Аналитический обзор от 15 января 2015 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Право оперативного управления, установленное только с целью воспрепятствовать приобретению в собственность некоторыми субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого муниципального недвижимого имущества, само по себе не может являться основанием для отказа в передаче этого имущества таким субъектам.

Данный вывод сделан на основании практики ВС РФ (см. судебные акты). Подобная позиция ранее встречалась и в практике ВАС РФ (см. судебные акты).
Была рассмотрена ситуация, когда один из названных субъектов на основании ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ обратился с заявлением о реализации преимущественного права на выкуп помещения. При этом на момент обращения юрлицом были соблюдены все требования, предусмотренные в данной норме. Субъекты РФ и муниципальные образования не вправе устанавливать дополнительные требования для реализации этого права. Суд может признать наличие у арендатора преимущественного права на выкуп арендуемого имущества и в том случае, если после опубликования Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъектом РФ или органом местного самоуправления были совершены иные действия, цель которых - воспрепятствовать реализации юрлицом права на приобретение. Примером может быть передача имущества в оперативное управление муниципального учреждения.
Действия органа власти в данном случае являются злоупотреблением правом, поскольку осуществлялись исключительно с намерением причинить вред другому лицу (ст. 10 ГК РФ).
Подробнее об условиях реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендованного недвижимого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства см. Путеводитель по договорной работе.
Позиции высших судов по вопросам злоупотребления правом см. в Перечне позиций высших судов к ст. 10 ГК РФ "Пределы осуществления гражданских прав".

Право оперативного управления, установленное только с целью воспрепятствовать приобретению в собственность некоторыми субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого муниципального недвижимого имущества, само по себе не может являться основанием для отказа в передаче этого имущества таким субъектам.

Данный вывод сделан на основании практики ВС РФ (см. судебные акты). Подобная позиция ранее встречалась и в практике ВАС РФ (см. судебные акты).

Была рассмотрена ситуация, когда один из названных субъектов на основании ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ обратился с заявлением о реализации преимущественного права на выкуп помещения. При этом на момент обращения юрлицом были соблюдены все требования, предусмотренные в данной норме. Субъекты РФ и муниципальные образования не вправе устанавливать дополнительные требования для реализации этого права. Суд может признать наличие у арендатора преимущественного права на выкуп арендуемого имущества и в том случае, если после опубликования Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъектом РФ или органом местного самоуправления были совершены иные действия, цель которых - воспрепятствовать реализации юрлицом права на приобретение. Примером может быть передача имущества в оперативное управление муниципального учреждения.

Действия органа власти в данном случае являются злоупотреблением правом, поскольку осуществлялись исключительно с намерением причинить вред другому лицу (ст. 10 ГК РФ).

Подробнее об условиях реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендованного недвижимого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства см. Путеводитель по договорной работе.

Позиции высших судов по вопросам злоупотребления правом см. в Перечне позиций высших судов к ст. 10 ГК РФ "Пределы осуществления гражданских прав".

 

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы