Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" и предоставлен ООО КП "Респект" - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Уфа, ул. 50 лет СССР 48/1. Тел. (347) 291-20-70, 292-12-18.
Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
Название документа
"КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 29 апреля 2014 года
Определены требования к выражению согласия абонентов сотовых сетей на получение платных контент-услуг (Федеральный закон от 23.07.2013 N 229-ФЗ)"
ОПРЕДЕЛЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫРАЖЕНИЮ СОГЛАСИЯ
АБОНЕНТОВ СОТОВЫХ СЕТЕЙ
НА ПОЛУЧЕНИЕ ПЛАТНЫХ КОНТЕНТ-УСЛУГ
(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 23.07.2013 N 229-ФЗ)
С 1 мая 2014 г. (с момента вступления в силу Закона N 229-ФЗ) вводится специальное регулирование в сфере оказания контент-услуг. Под контентными услугами будут пониматься платные услуги, которые технологически неразрывно связаны с услугами сотовой связи и которые направлены на повышение их потребительской ценности. Иными словами, речь идет о мобильном информационно-развлекательном контенте (прогноз погоды, новости, гороскоп, музыка, фото, игры, конкурсы и др.), который реализуется в основном посредством платных СМС-сообщений.
С этой же даты сотовые операторы должны заручаться согласием абонента на получение контент-услуг. Причем абонент должен выразить свое согласие только путем совершения действий, которые позволяют точно определить личность абонента и достоверно установить его волеизъявление. Представляется, что на практике с реализацией данного положения могут возникнуть трудности. Объясняется это тем, что у сотовых операторов нет объективной возможности проконтролировать, кто осуществляет доступ к мобильному устройству абонента (например, если абонентский номер зарегистрирован на юрлицо).
До получения согласия сотовые операторы обязаны предварительно информировать абонента об условиях оказания контент-услуг (о тарифах, их кратком содержании, предоставляющем их лице и лицевом счете, с которого будут списываться денежные средства на оплату услуг). Способ информирования в Законе N 229-ФЗ не установлен. Вероятно, информация может высылаться непосредственно абоненту (например, посредством СМС-сообщений или на электронную почту) либо размещаться в СМИ или на официальном сайте оператора. Кроме того, согласие может быть выражено путем подписания с мобильным оператором соглашения на бумажном носителе или заключения такого соглашения в электронной форме.
В настоящее время суды признают согласием абонента на оказание контентных услуг, например, такие действия:
- направление СМС-сообщения на номер, содержащийся в оферте (см. следующий судебный акт);
- верификация телефонного номера на сайте и пополнение виртуального счета под своим аккаунтом (см. следующий судебный акт);
- указание своего номера телефона при регистрации на сайте в целях активации подписки на платные сервисы и последующий ввод кода, полученного абонентом в СМС-сообщении (см. следующий судебный акт).
Если мобильные операторы нарушат перечисленные в Законе N 229-ФЗ требования, то абоненты не должны оплачивать оказанные контент-услуги. Наряду с этим за нарушение указанных требований операторы будут нести гражданско-правовую ответственность перед абонентами (например, в виде возмещения убытков и компенсации морального вреда). Помимо этого, если абонент-потребитель не будет предварительно проинформирован об условиях оказания контент-услуг, сотовым операторам - организациям грозит штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).
Представляется, что у мобильных операторов возникнут дополнительные расходы и издержки в связи с новыми обязанностями. Поэтому вполне вероятно, что такие расходы могут вызвать повышение стоимости предоставляемых абоненту контент-услуг.
Также определено, в каких случаях сотовые операторы будут обязаны открывать отдельные лицевые счета для оплаты только контент-услуг (п. 2 ст. 1 Закона N 229-ФЗ).