#бухгалтеру бюджетной организации
Посмотреть ответ специалиста
В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Установление порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Поэтому порядок закрепления имущества за муниципальными учреждениями, а также особенности формирования и использования муниципальной казны определяются муниципальными правовыми актами соответствующего муниципального образования.
Имущество принадлежит учреждению на праве оперативного управления. Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ, право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Причем собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества; имуществом, изъятым у учреждения, собственник данного имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).
Таким образом, собственник имущества - муниципалитет вправе изъять из оперативного управления имущество с целью его дальнейшего закрепления за другим муниципальным учреждением на основании решений уполномоченных органов местного самоуправления.
В Письме Минфина России от 01.04.2011 N 02-06-10/1209 разъясняется: если имущество передается между муниципальными учреждениями на основании распорядительного акта уполномоченного органа, предусматривающего прекращение права оперативного управления имуществом у одного учреждения и закрепление права оперативного управления за другим, отражение указанного имущества, по мнению ведомства, допустимо осуществлять на счетах учреждений, минуя счета учета казны.
Обратите внимание! Передача имущества (минуя муниципальную казну) может быть использована в том случае, если это не противоречит принятому в муниципальном образовании порядку управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Обоснование
Представительный орган муниципального образования
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:
определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
ППО самостоятельно распоряжается своей собственностью. Законом не предусмотрены особые способы распоряжения ею. Обычно это те же способы, что и в случае возникновения права собственности в ином порядке. В частности, вы можете сделать следующее:
Это следует в том числе из п. 2 ст. 209, п. п. 3, 4 ст. 214, п. п. 2, 3 ст. 215, ст. 217 ГК РФ, п. 6 ч. 2 ст. 8, ч. 1, 2 ст. 56 Закона о публичной власти в субъектах РФ, п. 5 ч. 10 ст. 35, ч. 2 ст. 51 Закона о местном самоуправлении.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Установление порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Поэтому порядок закрепления имущества за муниципальными учреждениями, а также особенности формирования и использования муниципальной казны определяются муниципальными правовыми актами соответствующего муниципального образования.
Имущество принадлежит учреждению на праве оперативного управления. Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Причем собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества; имуществом, изъятым у учреждения, собственник данного имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).
Таким образом, собственник имущества - муниципалитет вправе изъять из оперативного управления имущество с целью его дальнейшего закрепления за другим муниципальным учреждением на основании решений уполномоченных органов местного самоуправления.
В Письме Минфина России от 01.04.2011 N 02-06-10/1209 разъясняется: если имущество передается между муниципальными учреждениями на основании распорядительного акта уполномоченного органа, предусматривающего прекращение права оперативного управления имуществом у одного учреждения и закрепление права оперативного управления за другим, отражение указанного имущества, по мнению ведомства, допустимо осуществлять на счетах учреждений, минуя счета учета казны.
Обратите внимание! Передача имущества (минуя муниципальную казну) может быть использована в том случае, если это не противоречит принятому в муниципальном образовании порядку управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Вопрос: О порядке учета имущества, изъятого из оперативного управления учреждения в казну муниципального образования на основании распорядительного акта муниципального органа власти, осуществляющего в отношении имущества муниципальной казны полномочия собственника.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 1 апреля 2011 г. N 02-06-10/1209
Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо по вопросу отражения на счетах по учету казны имущества при его передаче от одного учреждения другому и сообщает.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Таким образом, если имущество на основании распорядительного акта муниципального органа власти, осуществляющего в отношении имущества муниципальной казны полномочия собственника (уполномоченного органа), изъято из оперативного управления учреждения в казну муниципального образования, то учет указанного имущества до его закрепления на праве оперативного управления за другим учреждением должен осуществляться в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" на соответствующем счете аналитического учета счета 10800 "Нефинансовые активы имущества казны" (10851,10852, 10854, 10855, 10856).
В случае если передача имущества между муниципальными учреждениями осуществляется на основании распорядительного акта уполномоченного органа, предусматривающего прекращение права оперативного управления имуществом у одного учреждения и закрепление права оперативного управления за другим, отражение указанного имущества, по мнению Департамента, допустимо осуществлять на счетах учреждений, минуя счета учета казны.
Примеры НПА
Изъятие муниципального имущества из хозяйственного ведения муниципальных предприятий или оперативного управления органов местного самоуправления, отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район, наделенных правами юридического лица, муниципальных учреждений осуществляется в казну муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области.
В случае передачи муниципального имущества с целью его перераспределения между муниципальными предприятиями, учреждениями, органами местного самоуправления или отраслевыми (функциональными) органами администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район изъятие муниципального имущества из хозяйственного ведения или оперативного управления осуществляется, минуя казну муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области, напрямую с баланса на баланс указанных юридических лиц.
Согласно ст. 299 и главе 14 Гражданского кодекса РФ, в отношении имущества, приобретенного уже в процессе финансово-хозяйственной деятельности учреждения по договору или иным основаниям, а также при передаче имущества, закрепленного на праве оперативного управления, между муниципальными учреждениями муниципального образования муниципального района "Сосногорск" на основании постановления администрации муниципального района "Сосногорск", предусматривающего прекращение права оперативного управления имуществом у одного учреждения и закрепление права оперативного управления за другим, отражение указанного имущества осуществляется на балансовом учете учреждений, минуя балансовый учет муниципальной казны (Письмо МФ РФ от 01.04.2011 N 02-06-10/1209).
Агентство Республики Коми по управлению имуществом
Приказ от 27 июня 2012 г. N 94д
об оформлении решений о передаче государственного имущества Республики Коми
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" приказываю:
При передаче государственного имущества Республики Коми, а именно при одновременном прекращении права оперативного управления на имущество одного государственного органа Республики Коми, органа исполнительной власти Республики Коми, государственного учреждения Республики Коми (далее - Юридическое лицо) и закреплении права оперативного управления за другим Юридическим лицом, отражать указанное имущество на счетах Юридических лиц, минуя счета учета казны.
#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
В случае формирования кассового чека коррекции в отношении расчета, ранее произведенного без применения ККТ, такой чек коррекции должен содержать (помимо обязательных реквизитов самого кассового чека коррекции) реквизиты, соответствующие расчету, который был произведен без применения ККТ (дата, наименование товара, работы, услуги, адрес расчета и другие реквизиты, которые предусмотрены приказом ФНС России от 14.09.2020 №ЕД-7-20/662).
Форма документов (служебная записка и заявление) законодательством не установлена. Официальные разъяснения отсутствуют.
Полагаем, что в служебной записке от кассира необходимо будет указать конкретные даты, контрагентов и операции, по которым не были пробиты чеки. Указать на каком кассовом аппарате не были пробиты чеки, и по какой причине (не зарегистрирована касса). Указать какого числа на ККТ был сформирован чек коррекции, и на какую сумму. Копию распечатанного чека коррекции приложить. В заявлении указать, какую кассу (с регистрационным номером и заводским номером экземпляра фискального накопителя в режиме передачи фискальных данных) использует общество. Далее указать, что для освобождения от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 статьи 14.5 КоАП РФ, добровольно заявляем о неприменении нами контрольно-кассовой техники при поступлении денежных средств от покупателя в безналичном/наличном порядке на расчетный счет организации и ненаправлении этому покупателю кассового чека в электронной форме или на бумажном носителе. Уточнить конкретные операции из служебной записки. Далее уточнить, что при обнаружении ошибки кассиром (указать дату) была составлена соответствующая служебная записка и сформирован кассовый чек коррекции. Одновременно был направлен кассовый чек на электронный адрес покупателя или выдан в бумажном варианте. В случае необходимости готовы предоставить дополнительные пояснения.
Обоснование
Согласно изменениям к КоАП РФ, вступившим в силу с 31 июля 2020 года, направлять заявление об исправлении ошибки в кассовом чеке (БСО коррекции) больше не требуется.
По новым требованиям законодательства <*>, налогоплательщики освобождаются от административной ответственности за неприменение ККТ (или применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, либо с нарушением порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий ее перерегистрации), если в налоговый орган направлен кассовый чек коррекции (БСО коррекции). Специальное заявление подавать в инспекцию в этом случае уже не нужно.
Кассовый чек коррекции (БСО коррекции) необходим в тех случаях, когда нужно оформить расчет, сделанный без ККТ, или исправить ошибки порядка применения ККТ. При этом пользователь ККТ обязан обеспечить достаточность сведений в чеке коррекции (БСО коррекции), чтобы было понятно, в отношении какого расчета применяется корректировка (например, сослаться на фискальный признак некорректного документа).
Сообщить в налоговый орган об исправлении ошибок также возможно обычными чеками на возврат.
Источник: Приказ ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию". <*> Примечание к статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
Кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению контрольно-кассовой техники в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения контрольно-кассовой техники либо в случае применения контрольно-кассовой техники с нарушением требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники (абз. 2 п. 4 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ). При этом законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники не устанавливает обязанность пользователя осуществлять корректировку расчетов с использованием той единицы контрольно-кассовой техники, которая ранее не была применена либо при применении которой был совершен некорректный расчет (Письмо ФНС России от 23.03.2021 N АБ-4-20/3755@).
Кассовый чек коррекции формируется пользователем исключительно в двух случаях:
1) неприменения контрольно-кассовой техники, то есть в случае, когда при осуществлении расчета контрольно-кассовая техника фактически не была применена, или использована контрольно-кассовая техника, не зарегистрированная в налоговых органах, или контрольно-кассовая техника применена не на полную сумму расчета (в отношении неучтенной суммы расчета) и т.д. (Постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16);
2) нарушения порядка применения контрольно-кассовой техники (применение контрольно-кассовой техники с ошибкой), например при корректировке ошибочного реквизитного состава кассового чека.
При этом лицо, направившее в налоговый орган кассовый чек коррекции, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2, 4 ст. 14.5 КоАП РФ, если соблюдены в совокупности следующие условия (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ):
Таким образом, правильное оформление кассового чека коррекции позволяет пользователю избежать привлечения налоговыми органами к административной ответственности за нарушение порядка применения ККТ по ч. 2, 4 ст. 14.5 КоАП РФ (Информация ФНС России "Чек коррекции поможет избежать штрафа за ошибки в расчетах без онлайн-кассы").
Вместе с тем согласно примечанию к ст. 14.5 КоАП РФ лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им ККТ либо о применении им ККТ с нарушением установленных порядка, сроков и условий перерегистрации ККТ и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, а также лицо, направившее в налоговый орган кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции), освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 или 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:
- на момент обращения лица с заявлением в налоговый орган либо направления лицом в налоговый орган кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции) налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
- представленные сведения и документы либо кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) являются достаточными для установления события административного правонарушения.
По ч. 4 ст. 14.5 КоАП лицо может освободиться от ответственности, если (в совокупности):
- добровольно сообщит о неподаче в установленный срок заявления о перерегистрации ККТ;
- подаст указанное заявление и приложит к нему документы, подтверждающие нарушение (например, чеки с номером незарегистрированного ФН);
- осуществит вышеуказанные действия до момента отправки налоговым органом Обществу первого документа, которым Общество информируется о выявлении налоговым органом признаков правонарушения.
Таким образом, при соблюдении вышеуказанных условий организация должна быть освобождена от ответственности по ч. 2 и 4 ст. 14.5 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, в случае корректировки только общей суммой расчетов при использовании форматов фискальных документов версии 1.05 в целях освобождения от административной ответственности на основании примечания к ст. 14.5 КоАП РФ пользователю необходимо в обязательном порядке направить в налоговые органы в дополнение к сформированным кассовым чекам коррекции и (или) новым кассовым чекам, сформированным для исправления некорректных кассовых чеков, сведения и документы, достаточные для установления каждого события административного правонарушения, то есть идентификации каждого конкретного расчета.
В вышеуказанном случае при использовании форматов фискальных документов версии 1.1 в дополнение к кассовым чекам коррекции направление таких сведений и документов, достаточных для установления каждого события административного правонарушения, требуется для однозначного применения налоговым органом положений примечания к ст. 14.5 КоАП РФ в части освобождения пользователя от административной ответственности (Письмо ФНС России от 06.08.2018 N ЕД-4-20/15240@). Данная рекомендация также применима при использовании форматов фискальных документов версии 1.2.
#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
Электротехнический персонал - это специально подготовленный персонал, организующий и осуществляющий монтаж, наладку, ремонт, эксплуатацию, техническое обслуживание, управление режимом работы электроустановок.
Приказом Минэнерго России от 22.09.2020 N 796 (ред. от 09.12.2024) утверждены Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации. Приводится перечень организаций, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики, на которые распространяются требования Правил.
Проверка знаний проводится (п. 45 Правил N 811 технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, п. 49(1) Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ):
Согласно п. 52 Правил N 796, у председателя, его заместителя и двух членов центральной постоянно действующей комиссии по проверке знаний организации, знания проверяет руководитель или заместитель руководителя организации, прошедший аттестацию по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики. Исключение - в отношении указанных лиц, которые согласно п. 41 Правил предполагается присвоение (подтверждение) группы по электробезопасности.
Остальные члены центральной комиссии организации должны проходить проверку знаний в центральной постоянно действующей комиссии организации
Обоснование
Комиссия по проверке знаний организации должна состоять не менее чем из пяти человек, включая председателя и заместителя(ей) председателя комиссии. В состав комиссии по проверке знаний организации должны включаться работники из числа административно-технического персонала организации (ее филиала, представительства) по направлениям проверки знаний.
(п. 51 в ред. Приказа Минэнерго России от 30.11.2022 N 1271)
В отношении председателя, заместителя председателя и двух членов центральной постоянно действующей комиссии по проверке знаний организации, определенных организационно-распорядительным документом организации, проверка знаний проводится руководителем или заместителем руководителя организации, прошедшим аттестацию по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики в соответствии с нормативными правовыми актами по вопросам аттестации, за исключением случаев, если в отношении указанных лиц в соответствии с пунктом 41 Правил предполагается присвоение (подтверждение) группы по электробезопасности.
(в ред. Приказа Минэнерго России от 30.11.2022 N 1271)
Остальные члены центральной постоянно действующей комиссии по проверке знаний организации должны проходить проверку знаний в центральной постоянно действующей комиссии организации.
Все члены комиссии по проверке знаний обслуживающих организаций, указанных в абзаце пятом пункта 2 Правил, должны проходить проверку знаний в комиссии, созданной этой организацией.
(в ред. Приказа Минэнерго России от 30.11.2022 N 1271)
В случае если это предусмотрено организационно-распорядительными документами субъекта электроэнергетики (потребителя электрической энергии), владеющего на праве собственности или ином законном основании объектами электроэнергетики, в отношении которых обслуживающей организацией осуществляется выполнение работ или оказание услуг, или условиями договора между таким субъектом электроэнергетики (потребителем электрической энергии) и обслуживающей организацией, проверка знаний председателя, заместителя председателя и не менее двух членов центральной постоянно действующей комиссии по проверке знаний обслуживающей организации должна проводиться в комиссии по проверке знаний, формируемой указанным субъектом электроэнергетики (потребителем электрической энергии).
Председатель, заместители председателя и не менее двух членов постоянно действующей комиссии по проверке знаний филиала, представительства, структурного подразделения организации должны проходить проверку знаний в вышестоящей комиссии по проверке знаний, созданной в организации.
Проверка знаний остальных членов постоянно действующей комиссии по проверке знаний филиала, представительства, структурного подразделения организации должна проводиться в постоянно действующей комиссии по проверке знаний такого филиала, представительства, структурного подразделения.
При эксплуатации электроустановок потребители должны обеспечить подготовку своих работников, относящихся к категориям персонала, указанным в пункте 38 Правил, к работе в электроустановках, включая проведение с ними обязательных форм работы с персоналом, в соответствии с:
Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденными приказом Минэнерго России от 22 сентября 2020 г. N 796
(далее - Правила работы с персоналом и приказ Минэнерго России N 796 соответственно), - в отношении персонала потребителя, эксплуатирующего объекты по производству электрической энергии и (или) объектов электросетевого хозяйства, присоединенные к электроэнергетической системе (за исключением принадлежащих потребителям объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 0,4 кВ и ниже, присоединенных к электрическим сетям на уровне напряжения 0,4 кВ);
Правилами работы с персоналом с учетом особенностей, установленных пунктами 40 - 45 Правил, - в отношении персонала потребителя, эксплуатирующего объекты электросетевого хозяйства классом напряжения 0,4 кВ и ниже, присоединенные к электрическим сетям на уровне напряжения 0,4 кВ, и (или) энергопринимающие установки.
Проверка знаний работников потребителя - юридического лица, численность работников которого не позволяет образовать комиссию по проверке знаний в соответствии с Правилами работы с персоналом, должна проводиться в комиссиях, формируемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, или его территориальными органами.
КАК В ОРГАНИЗАЦИИ СОЗДАТЬ КОМИССИЮ ПО ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА
При формировании комиссии учтите требования, определенные Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ (п. 2.4 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок).
Организационно-распорядительными документами (например, приказами) создайте комиссии по проверке знаний организации. Речь идет о комиссиях следующих уровней (п. 50 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ):
Дополнительно в организации можете создать (п. 50 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ):
В порядке проведения работы с персоналом определите иерархию комиссий по проверке знаний, созданных в организации (п. 50 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ).
В какой комиссии должны проходить проверку знаний члены комиссии организации, указано в п. п. 52, 53 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ.
В частности, у председателя, его заместителя и двух членов центральной постоянно действующей комиссии по проверке знаний организации, определенных организационно-распорядительным документом организации, знания проверяет руководитель или заместитель руководителя организации, прошедший аттестацию по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики в соответствии с НПА по вопросам аттестации. Исключение - в отношении указанных лиц согласно п. 41 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ предполагается присвоение (подтверждение) группы по электробезопасности (п. 52 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ). Остальные члены центральной комиссии организации должны проходить проверку знаний в центральной постоянно действующей комиссии организации (п. 52 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ).
Председатель, его заместители и не менее двух членов постоянно действующей комиссии по проверке знаний филиала, представительства, структурного подразделения организации должны проходить проверку знаний в вышестоящей комиссии по проверке знаний, созданной в организации. Проверка знаний остальных членов комиссии филиала, представительства, структурного подразделения организации должна проводиться в постоянно действующей комиссии по проверке знаний такого филиала, представительства, структурного подразделения (п. 53 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ).
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
Заявление о зачете встречных требований не может рассматриваться как фактическое признание требований истца, поскольку зачет - самостоятельный способ прекращения обязательств, не требующий признания долга другой стороны.
Обоснование
Обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. В случаях, предусмотренных законом, допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
ст. 410 ГК РФ {КонсультантПлюс}
Согласно статье 410 ГК РФ, для прекращения обязательств зачетом, по общему правилу, необходимо, чтобы требования сторон были встречными, их предметы были однородными и по требованию лица, которое осуществляет зачет своим односторонним волеизъявлением (далее - активное требование), наступил срок исполнения. Указанные условия зачета должны существовать на момент совершения стороной заявления о зачете. Например, встречные требования сторон могут в момент своего возникновения быть неоднородными (требование о передаче вещи и требование о возврате суммы займа), но к моменту заявления о зачете встречные требования сторон уже будут однородны (требование о возмещении убытков за нарушение обязанности по передаче вещи и требование о возврате суммы займа).
Согласно статье 410 ГК РФ, для зачета необходимо и достаточно заявления одной стороны. Для прекращения обязательств заявление о зачете должно быть доставлено соответствующей стороне или считаться доставленным по правилам статьи 165.1 ГК РФ.
Наличие условий для зачета без заявления о зачете не прекращает и не изменяет обязательства сторон. До заявления о зачете стороны не вправе отказаться от принятия надлежащего исполнения по встречным требованиям, стороны также не вправе требовать возврата исполнения, предоставленного до заявления о зачете.
Если обязательства были прекращены зачетом, однако одна из сторон обратилась в суд с иском об исполнении прекращенного обязательства либо о взыскании убытков или иных санкций в связи с ненадлежащим исполнением или неисполнением обязательства, ответчик вправе заявить о состоявшемся зачете в возражении на иск.
Кроме того, обязательства могут быть прекращены зачетом после предъявления иска по одному из требований. В этом случае сторона по своему усмотрению вправе заявить о зачете как во встречном иске (статьи 137, 138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статья 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), так и в возражении на иск, юридические и фактические основания которых исследуются судом равным образом (часть 2 статьи 56, статья 67, часть 1 статьи 196, части 3, 4 статьи 198 ГПК РФ, часть 1 статьи 64, части 1 - 3.1 статьи 65, часть 7 статьи 71, часть 1 статьи 168, части 3, 4 статьи 170 АПК РФ). В частности, также после предъявления иска ответчик вправе направить истцу заявление о зачете и указать в возражении на иск на прекращение требования, по которому предъявлен иск, зачетом.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6 "О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств" {КонсультантПлюс}
Вопрос: Одностороннее заявление о зачете встречных однородных требований направлено ответчиком и получено истцом после подачи искового заявления. Влечет ли оно прекращение встречных обязательств, или обязательна подача встречного иска?
Ответ: Обязательства могут быть прекращены зачетом даже при направлении одностороннего заявления о зачете после подачи иска. Подача встречного иска необязательна. Однако ответчику стоит указать на такой зачет, в частности, в своих возражениях на иск.
Обоснование: Условия, необходимые для прекращения обязательств зачетом, предусмотрены ст. ст. 410, 411 Гражданского кодекса РФ. В частности, законодатель относит к таким условиям следующее: требования должны быть встречными, однородными, срок требований должен наступить и зачет не должен быть запрещен законом и договором. Для признания зачета требований состоявшимся достаточно заявления одной стороны.
Таким образом, гражданское законодательство не содержит запретов или ограничений на проведение зачета, в том числе и одностороннего, после предъявления иска по соответствующим требованиям.
В п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6 "О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств" также указано, что одностороннее заявление о зачете может быть направлено одной стороной другой стороне в период после подачи искового заявления. При этом Верховный Суд РФ отмечает, что о зачете может быть заявлено как во встречном иске, так и в возражениях на иск или в заявлении о зачете, о котором ответчик может дополнительно сообщить в своих возражениях на иск.
Отметим, что ранее судебная практика придерживалась другой позиции. Так, в п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 N 65 суд прямо указывал, что обязательство не может быть прекращено зачетом после подачи искового заявления в суд, такой вопрос разрешается в порядке предъявления встречного иска.
Таким образом, согласно сложившейся правоприменительной практике обязательства могут быть прекращены зачетом даже при направлении одностороннего заявления о зачете после подачи иска. Подача встречного иска необязательна. Однако ответчику стоит указать на такой зачет, в частности, в своих возражениях на иск.
Д.Б. Варешина ЗАО "Сплайн-Центр"
Региональный информационный центр Сети КонсультантПлюс
Вопрос: Как производится зачет встречных однородных требований, если кредитор обратился с иском в суд к дебитору, а дебитор с иском к кредитору не обращался? Можно ли в данной ситуации дебитору инициировать зачет посредством направления кредитору заявления о зачете встречных требований?
Ответ: Для зачета необходимо и достаточно заявления одной стороны. Оно должно быть доставлено или считаться доставленным по правилам ст. 165.1 ГК РФ. Пока нет заявления о зачете, обязательства сторон не прекращаются и не изменяются, даже если соблюдены условия для зачета. До направления такого заявления стороны обязаны принять надлежащее исполнение по встречным требованиям. Кроме того, стороны не могут требовать возврата исполнения, предоставленного до заявления о зачете (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6).
Отметим, что вы можете согласовать с контрагентом порядок прекращения встречных требований, отличный от предусмотренного ст. 410 ГК РФ. Так, вы можете установить, что они прекращаются автоматически без заявления одной из сторон (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6).
Учтите, что в определенных ситуациях для зачета нужно соблюдать дополнительные условия. Например, если вам предъявили иск, вы должны использовать для зачета встречный иск или представить возражения на иск. Их юридические и фактические основания исследуются судом равным образом. В частности, после предъявления иска вы можете направить истцу заявление о зачете, а в возражении на иск указать, что требование, по которому предъявлен иск, прекращено зачетом (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6).
Вы можете провести зачет встречного однородного требования, когда одновременно соблюдаются следующие условия:
1) срок такого требования наступил, не указан или определен моментом востребования (ст. 410 ГК РФ). Это условие по общему правилу обязательно, если вы делаете одностороннее заявление о зачете. Если вы заключаете с контрагентом соглашение о зачете, его можно не соблюдать. Закон не запрещает договариваться о прекращении обязательств с ненаступившими сроками исполнения (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16).
Обратите внимание: для зачета необходимо, чтобы срок исполнения наступил именно по требованию лица, которое заявляет о зачете. Исключение - ситуация, когда срок не указан или определен моментом востребования. Неважно, наступил ли срок исполнения требования, в счет которого заявлен зачет, если оно в соответствии с законом или договором может быть исполнено досрочно (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6).
Учтите, что если контрагент получил заявление о зачете до того, как наступил срок исполнения обязательства, то с наступлением этого срока обязательства не прекращаются (п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 N 65);
2) зачет не запрещен законом (ст. 411 ГК РФ);
3) зачет не запрещен договором (ст. 411 ГК РФ).
Для зачета необходимо и достаточно заявления одной стороны. Оно должно быть доставлено или считаться доставленным по правилам ст. 165.1 ГК РФ. Пока нет заявления о зачете, обязательства сторон не прекращаются и не изменяются, даже если соблюдены условия для зачета. До направления такого заявления стороны обязаны принять надлежащее исполнение по встречным требованиям. Кроме того, стороны не могут требовать возврата исполнения, предоставленного до заявления о зачете (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6).
Отметим, что вы можете согласовать с контрагентом порядок прекращения встречных требований, отличный от предусмотренного ст. 410 ГК РФ. Так, вы можете установить, что они прекращаются автоматически без заявления одной из сторон (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6).
Учтите, что в определенных ситуациях для зачета нужно соблюдать дополнительные условия. Например, если вам предъявили иск, вы можете использовать для зачета встречный иск или представить возражения на иск. Их юридические и фактические основания исследуются судом равным образом. Также после предъявления иска вы можете направить истцу заявление о зачете, а в возражении на иск указать, что требование, по которому предъявлен иск, прекращено зачетом (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6).
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
При проведении электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ условия поставки, включая использование топливных карт, являются частью предмета закупки и технических требований, на которые участники соглашаются при подаче заявок (ч. 3 ст. 33, ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Изменение способа поставки с топливных карт на ведомости фактически меняет существенные условия контракта, поскольку меняется способ исполнения обязательств поставщика (ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ допускает изменение существенных условий контракта только в случаях, предусмотренных ч. 65.1 ст. 112 Закона (например, при возникновении независящих от сторон обстоятельств, делающих исполнение невозможным в первоначальном виде), и с соблюдением установленного порядка.
Если поставщик не может исполнить обязательства по условиям, на которые согласился (использование топливных карт), и предлагает изменить способ поставки, заказчик вправе отказать в подписании дополнительного соглашения, поскольку это изменит предмет закупки и может повлечь нарушение принципов равенства и прозрачности закупки.
Вместе с тем, в случае когда поставщик предложил заказчику обеспечить отпуск ГСМ иным способом, не предусмотренным контрактом, нельзя признать подобного поставщика отказавшимся от исполнения контракта ( см. Решение Ставропольского УФАС России от 14.09.2022 по делу N 026/10/104-1663/2022).
Обоснование
1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Изменение, расторжение контракта
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается...
Алгоритм закупки бензина
Чтобы закупить моторное топливо, нужно:
Прописать существенные условия в проекте контракта. Полагаем, что закупка бензина требует включения в контракт ряда специфичных условий. Рассмотрим их в таблице:
Условие |
Рекомендации |
Предмет контракта |
Нужно указать, каким образом будет закупаться топливо на заправках - по талонам, топливным картам (самый распространенный вариант) или за наличный расчет |
Место поставки топлива |
Минэкономразвития России в Письме от 04.05.2016 N Д28и-1197 отмечено, что указание конкретного места поставки топлива ограничивает количество участников, а это недопустимо. Заказчик вправе лишь территориально ограничить удаленность места поставки, обозначив границы административного округа (территориального образования) |
Цена контракта |
При закупках моторного топлива через электронный аукцион, запрос предложений и запрос предложений в электронной форме заказчик указывает не твердую цену, а формулу цены контракта и максимальное значение цены контракта. При закупках бензина у единственного поставщика и через запрос котировок цена будет твердой |
Срок поставки |
Это те периоды, в которые у заказчика возникает необходимость в топливе |
Полагаем, что закупка бензина требует включения в контракт ряда специфичных условий. Например, нужно определить:
- предмет контракта (каким образом будет закупаться топливо на заправках: по талонам, топливным картам (самый распространенный вариант) или за наличный расчет);
- место поставки топлива. Минэкономразвития в Письме от 04.05.2016 N Д28и-1197 отметило, что если указать конкретное место поставки топлива, то это ограничит количество участников, что недопустимо. Заказчик вправе лишь территориально определить удаленность места поставки, указав границы административного округа или территориального образования;
- цену контракта (при закупках моторного топлива заказчик отражает не твердую цену, а формулу расчета цены контракта и ее максимальное значение). При закупках бензина у единственного поставщика цена будет твердой;
- срок поставки, то есть те периоды, когда у заказчика возникает необходимость в топливе.