Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18. Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
<Письмо> Минстроя России от 18.09.2015 N 30162-ОЛ/04
<О действиях по эксплуатации приборов учета коммунальных услуг>
Финансирование работ капитального характера по восстановлению работоспособности прибора учета осуществляется за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
Исполнитель коммунальных услуг в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, содержащим положения об обслуживании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме. Содержание имущества включает в себя в том числе обеспечение надлежащей эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых ресурсов.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом обязанность собственников по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов переходит к лицу, ответственному за содержание общего имущества в многоквартирном доме за счет платы за содержание жилого помещения. Исполнитель коммунальных услуг, как лицо, ответственное за содержание и ввод в эксплуатацию прибора учета, должен в течение двух месяцев обеспечить устранение нарушений Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и обеспечить готовность приборов учета к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
<Письмо> Минстроя России от 24.09.2015 N 30846-ОД/04
<По вопросу вынесения предписаний за неосуществление работ или некачественное осуществление работ по содержанию, благоустройству или уборке придомовой территории>
Разъяснены некоторые вопросы, связанные с ответственностью управляющих компаний за содержание и благоустройство придомовых территорий
В частности, указывается, что вынесение контролирующими органами управляющим организациям предписаний за неосуществление работ или некачественное осуществление работ по содержанию, благоустройству или уборке придомовой территории неправомерно в случае, если в обязанности управляющей организации в соответствии с договором на управление многоквартирным домом и решением общего собрания собственников многоквартирного дома не входит содержание и благоустройство придомовой территории.
Также отмечается, что для осуществления и выполнения работ по содержанию придомовой территории и, соответственно, включения управляющей организацией в стоимость услуг по управлению многоквартирным домом стоимости содержания (уборки, благоустройства) придомовой территории земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, должен быть сформирован, а управляющей организации необходимо знать его размер (границы).
С 1 января 2016 года расчеты за услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляются по новым правилам
На указанных операторов распространено действие постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг".
В частности, установлено, что в пользу региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами управляющими компаниями, ТСЖ, жилищными и жилищно-строительными кооперативами должны перечисляться соответствующие платежи от потребителей услуг в порядке и сроки, установленные для ресурсоснабжающих организаций.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015)
Верховным Судом РФ подготовлен обзор практики рассмотрения судами в 2009 - 2014 годах гражданских дел, связанных с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата
Сообщается, что в указанный период времени суды рассматривали, как правило, две категории дел в названной сфере - о признании права на получение государственного жилищного сертификата и о реализации выданного государственного жилищного сертификата.
В обзоре приводятся примеры конкретных дел, по итогам рассмотрения которых судами были сделаны, в частности, следующие выводы:
- право на получение государственного жилищного сертификата имеют лица, являвшиеся гражданами РФ на момент чрезвычайной ситуации, в результате которой они лишились жилого помещения;
- государственный жилищный сертификат выдается гражданам в случае утраты ими в результате стихийного бедствия жилого помещения, которое являлось для них единственным и в котором они были зарегистрированы и постоянно проживали;
- проживание граждан в жилом помещении, утраченном собственником в результате чрезвычайной ситуации, само по себе не свидетельствует о том, что они являются членами семьи собственника данного жилого помещения, и о возникновении у них права на получение государственного жилищного сертификата;
- временное отсутствие гражданина в жилом помещении, утраченном в результате стихийного бедствия, не лишает его права на получение государственного жилищного сертификата;
- истечение срока действия жилищного сертификата на получение жилья не влечет утрату обладателями жилищных сертификатов, не реализовавшими их по объективным причинам либо вследствие действий третьих лиц, права на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайной ситуации.
<Письмо> Минстроя России от 04.09.2015 N 28485-ОЛ/04
<О рассмотрении обращения>
Потребитель вправе по своему выбору осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов
При этом потребителю не требуется уведомлять об этом исполнителя коммунальных услуг либо платежного агента.
Для оплаты услуг в суммах, не соответствующих указанным в платежном документе за расчетный период, в том числе для осуществления платежей в счет будущих расчетных периодов, рекомендуется выдавать потребителю незаполненный платежный документ, не содержащий расчет размера платы по каждому виду услуг, сумму к оплате, указание на расчетный период. При этом потребителю не рекомендуется вносить в платежный документ произвольные суммы за услуги по его усмотрению.
Действующими нормами не предусмотрено распределения платежей в счет будущих расчетных периодов пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. Такие платежи учитываются в счет оплаты будущих периодов по результатам начисления соответствующих объемов коммунальных услуг в следующем расчетном периоде.
<Письмо> Минстроя России от 22.09.2015 N 30396-ОЛ/04
<По вопросу очистки фасадов>
Обязанность по очистке фасадов многоквартирных домов от самовольных рисунков и т.п. лежит на управляющей организации, только если она предусмотрена в договоре об управлении многоквартирным домом
Согласно ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом указывается перечень работ и услуг по управлению домом, в том числе по содержанию и ремонту общего имущества.
Минимальный перечень таких работ и услуг утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290. Несмотря на то что он не содержит услуг по очистке фасадов от рисунков и пр., такая услуга может быть включена в договор в качестве дополнительной, что порождает обязательство управляющей организации по ее оказанию. В противном случае такие обязательства у организации отсутствуют.
Верховным Судом РФ подготовлен обзор судебной практики по делам, связанным с налогообложением НДФЛ
В связи с поступающими вопросами о порядке применения положений Налогового кодекса РФ при рассмотрении судами данной категории дел разъясняется, в частности, следующее:
полученные в долг денежные средства не признаются облагаемым налогом доходом, поскольку не образуют экономической выгоды;
получение благ в виде оплаченных за физлицо товаров (работ, услуг) и имущественных прав не облагается налогом, если предоставление таких благ обусловлено, прежде всего, интересом передающего (оплачивающего) их лица;
полученная в натуральной форме выгода подлежит налогообложению, если она не носит обезличенного характера и может быть определена в отношении каждого из граждан, являющихся плательщиками налога;
при дарении недвижимости между физическими лицами исчисление НДФЛ может осуществляться исходя из кадастровой (инвентаризационной) стоимости полученного гражданином имущества;
доход от реализации имущества по договору мены определяется исходя из стоимости полученного имущества. При этом налогоплательщик вправе применить имущественный налоговый вычет;
доход, полученный гражданином в результате принудительного выкупа принадлежавших ему акций другим акционером, подлежит налогообложению в общеустановленном для операций с ценными бумагами порядке;
размер стандартного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику, на обеспечении которого находится ребенок-инвалид, определяется путем сложения сумм, указанных в абзацах 8 - 11 подпункта 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ;
получение имущественного налогового вычета в течение нескольких налоговых периодов не будет являться повторным, если вычет предоставляется в связи с достройкой (отделкой) объекта недвижимости, не завершенного строительством (полученного без отделки) на момент приобретения.
Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам организации отменяется автоматически в случае применения к ней процедур банкротства
Пунктом 12 статьи 76 НК РФ установлен запрет, в частности, на открытие счетов в банке организации, при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по ее счетам.
Сообщается, что при применении данного положения к организации, в отношении которой проводится процедура банкротства, следует учитывать требования законодательства о банкротстве, а также Разъяснения Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 36.
Так, например, согласно пункту 6 Постановления Пленума ВАС РФ, с даты введения процедуры финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства приостановление операций прекращается автоматически в силу закона и не требует принятия налоговым органом решения о его отмене.
Банком России утверждены требования к стандартам, определяющим сферу деятельности форекс-дилеров
В документе приводятся требования к содержанию ряда стандартов, в числе которых: стандарт деятельности форекс-дилеров и стандарт, утверждающий примерные условия рамочных договоров форекс-дилера; стандарты, утверждающие порядок, сроки и условия выставления форекс-дилером котировок, а также направления клиентом заявок; стандарты, утверждающие порядок расчета размера обязательств клиента и порядок проведения расчетов с клиентом; стандарты, утверждающие требования к программно-техническим средствам форекс-дилера, и состав отчетности форекс-дилера перед лицами, с которыми заключены договоры.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Внесены уточнения в порядок возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, недополученных доходов
Установлено, в частности, что возмещение будет осуществляться по правилам, установленным для организаций электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, и Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Правительством РФ.
Постановление вступает в силу с 1 января 2016 года.
Установлен порядок расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении на источниках тепловой энергии, тепловых сетях и теплопотребляющих установках потребителей
Расследование причин аварийной ситуации на объекте теплоснабжения проводится Ростехнадзором (в случае наиболее тяжких аварий) либо собственником (иным законным владельцем) объекта теплоснабжения (при менее тяжких авариях).
Устанавливаются обязанности собственника или иного лица, владеющего объектом на законном основании, по направлению в Ростехнадзор оперативной информации об аварийной ситуации и уведомления о возникновении последствий аварийной ситуации.
Для расследования причин аварий создается комиссия по расследованию причин аварийной ситуации. Расследование начинается незамедлительно и должно быть завершено в срок, не превышающий 20 дней со дня начала расследования. При необходимости срок расследования может быть продлен, но не более чем на 45 дней.
Результаты расследования причин аварии оформляются актом о расследовании причин аварийной ситуации по форме, утверждаемой Ростехнадзором.
Кроме того, устанавливается обязанность собственника или иного законного владельца объекта, на котором произошла аварийная ситуация, представлять в Ростехнадзор и орган местного самоуправления сводный ежемесячный отчет об аварийных ситуациях по форме, утверждаемой Ростехнадзором.
До 31 декабря 2015 года закрыто рыболовство тихоокеанской сельди в Западно-Беринговоморской зоне (восточнее 174 градуса в.д.), а также скатов в Петропавловско-Командорской подзоне
Запрет установлен в целях сохранения водных биоресурсов и их рационального использования.
Предлагается установить раздельные механизмы осуществления коммерческого учета при сборе и накоплении твердых коммунальных отходов и при их транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании и размещении
Планируется, что региональный оператор будет ежемесячно предоставлять уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ информацию об объемах и (или) массе твердых коммунальных отходов, в отношении которых был осуществлен их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, хранение и (или) захоронение, если иная периодичность предоставления информации не будет предусмотрена соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным субъектом РФ с таким оператором.
Производителям, импортерам товаров необходимо будет представить первые расчеты суммы экологического сбора за тот отчетный период, в котором Росприроднадзором будет принят приказ по утверждению соответствующей формы
Сообщается, что пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 "О порядке взимания экологического сбора" предусмотрено, что уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляются в 2015 году в срок до 15.10.2015 (за 9 месяцев 2015 года).
Согласно пункту 7 Правил взимания экологического сбора, утвержденных указанным Постановлением, расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В условиях отсутствия утвержденной формы расчета суммы экологического сбора выполнение представителями бизнеса обязательства по ее представлению в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования невозможно. С учетом изложенного производителям, импортерам товаров необходимо будет представить первые расчеты суммы экологического сбора за тот отчетный период, в котором Федеральной службой по надзору в сфере природопользования будет принят приказ по утверждению соответствующей формы.
Определен порядок направления в пограничный орган уведомления о намерении неоднократно пересечь государственную границу РФ российским воздушным судном вне выделенных воздушных коридоров без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля
Установлено, что в целях осуществления неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации вне выделенных воздушных коридоров без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля командир российского воздушного судна, эксплуатант или уполномоченное им лицо не позднее чем за 24 часа до вылета с аэродрома, вертодрома, посадочной площадки (в том числе не открытых для международных полетов), с которого планируется вылет российского воздушного судна, направляет по факсимильной связи либо по электронной почте в ближайший пограничный орган уведомление о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации.
К уведомлению прилагаются: план полета российского воздушного судна; список экипажа воздушного судна; список находящихся на борту воздушного судна лиц, который подписывается командиром воздушного судна; дата, время и маршрут планируемого полета; государственный и регистрационный опознавательный знаки воздушного судна; номер свидетельства (сертификата) эксплуатанта в случае выполнения полетов на воздушном судне, внесенном в сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Отступление от прилагаемого к уведомлению плана полета российского воздушного судна, а также от даты и времени, указанных в уведомлении, допускается только на основании разрешения соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и с обязательным информированием пограничного органа по месту пересечения государственной границы Российской Федерации.
Экипаж воздушного судна обязан не менее чем за 10 минут до пересечения государственной границы Российской Федерации сообщить в соответствующий орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) свой радиотелефонный позывной командира воздушного судна, государственный и регистрационный опознавательные знаки, местоположение, эшелон (высоту) полета и расчетное время пересечения государственной границы Российской Федерации.
В приложении приводится форма уведомления.
Рассмотрение судом апелляционной инстанции частной жалобы без проведения слушания с участием сторон по делу может осуществляться лишь при условии надлежащего гарантирования им права на судебную защиту на основе принципа состязательности
Конституционный Суд РФ признал не противоречащей Конституции РФ часть третью статьи 333 ГПК РФ в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 436-ФЗ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования ее положения во взаимосвязи с частью первой статьи 98, частью первой статьи 100 и статьей 104 ГПК РФ, предоставляя суду апелляционной инстанции, рассматривающему частную жалобу на определение суда первой инстанции о распределении судебных расходов, правомочие - с учетом характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса, а также доводов частной жалобы, в том числе относительно необходимости исследования доказательств по данному вопросу, и возражений на частную жалобу - не вызывать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание и не извещать их о времени и месте его проведения, вместе с тем предполагают, что сторонам будет обеспечена возможность - посредством процессуальных механизмов (процедур) письменного производства без проведения слушания с участием сторон - изложить свои доводы и возражения по рассматриваемому вопросу и направить суду письменные доказательства.
Если для проверки законности и обоснованности определения суда первой инстанции, на которое подана частная жалоба, суду апелляционной инстанции необходимо исследовать и оценить не только доказательства, положенные в основу данного определения, но и представленные стороной новые доказательства, которые не были ею представлены в суд первой инстанции по уважительной причине, суд апелляционной инстанции обязан назначить судебное заседание с проведением слушания и известить лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.
Обобщена правоприменительная практика за III квартал 2015 года о признании недействительными актов, решений, а также действий (бездействия) Минфина России
В информации на примере рассмотрения конкретных судебных дел представлены разъяснения, в числе прочего, по следующим вопросам:
признание частично недействующим письма ФНС России "О налогообложении доходов физических лиц" заявителем, который не являлся участником налоговых правоотношений, связанных с налоговым спором, в котором было применено оспариваемое письмо;
признание актов Минфина России незаконными в связи с тем, что при проведении внеплановой проверки контролирующий орган вышел за пределы своих полномочий, неправильно истолковав понятие "недостоверная информация";
признание незаконным бездействие Министра финансов Российской Федерации, выразившегося в нерассмотрении запроса адвоката в установленные законодательством сроки и порядке.