выдачей предписаний и рассматривать вопрос о возбуждении дел об административных правонарушениях только в случае неисполнения указанных предписаний.

Кроме того, при рассмотрении вопроса о привлечении лицензиата к административной ответственности с учетом наличия в КоАП РФ пересекающихся составов правонарушений, содержащих различные санкции, рекомендовано учитывать, привлекалась ли ранее организация к ответственности за аналогичное правонарушение, и, если нет, составлять административный протокол по статье КоАП РФ, предусматривающей наименьшие санкции.

Предлагается запретить производство и оборот спиртосодержащей продукции в сухом виде

Сообщается, что в настоящее время в России появился так называемый "сухой алкоголь" в виде порошкообразного вещества, которое при добавлении воды в определенной пропорции преобразуется в алкогольный напиток.

Согласно законопроекту, внесенному на рассмотрение Госдумы Московской областной Думой, спиртосодержащая продукция в сухом виде представляет собой пищевую или непищевую продукцию в виде сухого вещества, предназначенного для растворения в жидкости для получения спиртного напитка или употребления в сухом виде, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.

В связи с тем, что независимые исследования воздействия "сухого алкоголя" на организм человека не проводилось, безопасность его употребления не подтверждена, предлагается запретить производство и оборот спиртосодержащей продукции в сухом виде.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Определен порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами Евразийского экономического союза

Ведение статистики обеспечивается ФТС России в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 525, и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров, обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации.

Установлены источники формирования официальной статистической информации, обязанность российского лица, осуществляющего внешнеторговую деятельность, своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения. Статистическая форма заполняется независимо от вида транспорта, которым перевозятся товары, за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров. Форма предоставляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным.

Форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России в сети "Интернет", и предоставляется только в виде электронного документа (при наличии у заявителя усиленной квалифицированной цифровой подписи) или в форме электронного документа и документа на бумажном носителе (при ее отсутствии).

Указано, кроме того, что непредставление или несвоевременное представление в таможенной орган статистической формы, либо представление формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ об административных правонарушениях.

В приложениях к приказу приведена форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения.

Утратившими силу признаны постановление Правительства РФ от 29.01.2011 N 40 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС", а также вносившие в него изменения постановления Правительства РФ от 05.03.2011 N 151, от 31.03.2011 N 231 и от 26.05.2011 N 414.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

<Письмо> Минобрнауки России от 07.12.2015 N АК-3661/05
"О приеме лиц, постоянно проживающих в Крыму, на обучение по образовательным программам высшего образования"

Особый порядок приема крымчан в вузы продолжит действовать в 2016 году

В связи с этим Минобрнауки России сообщает, что вузы должны будут до 10 февраля 2016 года:

- установить в рамках контрольных цифр приема на обучение фиксированное количество мест, выделенных для приема лиц, постоянно проживающих в Крыму;

- внести в правила приема изменения по приему лиц, постоянно проживающих в Крыму;

- разместить информацию о приеме лиц, постоянно проживающих в Крыму, в том числе о количестве выделенных бюджетных мест, на своих сайтах и на информационных стендах приемных комиссий.

При приеме крымчан в вузы Минобрнауки России предлагает руководствоваться, в частности, следующими положениями:

1. Прием в рамках контрольных цифр осуществляется раздельно (с проведением отдельного конкурса) на выделенные бюджетные места и на общие бюджетные места. Крымчане могут по своему усмотрению поступать на выделенные и на общие бюджетные места.

2. Прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета по очной и очно-заочной формам обучения на выделенные бюджетные места проводится в вузы за пределами Крыма - в более ранние сроки, чем на общие бюджетные места, а в крымские вузы - в более поздние сроки, чем на общие бюджетные места.

3. В вузах за пределами Крыма, количество выделенных бюджетных мест составляет 2-5 процентов от общего объема контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам специалитета.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы