от 21 сентября 2015 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18. Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Разделы:

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Соглашения о сотрудничестве по поставкам минеральных удобрений, заключенные региональными властями с поставщиками, не должны содержать положения, ограничивающие конкуренцию

Сообщается, что Федеральным законом "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Административная ответственность за заключение таких соглашений предусмотрена для должностных лиц в виде штрафа размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей либо в виде дисквалификации на срок до 3 лет.

ФАС России обращает внимание на недопустимость включения в указанные соглашения о сотрудничестве положений, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

К таким положениям могут относиться в том числе:

установление цены поставки минеральных удобрений или размера наценки при их реализации либо обязательства по их согласованию с органами исполнительной власти субъекта РФ;

фиксация объемов поставок минеральных удобрений в соответствующий субъект РФ хозяйствующим субъектом, являющимся стороной соглашения;

обязательства по реализации мероприятий, направленных на недопущение сельскохозяйственными товаропроизводителями перепродаж (вывоза) реализуемых в соответствующем субъекте РФ минеральных удобрений в другие регионы или на экспорт.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Законодательные акты в сфере страховой деятельности планируется привести в соответствие с гражданским законодательством

Положения страхового законодательства приводятся в соответствие с главой 4 части первой ГК РФ, регулирующей гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте, в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ.

Изменения вносятся в том числе в части первую и вторую ГК РФ, Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в федеральные законы "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", "О взаимном страховании", "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".

В частности, законопроектом:

уточняются требования к наименованию (фирменному наименованию) субъектов страхового дела - в наименовании (фирменном наименовании) субъектов страхового дела (за исключением обществ взаимного страхования), обладающих признаками публичности, необходимо соответствующее на то указание, наименование общества взаимного страхования должно содержать слова "некоммерческая корпоративная организация" и "потребительское общество взаимного страхования";

предусматриваются поправки редакционного характера в часть вторую ГК РФ и некоторые законодательные акты в сфере страховой деятельности, связанные с заменой термина "учредительные документы" на термин "учредительный документ", в связи с тем, что в настоящее время юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов;

уточняются понятия "профессиональные объединения страховщиков" и "объединения страховщиков", содержащиеся в законодательных актах в сфере страховой деятельности, предусматривающих их создание;

устанавливается право страховых агентов, а также граждан, являющихся в том числе страхователями, застрахованными лицами, выгодоприобретателями, создавать некоммерческие организации в целях защиты общих интересов;

уточняются требования, предъявляемые, в частности, к стажу работы кандидата на должность руководителя службы внутреннего аудита (внутреннего аудитора) страховщика.

СЕМЬЯ

Акты Правительства РФ по вопросам усыновления детей приведены в соответствие с действующим законодательством

Реализованы положения Федерального закона от 20.04.2015 N 101-ФЗ "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации".

Внесены поправки в:

Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации;

Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;

Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Поправками, в частности:

уточнены категории лиц, которые могут быть усыновителями;

закреплен срок действия заключения о возможности граждан быть усыновителями (2 года);

уточнены требования к принятию решений комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Пенсионным фондом РФ рассмотрены отдельные вопросы предоставления плательщикам страховых взносов отсрочек (рассрочек) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование

В частности, даются разъяснения о действиях территориальных органов ПФР:

после принятия решения о предоставлении плательщику страховых взносов отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;

после принятия решения об отмене решения о предоставлении плательщику страховых взносов отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;

после принятия решения о досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Кроме того, подготовлены ответы по вопросу:

определения суммы задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов, на которую может быть предоставлена отсрочка (рассрочка);

принятия решения о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов) приостановлении уплаты суммы задолженности по страховым взносам плательщиком страховых взносов;

о порядке начисления территориальными органами ПФР процентов на сумму задолженности по страховым взносам в случае принятия решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов по основанию, указанному в пункте 3 части 3 статьи 18.1 Закона N 212-ФЗ (сезонный характер производства и (или) реализации плательщиком страховых взносов товаров, работ или услуг).

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

На территории РФ вводятся в действие два новых документа МСФО

Речь идет о Международных стандартах финансовой отчетности:

IFRS 9 "Финансовые инструменты" - вступает в силу на территории РФ: для добровольного применения - со дня его официального опубликования; для обязательного применения - в сроки, определенные в этом документе;

IFRS 9 "Финансовые инструменты" (Учет хеджирования и поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 9, Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 7 и Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 39) - вступает в силу на территории РФ со дня его официального опубликования.

Со дня вступления в силу на территории РФ Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты", введенного в действие настоящим Приказом, прекращается действие на территории РФ Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты", введенного в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 2 апреля 2013 г. N 36н "О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации".

Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)

На территории РФ введен в действие Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты"

Целью данного стандарта является установление принципов отражения финансовых активов и финансовых обязательств в финансовой отчетности для представления пользователям финансовой отчетности уместной и полезной информации, позволяющей им оценить суммы, сроки возникновения и неопределенность будущих денежных потоков предприятия.

Настоящий стандарт должен применяться всеми предприятиями ко всем классам финансовых инструментов, за рядом исключений.

Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (Учет хеджирования и поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 9, Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 7 и Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 39)
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)

На территории РФ введен в действие Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (Учет хеджирования и поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 9, Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 7 и Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 39)

Стандартом вводится новая глава "Учет хеджирования", а также вносятся многочисленные поправки к МСФО (IFRS) 9, (IFRS) 7 и (IAS) 39.

Разъяснен порядок учета налогоплательщиком, применяющим УСН, доходов в иностранной валюте от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, а также курсовой разницы, возникающей от продажи иностранной валюты

Сообщается, в частности, что в соответствии со статьей 346.15 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые на основании статьи 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые на основании статьи 250 НК РФ. Доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ в целях главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Таким образом, доходы, полученные в иностранной валюте от операций по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на дату поступления денежных средств на валютный счет налогоплательщика.

Операции по купле-продаже иностранной валюты за российские рубли, осуществляемые организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, для которых указанные операции в соответствии с законодательством РФ не являются лицензируемым видом деятельности, не признаются реализацией товаров (работ, услуг). Положения подпункта 1 пункта 3 статьи 39 НК РФ не применяются в отношении банков, для которых иностранная валюта является имуществом (статья 141 ГК РФ), реализуемым либо предназначенным для реализации, что соответствует признакам товара на основании пункта 3 статьи 38 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 250 НК РФ к внереализационным доходам относятся доходы в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту.

В связи с этим у налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения и продающего иностранную валюту по курсу выше установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту, образуется положительная курсовая разница, которая должна учитываться в доходах на основании пункта 1 статьи 346.15 НК РФ.

При продаже иностранной валюты по курсу ниже установленного Банком России отрицательная курсовая разница в расходы в целях налогообложения не включается, так как расходы в виде отрицательной разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи иностранной валюты от официального курса, установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту, в статью 346.16 НК РФ не включены.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Банком России рассмотрены некоторые вопросы, относящиеся к национальной платежной системе

В частности, разъясняется:

что понимается под национальными платежными инструментами в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе";

являются ли национальными платежными инструментами платежные карты и иные электронные средства платежа, предоставляемые клиентам в рамках национально значимой платежной системы;

могут ли услуги платежной инфраструктуры по переводам денежных средств, осуществляемым кредитными организациями - индивидуальными участниками НСПК с использованием национальных платежных инструментов, оказываться операторами платежной инфраструктуры, привлеченными оператором платежной системы, являющейся системным участником НСПК.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

ФТС России оптимизирует таможенное декларирование товаров

Таможенным органам предписано не требовать представления контракта (договора) купли-продажи при подаче в электронной форме декларации на товары, декларирование таможенной стоимости которых осуществляется путем заявления сведений в декларации таможенной стоимости, с сохранением требования об указании номера и даты контракта (договора) купли-продажи в декларации на товары и в декларации таможенной стоимости.

Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Установлен порядок предоставления неиспользуемых объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в аренду

Утвержденное Положение распространяется на объекты культурного наследия, соответствующие определенным критериям неудовлетворительного состояния, которые относятся к имуществу государственной казны РФ либо которые закреплены за ФГУП или ФГУ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Объекты культурного наследия предоставляются в аренду по результатам проведения аукциона.

При проведении аукциона начальный размер арендной платы устанавливается в сумме 1 рубль в год за один объект культурного наследия. Определенный по результатам проведения аукциона размер арендной платы не подлежит увеличению в период действия договора аренды.

Информация о проведении аукционов размещается на сайте torgi.gov.ru. В составе такой информации, в частности, размещаются:

- основные характеристики предлагаемого в аренду объекта, включая его техническое состояние и описание предмета его охраны;

- проект договора аренды;

- перечень основных работ по сохранению объекта культурного наследия;

- обязательство арендатора провести работы по сохранению объекта культурного наследия в срок, не превышающий 7 лет со дня передачи объекта в аренду, включая срок подготовки и согласования проектной документации по его сохранению, не превышающий 2 лет со дня передачи его в аренду;

- обязательство арендатора получить и предоставить арендодателю независимую гарантию исполнения обязанности провести работы по сохранению объекта культурного наследия

Образовательная организация не вправе отчислить обучающегося за неуспеваемость сразу после не пройденной им аттестации

Согласно разъяснениям Минобрнауки России такому обучающемуся должна быть предоставлена возможность пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В данный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. Сроки прохождения обучающимся промежуточной аттестации определяются организацией.

Возможность пройти промежуточную аттестацию не более двух раз предоставляется обучающемуся, который уже имеет академическую задолженность.

Если повторная промежуточная аттестация в целях ликвидации академической задолженности проводится во второй раз, то для ее проведения образовательная организация обязана создать комиссию.

Если на момент окончания курса обучающийся не прошел промежуточную аттестацию по уважительным причинам либо на этот момент обучающийся имеет неликвидированную академическую задолженность и не истекли установленные организацией сроки повторной промежуточной аттестации, обучающийся переводится на следующий курс условно.

Таким образом, обучающийся может быть отчислен за неуспеваемость только в случае, когда соблюдены следующие условия:

- обучающийся имеет неликвидированную академическую задолженность;

- организацией были дважды установлены сроки для прохождения повторной промежуточной аттестации;

- обучающийся не ликвидировал академическую задолженность в установленные сроки.

Взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации не допускается.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

С 1 октября 2015 года обновляется порядок регистрации предельных отпускных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты и методика их расчета

В частности:

уточнен состав сведений, указываемых в заявлении на регистрацию такой цены, а также состав документов, представляемых для регистрации цены;

установлены специальные требования к регистрации цен на лекарства, впервые поступающие в обращение на территории РФ, исходя из их стоимости в зарубежных странах, перечень которых приложен к методике;

уточнены основания для перерегистрации предельных отпускных цен.

Разработан проект санитарных правил проведения контроля безопасности при производстве пищевых продуктов, основанного на международных принципах ХАССП

ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points - анализ рисков и критические контрольные точки) представляет собой систему выявления, оценки и контроля опасных факторов, имеющих значение для безопасности пищевых продуктов при их производстве.

Основа ХАССП - системный подход, охватывающий параметры безопасности пищевых продуктов на всех этапах жизненного цикла - от получения сырья до использования продукта конечным потребителем. Кроме того, система предполагает однозначное определение ответственности за обеспечение безопасности пищевых продуктов.

Система ХАССП построена на принципах анализа и оценки рисков и выявлении критических контрольных точек. В рамках системы риски делятся на:

- биологические - возникающие в результате действия живых организмов;

- химические - ненамеренно попавшие в пищу химикаты (пестициды, гербициды, чистящие средства); продукты растительного, животного или микробного метаболизма, например афлатоксины; намеренно добавляемые в пищу химикаты (консерванты, пищевые добавки);

- физические - связанные с наличием любого физического материала, который в естественном состоянии не присутствует в пищевом продукте и который может вызвать заболевание или причинить вред (стекло, металл, пластик).

Критическая контрольная точка - место проведения контроля для идентификации опасного фактора и управления риском. В таких точках проводится наблюдение или измерение параметров для своевременного обнаружения их выхода за предельные значения.

Проектом предусматривается, что требования санитарных правил будут обязательны для исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, деятельность которых связана с производством (изготовлением) пищевой продукции на всей территории Российской Федерации.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы