Интервью генерального директора компании «Консультант Плюс» Д.Б. Новикова

Мы будем активно работать, что бы ни произошло

Универсальных подходов "как преодолеть кризис" не существует, особенно для тех, кто работает в условиях жесткой конкуренции и развивается без активного привлечения внешних ресурсов. Своим рецептом делится Дмитрий Новиков, руководитель компании "Консультант Плюс", одного из крупнейших российских разработчиков справочных правовых систем.

- Дмитрий, прошел год с начала кризиса. Совпали ли ваши прогнозы с тем, что произошло на самом деле?

- Мы были уверены, что сможем удержать ситуацию - уже проходили что-то похожее в 1998 году. В ОСНОВЕ ЭТОЙ УВЕРЕННОСТИ НАШ ПРОДУКТ СИСТЕМА КОНСУЛЬТАНТПЛЮС, ИНСТРУМЕНТ ЮРИСТА И ФИНАНСИСТА. РЕАЛЬНО РАБОТАЮЩЕМУ БИЗНЕСУ ОН НУЖЕН ПОСТОЯННО, А ТЕМ БОЛЕЕ В КРИЗИС, КОГДА ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА БОЛЬШЕ. Но иллюзий у нас не было, мы ожидали, что будет непросто.

Хотя в прошлые годы количество наших клиентов увеличивалось на 15-20% в год, в этом году без потерь не обошлось. Ушли те, кто не смог удержаться на плаву. МЫ ОБСЛУЖИВАЕМ КОМПАНИИ ИЗ ВСЕХ ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ, И НАША СИТУАЦИЯ СООТВЕТСТВУЕТ ОБЩЕМУ ПОЛОЖЕНИЮ ДЕЛ В СТРАНЕ.

Этой осенью ситуация вроде бы выравнивается, мы надеемся, что наши основные потери уже позади. Оптимизм внушает и то, что в целом бизнес в кризисном году в стране не останавливался. НА ФОНЕ ПОТЕРЬ ОДНИХ КЛИЕНТОВ ПРИХОДЯТ НОВЫЕ - ЗАМЕТНО ПОМЕНЬШЕ, ЧЕМ В ПРОШЛЫЕ ГОДЫ, НО ИХ НЕМАЛО.

Что будет дальше - посмотрим. У нас есть план действий для любого варианта развития событий, и МЫ БУДЕМ АКТИВНО РАБОТАТЬ, ЧТО БЫ НИ ПРОИЗОШЛО.

- На что вы сделали ставку в своей антикризисной стратегии?

- МЫ ВСЕГДА ВЕЛИ БИЗНЕС ОЧЕНЬ ПРАГМАТИЧНО И ЭФФЕКТИВНО, СТАРАЛИСЬ АКТИВНО, НО РАЗУМНО ИНВЕСТИРОВАТЬ И НИКОГДА НЕ РАССЧИТЫВАЛИ НА ВНЕШНИЕ ИНВЕСТИЦИИ. Мы не вели политику скупки активов, а полагались только на рост за счет привлечения новых клиентов по нашим основным продуктам. В результате до кризиса бизнес рос стабильно, но все же средними темпами по сравнению с некоторыми отраслями. ВСЕ НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ В ПРОШЛЫЕ ГОДЫ БЫЛИ ОСНОВАНЫ НЕ СТОЛЬКО НА БЛАГОПРИЯТНОЙ КОНЪЮНКТУРЕ, СКОЛЬКО НА УПОРНОЙ РАБОТЕ НАД КАЧЕСТВОМ И НАДЕЖНОСТЬЮ ПРОДУКТОВ И СЕРВИСА, и на эффективной организации бизнеса.

Эти же три составляющие - эффективность бизнес-процессов, развитие качества продуктов и сервиса, стабильная политика с партнерами - мы сделали основой нашей работы в кризис. Мы не стали изобретать велосипед, придумывать что-то революционное в управлении, а СДЕЛАЛИ ЕЩЕ БОЛЬШИЙ АКЦЕНТ НА ТО, В ЧЕМ ВСЕГДА БЫЛИ СИЛЬНЫ.

- Какие антикризисные меры были вами предприняты?

- ОТЛИЧИЕМ "КОНСУЛЬТАНТПЛЮС" ВСЕГДА БЫЛА ОЧЕНЬ НАДЕЖНАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ СЕРВИСНАЯ ПОДДЕРЖКА КЛИЕНТОВ, И ЕЙ МЫ С ПАРТНЕРАМИ СТАЛИ УДЕЛЯТЬ ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ - НА ЭТОМ ЭКОНОМИТЬ НЕЛЬЗЯ. Кризис показал, что надо еще более тщательно выстраивать сервис для каждого клиента и очень заботливо относиться к его потребностям. У многих наших дистрибьюторов создан целый комплекс дополнительных услуг для пользователей, например, профессиональные семинары, консультации и многое другое.

А ЕЩЕ МЫ ВСЕГДА УМЕЛИ ВОВРЕМЯ ВВОДИТЬ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ, ПРОРЫВНЫЕ ИННОВАЦИИ В НАШИ ПРОДУКТЫ. Чтобы выпустить на рынок какую-то новинку для пользователей, нам нужно минимум год-два вести ее разработку и тестирование. И мы также понимали, что нельзя останавливать инвестиции в новые разработки, это значит заморозить развитие продукта на годы вперед. В первую очередь, это ощутили бы пользователи, да и у конкурентов появился бы шанс.

А вот все остальные затраты пришлось тщательно взвесить и на многом сэкономить. Но это внутренняя экономия, не за счет удобства клиентов и качества продуктов. Мы тщательно отлаживали бизнес-процессы, всюду, где могли, повышали эффективность. Это дало ресурсы для поддержания надежности сервиса, продуктов и даже развития в этот непростой период.

- А что-то новое в продуктах вы предложили клиентам?

- НЕСМОТРЯ НА НЕСКОЛЬКО ТЯЖЕЛЫХ МЕСЯЦЕВ, МЫ ВЫПУСТИЛИ ЦЕЛУЮ СЕРИЮ НОВИНОК В СИСТЕМЕ "КОНСУЛЬТАНТПЛЮС". Их разработки были запущены примерно два года назад. Весной мы представили новую технологию в системе "КонсультантПлюс" - "Технологию ПРОФ", и в течение четырех месяцев бесплатно перевели на нее всех наших клиентов.

В сентябре мы выпустили две новинки для бухгалтеров - путеводитель по сделкам и материалы судебной практики по вопросам налогообложения. И учитывая непростую экономическую ситуацию, мы пошли на беспрецедентный шаг и приняли решение вводить эти новые материалы без увеличения цены. Конечно, если бы мы предложили их за деньги, то некоторые компании смогли бы купить их даже сейчас. Но все-таки мы решили, что нужно предоставить возможность работать с новшествами всем клиентам без исключения.

Кстати, в ближайшее время выйдут полезные разработки для наших пользователей-юристов.

- Следите ли вы за ситуацией у конкурентов? Как они работают в кризис?

- Конкуренция на нашем рынке очень жесткая - есть и известные игроки, и новые участники. Конкуренция идет во всех сферах, и в этой борьбе мы предпочитаем основное внимание уделять качеству нашей работы - улучшать сервис, выводить на рынок больше новшеств.

Как мне кажется, МЫ ПОДОШЛИ К НЫНЕШНИМ ТРУДНОСТЯМ С ЛУЧШИМ ЗАПАСОМ ПРОЧНОСТИ, ЧЕМ БОЛЬШИНСТВО КОНКУРЕНТОВ. ИТОГИ КРИЗИСНОГО ГОДА ПОДВОДИТЬ ПОКА РАНО, НО ЕСТЬ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО МЫ ТОЧНО НЕ ПРОИГРАЛИ, А СКОРЕЕ УКРЕПИЛИ СВОИ ПОЗИЦИИ НА РЫНКЕ.

- Изменилась ли в период кризиса ваша политика по отношению к дистрибьюторам?

- Никаких принципиальных изменений мы не вводили. По отношению к партнерам у нас ведется прозрачная, понятная и предсказуемая политика - и по ценам, и по взаимоотношениям. Мы всегда понимали, что партнерам необходима поддержка и стабильность базовых принципов сотрудничества, которые мы со своей стороны неуклонно соблюдаем все 17 лет работы.

Причины такого ясного и твердого курса очевидны. Основная нагрузка по продаже и сервисному обслуживанию системы "КонсультантПлюс" лежит на плечах наших дистрибьюторов, а это 700 информационных сервисных центров по всей стране. Им очень непросто, они на переднем крае - все сложности и проблемы клиентов в первую очередь чувствуют они.

Но, несмотря на трудности, абсолютное большинство наших партнеров работает стабильно. Результаты у всех разные - кто-то сумел не просто сохранить почти всех прежних клиентов, но и привлечь новых, то есть расширить бизнес. Кто-то не совсем справился с затруднениями, испытывает сейчас проблемы, или вообще вышел из бизнеса, но таких единицы.

Но В ЦЕЛОМ В СЕТИ "КОНСУЛЬТАНТПЛЮС" ХОРОШАЯ РАБОЧАЯ ОБСТАНОВКА И УВЕРЕННОСТЬ В ТОМ, ЧТО ИЗ ЛЮБОГО КРИЗИСА МЫ ВСЕ ВМЕСТЕ ВЫЙДЕМ ДОСТОЙНО, С ЕЩЕ БОЛЕЕ СИЛЬНЫМИ ПОЗИЦИЯМИ НА РЫНКЕ - ТАК, КАК ЭТО БЫЛО ВСЕГДА В ИСТОРИИ НАШЕЙ КОМПАНИИ И СЕТИ.

По материалам журнала "Компания" (N 37, 12 октября 2009 года)

Интервью генерального директора компании «Консультант Плюс» Д.Б. Новикова

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы