с 22 сентября по 28 сентября 2026 года

<< Топ-5 популярных вопросов

#бухгалтеру бюджетной организации

Сотрудник был на военных сборах, оплата производилась по среднему из областного бюджета (111 211). Сейчас будет произведена компенсация от военкомата. Можем ли мы как автономное учреждение компенсацию (130 134) произвести на внебюджетный счет?

Посмотреть ответ специалиста

В рассматриваемой ситуации учреждение может отразить возмещение расходов от военкомата по КФО 2. Действующая методология учета не содержит каких-либо ограничений по видам финансового обеспечения (деятельности), в рамках которых могут отражаться расчеты с использованием счета 209 34.
 
Средний заработок за дни прохождения военных сборов
Время пребывания сотрудника на военных сборах оплатитепо среднему заработку. Рассчитайте его по окончании военных сборов (п. 2 ст. 6 Закона о воинской обязанности). Для этого определите сумму среднедневного заработка и умножьте ее на количество дней в периоде прохождения военных сборов (п. 9 Положения о средней заработной плате).
Период прохождения военных сборов подтверждает справка об их прохождении (п. 26 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333).
На подстатью 211 "Заработная плата" КОСГУ относятся расходы на выплату заработной платы, осуществляемые на основе договоров (контрактов), в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством, в том числе: выплаты сотрудникам, призванным на военные сборы.
Расходы, связанные с выплатой среднего заработка работнику за время военных сборов, можно возместитьза счет средств федерального бюджета. Компенсацию выплачивают военкоматы на основании представленных вами заверенных копий документов, подтверждающих расходы (пп. 5 п. 2, п. п. 3 - 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704).
 
Компенсация затрат
счет 0 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат". Он предназначен для отражения в учете операций по доходам от компенсации затрат учреждениями всех типов, например (п. 108 Порядка применения Плана счетов бюджетного учета, п. 77 Порядка применения Плана счетов бюджетных (автономных) учреждений):
  • задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением в связи с реализацией требований, которые установлены законодательством РФ, а также суммы ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (уплата госпошлины, судебные издержки) (п. п. 2.14.5.1, 2.14.5.2 Бухгалтерских записей бюджетного учета, п. п. 2.13.7, 2.13.12 Бухгалтерских записей БУ и АУ, п. 9.3.4 Порядка N 209н);
Доходы в сумме понесенных учреждением расходов, которые подлежат компенсации, отразите в учете по подстатье 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ (п. 9.3.4 Порядка N 209н).
 
По какому КФО отразить компенсацию затрат по счету 0 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат"
Для бюджетных и автономных учреждений методология бухгалтерского учета не содержит каких-либо ограничений по видам финансового обеспечения (деятельности), в рамках которых могут отражаться расчеты с использованием счета 0 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат".
Для отражения в учете расчетов по доходам от компенсации затрат оформите бухгалтерские записи:
в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения
Содержание операций Дебет Кредит Обоснование
Начисление суммы ущерба в виде задолженности:      
  • по компенсации расходов, связанных с реализацией требований законодательства РФ
0 209 34 56X 2 0 401 10 134 Пункт 78 Порядка применения Плана счетов бюджетных (автономных) учреждений, п. 2.13.12 Бухгалтерских записей БУ и АУ
Поступление платежей:   0 209 34 66X 2 Пункт 79 Порядка применения Плана счетов бюджетных (автономных) учреждений, п. п. 2.1.11.4, 2.13.16.1, 2.13.16.2, 2.13.24 Бухгалтерских записей БУ и АУ
  • на лицевой счет в органе казначейства (финоргане)
0 201 11 510 3
  • на банковский счет
0 201 21 510 3, 4
  • в кассу учреждения
0 201 34 510 3
 
 
Обоснование:
 
Как рассчитать и выплатить компенсацию в размере среднего заработка за дни прохождения военных сборов
 
Период прохождения военных сборов подтверждает справка об их прохождении (п. 26 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333).
Расходы, связанные с выплатой среднего заработка работнику за время военных сборов, можно возместитьза счет средств федерального бюджета. Компенсацию выплачивают военкоматы на основании представленных вами заверенных копий документов, подтверждающих расходы (пп. 5 п. 2, п. п. 3 - 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704).
Готовое решение: Как рассчитать и выплатить средний заработок в различных ситуациях (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}
 
Расходы на выплату заработной платы отражайте по подстатье 211"Заработная плата" КОСГУ (п. 10.1.1Порядка N 209н, ПисьмоМинфина России от 20.03.2019 N 02-05-11/18945).
Данные расходы отражайте в увязке с КВР в зависимости от категории работников (сотрудников) (п. п. 53.1, 53.1.1.1, 53.1.2.1, 53.1.3.1, 53.1.4.1Порядка N 82н):
  • 111"Фонд оплаты труда учреждений" - если это выплаты работникам казенных, бюджетных и автономных учреждений;
{Готовое решение: По какому коду КОСГУ и КВР отражать расходы по выплате заработной платы (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}}
 
счет 0 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат". Он предназначен для отражения в учете операций по доходам от компенсации затрат учреждениями всех типов, например (п. 108Порядка применения Плана счетов бюджетного учета, п. 77Порядка применения Плана счетов бюджетных (автономных) учреждений):
  • задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением в связи с реализацией требований, которые установлены законодательством РФ,а также суммы ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (уплата госпошлины, судебные издержки) (п. п. 2.14.5.1, 2.14.5.2 Бухгалтерских записей бюджетного учета, п. п. 2.13.7, 2.13.12 Бухгалтерских записей БУ и АУ, п. 9.3.4 Порядка N 209н);
Доходы в сумме понесенных учреждением расходов, которые подлежат компенсации, отразите в учете по подстатье 134"Доходы от компенсации затрат" КОСГУ (п. 9.3.4Порядка N 209н).
    По какому КФО отразить компенсацию затрат по счету 0 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат"
Для бюджетных и автономных учреждений методология бухгалтерского учета не содержит каких-либо ограничений по видам финансового обеспечения (деятельности), в рамках которых могут отражаться расчеты с использованием счета 0 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат".
 
 
Как учитывать расчеты по доходам от компенсации затрат
Для отражения в учете расчетов по доходам от компенсации затрат оформите бухгалтерские записи:
в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения
Содержание операций Дебет Кредит Обоснование  
Начисление суммы ущерба в виде задолженности:        
  • по компенсации расходов, связанных с реализацией требований законодательства РФ
0 209 34 56X 2 0 401 10 134 Пункт 78 Порядка применения Плана счетов бюджетных (автономных) учреждений, п. 2.13.12 Бухгалтерских записей БУ и АУ  
Поступление платежей:   0 209 34 66X 2 Пункт 79 Порядка применения Плана счетов бюджетных (автономных) учреждений, п. п. 2.1.11.4, 2.13.16.1, 2.13.16.2, 2.13.24 Бухгалтерских записей БУ и АУ  
  • на лицевой счет в органе казначейства (финоргане)
0 201 11 510 3  
  • на банковский счет
0 201 21 510 3, 4  
  • в кассу учреждения
0 201 34 510 3  
  1Укажите соответствующий код вида синтетического счета.
2Укажите соответствующий код КОСГУ.
3Одновременно отразите запись по забалансовому счету 17(п. 253Порядка применения Единого плана счетов, п. 21.1Бухгалтерских записей БУ и АУ).
4Счет 0 201 21 000 бюджетные учреждения не применяют, кроме случаев, когда федеральными законами для таких учреждений предусмотрено право открывать счета в кредитных организациях (п. 46Порядка применения Плана счетов бюджетных (автономных) учреждений).
 
               
 

Готовое решение: Как учреждению отразить в учете расчеты по доходам от компенсации затрат (счет 0 209 30 000) (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}

 

#бухгалтеру

Если человек долгое время работал по среднему заработку и пошел в отпуск, должен ли в расчет на отпуск входить период работы по среднему? Сотрудник переведен по производственной необходимости с сохранением среднего заработка. Входит ли этот заработок в отпускные? (приказ перевод на другую работу с оплатой по среднему заработку). Если во время эвакуации за работником сохраняется средний заработок, входят ли эти суммы в расчет отпускных?

Посмотреть ответ специалиста

Согласно подп. «а» п. 5 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством РФ. При этом при временном переводе оплата труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
Таким образом, в данном случае речь не идет о сохранении среднего заработка, а о выплате заработной платы (в данном случае - не ниже среднего заработка). Соответственно, в данном случае период временного перевода и начисленные за это время суммы не исключаются из расчета для определения среднего заработка.
Поскольку за работником в период эвакуации сохранялся средний заработок как социальная гарантия, то согласно пп. «а» п. 5 Положения, период эвакуации исключается из расчетного периода и суммы, начисленные за этот период, также исключаются из расчета среднего заработка.
 
Обоснование
 
Вопрос:Исключается ли из расчета отпускных время, оплаченное по среднему, при переводе на другую работу, если время работы на другой должности оплачивалось по среднему заработку?
Ответ:При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если за работником сохранялся средний заработок. При этом при временном переводе оплата труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Таким образом, в данном случае речь не идет о сохранении среднего заработка, поскольку работнику выплачивается заработная плата (в данном случае - не ниже среднего заработка).
В связи с вышеизложенным полагаем, что в данном случае период временного перевода и начисленные за это время суммы не исключаются из расчета для определения среднего заработка.
Правовое обоснование:В силу ст. 72.2ТК РФ по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу. Если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.
В случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть переведен без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения указанных случаев или устранения их последствий.
Перевод работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается также в случаях простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если простой или необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны чрезвычайными обстоятельствами, указанными в части второй настоящей статьи. При этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника.
При переводах, осуществляемых в случаях, предусмотренных частями второйи третьей настоящей статьи, оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
Согласно п. 5Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922), при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:
а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации;
б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
в) работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
г) работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
д) работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
е) работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
{Вопрос: Исключается ли из расчета отпускных время, оплаченное по среднему, при переводе на другую работу, если время работы на другой должности оплачивалось по среднему заработку? ("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2022) {КонсультантПлюс}}

Оплата труда при временном переводе на другую работу
Перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника (ст. 72.1ТК РФ).
Прилюбом, в том числе временном, переводе с работником следует заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором будут установлены:
- новая (временная) трудовая функция работника;
- условия оплаты труда;
- срок, на который работник переведен на новую работу.
В ряде случаев (см. далее) работника временно переводят на работу, требующую более низкой квалификации и поэтому нижеоплачиваемую. При этом работнику гарантируют "сохранение среднего заработка по прежней работе".
В буквальном смысле словосочетание "сохранение среднего заработка" означает, что работник фактически не работает (находится в отпуске, в простое...) или отработанное им время не поддается учету (в период командировки), и поэтому ему невозможно начислить заработную плату - ее заменяют условной выплатой в размере среднего заработка. При дальнейших расчетах среднего заработка как период освобождения от работы (отсутствия на рабочем месте), так и начисленные за этот период суммы не учитывают (п. 5Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.04.2025 N 540).
Это не имеет отношения к рассматриваемым далее ситуациям: переведенный на другую (нижеоплачиваемую) работу работник находится на рабочем месте,фактически отработанное им время отражают в Табеле "рабочим" кодом "Я"("01"), а значит, начисляют заработную плату. Но размер заработной платы должен быть не меньше, чем работник получал на прежней (постоянной) работе "в среднем".
Другими словами, переведенному на другую работу работнику должна быть установлена заработная плата (оклад, часовая тарифная ставка) в размере, соответствующем средней месячной (часовой) заработной плате по прежней работе (должности).
Если смущает расхождение между размерами оклада по данной должности, указанными в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) и в штатном расписании, то в договор (соглашение) можно вписать: "...размер оклада установлен в размере среднего заработка по прежней работе в соответствии со ст. 72.2(или ст. 254, если на временную работу переведена беременная женщина) ТК РФ".
При дальнейших расчетах среднего заработка как отработанный на новом (временном) рабочем месте период, так и начисленные за него суммы учитывают в обычном порядке.
"Заработная плата" (26-е издание, переработанное и дополненное) (Воробьева Е.В.) ("АйСи Групп", 2026) {КонсультантПлюс}

Какой расчетный период установлен для определения среднего заработка
Для всех случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, установлен расчетный период 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в котором сохраняется средний заработок(ст. 139ТК РФ, п. 4Положения о средней заработной плате).
Из расчетного периода исключите время, когда:
  1. за работником сохранялся средний заработок(кроме перерывов для кормления ребенка) (пп. "а" п. 5 Положения о средней заработной плате);
  2. работник получал пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (пп. "б" п. 5 Положения о средней заработной плате);
  3. работник в других случаях не работал (освобождался от работы) с полным или частичным сохранением зарплаты или без оплаты (пп. "в" - "е" п. 5Положения о средней заработной плате).
    Готовое решение: Как рассчитать средний заработок (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}
Какие выплаты входят в средний заработок для расчета отпускных
Для расчета отпускных включайте в средний заработок предусмотренные системой оплаты труда выплаты, начисленные работнику за расчетный период (ч. 2 ст. 139ТК РФ, п. 2Положения о средней заработной плате).
Отметим, что в базу для расчета отпускных не входят выплаты, которые предусмотрены п. 3Положения о средней заработной плате.Это выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда и т.п.), т.е. выплаты, которые не соответствуют понятию заработной платы, содержащемуся в ч. 1 ст. 129ТК РФ (ПисьмоМинтруда России от 03.08.2016 N 14-1/ООГ-7105). По мнению Минтруда России, к выплатам социального характера относятся и доплаты между средней заработной платой и пособием по временной нетрудоспособности (Письмоот 03.08.2016 N 14-1/ООГ-7105). Разъяснения в приведенных здесь и далее Письмах Минтруда России основаны на нормах утратившего силу Положенияо средней заработной плате, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922. Несмотря на это, полагаем, что их можно учитывать и в настоящее время, поскольку нормы по исчислению среднего заработка для расчета отпускных в Положениио средней заработной плате, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.04.2025 N 540, в основном не изменились.
Помимо выплат, перечисленных в п. 3Положения о средней заработной плате, в базу для расчета отпускных не включаются суммы выплат за периоды, указанные в п. 5Положения. С учетом пп. "а" п. 5Положения о средней заработной плате к таким выплатам относится, например, средний заработок, выплаченный работнику за дни ежегодного отпуска, поскольку эти дни исключаются из расчетного периода. Аналогичный вывод содержится в ПисьмеМинтруда России от 15.04.2016 N 14-1/В-351.
Кроме того, в Письмеот 13.08.2015 N 14-1/В-608 Минтруд России отметил, что при исчислении среднего заработка не учитываются суммы, начисленные за время нахождения работника в служебной командировке.
Между тем в Письмеот 03.08.2016 N 14-1/ООГ-7105 Минтруд России указал, что доплату между окладом и средней заработной платой в период командировки можно рассматривать как часть зарплаты и учитывать при расчете среднего заработка, если системой оплаты труда предусмотрена такая выплата (с отражением в трудовом договоре) и она включена в фонд оплаты труда и учитывается при определении сумм страховых взносов.
Готовое решение: Как рассчитать средний заработок для оплаты отпусков (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}

 
 

#кадровику

Заключаем срочный трудовой договор с сотрудником на время больничного основного работника. При отправке сведений о трудовой деятельности в отчете СТД-Р требуется указать срок договора. Как правильно заполнить этот раздел, ведь мы не знаем точной даты выхода сотрудника с больничного?

Посмотреть ответ специалиста

В соответствии с порядком заполнения формы ЕФС-1, при приеме на работу по срочному трудовому договору в графе 5 (код вида трудового договора) указывается соответствующий код. Если в договоре не указана конкретная дата окончания, а стоит условие «до выхода основного работника», и при этом характер работы или обстоятельства предполагают, что срок может быть как менее, так и более 6 месяцев, работодатель сам определяет код исходя из ожидаемого срока. Если есть вариант, что заключение срочного трудового договора с работником возможен на срок более 6 месяцев, полагаем, в графе 5 подраздела 1.1 подраздела 1формы ЕФС-1 следует указать значение 0.2(срочный трудовой договор, заключаемый на срок более 6 месяцев). При этом если в дальнейшем (в связи с более ранним, чем предполагалось при заключении трудового договора, выходом основного работника) фактический срок действия трудового договора составит менее 6 месяцев, по нашему мнению, работодателю необходимо представить корректировку ранее поданного кадрового мероприятия.
 
Обоснование
 
Вопрос:Организация заключает срочный трудовой договор на период исполнения обязанностей основного работника, который уходит в отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Какой код вида трудового договора следует указать в графе 5 подраздела 1.1 подраздела 1формы ЕФС-1 в данной ситуации?
Ответ:Учитывая, что в рассматриваемой ситуации предполагается заключение срочного трудового договора с работником на срок более 6 месяцев, по нашему мнению, в графе 5 подраздела 1.1 подраздела 1формы ЕФС-1 следует указать значение 0.2(срочный трудовой договор, заключаемый на срок более 6 месяцев).
При этом, в случае если в дальнейшем (в связи с более ранним, чем предполагалось при заключении трудового договора, выходом основного работника) фактический срок действия трудового договора составит менее 6 месяцев, по нашему мнению, работодателю необходимо представить корректировку ранее поданного кадрового мероприятия. В данном случае одновременно представляются отмена кадрового мероприятия с кодом вида трудового договора 0.2и новое кадровое мероприятие "Прием" с указанием в графе 5кода вида трудового договора 0.1.
{Вопрос: Организация заключает срочный трудовой договор на период исполнения обязанностей основного работника, который уходит в отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Какой код вида трудового договора следует указать в графе 5 подраздела 1.1 подраздела 1 формы ЕФС-1 в данной ситуации? (Консультация эксперта, 2024) {КонсультантПлюс}}

Заполнение подраздела 1.1 подраздела 1"Сведения о трудовой (иной) деятельности" формы ЕФС-1
В случае если требуется отменить запись в ранее представленных страхователем сведениях о трудовой (иной) деятельности по зарегистрированному лицу, страхователем представляется подраздел 1.1 подраздела 1, заполненный в полном соответствии с первоначальными сведениями, которые требуется отменить, при этом в графе 11"Признак отмены записи" проставляется знак "X".
52. В случае если требуется скорректировать (исправить) ранее представленные сведения о трудовой (иной) деятельности по зарегистрированному лицу, необходимо отменить ранее представленные сведения в соответствии с пунктом 51настоящего порядка и в следующей строке заполнить скорректированные (исправленные) сведения.
Приказ СФР от 17.11.2025 N 1462 (ред. от 15.04.2026) "Об утверждении единой формы "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)" и порядка ее заполнения" {КонсультантПлюс}

 
Как указать срок в срочном трудовом договоре
Установить срок в срочном трудовом договоре несложно. Самым безрисковым вариантом является указание даты начала и окончания срока действия трудового договора. Это позволит вам избежать споров с работником по вопросу установления последнего дня работы. Но можно указать и общую продолжительность (например, два года).
Исключения, когда дату окончания срока трудового договора указать невозможно, следующие:
  • договор заключается на время исполнения обязанностей отсутствующего работника в соответствии с ч. 1 ст. 59ТК РФ. Такой договор заканчивается с выходом названного работника на работу (ч. 3 ст. 79ТК РФ);
  • договор заключается для выполнения определенной работы, завершение которой не может быть определено конкретной датой (ч. 1 ст. 59ТК РФ). Такой договор заканчивается по завершении этой работы (ч. 2 ст. 79ТК РФ).
Максимальный срок, на который допускается заключить срочный трудовой договор,по общему правилу не может превышать пять лет. Иной срок может быть установлен Трудовым кодексом РФ или федеральными законами (п. 2 ч. 1 ст. 58ТК РФ).
Например, он может следовать из самого основания заключения срочного договора. Так, такой срок упоминается, если речь идет о временных (до двух месяцев) работах (ч. 1 ст. 59ТК РФ).
Готовое решение: Как принять на работу по срочному трудовому договору (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}

Как указать в приказе на отпуск срок отпуска по уходу за ребенком работнику со срочным трудовым договором
В приказе лучше указать конкретную дату окончания отпуска по уходу за ребенком, даже если работник в заявлении указал только возраст ребенка, до которого он просит отпуск (например, до 1,5 лет). Дополнительно можно указать, что срок отпуска ограничен сроком действия трудового договора, и продублировать в нем условие трудового договора о срокеего действия со ссылкой на соответствующий пункт трудового договора.
Рекомендуем так поступить, в том числе если в срочном трудовом договоре не указана дата его окончания, но есть вероятность, что срочный трудовой договор закончится раньше, чем наступит дата, до которой работник просит отпуск по уходу за ребенком. Например, если он заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника с учетом абз. 2 ч. 1 ст. 59ТК РФ и этот работник может выйти в любое время. Отпуск нужно предоставить с учетом сказанного вышеи ч. 3 ст. 79ТК РФ по день увольнения в связи с выходом на работу основного работника. Также рекомендуем вместе с увольнением дополнительно оформить приказом прерывание отпуска по уходу за ребенком.
Так, в частности, работник будет понимать, что предоставление отпуска по уходу за ребенком не влияет на срок его трудового договора и не препятствует его увольнениюв связи с истечением срока трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 77ТК РФ, а также что отпуск по уходу за ребенком после увольнения не продолжится.
Готовое решение: Есть ли особенности в предоставлении декретного отпуска - отпуска по уходу за ребенком работнику при срочном трудовом договоре (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}

 
По аналогии:
..Если с сотрудником заключен срочный трудовой договор сроком до 6 месяцев, позднее заключается дополнительное соглашение к трудовому договору и срок действия договора продлевают еще на 2 месяца, какую отчетность необходимо представить?
В случае продления срока действия срочного трудового договора необходимо представить корректировку ранее поданного кадрового мероприятия (подраздел 1.1формы ЕФС-1) в соответствии с п. 52порядка заполнения формы ЕФС-1. В данном случае одновременно представляется отмена кадрового мероприятия с кодом вида трудового договора "0.1"и новое кадровое мероприятие "Прием"с указанием в графе 5кода вида трудового договора "0.2"и реквизитов дополнительного соглашения в подразделе"Основание"...".
--------------------------------
<2> https://sfr.gov.ru/employers/general_information/reporting/faq/~10043.
 
Разъяснение немного неожиданное, ведь на момент передачи первоначальной ЕФС-1все сведения полностью соответствовали реальному положению дел. Но кадровое мероприятие "Перевод"в данной ситуации неприменимо, так как перевода на другую работу не происходит, а меняется лишь условие о сроке трудового договора. Возможно, по этой причине Фонд говорит об отмене ЕФС-1со сведениями о приеме на работу и повторном их представлении.
Статья: Продление срока трудового договора с беременной работницей: необходимо ли сдавать ЕФС-1? (Зимина С.Ю.) ("Кадровик-практик", 2024, N 3) {КонсультантПлюс}

Как скорректировать (исправить) ранее представленные сведения о трудовой (иной) деятельности (подраздел 1.1 подраздела 1 разд. 1 формы ЕФС-1)
Сначала внеситев подраздел 1.1 подраздела 1 разд. 1формы ЕФС-1 отменяющую запись согласно п. 51Порядка заполнения формы ЕФС-1. В следующей строке приведите скорректированные (исправленные) сведения (п. 52названного Порядка).
 
Готовое решение: Как заполнить и подать сведения о трудовой (иной) деятельности (подраздел 1.1 разд. 1 формы ЕФС-1) (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}
 
 

#юристу

Предприятие рассматривает ситуацию с внедрением СКУД - проход по лицу. Если есть локальная сеть и сервер не выходит за пределы предприятия, нужно ли регистрироваться в ЕБС? Пропуск по ладони попадает под регистрацию ЕБС или только голос и лицо?

Посмотреть ответ специалиста

Помимо Закона "О персональных данных" нужно учитывать положения Федерального закона N 572-ФЗ "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных". Работать с ГИС ЕБС обязаны далеко не все. Действие данного Закона N 572-ФЗ не распространяется на компании, где проверка соответствия биометрических данных работника его биометрическим данным в системе не автоматизирована полностью. В проверке участвует представитель компании. Например, при входе в офис работник предъявляет свой пропуск, и охранник самостоятельно сверяет его фото с его внешним видом.
Если на предприятии используется автоматическая идентификация личности работников по биометрическим данным, нужно соблюдать требования Закона N 572-ФЗ:
- придется установить порядок взаимодействия с ГИС ЕБС;
- выбрать устройства и оборудование, подходящие для взаимодействия с ЕБС;
- организовать защищенные каналы передачи данных;

Статья 11 152-ФЗ дает определение биометрических персональных данных - это сведения, характеризующие физиологические и биологические особенности человека, на основании которых возможно установить его личность. В соответствии со ст. 1 Закона N 128-ФЗ дактилоскопическая информация - это биометрические персональные данные об особенностях строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук человека, позволяющие установить его личность. Однако, сфера действия ЕБС ограничена: Согласно Постановлению Правительства РФ № 408, под действие 572-ФЗ (и, соответственно, под ЕБС) попадают только два вида биометрии: лицо и голос.
 
Обоснование
 Требования к использованию биометрических данных
Помимо Закона "О персональных данных" нужно учитываться положения Федерального закона N 572-ФЗ "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных". Биометрические данные граждан должны храниться в ГИС "Единая биометрическая система" (ЕБС) для их эффективной защиты. Доступ к ЕБС получат уполномоченные и аккредитованные компании, соответствующие требованиям.
Работать с ГИС ЕБС обязаны далеко не все. Действие данного Закона N 572-ФЗ не распространяется на компании, где проверка соответствия биометрических данных работника его биометрическим данным в системе не автоматизирована полностью. В проверке участвует представитель компании. Например, при входе в офис работник предъявляет свой пропуск и охранник самостоятельно сверяет его фото с его внешним видом.
Если на предприятии используется автоматическая идентификация личности работников по биометрическим данным, нужно соблюдать требования Закона N 572-ФЗ:
- придется установить порядок взаимодействия с ГИС ЕБС;
- выбрать устройства и оборудование, подходящие для взаимодействия с ЕБС;
- организовать защищенные каналы передачи данных;
- вести журналы учета СКЗИ.
Статья: Биометрические данные: согласие работника должно быть! (Горин И.Т.) ("Практическая бухгалтерия", 2024, N 4) {КонсультантПлюс}


Единая биометрическая система (ЕБС) - это государственная информационная система, которая позволяет идентифицировать, аутентифицировать физлицо по его биометрическим персональным данным (по лицу и (или) голосу) (п. 4 ст. 2, ч. 9 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2022 N 572-ФЗ, п. "а" Состава сведений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2018 N 772, п. 1 Постановления Правительства РФ от 01.04.2024 N 408).
ЕБС применяется как для очной идентификации и (или) аутентификации лица (например, при проходе на территории организаций с использованием информационных систем контрольно-пропускных пунктов), так и для дистанционной (в частности, при дистанционных медосмотрах работников) (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2022 N 572-ФЗ, п. 10 Особенностей проведения медосмотров с использованием специальных медизделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2023 N 866).

Готовое решение: Как проводятся идентификация и аутентификация с помощью единой биометрической системы (ЕБС) (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}


 ЧТО ТАКОЕ БИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ?
 Статья 11 152-ФЗ дает определение биометрических ПДн - это сведения, характеризующие физиологические и биологические особенности человека, на основании которых возможно установить его личность.
Например, фотографические данные, то есть цифровые изображения лица, используют в пропускных системах и банковской верификации. Голосовые образцы с уникальными речевыми паттернами помогают усилить системы безопасности. А дактилоскопические данные, такие как отпечатки пальцев и ладоней, используют для разблокировки смартфонов и доступа в secure-зоны.
 Как и зачем подавать уведомление в Роскомнадзор
 Все операторы ПДн обязаны уведомлять Роскомнадзор о факте обработки биометрии, что закреплено в ст. 22 152-ФЗ. Уведомление необходимо направлять перед началом обработки, поэтому новым компаниям это стоит сделать еще при регистрации бизнеса, а существующим - с момента, когда приняли решение об обработке, заранее. Если нужно изменить уведомление, когда начали или перестали обрабатывать биометрию, это нужно сделать не позднее 15-го числа месяца, следующего за возникшими изменениями, эти сроки регламентирует ч. 7 ст. 22 152-ФЗ. А в случае утечки любых персональных данных, несанкционированного доступа к ним или других инцидентов - в течение 24 часов.
Это можно сделать через сайт Роскомнадзора или "Госуслуги", а также на бумаге по почте или лично в территориальном органе.
За отсутствие уведомления или подачу неверных сведений для организаций и должностных лиц предусмотрены крупные штрафы.
 Куда могут "уйти" ваши биометрические данные?
 Биометрические данные - лакомый кусок для мошенников. Если паспорт или номер телефона можно поменять, то биометрия - это уникальные идентификаторы, которые невозможно изменить при их компрометации, поэтому так опасны утечки, в результате которых данные попадают в даркнет, где их покупают мошенники и используют для взлома банковских аккаунтов или обмана граждан.
А они могут произойти в результате взлома базы данных, ЕБС взломать проблематично, но если оператор неправомерно хранит данные еще где-то, например на собственном сервере или в системе подрядчиков, риск взлома и утечки повышается из-за уязвимостей в ПО или слабой защиты.
Возможны угрозы со стороны недобросовестных сотрудников с доступом к ЕБС, они могут продать данные третьим лицам. Поэтому необходим жесткий контроль доступа с двухфакторной аутентификацией и аудитом действий персонала.
Проблему могут возникнуть не только внутри компании, но и по вине подрядчиков, которые не обеспечивают должную защиту. Поэтому важно заключать договоры с жесткими условиями конфиденциальности и проверять сертификаты безопасности сервисов.
Статья: Система распознавания лиц: куда идут ваши персональные данные. Основания для работы системы распознавания лиц (Лагутин М.) ("Делопроизводство", 2025, N 3) {КонсультантПлюс}


Правомерность снятия отпечатков пальцев работников
Для пропускного режима организации
 Вправе ли работодатель или нанятая им организация производить снятие отпечатков пальцев работников для организации пропускного режима в рабочие помещения по отпечаткам? Разберемся в этом вопросе.
 Эксперты Роструда отметили, что Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" (далее - Закон N 128-ФЗ) определяет, в каких случаях, какими органами и для каких целей может проводиться добровольная или обязательная дактилоскопическая регистрация граждан. Этим Законом не предоставлено право ни работодателю, ни нанятой им организации снимать отпечатки пальцев работников для целей организации пропускного режима на предприятии.
Правовое обоснование такое. В соответствии со ст. 1 Закона N 128-ФЗ дактилоскопическая информация - это биометрические персональные данные об особенностях строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук человека, позволяющие установить его личность.
{Статья: Правомерность снятия отпечатков пальцев работников для пропускного режима организации (Роструд) ("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 33) {КонсультантПлюс}}


Общие положения
В единой биометрической системе размещаются и обрабатываются биометрические персональные данные следующих видов:
1) изображение лица человека, полученное с помощью фотовидеоустройств;
2) запись голоса человека, полученная с помощью звукозаписывающих устройств.
ст. 3, Федеральный закон от 29.12.2022 N 572-ФЗ (ред. от 28.12.2024) "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" {КонсультантПлюс}


Действие Федерального закона N 572-ФЗ, в том числе установленных им требований, не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении идентификации и (или) аутентификации с использованием биометрических персональных данных физических лиц, которые определены частью 2 статьи 1 указанного федерального закона.
Следовательно, если организация не подпадает под исключения, на которые в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона N 572-ФЗ не распространяется указанный федеральный закон, но при этом осуществляет обработку биометрических персональных данных, соответствующих одному виду или всем видам, указанным в части 4 статьи 3 Федерального закона N 572-ФЗ (изображение лица человека, полученное с помощью фотовидеоустройств, и запись голоса человека, полученная с помощью звукозаписывающих устройств), в целях аутентификации, то соблюдение такой организацией положений указанного федерального закона является обязательным.
Исходя из изложенного, если технический процесс, реализуемый в сервисе домофонии, соответствует определению аутентификации, то организациям, предоставляющим такой сервис, необходимо соблюдать требования Федерального закона N 572-ФЗ.
{<Письмо> Минцифры России от 28.12.2023 N П24-2-04-070-257558 "О направлении информации" {КонсультантПлюс}}


К примеру, предшествующий указанному Закону проект федерального закона N 655522-6 "О государственной биометрической регистрации в Российской Федерации" , внесенный в Государственную Думу 19.11.2014, такого утверждения не получил по причине отсутствия заключения Правительства РФ по расходам за счет федерального бюджета, которых потребует реализация закона. В отличие от Федерального закона от 29.12.2022 N 572-ФЗ, данным проектом в качестве биометрической информации было предложено использовать дактилоскопическую и геномную информацию (ст. 1 проекта федерального закона N 655522-6).
 Однако, несмотря на наличие действующей единой биометрической системы, введение в судебную практику биометрических сервисов, включая распознавание по голосу и чертам лица, до сих пор не реализовано и нуждается в подготовке и оснащении. Отдельного внимания требует обеспечение сохранности персональных и других конфиденциальных данных участников процесса .
Статья: Способы идентификации участников цивилистического процесса при использовании систем веб-конференции (Кукарцева А.Н.) ("Право и цифровая экономика", 2024, N 4) {КонсультантПлюс}



 

#специалисту по госзакупкам

Может ли поставщик после победы в аукционе по 223-ФЗ проставить на одну из позиций цену больше, чем в НМЦД? При этом изменения победной общей цены нет, но есть снижение на другие позиции.

Посмотреть ответ специалиста

Закон N 223-ФЗ не устанавливает, как предложенная цена должна распределяться по отдельным позициям договора и не требует применять единый понижающий коэффициент (в отличие от Закона N 44-ФЗ).
Вместе с тем, если закупка проведена через конкурентную процедуру, то в силу ст. 448 ГК РФ нельзя изменять условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах. Более того, договор заключается на условиях, указанных в извещение в соответствии с требованиями, закрепленными в положении о закупке.
Таким образом, в данном случае если условиями извещения и договора предусмотрено пропорциональное снижение цены на позиции, то поставщик не вправе указание цен в порядке, предусмотренном в вопросе.
 
Обоснование
 
Условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами:
1) по основаниям, установленным законом;
2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита);
3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.
(п. 8 в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 212-ФЗ)
п. 8 ст. 448 ГК РФ {КонсультантПлюс}
 
Согласно позиции заказчика, снижение цены работ ниже объективного максимального предела не обеспечивает эффективность расходования денежных средств, поскольку вследствие нехватки денежных средств снижается качество выполнение работ.
Представители Заказчика отметили, что при этом максимальное снижение цены работ несет для Заказчика не только риски убытков и расходов, связанных с некачественным выполнением работ, но и риск причинения вреда жизни и здоровью людей, учитывая, что Заказчику требуется обслуживание систем противопожарной защиты.
Согласно возражениям заказчика, данная позиция поддерживается определением Верховного суда РФ от 09.08.2021 N 305-ЭС21-5801 по делу N А40-303652/2019, в котором указано, что экономический смысл установления подобного условия закупочной документации может состоять в предотвращении значительного снижения ценового предложения по закупке (демпинга) - исключению риска подачи заявок, содержащих заниженную цену, что предоставило бы подавшему заявку участнику преимущество по итогам оценок участников при том, что полное и качественное исполнение обязательств по этой цене является заведомо невозможным (нерентабельным).
Согласно позиции заказчика, требования Закона N 223-ФЗ об экономически эффективном расходовании денежных средств и сокращении издержек заказчика при осуществлении закупок предполагают, что при приобретении товаров, работ, услуг заказчик стремится минимизировать свои издержки при сохранении требуемого уровня качества, то есть обеспечивает необходимый ему баланс между экономичностью и результативностью закупки.
Необоснованное снижение начальной (максимальной) цены расценок ниже демпингового порога ущемляет права добросовестных участников рынка, поскольку демпинговая цена становится исходным значением для сравнения заявок участников по критерию "Величина коэффициента снижения цены" и приводит к невозможности для других участников набрать достаточное количество баллов при оценке.
Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России учтено, что согласно представленным сведениям со стороны заказчика на участие в закупке подано 3 заявки.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что порядок оценки заявок критерия "Величина коэффициента снижения цены" определен заказчиком с соблюдением требований Положения о закупках и не противоречит положениям Закона N 223-ФЗ.
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 21.11.2024 по жалобе N Т02-535/24 Обстоятельства: По мнению Заявителя, Заказчиком в разделе VI. КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ЗАЯВОК п. N 1 Документации неправомерно установлен порядок оценки заявок участников по критерию "Величина коэффициента снижения цены". Решение: Признать жалобу необоснованной. {КонсультантПлюс}
 
Цена за единицу УСЛУГ указывается в проекте договора, направляемом заказчиком для подписания участником закупки, с которым заключается договор. Закупка проводится путем снижения общей начальной (максимальной) цены за единицу УСЛУГ, указанной в пункте 2.4 Информационной карты. Общая начальная (максимальная) цена за единицу УСЛУГ не может быть превышена по итогам закупки. При проведении сокращенного отбора предложений путем снижения общей начальной (максимальной) цены за единицу УСЛУГ цена за единицу УСЛУГ определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы УСЛУГ на коэффициент изменения общей (начальной) максимальной цены за единицу УСЛУГ по результатам проведения сокращенного отбора предложений. Коэффициент изменения общей начальной (максимальной) цены за единицу УСЛУГ рассчитывается как результат деления общей начальной (максимальной) цены за единицу УСЛУГ, предложенной участником сокращенного отбора предложений, с которым заключается договор, на общую начальную (максимальную) цену за единицу УСЛУГ. Оплата УСЛУГ осуществляется по цене единицы УСЛУГИ исходя из количества/объема фактически ОКАЗАННЫХ УСЛУГ, но в размере, не превышающем максимальное значение цены договора".
{Решение ФАС России от 28.05.2024 N 223ФЗ-171/24 Суть жалобы: Заказчиком неправомерно принято решение о допуске заявки заявителя к участию в отборе предложений. Решение: Жалоба признана необоснованной, так как заявка заявителя содержит необходимую для определения коэффициента снижения предлагаемую общую начальную (максимальную) цену за единицу услуги, что исключает возможность ее отклонения, заявителем не представлены сведения и материалы, подтверждающие, что заявка заявителя не соответствует требованиям документации. {КонсультантПлюс}}
 
Согласно протоколу от 16.12.2024, закупочной комиссией заказчика принято решение отклонить от участия в Закупке заявку ООО "Н" (Заявка N 1) со следующим пояснением:
"Участник в составе заявки приложил документы с расчетом цены единицы товара не в соответствии с требованиями п. 7. разд. 10 извещения о запросе котировок: "цена каждого товара, определяется путем снижения цены единицы товара пропорционально снижению общей начальной (максимальной) цены единицы товара. Подача ценовых предложений проводится путем снижения общей начальной (максимальной) цены единицы товара. Стоимость единицы товара рассчитывается с применением коэффициента снижения к начальной (максимальной) стоимости единицы товара, указанной в приложении N 5".
{Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 15.01.2024 по жалобе N Т02-12/25 Обстоятельства: Поступила жалоба Заявителя на действия закупочной комиссии Заказчика о неправомерном отклонении заявки ООО от участия в Закупке. Решение: Признать жалобу необоснованной. {КонсультантПлюс}}
 
Согласно итоговому протоколу от 16.02.2024, закупочной комиссией заказчика принято решение отклонить от участия в Закупке заявку ООО "Х" со следующим пояснением:
"Заявка не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок.
1.В составе заявки участник закупки указал гарантийный срок на поставляемый товар не соответствующий техническим требованиям запроса котировок.
2. Также, в котировочной заявке участника представлен расчет, содержащий цену за единицу товаров. При этом, указанные цены рассчитаны не в соответствии с п. п. 7 и. 10 извещения о проведении запроса котировок: "Стоимость единицы товара рассчитывается с применением коэффициента снижения к начальной (максимальной) стоимости единицы товара, указанной в Приложении N 5 к извещению о проведении запроса котировок.".
{Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 06.03.2024 по жалобе N Т02-104/24 Обстоятельства: Поступила жалоба Заявителя на неправомерные действия закупочной комиссии Заказчика по отклонению заявки ООО от участия в Закупке. Решение: Признать жалобу необоснованной. {КонсультантПлюс}}