с 15 сентября по 21 сентября 2026 года

<< Топ-5 популярных вопросов

#бухгалтеру бюджетной организации

Казенное учреждение передало нежилое помещение по договору в безвозмездное пользование некоммерческой организации на пять лет. Нужно ли ежегодно пересчитывать сумму выпадающих доходов, если меняется базовая ставка арендной платы, которая использовалась при первоначальном расчете?

Посмотреть ответ специалиста

Из СГС «Аренда» и системных писем Минфина РФ можно сделать выводы, что ежегодно пересчитывать сумму выпадающих доходов при изменении базовой ставки арендной платы не нужно, если только договор не предусматривает такой перерасчет или не достигаются новые условия.
В соответствии с пунктом 17 СГС "Аренда" в случае если в период действия договора аренды (имущественного найма) или договора безвозмездного пользования стороны договора достигают согласия об изменении его условий, то на дату заключения соглашения с учетом новых условий производится пересмотр классификации объектов учета аренды исходя из условий пользования.
С даты реклассификации объекты учета аренды рассматриваются как вновь принятые к учету.
В случае если реклассификация объектов учета аренды исходя из новых условий договора не требуется, то при изменении срока пользования имуществом (срока договора) производится пересчет отдельных учетных показателей на оставшийся срок полезного использования объектов учета аренды.
Разъяснения Минфина РФ:
Следует отметить: СГС "Аренда" не предусматривает переоценку объектов операционной аренды, в случае если иное не установлено договором аренды (договором безвозмездного пользования).
Если условиями договора аренды предусмотрено изменение арендной платы, в учете арендодателя и арендатора производится корректировка стоимости арендных платежей (см. письмо Минфина России от 21.07.2021 N 02-07-10/58486).
 Письмо Минфина России от 12.01.2024 N 02-06-09/1427:
В соответствии с пунктом 20 СГС "Аренда" первоначальное признание объекта учета операционной аренды - права пользования активом производится на дату классификации объектов учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования.
Согласно абзацу первому пункта 17 СГС "Аренда", в случае если в период действия договора аренды (имущественного найма) или договора безвозмездного пользования стороны договора достигают согласия об изменении его условий, то на дату заключения соглашения с учетом новых условий производится пересмотр классификации объектов учета аренды в соответствии с положениями пунктов 12 - 15 СГС "Аренда" (реклассификация). При этом в случае если реклассификация объектов учета аренды исходя из новых условий договора не требуется, то при изменении срока пользования имуществом (срока договора) производится пересчет отдельных учетных показателей на оставшийся срок полезного использования объектов учета аренды (абзац третий пункта 17 СГС "Аренда")
 
Обоснование
 
В каком порядке признаются в бухгалтерском (бюджетном) учете объекты аренды
Порядок признания в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения объектов аренды зависит от того, к какому виду аренды вы отнесете полученное (переданное) имущество (разд. II.1 Методических указаний по применению СГС "Аренда"):
·     операционной;
·     неоперационной (финансовой).
Классификация имущества в качестве объектов аренды для целей бюджетного (бухгалтерского) учета относится к сфере профессионального суждения бухгалтера (разд. III.1 Методических указаний по применению СГС "Аренда").
Классификацию и оценку объекта аренды проведите на наиболее раннюю из дат (п. 11 СГС "Аренда"):
·     подписания договора аренды;
·     принятия условий пользования имуществом.
Пересмотрите классификацию объектов учета аренды, если в течение действия договора поменяются его условия.
Реклассификацию объектов отразите на дату подписания соглашения о новых условиях. С даты реклассификации объекты учета аренды рассмотрите как вновь принятые к учету. Если новые условия договора не требуют пересмотра, то при изменении срока договора (срока пользования имуществом) нужно пересчитать отдельные учетные показатели на оставшийся срок полезного использования объектов учета аренды (п. 17 СГС "Аренда", разд. II.2 Методических указаний по применению СГС "Аренда").
Готовое решение: Как учреждению применять СГС "Аренда" (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}
 
Реклассификация объектов учета аренды при изменении условий пользования имуществом и его содержания
В соответствии с пунктом 17 СГС "Аренда" в случае если в период действия договора аренды (имущественного найма) или договора безвозмездного пользования стороны договора достигают согласия об изменении его условий, то на дату заключения соглашения с учетом новых условий производится пересмотр классификации объектов учета аренды исходя из условий пользования.
С даты реклассификации объекты учета аренды рассматриваются как вновь принятые к учету.
В случае если реклассификация объектов учета аренды исходя из новых условий договора не требуется, то при изменении срока пользования имуществом (срока договора) производится пересчет отдельных учетных показателей на оставшийся срок полезного использования объектов учета аренды.
<Письмо> Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464 <О направлении Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда" (СГС "Аренда")> {КонсультантПлюс}

В соответствии с пунктом 26 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 258н (далее - СГС "Аренда"), объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования, отражаются в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой передающей стороной на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен - как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (далее - справедливая стоимость арендных платежей).
Вместе с этим при расчете ожидаемой суммы условных арендных платежей по договорам безвозмездного пользования, по мнению Департамента, необходимо руководствоваться принципом осмотрительности, то есть обеспечивать приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, отражая указанные объекты учета по самым консервативным оценкам - не завышая активы и (или) доходы и не занижая обязательства и (или) расходы.
Следует отметить: СГС "Аренда" не предусматривает переоценку объектов операционной аренды, в случае если иное не установлено договором аренды (договором безвозмездного пользования).
С учетом изложенного надежной оценкой доходов от ожидаемых арендных платежей по договорам безвозмездного пользования, заключенным на неопределенный срок, в случае продления срока безвозмездного пользования на очередной финансовый год (плановый период), по мнению Департамента, является остаточная стоимость объекта операционной аренды на дату увеличения срока его полезного использования с учетом суммы справедливой стоимости арендных платежей, установленной передающей стороной на очередной финансовый год (плановый период).
При этом в бухгалтерском учете пользователя имущества корректировка учетных показателей объектов операционной аренды на неопределенный срок при изменении оценочных значений сроков полезного использования объектов производится на основании информации, предоставленной передающей стороной для расчета размера условных арендных платежей на период пролонгации, либо в ее отсутствие на базе размера условных арендных платежей, определенного передающей стороной при последнем уточнении условных значений (первоначальном признании объекта операционной аренды).
{Вопрос: Об отражении в бюджетном учете объектов учета по договорам аренды (безвозмездного пользования), заключенным на неопределенный срок, в случае продления срока аренды (безвозмездного пользования). (Письмо Минфина России от 24.11.2021 N 02-07-05/94992) {КонсультантПлюс}}
 
В соответствии с пунктом 20 СГС "Аренда" первоначальное признание объекта учета операционной аренды - права пользования активом производится на дату классификации объектов учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования.
Согласно абзацу первому пункта 17 СГС "Аренда", в случае если в период действия договора аренды (имущественного найма) или договора безвозмездного пользования стороны договора достигают согласия об изменении его условий, то на дату заключения соглашения с учетом новых условий производится пересмотр классификации объектов учета аренды в соответствии с положениями пунктов 12 - 15 СГС "Аренда" (реклассификация). При этом в случае если реклассификация объектов учета аренды исходя из новых условий договора не требуется, то при изменении срока пользования имуществом (срока договора) производится пересчет отдельных учетных показателей на оставшийся срок полезного использования объектов учета аренды (абзац третий пункта 17 СГС "Аренда").
Департамент обращает внимание, что в целях методологического сопровождения применения СГС "Аренда" разработаны Методические указания по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для государственного сектора "Аренда" (письмо Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464).
{Вопрос: Об отражении в бухучете организаций государственного сектора объектов учета операционной аренды при изменении условий договора аренды (имущественного найма) или договора безвозмездного пользования. (Письмо Минфина России от 12.01.2024 N 02-06-09/1427) {КонсультантПлюс}}
 
Аренда с переменной суммой платежей
Если условиями договора аренды предусмотрено изменение арендной платы, в учете арендодателя и арендатора производится корректировка стоимости арендных платежей (см. письмо Минфина России от 21.07.2021 N 02-07-10/58486).
Если арендная плата повысилась, делается такая же запись, как при передаче объекта в операционную аренду, на сумму разницы. Если плата снизилась, - обратная запись на сумму разницы.
При расчете ожидаемой суммы арендных платежей, производимом в условиях неопределенности, Минфин России рекомендовал руководствоваться принципом осмотрительности, то есть обеспечивать приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, отражая указанные объекты учета по самым консервативным оценкам - не завышая активы и (или) доходы и не занижая обязательства и (или) расходы.
Надежной оценкой ожидаемых платежей по договору аренды является сумма, прямо установленная договором аренды (с учетом ее изменений).
Однако планирование смет казенных учреждений, планов финансово-хозяйственной деятельности осуществляется на три года (бюджетный цикл). В связи с этим возможно применение и другого подхода.
По мнению Минфина России, более эффективное раскрытие в учете арендодателя ожидаемых поступлений по договорам аренды возможно в случае изменения подходов к формированию договорных отношений (с учетом утвержденных объемов прогнозируемых доходов от аренды).
Таким образом, отражать дебиторскую задолженность арендатора можно только на основании договора, но в сам договор можно включать планируемую на следующие три года арендную плату, а не устанавливать плату на последующие годы равной текущему году - такой расчет будет точнее.
В письме Минфина России от 14.04.2023 N 02-02-09/33791 специалисты ведомства напомнили, что в соответствии с пунктом 20 СГС "Аренда" первоначальное признание объекта учета операционной аренды - право пользования активом производится на дату классификации объектов учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором с одновременным отражением дебиторской задолженности арендатора.
Это правило действует независимо от срока аренды. Например, если договор аренды земли заключен на 49 лет, то в доходы будущих периодов надо включить всю сумму за 49 лет, а впоследствии отражать только сумму изменений арендной платы, в том числе изменяемой арендодателем в одностороннем порядке.
Статья: Операционная аренда недвижимости в 2023 году (Артемова И.В.) ("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 14) {КонсультантПлюс}
 
Каким методом определять справедливую стоимость арендной платы
Справедливую стоимость определяйте методом рыночных цен.
При его использовании руководствуйтесь общими правилами, установленными стандартом "Концептуальные основы...".
Минфин разъяснил, что дополнительно можно использовать правила определения текущей оценочной стоимости нефинансовых активов, закрепленные в Инструкции N 157н. Однако применять их следует лишь по аналогии и в части, не противоречащей стандартам. Этот вывод можно сделать исходя из того, что в данной инструкции порядок определения первоначальной стоимости объектов учета аренды указан отдельно от порядка определения текущей оценочной стоимости. Применение правил оценки из Инструкции N 157н рекомендуем отразить в учетной политике.
Какие данные о рыночной стоимости аренды использовать при оценке
Используйте данные о текущих рыночных ценах или недавних сделках с аналогичными или схожими активами, которые переданы в аренду при сравнимых обстоятельствах.
Чтобы цены считались рыночными, выбирайте текущие предложения или недавние сделки, которые удовлетворяют следующим условиям:
- стороны желают совершить сделку, проинформированы об объекте аренды и направлении его использования, а положение арендатора не является причиной для заключения сделки на вынужденных условиях;
- передающая сторона заинтересована в передаче объекта на рыночных условиях по наилучшей цене и не имеет необходимости удерживать объект до получения предложения хуже рыночного;
- сделка совершается между несвязанными сторонами, каждая из которых действует независимо, то есть стороны сделки не связаны отношениями, в результате которых устанавливаются нетипичные для рыночных условий цены.
Не используйте предложения и сделки, при которых цены были индивидуально завышены или занижены в результате скидок, премий и др.
При отборе цен руководствуйтесь принципом осмотрительности. Объекты учета аренды должны быть оценены по самым консервативным оценкам, не завышая стоимость активов и доходы и не занижая размер обязательств и расходы.
При определении рыночной цены используйте только документально подтвержденные данные.
За какой период рассчитывать справедливую стоимость арендной платы
Справедливую стоимость рассчитывайте за весь срок договора.
Минфин отметил, что так нужно поступать, даже если договор заключен на 49 лет.
Исключение - договоры, заключенные или пролонгированные на неопределенный срок. По ним Минфин рекомендовал определять справедливую стоимость исходя из периода трех лет после года, за который составлена последняя бухгалтерская отчетность.
Полагаем, при таком подходе потребуется ежегодно переоценивать объекты учета аренды, включая в расчет новый год трехлетнего срока. Конкретный порядок переоценки рекомендуем закрепить в учетной политике.
Обзор: "Как определить справедливую стоимость при аренде или безвозмездном пользовании" (КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}
 

#бухгалтеру

ООО на УСНО. С этого года являемся плательщиками НДС. Выбрали 5%. Хотим перейти на 22%. Можно ли применять ставку 22% с января 2027 года или все же надо переходить с 1 октября 2026 года? Есть нюанс: хотим завершить год с 5%, а с нового года начать с 22%. Как и когда все-таки лучше перейти, чтобы не упустить сроки?

Посмотреть ответ специалиста

С 1 января 2026 года в абзац 2 пункта 9 статьи 164НК РФ было внесено послабление: те, кто впервые перешел на пониженную ставку, вправе отказаться от нее в течение первых четырех кварталов. Отказаться можно в течение четырех последовательных кварталов, начиная с квартала, в котором впервые задекларирована специальная ставка НДС - 5 или 7%. Для того чтобы перейти на общеустановленную ставку НДС, вам необходимо подать налоговую декларация по ставке 22% за квартал не позднее 4 квартал 2026 года. В этом квартале истекает срок для льготного перехода, если пониженную ставку начали применять с 1 квартала 2026 года. Пример приведён в обосновании. Если за 4 квартал вы подадите декларацию с применением ставки НДС 5%, то с 2027 года уже не сможете перейти на ставку НДС 22%.
Для исключения возможных споров и рисков рекомендуем уточнить позицию налогового органа по месту учета.
 
Обоснование
 
Пониженные ставкиНДС 5%и 7%применяют без вычетов входного налога. В 2026 г. ставку 5% применяют при доходах до 272,5 млн руб., при превышении этой суммы - ставку 7%. Вместо этого можно платить НДС по обычным ставкам 22% или 10%и принимать к вычетувходной НДС (ст. 170НК РФ, п. 9Методических рекомендаций).
Заявление о выборе пониженных или обычных ставок подавать не надо, избранный способ ИФНС увидит из декларации. В учетную политику надо внести дополнение о выбранной ставке, а при выборе обычных ставок и наличии облагаемых и не облагаемых операций - о порядке раздельного учета. Рабочий план счетовдополняют счетами для учета НДС. 
 {Типовая ситуация: НДС при УСН: основные правила (Издательство "Главная книга", 2026) {КонсультантПлюс}}
 
Если бизнес принял решение использовать пониженные ставки, то делать это нужно в течение 12 последовательных кварталов, то есть трех лет(п. 9 ст. 164НК РФ). "При выборе общеустановленных ставок НДС такой плательщик УСН вправе перейти на применение специальной ставки НДС без ограничения с начала очередного налогового периода (квартала)", - уточняет ФНС России (цитата по Методическим рекомендациямпо НДС для УСН).
Тем, кто впервые перешел на НДС по ставке 5% или 7% с 1 января 2026 года, законодатель дал возможность перейти на общую ставку 22% в течение первых четырех кварталов применения пониженных ставок, советующие положения зафиксированы в статье 2Федерального закона от 28.11.2025 N 425-ФЗ.  
Статья: Порядок смены ставки НДС для компаний на УСН (Лисина Н.) ("Практическая бухгалтерия", 2026, N 3) {КонсультантПлюс}
 
В случае начала применения специальной ставки НДС в 2025 годуплательщик УСН, который обязан исчислять и уплачивать его в бюджет, должен применять их последовательно в течение 12 кварталов (кроме случаев, при которых он утратит право на применение УСН либо возникнет основание для освобождения от НДС, указанное выше). При выборе общеустановленных ставок НДС такой плательщик УСН вправе перейти на применение специальной ставки НДС без ограничения с начала очередного налогового периода (квартала).
Плательщики УСН, которые впервые перешли на применение ставки НДС 5 или 7% в 2026 году, могут отказаться от этого, не дожидаясь истечения 12 кварталов. Сделать так можно в течение четырех последовательных кварталов начиная с квартала, в котором впервые задекларирована специальная ставка НДС 5 или 7%. 
 <Письмо> ФНС России от 30.12.2025 N СД-4-3/11836@ "О направлении Методических рекомендаций по НДС для УСН 2026" {КонсультантПлюс}
Уведомлять налоговый орган о выборе иной ставки НДС (в данном случае общеустановленной 22%) не требуется. Налоговый орган узнает о применяемой налогоплательщиком УСН ставке НДС из представленной им декларации (п. 7Методических рекомендаций). 
 {Вопрос: Организация на УСН, занимающаяся перепродажей автомобилей, приобретенных у физлиц, стала плательщиком НДС по ставке 5% и начала исчислять НДС с межценовой разницы. Правомерно ли это? Сможет ли покупатель принять такой НДС к вычету? Может ли организация начать применять НДС 22% и в каком порядке? (Консультация эксперта, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3, 2026) {КонсультантПлюс}}
 
Плательщики УСН, которые впервые начали применять пониженную ставку НДС (5, 7%), могут отказаться от нее ранее, чем по истечении трех лет. Сделать это они вправе в течение четырех последовательных кварталов начиная с квартала, в котором впервые задекларирована пониженная ставка НДС. Правило о досрочном отказе от пониженной ставки действует с 1 января 2026 г., поэтому воспользоваться им могут следующие плательщики (п. 9 ст. 164НК РФ):
  • организации (ИП), которые с 1 января 2026 г. или позднее впервые перешли на применение пониженных ставок (п. п. 8, 9Методических рекомендаций по НДС для УСН 2026);
  • организации (ИП), которые начали применять пониженные ставки в 2025 г., если к 1 января 2026 г. не истекли последовательные четыре квартала применения таких ставок. Например, если организация перешла на ставку НДС 5% с IV квартала 2025 г., она может отказаться от пониженной ставки с I, II или III кварталов 2026 г. (ПисьмоМинфина России от 29.04.2026 N 03-07-11/36084).
Если же налогоплательщик применяет пониженную ставку НДС 5 или 7% с I квартала 2025 г., то отказаться от нее он может только по истечении 12 последовательных кварталов, то есть не ранее I квартала 2028 г. Этот вывод подтвержден разъяснением Минфина России (Письмоот 29.04.2026 N 03-07-11/36084);
 Готовое решение: Как организации и ИП, применяющие УСН, уплачивают и учитывают НДС (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}
 
Пример 1:отказ возможен. Организация превысила лимит в 60 миллионов рублей по итогам 9 месяцев 2025 года и стала плательщиком НДС с IV квартала 2025 года, выбрав ставку 5%. Первая декларация с операциями по ставке 5% подана за IV квартал 2025 года.
Отсчет четырех кварталов: IV квартал 2025 года, I квартал 2026 года, II квартал 2026 года, III квартал 2026 года. По состоянию на 1 января 2026 года прошел только один квартал из четырех. Условие соблюдено - организация вправе отказаться от ставки 5% в любом из оставшихся кварталов (I - III кв. 2026 г.) и перейти на общеустановленную ставку 22%.
Пример 2: отказ невозможен (ситуация из запроса). Организация превысила лимит в 60 миллионов рублей по итогам 2024 года и стала плательщиком НДС с I квартала 2025 года, выбрав ставку 5%. Отсчет четырех кварталов: I квартал 2025 года, II квартал 2025 года, III квартал 2025 года, IV квартал 2025 года. По состоянию на 1 января 2026 года все четыре квартала уже истекли. Условие не соблюдено - организация обязана применять ставку 5% в течение полных 12 кварталов (до конца 2027 года).
Именно об этом упоминает Минфин в последнем абзацеПисьма: для крупнейших упрощенцев (с доходом выше 60 миллионов рублей в 2024 году), которые первыми вошли в систему НДС в 2025 году, право на "короткий" отказ не предусмотрено. Они связаны 12-квартальным мораторием.   Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 29.04.2026 N 03-07-11/36084 <Кто из плательщиков НДС на УСН вправе отказаться от пониженной ставки?> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2026, N 11) {КонсультантПлюс}
 

#кадровику

Работник был на длительном больничном, 7 сентября пришел больничный лист, в котором указано, что 8 сентября он направляется на МСЭ. Какой алгоритм действий работодателя, если никаких заявлений от работника не поступило, но к работе он приступить не может по состоянию здоровья?

Посмотреть ответ специалиста

При направлении работника на МСЭ пособие платят за все дни, указанные в таблице "Освобождение от работы", включая дату направления и освидетельствования.
Специального кода для периода прохождения МСЭ в унифицированных формах табеля (Т-12, Т-13) не предусмотрено, однако работодатель обязан зафиксировать отсутствие работника. Считаем, что работодатель может самостоятельно установить код для отражения в табеле учета рабочего времени указанного периода. Например, это может быть код ОУ (отсутствие на рабочем месте по уважительной причине). До момента получения справки МСЭ и ИПРА (индивидуальной программы реабилитации) в табеле проставляется выбранный код. Это позволит избежать квалификации отсутствия как прогула. В разъяснениях Роструда специалисты ведомства отмечают, что работодатель вправе считать, что причины отсутствия работника на работе в период до получения справки МСЭ являются уважительными.
Больничный лист при направлении работника на МСЭ оплачивается в зависимости от результатов МСЭ:установлена инвалидность или не установлена инвалидность.
 
Обоснование
 
При направлении работника на МСЭ пособие платят за все дни, указанные в таблице "Освобождение от работы", включая дату направления и освидетельствования (п. 36Порядка формирования ЭЛН).
{Типовая ситуация: Пособие по больничному: расчет и размер (Издательство "Главная книга", 2026) {КонсультантПлюс}}

 
Вопрос:Как обозначать дни прохождения МСЭ в табеле учета рабочего времени? Работник находится на больничном, б/л не закрыт, отправлен на МСЭ.
Ответ:Если работник в то время продолжает находиться на больничном, то в табеле ставится код "Б"или цифровой код "19".
Правовое обоснование:Согласно Постановлению Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" временная нетрудоспособность обозначается в табеле учета рабочего времени буквенным кодом "Б"либо цифровым кодом "19".
{Вопрос: Как обозначать дни прохождения МСЭ в табеле учета рабочего времени? Работник находится на больничном, б/л не закрыт, отправлен на МСЭ. ("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024) {КонсультантПлюс}}

 
Вопрос:Сотрудник находился на длительном больничном по 21 июня, 22 июня был на комиссии по признанию инвалидности, 23 июня дали справку об инвалидности. Считать ли работнику эти 2 дня (22 и 23 июня) рабочими днями? Что ставить в табеле, нужно ли оплатить?
Ответ:Нормами действующего законодательства не предусмотрена оплата периода прохождения работником такой экспертизы. Кроме того, нормами действующего законодательства не урегулирован также порядок отражения в табеле учета рабочего времени период отсутствия работника в связи с прохождением им МСЭ.
На период прохождения работником МСЭ работодатель может, например, оформить ему отпуск без сохранения заработной платы, который в табеле учета рабочего времени будет отражен буквенным кодом "ДО"(цифровым - "16").
Правовое обоснование:Согласно ч. 1 ст. 128ТК РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.
В соответствии с ч. 4 ст. 91ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
{Вопрос: Сотрудник находился на длительном больничном по 21 июня, 22 июня был на комиссии по признанию инвалидности, 23 июня дали справку об инвалидности. Считать ли работнику эти 2 дня (22 и 23 июня) рабочими днями? Что ставить в табеле, нужно ли оплатить? ("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2022) {КонсультантПлюс}}


Вопрос:Работник находился на больничном по 24.10.2022. Дата направления на МСЭ и дата регистрации - 25.10.2022. Дата освидетельствования - 03.11.2022. 25.10.2022 установлена третья группа инвалидности. 07.11.2022 открыт новый больничный лист. Как и кто оплачивает работнику период с 25.10.2022 по 03.11.2022? Что проставляется в табеле учета рабочего времени за указанный период, если больничный лист медицинской организацией за этот период не открывался?
Ответ:Работодатель вправе в описанной вами ситуации посчитать, что причины отсутствия работника на работе за этот период являются уважительными.
Законодательство не обязывает оплачивать период отсутствия работника на работе по уважительным причинам.
Правовое обоснование:Согласно пп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 81ТК РФ прогул - отсутствие работника на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствие работника на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).
{Вопрос: Работник находился на больничном по 24.10.2022. Дата направления на МСЭ и дата регистрации - 25.10.2022. Дата освидетельствования - 03.11.2022. 25.10.2022 установлена третья группа инвалидности. 07.11.2022 открыт новый больничный лист. Как и кто оплачивает работнику период с 25.10.2022 по 03.11.2022? ("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2022) {КонсультантПлюс}}


Специальных отметок для обозначения в табеле времени отсутствия работника по уважительным причинам применительно к рассматриваемому вопросу действующим законодательством не предусмотрено. С учетом изложенного считаем, что работодатель может самостоятельно установить код для отражения в табеле учета рабочего времени указанного периода. Например, это может быть код ОУ (отсутствие на рабочем месте по уважительной причине без оплаты).
{Вопрос: Работник отсутствовал на работе три часа, причина признана уважительной, но оплачивать отсутствие работодатель не желает. Как правильно табелировать и оплачивать работу в этот день? Надо ли для того, чтобы посчитать заработок за пять часов, изменять систему оплаты труда работника на почасовую с тарифной ставкой? (Консультация эксперта, Минтруд России, 2022) {КонсультантПлюс}}

 
Оплачиваются ли дни прохождения МСЭ?
В соответствии с ч. 1 ст. 6Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и по общему правилу пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности:
- до дня восстановления трудоспособности;
- до дня установления инвалидности.
При этом продолжительность периода нетрудоспособности зависит от итогов экспертизы согласно п. 34, 35, 67Условий. Так, если работнику будет установлена инвалидность, больничный лист закроют днем, предшествующим дню регистрации документов в бюро МСЭ. Причем день регистрации документов будет считаться днем установления инвалидности (п. 11Правил признания лица инвалидом).
Если инвалидность не будет установлена, больничный лист, скорее всего, продлят до полного выздоровления или до повторного направления на МСЭ.
Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации. Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию предоставляется справка о результатах МСЭ (п. 36Правил признания лица инвалидом).
Таким образом, период прохождения освидетельствования в бюро МСЭ в таблице"Освобождение от работы" листка нетрудоспособности не отражается и в период нетрудоспособности дни прохождения МСЭ (в том числе день регистрации документов) не включаются. При этом, поскольку больничный лист еще не закрыт и результаты МСЭ не известны, гражданин не может работать в дни прохождения экспертизы, даже если она проводится заочно.
Так как период прохождения МСЭ в случае установления работнику группы инвалидности не является периодом освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью, пособие по временной нетрудоспособности за него не назначается.
Также, поскольку законодательством не предусмотрено иное, дни прохождения МСЭ не подлежат оплате.
Несмотря на то что порядок оформления дней прохождения МСЭ нормативно не урегулирован, работодателям следует учитывать, что отсутствие сотрудника на работе в связи с прохождением МСЭ является уважительной причиной и считать такие дни прогулом, даже если сотрудник не предупредил об этом заранее, нельзя, поскольку, во-первых, работника направляет на экспертизу врачебная комиссия, во-вторых, порядок прохождения МСЭ установлен нормативными актами.
Статья: Как оформить и оплатить работнику дни прохождения экспертизы для установления инвалидности? (Соболева Е.А.) ("Оплата труда: бухгалтерский учет и н

алогообложение", 2022, N 6) {КонсультантПлюс}
 
1. Как оплачивается больничный лист при направлении работника на МСЭ
Рассмотрим две ситуации:
  • в результате МСЭ работнику установлена инвалидность;
  • в результате МСЭ работнику не установлена инвалидность.
 
1.1. Как оплачивается больничный лист работнику в случае установления ему инвалидности
Больничный лист с кодом "32"в поле(строке)"Иное" свидетельствует об установлении работнику инвалидности (степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний). Пособие по такому больничному листу оплачивается в обычном порядке. Период нетрудоспособности определяется по таблице "Освобождение от работы" листка нетрудоспособности. Ограниченияпо продолжительности оплаты пособия инвалидам не применяются.
День освидетельствования в бюро МСЭв случае установления работнику инвалидности не оплачивается. Период временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дате регистрации документов в бюро МСЭ. Если же они зарегистрированы в бюро МСЭ позднее даты направления работника в это бюро, период освобождения от работы по решению врачебной комиссии может быть продлен до даты, предшествовавшей дате регистрации документов в бюро МСЭ (п. п. 36, 37, 79Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности).
 
1.2. Как оплачивается больничный лист работнику, если в результате МСЭ инвалидность не установлена
Если работник в период болезни был направлен на МСЭ, но инвалидность ему не установлена (в поле(строке)"Иное" листка нетрудоспособности отсутствует код "32" и не заполнено поле"Инвалидность" или строка"Установлена/изменена группа инвалидности" (в бумажном больничном)), то пособие оплачивается в обычном порядке.
Выплачивается пособие и за день освидетельствования в бюро МСЭ, если этот день входит в период временной нетрудоспособности работника и не приходится на период, за который пособие не назначается.
Период нетрудоспособности определяется по таблице "Освобождение от работы" больничного листа.
Готовое решение: Как оплачивается больничный лист при направлении работника на медико-социальную экспертизу и в случае болезни работника-инвалида (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}

Вопрос:Как оплачивается день освидетельствования работника в бюро МСЭ?
Ответ:День освидетельствования в бюро МСЭ в случае установления работнику инвалидности не оплачивается. Период временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дате регистрации документов в бюро МСЭ. Если же они зарегистрированы в бюро МСЭ позднее даты направления работника в это бюро, период освобождения от работы по решению врачебной комиссии может быть продлен до даты, предшествовавшей дате регистрации документов в бюро МСЭ (п. п. 36, 37, 79Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности).
Если работник в период болезни был направлен на МСЭ, но инвалидность ему не установлена (в поле(строке) "Иное" листка нетрудоспособности отсутствует код "32"и не заполнено поле "Инвалидность" или строка"Установлена/изменена группа инвалидности" (в бумажном больничном)), то пособие оплачивается и за день освидетельствования в бюро МСЭ, если этот день входит в период временной нетрудоспособности работника и не приходится на период, за который пособие не назначается.
Период нетрудоспособности определяется по таблице"Освобождение от работы" больничного листа.
{Вопрос: Как оплачивается день освидетельствования работника в бюро МСЭ? (Подборки и консультации Горячей линии, 2022) {КонсультантПлюс}}

#юристу

Как с банкрота-физлица удержать долг в пользу другого физлица через пенсионный фонд, если должник пенсионер?

Посмотреть ответ специалиста

Если процедура банкротства  в настоящий момент не завершена, то с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов требования о взыскании задолженности могут быть предъявлены только в порядке, установленном Законом о банкротстве. Кредиторы вправе предъявить требования, подав заявление для включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов в процедуре реструктуризации задолженности в течение 2 месяцев с момента опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении в отношении него процедуры реструктуризации задолженности; в процедуре реализации имущества гражданина - в течение 2 месяцев со дня опубликования сведений о признании его банкротом и введении процедуры реализации его имущества. Соответственно предъявление требований напрямую в СФР не предполагается.
 
Если процедура завершена, то  должник не освобождается от удовлетворения требований кредиторов, в отношении которых он вел себя недобросовестно. Если после реализации имущества должника требования этих кредиторов не удовлетворены, суд обязан выдать исполнительный лист.
Направить в территориальный орган СФР (далее - территориальный орган СФР) исполнительный документ о взыскании периодических платежей (например, алиментов) или денежных средств в общей сумме не более 100 000 руб. может сам взыскатель. При этом одновременно необходимо представить заявление об удержании, указав в нем свои Ф.И.О., данные удостоверяющего личность документа (например, паспорта) и реквизиты банковского счета либо адрес, на который следует перечислять (переводить) денежные средства (ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 229-ФЗ; ч. 1 ст. 21 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; ч. 1 ст. 5 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.03.2002 N 141).
Часто исполнительный документ (его копия) направляется в ТО СФР судебным приставом-исполнителем (ч. 1 ст. 98 Закона N 229-ФЗ).
 
Обоснование
 
Согласно ст. 213.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.
В соответствии с абз. 17 ст. 2 Закона о банкротстве под реструктуризацией долгов гражданина понимается реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов. Согласно абз. 18 ст. 2 Закона о банкротстве реализация имущества гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и освобождения гражданина от долгов.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 213.11 Закона о банкротстве, с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей. Требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в порядке, установленном Законом о банкротстве. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения. Аналогичные последствия предусмотрены и применительно к процедуре реализации имущества гражданина (абз. 3 п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве").
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено Законом о банкротстве. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (п. 2 ст. 5 Закона о банкротстве).
Включенное в реестр требований кредиторов требование подлежит удовлетворению:
- в порядке и на условиях, установленных планом реструктуризации задолженности гражданина, если соответствующий план был утвержден арбитражным судом (п. 1 ст. 213.19 Закона о банкротстве);
- в порядке и в очередности, установленных ст. 213.27 Закона о банкротстве.
Из вышеуказанных норм и разъяснений следует, что:
1) с даты введения процедуры реструктуризации задолженности или реализации имущества должника-гражданина требования о взыскании с него задолженности могут быть заявлены только в деле о банкротстве. Исключение составляют требования по текущим платежам (обязательствам, которые возникли после возбуждения производства по делу о банкротстве должника);
2) для заявления требования в деле о банкротстве должника-гражданина кредитору необходимо в 2-месячный срок с даты опубликования в газете "Коммерсантъ" объявления о введении соответствующей процедуры подать в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, заявление о включении требований в реестр требований кредиторов;
3) требования кредиторов, признанные арбитражным судом обоснованными, включаются в реестр требований кредиторов и удовлетворяются в порядке и в сроки, установленные Законом о банкротстве (ст. ст. 213.19, 213.27 Закона о банкротстве);
4) исковые заявления кредиторов, не рассмотренные до даты введения процедуры банкротства, подлежат оставлению без рассмотрения. Требования о взыскании с должника-гражданина задолженности по текущим платежам подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.
{Вопрос: Какой порядок взыскания задолженности с должника-гражданина, в отношении которого введены процедуры банкротства? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}}
Требования, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества, считаются погашенными, и должник, как правило, освобождается от дальнейшего их исполнения. Данное правило применяется, в частности, в отношении ипотеки, не погашенной к моменту признания заемщика банкротом, за исключением заключения вами и утверждения судом отдельного мирового соглашения (п. 6 ст. 213.27, п. 3 ст. 213.28 Закона N 127-ФЗ).
При этом гражданин, признанный банкротом, не освобождается от дальнейшего исполнения, в частности, требований по текущим платежам, о возмещении вреда жизни или здоровью, возмещении морального вреда, взыскании алиментов, а также оставшихся непогашенными требований кредиторов, при возникновении и исполнении которых должник действовал недобросовестно. Они могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве в непогашенной их части (п. п. 3 - 6 ст. 213.28 Закона N 127-ФЗ; п. 12 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021; п. 21 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019).
Ситуация: Как признать гражданина банкротом? ("Электронный журнал "Азбука права", 2026) {КонсультантПлюс}
307-ЭС16-12310(4) Должник не освобождается от удовлетворения требований кредиторов, в отношении которых он вел себя недобросовестно. Если после реализации имущества должника требования этих кредиторов не удовлетворены, суд обязан выдать исполнительный лист. КЭС-21
{Обзор: "Верховный суд обобщил практику: на что обратить внимание в обзоре N 4 (2019)" (КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}}

1. Предъявление исполнительного листа в СФР (ПФР)
·    Взыскатель может предъявить исполнительный лист непосредственно в ПФР (СФР), минуя судебных приставов, для взыскания задолженности из пенсии должника 
Судебная практика.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.03.2021 N 88-2849/2021
"...Б.Л.Ф. обратилась в суд с... иском к... ПФР [с 01.01.2023 СФР - ред.]... о признании незаконными действий...
Истец, полагая, что пенсионный фонд не является органом, уполномоченным производить удержания по исполнительным документам из пенсии должника, считает действия ответчика по удержанию незаконными...
Отказывая в удовлетворении заявленных требований... установив отсутствие доказательств нарушения... ПФР... порядка удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам... суд... пришел к выводу об отсутствии нарушений... прав истца на своевременное и полное получение пенсии.
...пенсионный фонд как организация, осуществляющая выплату пенсии, управомочен исполнять требования, содержащиеся в судебных актах, исполнительных листах, которые в том числе могут быть направлены непосредственно в адрес фонда, минуя органы Федеральной службы судебных приставов.
Суды пришли к правильному выводу о том, что... ответчик правомерно принял к исполнению исполнительный лист... об обращении взыскания на пенсию должника..."
Аналогичная позиция найдена в следующих судебных актах:
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 08.06.2023 по делу
N  88а-16582/2023, 2а-1296/2022
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.05.2021 N 88-7723/2021 по делу
N 2-347/2020
{Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Предъявление (направление) исполнительного листа в государственные органы и учреждения в гражданском процессе (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}}
 
1.1. Порядок удержания
Направить в территориальный орган СФР (далее - территориальный орган СФР) исполнительный документ о взыскании периодических платежей (например, алиментов) или денежных средств в общей сумме не более 100 000 руб. может сам взыскатель. При этом одновременно необходимо представить заявление об удержании, указав в нем свои Ф.И.О., данные удостоверяющего личность документа (например, паспорта) и реквизиты банковского счета либо адрес, на который следует перечислять (переводить) денежные средства (ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 229-ФЗ; ч. 1 ст. 21 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; ч. 1 ст. 5 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.03.2002 N 141).
Часто исполнительный документ (его копия) направляется в ТО СФР судебным приставом-исполнителем (ч. 1 ст. 98 Закона N 229-ФЗ).
Со дня получения исполнительного документа от взыскателя или его копии от судебного пристава-исполнителя ТО СФР обязан производить удержания из пенсии и перечислять удержанные суммы в течение трех дней со дня выплаты пенсии взыскателю (если взыскиваются периодические платежи или денежные суммы, не превышающие 100 000 руб.) или на депозитный счет службы судебных приставов (в иных случаях) (ч. 3 ст. 98 Закона N 229-ФЗ).
 
 1.2. Размер удержания
По общему правилу на основании исполнительных документов может быть удержано не более 50% страховой пенсии, фиксированной выплаты (с учетом ее повышения) к страховой пенсии. Однако при взыскании с пенсионера алиментов на несовершеннолетних детей, денежных средств в возмещение вреда, причиненного здоровью, или в связи со смертью кормильца, в возмещение ущерба, причиненного преступлением, возможно удержание не более 70% указанных выплат (ч. 3 ст. 29 Закона N 400-ФЗ; ч. 2, 3 ст. 99 Закона N 229-ФЗ).
Конкретный размер удержаний определяет судебный пристав-исполнитель, направляющий исполнительный документ в ТО СФР. Удержание производится в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе, исходя из размера страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней. При этом должен быть соблюден принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе в части сохранения доходов должника ежемесячно в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ (регионального прожиточного минимума, установленного для пенсионеров, если эта величина превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ) (ч. 2 ст. 29 Закона N 400-ФЗ; абз. 8 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ; п. 4 ст. 4 Закона N 229-ФЗ; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22.01.2024 N 81-КГ23-9-К8).
На основании исполнительных документов могут быть удержаны суммы из страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений такой выплаты), а также накопительной пенсии и срочной пенсионной выплаты. При этом из пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, удержание не производится (п. п. 9, 10 ч. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ).
Ситуация: Каковы порядок и случаи удержаний из страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии? ("Электронный журнал "Азбука права", 2026) {КонсультантПлюс}

#специалисту по госзакупкам

Договоры заключены по п.4 ч.1 ст. 93 закона 44-ФЗ, по какому пункту 44-ФЗ можно увеличить сумму данных договоров в связи с изменением налоговой ставки с 01.01.2026?

Посмотреть ответ специалиста

Увеличить цену контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по Закону N 44-ФЗ можно в случаях, указанных в Законе N 44-ФЗ.
Вместе с тем регулятор контрактной системы последовательно разъясняет, что без изменения цены контракта вы можете скорректировать ставку НДС. Это можно сделать, так как ставка НДС не является существенным условием контракта. При этом указано, что из-за изменения ставки НДС цена контракта может быть увеличена при возникновении обоснованной необходимости. Если условия контракта можно скорректировать по ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ на основании решения высшего исполнительного органа субъекта РФ или местной администрации. В этих решениях могут быть предусмотрены условия их применения, а также указаны контракты (сфера правоотношений), к которым они применимы (Информационное письмо Минфина России от 20.01.2026 N 24-01-06/3022).
 
Обоснование
 
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 3, 6, 8, 21, 22, 23, 29, 32, 34, 40, 41, 46, 51, 52, 56, 59 и 62 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
(п. 10 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 26.12.2024 N 484-ФЗ, от 31.07.2025 N 333-ФЗ).
п. 10 ч. 1 ст. 95, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.08.2026) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" {КонсультантПлюс}
 
Частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что при исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Вместе с тем размер процентной ставки НДС не является условием договора, относительно которого между сторонами должно быть достигнуто соглашение, а также условием, существенным или необходимым для договора поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (в том числе приобретения недвижимого имущества или аренды имущества).
Таким образом, по мнению Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы, ставка НДС не является существенным условием контракта и может быть изменена путем заключения дополнительного соглашения без изменения цены контракта.
{Вопрос: Об изменении ставки НДС, указанной в госконтракте, без изменения цены контракта. (Письмо Минфина России от 20.05.2025 N 03-07-11/49150) {КонсультантПлюс}}

Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Риски, связанные с исполнением контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика (подрядчика, исполнителя), которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке.
При этом все участники, пожелавшие принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заранее осведомлены об условиях исполнения контракта и предупреждены о невозможности изменения цены контракта, за исключением случаев, указанных в Законе о контрактной системе, а подача заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о согласии поставщика принять на себя обязательства, связанные с оказанием услуг на условиях, установленных заказчиком.
Учитывая изложенное, цены контрактов, заключенных до повышения ставки НДС, не подлежат изменению в связи с таким повышением.
{Информационное письмо Минфина России от 28.08.2018 N 24-03-07/61247 "По вопросу изменения цены контрактов после повышения ставки налога на добавленную стоимость" {КонсультантПлюс}}
 
Какую ставку применять по контрактам, заключенным по Закону N 44-ФЗ
При поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) начиная с 2026 г. применяется ставка 22% независимо от даты заключения и условий контракта (Письмо Минфина России от 19.01.2026 N 24-06-06/2382).
По контрактам на строительство или реконструкцию объектов капстроительства, заключенным до 1 января 2026 г., применяется ставка (Письмо Минфина России от 19.01.2026 N 24-06-06/2382):
· 20% - к этапам работ, которые приняты заказчиком до указанной даты;
· 22% - к этапам работ, которые приняты в 2026 г.
Полагаем, что эта позиция применима и к иным заключенным до 2026 г. контрактам, в которых предусмотрены этапы исполнения после 1 января 2026 г.
Цена государственного (муниципального) контракта является твердой. Она определяется на весь срок его исполнения. Заказчик не имеет права изменять существенные условия контракта, за исключением предусмотренных случаев (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Так, можно изменить существенные условия ряда контрактов для обеспечения федеральных нужд, если возникли независящие от сторон обстоятельства, мешающие исполнить контракт из-за увеличения ставки НДС. Скорректировать можно (п. 1 Постановления Правительства РФ от 15.04.2026 N 416, п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.07.2026 N 864):
· цену контракта в пределах повышения ставки НДС. Это касается товаров (работ, услуг), принимаемых после 1 января 2026 г.;
· объем и (или) виды работ. При этом цена контракта не увеличивается.
Данный порядок изменения существенных условий применяется, если контракты не предусматривают ставку НДС 22% и заключены (п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2026 N 416, п. 2 Постановления Правительства РФ от 09.07.2026 N 864):
· до 1 января 2026 г.;
· по итогам закупок, извещения о которых размещены в ЕИС (приглашения направлены) до 1 января 2026 г.
Изменять указанные условия контрактов в сфере строительства можно только до 1 октября 2026 г. по соглашению сторон на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ (п. 1 Постановления Правительства РФ от 15.04.2026 N 416). Для контрактов на ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования таких ограничений нет.
Региональным и местным органам рекомендовано принять подобные меры в отношении аналогичных контрактов для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд соответственно.
При принятии решения об изменении цены остальных контрактов руководствуйтесь разъяснениями Минфина России. Он указал, что из-за изменения ставки НДС цена контракта может быть увеличена при возникновении обоснованной необходимости. Если условия контракта нельзя изменить по основаниям, указанным в ст. 95 Закона N 44-ФЗ, их можно скорректировать по ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ на основании решения высшего исполнительного органа субъекта РФ или местной администрации. В этих решениях могут быть предусмотрены условия их применения, а также указаны контракты (сфера правоотношений), к которым они применимы (Информационное письмо Минфина России от 20.01.2026 N 24-01-06/3022).
Ранее ведомство высказывало позицию о том, что без изменения цены контракта вы можете скорректировать ставку НДС. Это можно сделать, так как ставка НДС не является существенным условием контракта. Изменить ее можно, заключив дополнительное соглашение к контракту (Письма Минфина России от 20.05.2025 N 03-07-11/49150, от 28.08.2018 N 24-03-07/61247). Таким образом, налог увеличивается за счет поставщика (подрядчика, исполнителя).
Готовое решение: Что учесть в связи с увеличением ставки НДС до 22% с 1 января 2026 г. (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}
 
На основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ можно также изменить существенные условия некоторых контрактов, если из-за увеличения с 1 января 2026 г. ставки НДС возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения таких контрактов. Речь идет о контрактах, в которых не предусмотрен увеличенный размер ставки НДС и которые заключены для федеральных нужд до 1 января 2026 г. (по итогам закупок, извещения о которых размещены в ЕИС или приглашения принять участие направлены до 1 января 2026 г.). К таким контрактам относятся (п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2026 N 416, п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 09.07.2026 N 864):
- ряд строительных контрактов. Изменения по ним возможны до 1 октября 2026 г.;
- контракты на выполнение работ (оказание услуг) по ремонту и (или) содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Изменять можно следующие существенные условия (п. 1 Постановления Правительства РФ от 15.04.2026 N 416, п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.07.2026 N 864):
- цену контракта в пределах увеличения ставки НДС с 1 января 2026 г. в отношении товаров, работ, услуг, которые будут приниматься после 1 января 2026 г.;
- объемы (виды) работ, строительных ресурсов без изменения цены контракта.
Обзор: "Перечень антикризисных мер" (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}