Аналитический обзор от 20 ноября 2014 года

Закон об информации планируется дополнить положениями о внесудебном порядке прекращения нарушений авторских и (или) смежных прав в Интернете и других сетях. Меры по устранению таких нарушений могут приниматься по заявлению правообладателя, уполномоченного им лица, а также лицензиата, получившего исключительную лицензию на объект авторских и (или) смежных прав.
Указанным лицам с 1 мая 2015 г. предлагается предоставить право обращаться к владельцу интернет-сайта с заявлением о нарушении авторских и (или) смежных прав. Такое обращение возможно в случае обнаружения в сетях (в том числе в Интернете) интернет-сайта, на котором без разрешения этих лиц или в отсутствие иного законного основания размещена информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или сведения, необходимые для получения данных объектов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (далее вместе - незаконно размещенная информация).
В законопроекте предусмотрены обязательные сведения, которые включаются в такое заявление (ч. 2 ст. 15.7 Закона об информации в редакции законопроекта). К ним, в частности, относятся данные о незаконно размещенном объекте авторских и (или) смежных прав, а также о наличии у заявителя прав на этот объект.
Если в заявлении отражены все необходимые сведения и в нем нет неточностей или ошибок, владелец интернет-сайта обязан удалить незаконно размещенную информацию (в течение 24 часов с момента получения заявления) или направить заявителю уведомление с доказательствами правомерности ее размещения.
При наличии в заявлении неточностей, ошибок или неполных сведений владелец интернет-сайта в течение 24 часов с момента его получения обязан направить уведомление об уточнении сведений. Такое уведомление может направляться только один раз. Заявитель в течение суток с момента его получения должен устранить недостатки и направить уточненное заявление. После этого владелец интернет-сайта либо удаляет незаконно размещенную информацию, либо направляет заявителю уведомление с доказательствами правомерности ее размещения.
В целях реализации данных внесудебных мер в законопроекте предложено установить для владельцев интернет-сайтов дополнительные обязанности. Так, на принадлежащем ему сайте владелец должен будет указать свое наименование, местонахождение, адрес, электронный адрес. Он вправе также разместить на сайте электронную форму, заполнив которую правообладатель сможет направить заявление о нарушении его прав.
Кроме того, в законопроекте предусмотрена возможность постоянной блокировки сайта (ст. 15.6 Закона об информации в редакции законопроекта, ч. 3 ст. 26 ГПК РФ в редакции законопроекта). В остальном законопроект (http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/FE0B2C344BE3C91A43257D90002E8958/$File/Zakon3-12.doc?OpenElement), подготовленный к третьему чтению, существенно не отличается от редакции документа ко второму чтению. О предыдущей редакции законопроекта см. материал (http://www.consultant.ru/law/review/fed/nw2014-07-24.html) на сайте www.consultant.ru.
С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте Госдумы (http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/FE0B2C344BE3C91A43257D90002E8958/$File/Zakon3-12.doc?OpenElement).

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Закон об информации планируется дополнить положениями о внесудебном порядке прекращения нарушений авторских и (или) смежных прав в Интернете и других сетях. Меры по устранению таких нарушений могут приниматься по заявлению правообладателя, уполномоченного им лица, а также лицензиата, получившего исключительную лицензию на объект авторских и (или) смежных прав.

Указанным лицам с 1 мая 2015 г. предлагается предоставить право обращаться к владельцу интернет-сайта с заявлением о нарушении авторских и (или) смежных прав. Такое обращение возможно в случае обнаружения в сетях (в том числе в Интернете) интернет-сайта, на котором без разрешения этих лиц или в отсутствие иного законного основания размещена информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или сведения, необходимые для получения данных объектов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (далее вместе - незаконно размещенная информация).

В законопроекте предусмотрены обязательные сведения, которые включаются в такое заявление (ч. 2 ст. 15.7 Закона об информации в редакции законопроекта). К ним, в частности, относятся данные о незаконно размещенном объекте авторских и (или) смежных прав, а также о наличии у заявителя прав на этот объект.

Если в заявлении отражены все необходимые сведения и в нем нет неточностей или ошибок, владелец интернет-сайта обязан удалить незаконно размещенную информацию (в течение 24 часов с момента получения заявления) или направить заявителю уведомление с доказательствами правомерности ее размещения.

При наличии в заявлении неточностей, ошибок или неполных сведений владелец интернет-сайта в течение 24 часов с момента его получения обязан направить уведомление об уточнении сведений. Такое уведомление может направляться только один раз. Заявитель в течение суток с момента его получения должен устранить недостатки и направить уточненное заявление. После этого владелец интернет-сайта либо удаляет незаконно размещенную информацию, либо направляет заявителю уведомление с доказательствами правомерности ее размещения.

В целях реализации данных внесудебных мер в законопроекте предложено установить для владельцев интернет-сайтов дополнительные обязанности. Так, на принадлежащем ему сайте владелец должен будет указать свое наименование, местонахождение, адрес, электронный адрес. Он вправе также разместить на сайте электронную форму, заполнив которую правообладатель сможет направить заявление о нарушении его прав.

Кроме того, в законопроекте предусмотрена возможность постоянной блокировки сайта (ст. 15.6 Закона об информации в редакции законопроекта, ч. 3 ст. 26 ГПК РФ в редакции законопроекта). В остальном законопроект (http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/FE0B2C344BE3C91A43257D90002E8958/$File/Zakon3-12.doc?OpenElement), подготовленный к третьему чтению, существенно не отличается от редакции документа ко второму чтению. О предыдущей редакции законопроекта см. материал (http://www.consultant.ru/law/review/fed/nw2014-07-24.html) на сайте www.consultant.ru.

С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте Госдумы (http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/FE0B2C344BE3C91A43257D90002E8958/$File/Zakon3-12.doc?OpenElement).

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы