от 15 мая 2014 года

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2014 N 14-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с жалобой гражданина А.Н. Якимова"

Конституционный Суд уточнил процедуру уведомления о проведении митингов

Суд признал неконституционной часть 1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Норма неконституционна в той мере, в какой она не обеспечивает возможность подачи уведомления о проведении публичного мероприятия для случаев, когда срок подачи уведомления (не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения мероприятия) полностью совпадает с нерабочими праздничными днями.

Как указал Суд, правовое регулирование трудовых отношений допускает ситуации, при которых число следующих один за другим нерабочих праздничных дней может превышать установленный указанным законом срок подачи уведомления.

В данном деле заявителю было отказано в согласовании шествия, запланированного на 19 января 2012 года, из-за того, что уведомление о его проведении было подано 10 января, то есть с нарушением срока, предусмотренного законом. Из-за того, что в 2012 году "новогодние каникулы" длились с 1 по 9 января включительно, фактически был лишен возможности провести шествие 19 января.

Суд признал, что в подобных ситуациях организатор публичного мероприятия лишается возможности провести мероприятие без каких-либо конституционных оснований, а государство не выполняет свою конституционную обязанность обеспечить защиту права на свободу мирных собраний.

Федеральному законодателю предписано внести изменения в законодательство.

До внесения изменений правоприменительные органы должны исходить из следующего:

если общий срок подачи уведомления совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням;

если это окажется невозможным, правоприменительные органы обязаны обеспечить прием и рассмотрение уведомлений в нерабочий праздничный день;

не допускается продление на период нерабочих праздничных дней срока, в течение которого уполномоченный орган может предложить организатору мероприятия изменить место или время мероприятия, а также устранить несоответствие закону условий его проведения, указанных в уведомлении.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Постановление Правительства РФ от 12.05.2014 N 430
"О наделении Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации отдельными полномочиями по управлению и распоряжению федеральным имуществом"

ГУСП будет осуществлять от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов страны в отношении федерального имущества

Предусмотрено, что Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению земельными участками и иным недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности, управление и распоряжение которыми Президентом РФ поручено возложить на ГУСП.

Установлено, что в целях реализации предоставленных полномочий Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, в частности:

осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью федерального имущества, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;

закрепляет федеральное имущество в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает указанным организациям задания по использованию федерального имущества в случаях, установленных законодательством, а также производит изъятие федерального имущества;

организует оценку федерального имущества в целях осуществления имущественных, иных прав и законных интересов Российской Федерации;

принимает решение о совершении сделок с федеральным имуществом, не закрепленным за подведомственными федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, за исключением сделок по отчуждению федерального имущества;

осуществляет в установленном порядке согласование сделок подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, связанных с распоряжением федеральным имуществом (при этом не допускается согласование сделок по отчуждению федерального имущества).

Распоряжение Правительства РФ от 10.05.2014 N 793-р
<Об утверждении Концепции методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов>

Утверждена Концепция методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов

Основной целью Концепции является определение и правовое закрепление основных подходов, правил, методов и способов систематизации и кодирования информации, направленных на улучшение качества взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с физическими и юридическими лицами, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления между собой.

По итогам реализации Концепции предусматривается обеспечить:

актуальность сведений об объектах и субъектах правоотношений в различных информационных ресурсах;

исключение повторного и многократного ввода одних и тех же сведений в информационные ресурсы, ранее представленные в иные информационные ресурсы;

однозначность идентификации объектов и субъектов правоотношений при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти, а также между органами государственной власти;

минимизацию затрат, связанных с ведением и поддержанием в актуальном состоянии различных информационных ресурсов.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Приказ Минтруда России от 07.04.2014 N 210н
"Об утверждении профессионального стандарта "Оператор хранилища отработанного ядерного топлива"
Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2014 N 32204

Установлена характеристика квалификации оператора хранилища отработанного ядерного топлива

Определены следующие обобщенные трудовые функции:

ведение технологических процессов или отдельных операций с отработанным топливом и радиоактивными отходами в процессе "сухого" хранения отработанного ядерного топлива (ОЯТ);

ведение технологических процессов с отработавшими тепловыделяющими сборками, радиоактивными отходами и технологическими средами в процессе "мокрого" хранения ОЯТ;

обеспечение безопасного ведения и контроля технологических процессов хранения ОЯТ.

Предусмотрены возможные наименования должностей, требования к образованию и обучению, к опыту практической работы (предъявляется только для трудовой функции по обеспечению безопасного ведения и контроля технологических процессов хранения ОЯТ), а также особые условия допуска к работе.

Профессиональный стандарт применяется:

работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Приказ Минфина России от 27.03.2014 N 20н
"О внесении изменения в Правила подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, за исключением программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 марта 2013 г. N 26н"
Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2014 N 32202.

Внесены уточнения в правила подготовки программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета в части их размещения в сети Интернет

Изменениями предусматривается, что при установлении предполагаемой даты вступления в силу федерального стандарта учитывается необходимость его размещения (публикации) на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем за 6 месяцев до начала отчетного года, за который применение стандарта при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным.

Приказ МИД России N 4842, Минфина России N 26н от 07.04.2014
"О внесении изменений в приказ Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 14 декабря 2011 г. N 22606/173н "Об утверждении Перечня иностранных государств, в отношении представительств которых на условиях взаимности либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации применяется ставка налога на добавленную стоимость 0 процентов при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2014 N 32211.

Расширен перечень государств, в отношении дипломатических представительств которых применяется нулевая ставка по НДС

В раздел I Перечня, утвержденного Приказом МИД РФ N 22606, Минфина РФ N 173н от 14.12.2011 (в котором поименованы государства, в отношении которых при реализации дипломатическим представительствам товаров (работ, услуг) нулевая ставка по НДС применяется без ограничений), включены: Абхазия, Индия, Южная Осетия.

Кроме того, скорректированы некоторые позиции раздела II Перечня (содержащего ограничения по применению нулевой ставки НДС в отношении представительств поименованных в нем государств), касающиеся Камеруна, Швеции и Эфиопии.

Приказ ФНС России от 08.05.2014 N ММВ-7-6/267@
"Об утверждении структуры классификаторов/справочников, используемых для исчисления имущественных налогов физическим лицам"

В целях систематизации утверждена структура классификаторов/справочников, применяемых для исчисления имущественных налогов физлицам

Приведен перечень наименований классификаторов (в том числе классификатор налоговых льгот, категорий льготируемых лиц, категорий недвижимого имущества, земли и транспорта для определения ставок и льгот), а также соответствующая им аббревиатура.

По каждому классификатору определены, в частности, объекты классификации, его структура и порядок ведения.

<Письмо> ФНС России от 05.05.2014 N ЕД-4-15/8603@
"О направлении нового регламента передачи информации по показателям базы данных "НДС-КНП"

Обновлен регламент передачи информации по показателям базы данных "НДС-КНП"

Разработка нового регламента связана с изменением периодичности выгрузки информации по программному модулю ПИК "НДС", предназначенного для формирования и передачи сведений о камеральных налоговых проверках по НДС, в которых налог заявлен к возмещению из бюджета, решениях о возмещении НДС, а также сведений об осуществлении зачета и возврата сумм НДС.

<Письмо> ФНС России от 05.05.2014 N БС-4-11/8700
"О налогообложении доходов физических лиц"

В случае признания задолженности по кредиту безнадежной у клиента банка возникает доход, подлежащий обложению НДФЛ

Задолженность клиента может быть признана безнадежной и списана с баланса кредитной организации, если ее взыскание по исполнительному листу с должника не представляется возможным.

При списании задолженности с баланса банка у клиента возникает экономическая выгода в виде экономии на расходах по уплате сумм комиссии.

В этом случае кредитная организация признается налоговым агентом и должна исполнять обязанности, связанные с удержанием у налогоплательщика исчисленной суммы налога.

Удержание производится за счет любых денежных средств, фактически выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, либо по его поручению третьим лицам (удерживаемая сумма налога не должна превышать 50 процентов суммы выплаты).

Если выплаты отсутствуют, кредитная организация обязана письменно сообщить о невозможности удержать налог и сумме налога налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета.

<Письмо> ФНС России от 07.05.2014 N ГД-4-3/8785
"О направлении письма Минфина России"

Минфин России разрешил налогоплательщикам Крыма заявлять вычет по НДС на основании налоговых накладных

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на присоединенных территориях с 1 января 2015 года. До этой даты применяются нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В соответствии с нормами Налогового кодекса Украины при поставке товаров (услуг), а также при получении денежных средств в качестве предварительной оплаты (аванса) товаров (услуг) продавец выставляет налоговую накладную.

Следовательно, при приобретении товаров (услуг), отгруженных (оказанных) до 1 января 2015 года, вычеты НДС у налогоплательщиков, применяющих Налоговый кодекс РФ, производятся в порядке, установленном НК РФ, на основании налоговых накладных.

<Письмо> ФНС России от 08.05.2014 N ГД-4-3/8851
<О направлении письма Минфина России от 09.04.2014 N 03-00-РЗ/16236>

До налоговых органов доведена позиция Минфина России по вопросу применения предусмотренных международными соглашениями льгот в отношении выплачиваемых доходов от источника в РФ

В письме Минфина России, направленном в налоговые органы, указано, что предоставление иностранному лицу - получателю дохода налоговых льгот противоречит целям и задачам международных соглашений, если получатель такого дохода действует в интересах иного лица, фактически получающего выгоду

Данный вывод обоснован следующим.

Предусмотренные международными соглашениями льготы (пониженные ставки и освобождения) в отношении выплачиваемых доходов от источника в РФ не должны применяться, если они выплачиваются в рамках сделок, осуществленных таким образом, что иностранное лицо, претендующее на получение льготы (промежуточное звено - кондуитная компания), выплачивает прямо или косвенно весь или почти весь доход другому лицу, которое не имело бы льгот по соответствующему договору об избежании двойного налогообложения, если бы такие доходы выплачивались напрямую фактическому получателю (бенефициарному собственнику) дохода (в письме приведены примеры кондуитных сделок).

То есть льготы, предусмотренные международными соглашениями, при выплате дохода в виде дивидендов, процентов и доходов от использования авторских прав от источников в РФ должны применяться исключительно в случае, если резидент иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключено соответствующее соглашение, является фактическим получателем дохода.

Также обращено внимание, что согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 ответственность за правильность исчисления и удержания налога у источника (включая правильность применения льгот) несет налоговый агент, выплачивающий соответствующий доход.

<Письмо> ФНС России от 08.05.2014 N ГД-4-3/8852
"О документальном подтверждении представительских расходов"

Документальным подтверждением представительских расходов для целей налогообложения может являться отчет, утвержденный руководителем организации

Соответствующее разъяснение содержится в письме Минфина России от 10.04.2014 N 03-03-РЗ/16288.

Отмечено также, что все расходы, поименованные в отчете о представительских расходах, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами.

Данные разъяснения подготовлены в рамках мероприятий, направленных на устранение избыточных требований о подтверждении представительских расходов (п. 10 раздела IV ("дорожной карты") "Совершенствование налогового администрирования", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 N 162-р).

<Письмо> ФНС России от 08.05.2014 N СА-4-14/8901
"О принятии Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ"

ФНС России напоминает об отмене обязанности налогоплательщиков сообщать налоговым органам об открытии (закрытии) счетов в банках

Обязанность сообщать об открытии (закрытии) счетов в банках, лицевых счетов, а также о возникновении и прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа отменена Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ.

<Письмо> ФНС России от 08.05.2014 N СА-4-14/8902
"О принятии Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ"

Федеральному казначейству рекомендована форма сообщения об открытии (закрытии, изменении реквизитов) лицевого счета

Соответствующая обязанность возложена на Казначейство России Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ.

До утверждения формы и форматов направления сообщений в установленном порядке ФНС России рекомендует использовать форму сообщения, приведенную в приложении к данному письму.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Указание Банка России от 16.10.2013 N 3076-У
"О признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России"
Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2014 N 32217.

В целях упорядочения нормативных актов Банком России признано утратившим силу указание о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег

Признано утратившим силу Указание Банка России от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" с изменениями, внесенными в него Указанием Банка России от 28.04.2008 N 2003-У "О внесении изменения в пункт 2 Указания Банка России от 20 июня 2007 года N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя".

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

Указание Банка России от 05.03.2014 N 3208-У
"О перечне изменений и дополнений, вносимых управляющей компанией в правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом"
Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2014 N 32205.

Утвержден перечень изменений и дополнений, вносимых управляющей компанией в правила доверительного управления ПИФом, которые вступают в силу в увеличенные сроки

В перечень включены, в частности, изменения, связанные с:

установлением или исключением права владельцев инвестиционных паев закрытого или биржевого фонда на получение дохода от доверительного управления фондом;

изменением количества голосов, необходимых для приятия решения общим собранием владельцев инвестиционных паев закрытого фонда;

изменением сведений об имуществе, которое может быть передано в оплату инвестиционных паев закрытого и биржевого фонда.

Данные изменения будут вступать в силу в сроки, предусмотренные пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "Об инвестиционных фондах".

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования в "Вестнике Банка России". Предусматривается, что со дня вступления в силу Указания не должно применяться Положение о регистрации правил доверительного управления ПИФами, утв. Приказом ФСФР России от 21.12.2006 N 06-154/пз-н.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Приказ Минобрнауки России от 28.03.2014 N 248
"О Порядке и сроке прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)"
Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2014 N 32200.

Утвержден новый порядок прикрепления к образовательным и научным организациям для подготовки кандидатской диссертации без обучения в аспирантуре

Прикрепление будет допускаться к образовательным и научным организациям, в которых создан диссертационный совет, имеющий право проводить защиту диссертаций по соответствующей научной специальности, на срок не более 3 лет.

В организации должна быть создана комиссия по вопросам прикрепления. На основе положительного решения данной комиссии с прикрепляемым лицом будет заключаться договор, в котором указываются условия и срок подготовки диссертации.

После заключения договора руководитель организации должен издать распорядительный акт о прикреплении лица к организации, который размещается на официальном сайте организации.

Признан утратившим силу раздел V Положения, утв. Приказом Минобразования России от 27.03.1998 N 814, регулировавший подготовку кандидатских и докторских диссертаций в форме соискательства.

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы