c 20 мая по 26 мая 2025 года

<< Топ-5 популярных вопросов

#бухгалтеру бюджетной организации

С 1 мая проиндексирована заработная плата всем сотрудникам. Как рассчитать отпускные тем сотрудникам, расчет по которым произведен в конце апреля, но сам отпуск с начала мая? Пересчитать с индексацией? Если с 1 мая произошла индексация, то майские отпуска должны рассчитываться с учетом индексации?

Посмотреть ответ специалиста

Ознакомьтесь с мнением: пересчет необходим, если повышение произошло (п. п. 1617 Положения о средней заработной плате):

  • в расчетный период (не применяется к случаю оплаты вынужденного прогула);
  • после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка (не применяется к случаю оплаты вынужденного прогула); в период сохранения среднего заработка, в том числе в период вынужденного прогула.Расчетный период- 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала отпуска.

 Ранее были даны разъяснения (Письмо Минтруда России от 18.08.2015 N 14-1/В-623), из которых следует, что  если в расчетном периоде у работника повышается тарифная ставка, оклад (должностной оклад), денежное вознаграждение, то при расчете среднего заработка нужно проиндексировать выплаты, которые учитываются при определении среднего заработка и которые начислены в расчетном периоде за предшествующие повышению месяцы (абзац 2 пункта 16 Положения). При этом следует учитывать, что в расчет следует включать выплаты (тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение) в месяце их последнего повышения и соотносить их с тарифными ставками (должностными окладами), установленными в каждом месяце расчетного периода. Если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, то индексация среднего заработка проводится по правилам, изложенным в абзаце 3 пункта 16 Положения. В данном случае необходимо проиндексировать не выплаты, относящиеся к расчетному периоду, а сумму среднего заработка, который исчислен за расчетный период. При этом коэффициент индексации определяется путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленного работнику после окончания расчетного периода, на величину его тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленного в расчетном периоде. Согласно абзацу 4 пункта 16 Положения, если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, - часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода. Таким образом, необходимо индексировать сумму среднего дневного заработка, которая уже начислена данному работнику.

Учитывая изложенное, полагаем, что повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, то индексация среднего заработка проводится по правилам, изложенным в абзаце 3 пункта 16 Положения. Т.е. новый оклад в расчетный период не попадает. В данном случае необходимо проиндексировать сумму среднего заработка, который исчислен за расчетный период ( можно предположить , что это  касается   отпуска  в мае ).

 

Обоснование

 

При повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается в следующем порядке:

если повышение произошло в расчетный период, - выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода;

если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, - повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период;

если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, - часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода.

В случае если при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения изменяются перечень ежемесячных выплат к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению и (или) их размеры, средний заработок повышается на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления вновь установленных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения и ежемесячных выплат на ранее установленные тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и ежемесячные выплаты.

При повышении среднего заработка учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность), за исключением выплат, установленных к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность).

При повышении среднего заработка выплаты, учитываемые при определении среднего заработка, установленные в абсолютных размерах, не повышаются.

Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (ред. от 10.12.2016) "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" {КонсультантПлюс}

 

Кроме того, обращаем внимание, что в пункте 16 Положения предусмотрен порядок повышения среднего заработка при росте в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения в расчетный период, после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, а также в период сохранения среднего заработка.

Так, если в расчетном периоде у работника повышается тарифная ставка, оклад (должностной оклад), денежное вознаграждение, то при расчете среднего заработка нужно проиндексировать выплаты, которые учитываются при определении среднего заработка и которые начислены в расчетном периоде за предшествующие повышению месяцы (абзац 2 пункта 16 Положения). При этом следует учитывать, что в расчет следует включать выплаты (тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение) в месяце их последнего повышения и соотносить их с тарифными ставками (должностными окладами), установленными в каждом месяце расчетного периода.

Если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, то индексация среднего заработка проводится по правилам, изложенным в абзаце 3 пункта 16 Положения. В данном случае необходимо проиндексировать не выплаты, относящиеся к расчетному периоду, а сумму среднего заработка, который исчислен за расчетный период. При этом коэффициент индексации определяется путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленного работнику после окончания расчетного периода, на величину его тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленного в расчетном периоде.

Согласно абзацу 4 пункта 16 Положения, если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, - часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода. Таким образом, необходимо индексировать сумму среднего дневного заработка, которая уже начислена данному работнику.

Директор Департамента оплаты труда,

трудовых отношений и социального партнерства

Минтруда России М.С.МАСЛОВА


{Вопрос: Об индексации среднего заработка. (Письмо Минтруда России от 18.08.2015 N 14-1/В-623) {КонсультантПлюс}}

 

Как рассчитать отпускные

За каждый день отпуска платите работнику средний дневной заработок. Он равен заработку за расчетный период, деленному на количество отработанных в нем дней (п. 9 Положения о среднем заработке).

Расчетный период - 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала отпуска. Так, если отпуск начинается в июне, расчетный период - с 1 июня прошлого года по 31 мая текущего (п. 4 Положения).

Отработанные дни - все дни, включая выходные и праздники, когда работник числился в вашей компании, кроме дней, когда он был в командировке, отпуске, на больничном или по другим причинам освобождался от работы (п. 5 Положения, Письмо Минтруда от 15.04.2016 N 14-1/В-351).

За каждый полностью отработанный месяц учтите 29,3 дня. Это среднемесячное количество дней ((365 дней - 14 праздничных дней в году) / 12 мес.). За не полностью отработанный месяц количество отработанных дней разделите на число календарных дней в этом месяце и умножьте на 29,3 (п. 10 Положения).

В средний заработок для расчета отпускных включайте зарплату за отработанные дни, премии учитывайте в особом порядке (п. 2 Положения).

Не включайте в расчет среднего заработка отпускные, оплату дней командировки, больничный, материальную помощь и другие выплаты за неотработанные дни (п. п. 35 Положения).

При повышении окладов во всей организации или подразделении, где трудится работник, проиндексируйте его средний заработок. Коэффициент индексации равен окладу после повышения, деленному на оклад до повышения. Индексации подлежат выплаты, начисленные до повышения. Если оклад повышен во время отпуска, проиндексированные отпускные доплатите только за дни с даты повышения оклада (п. 16 Положения).

 

Пример. Расчет отпускных

Работник уходит в отпуск с 20.06.2025 на 14 дней. За расчетный период с 01.06.2024 по 31.05.2025 ему начислены зарплата 450 000 руб., отпускные 34 000 руб. и больничный 8 257 руб. Работник был в отпуске 14 дней с 05.07.2024 по 18.07.2024 и болел 7 дней с 07.02.2025 по 13.02.2025.

В расчетном периоде полностью отработаны 10 месяцев - 293 дн. (10 мес. x 29,3).

Количество дней для расчета отпускных за июль 2024 г. - 16,07 дн. ((31 дн. - 14 дн.) / 31 дн. x 29,3), за февраль 2025 г. - 21,98 дн. ((28 дн. - 7 дн.) / 28 дн. x 29,3).

Общее количество отработанных дней в расчетном периоде - 331,05 дн. (293 дн. + 16,07 дн. + 21,98 дн.).

База для расчета отпускных - 450 000 руб. Отпускные и больничные не включаются.

Средний дневной заработок - 1 359,31 руб. (450 000 руб. / 331,05 дн.).

Сумма отпускных - 19 030,34 руб. (1 359,31 руб. x 14 дн.).

 

Пример. Расчет отпускных при повышении оклада

Работник уходит в отпуск с 03.07.2025 на 14 дней. За расчетный период с 01.07.2024 по 30.06.2025 ему начислены: за июль - декабрь 2024 г. зарплата 228 000 руб. и премии 70 000 руб., за январь - июнь 2025 г. зарплата 240 000 руб. и премии 80 000 руб. Премии - 5% от выручки за квартал. С 01.01.2025 всем работникам увеличены оклады, в том числе уходящему в отпуск - с 38 000 руб. до 40 000 руб.

Коэффициент индексации - 1,0526 (40 000 руб. / 38 000 руб.). Индексировать надо оклад и доплаты в фиксированном размере к нему, например 10% от оклада. Премии, установленные в абсолютных величинах или не зависящие от оклада, индексации не подлежат. Поэтому индексируем только зарплату, начисленную до 01.01.2025, - 239 992,80 руб. (228 000 руб. x 1,0526) (Письмо Минтруда от 18.08.2015 N 14-1/В-623).

Средний заработок с учетом индексации - 629 992,80 руб. (239 992,80 руб. + 70 000 руб. + 240 000 руб. + 80 000 руб.).

Средний дневной заработок - 1 791,79 руб. (629 992,80 руб. / (29,3 x 12 мес.)).

Сумма отпускных - 25 085,06 руб. (1 791,79 руб. x 14 дн.).

Если заработка в расчетном периоде не было, замените его на предыдущие 12 месяцев. Если отпуск предоставлен в первый месяц работы, считайте средний дневной заработок из дней и выплат за этот месяц до ухода в отпуск. Если выплат не было - из оклада или тарифной ставки (п. п. 6 - 8 Положения).

Оплата за каждый день отпуска не может быть меньше среднего дневного заработка, рассчитанного из МРОТ - 765,87 руб/дн. (22 440 руб. / 29,3 дн.). Работнику, у которого средний дневной заработок меньше, рассчитайте отпускные из МРОТ. Если МРОТ вырос во время отпуска, пересчитайте и доплатите отпускные за дни после повышения (п. 18 Положения).

При неполном рабочем времени - неполном дне или неделе отпускные считайте так же, как для работников с полным днем. Но МРОТ для сравнения с отпускными корректируйте пропорционально рабочему времени (п. 12 Положения).

При отпуске в рабочих днях заработок за расчетный период делят на количество рабочих дней по календарю шестидневки. А среднедневной заработок умножают на количество рабочих дней отпуска. В остальном порядок расчета отпускных не отличается (п. 11 Положения).

{Типовая ситуация: Как рассчитать отпускные (Издательство "Главная книга", 2025) {КонсультантПлюс}}

 

 


#бухгалтеру

При переходе с «Доходы минус расходы» на общую систему налогообложения посреди года можно учесть в расходах не выплаченную заработную плату и уплаченные налоги? Интересует судебная практика. Когда расходы учитываются в целях налогообложения?

Посмотреть ответ специалиста

При переходе налогоплательщика с УСНО на общую систему налогообложения (в том числе в случае утраты права на спецрежим) он вправе учесть при расчете налога на прибыль, к примеру, расходы в виде страховых взносов, начисленных в период применения УСНО, а уплаченных после перехода на ОСНО. К таким же расходам, полагаем, можно отнести начисленную, но не выплаченную до перехода на ОСНО заработную плату.

 

Обоснование

 

После утраты права на применение УСНО суммы налогов, подлежащие уплате в рамках общего режима налогообложения (в том числе налога на прибыль), исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном для вновь созданных организаций (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). То есть в этом случае налогоплательщики не платят пени и штрафы за несвоевременное внесение ежемесячных платежей в течение квартала, в котором они перешли с УСНО на общий режим налогообложения. 

Статья: Специальные правила при переходе с УСНО на общий режим налогообложения (Гришина О.П.) ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 12) {КонсультантПлюс}

 

Обратите внимание! Минфин в Письмах от 07.04.2020 N 03-07-11/27295, от 25.02.2020 N 03-03-06/1/13299 подчеркнул: в "прибыльной" налоговой базе могут быть учтены только переходящие "упрощенные" расходы, связанные с приобретением товаров, работ, услуг и имущественных прав. Иные расходы, произведенные организацией в периоде применения УСНО, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль с использованием метода начислений, дата признания которых в соответствии со ст. 272 НК РФ истекла, не учитываются.

 Статья: Специальные правила при переходе с УСНО на общий режим налогообложения (Гришина О.П.) ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 12) {КонсультантПлюс}

 

Зарплату (и, соответственно, взносы на ОПС, ОМС, на ВНиМ и по травматизму), начисленную, но не выплаченную (начисленные, но не уплаченные) до даты перехода, экс-"упрощенец" может учесть при расчете налога на прибыль на одну из следующих дат (п. 1 ст. 272, п. 1, 2 ст. 318, ст. 320, пп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ, Письмо Минфина России от 03.05.2017 N 03-11-06/2/26921):

- на дату реализации готовой продукции - если такие затраты должны быть учтены в составе прямых расходов, которые формируют стоимость продукции;

- на 1-е число первого месяца квартала, с которого применяется общий режим налогообложения, - если эти расходы относятся к косвенным или внереализационным.

Добавим: такой подход к признанию зарплаты (страховых взносов) в "прибыльных" расходах не зависит от применяемого при УСНО объекта налогообложения.

Пример. Компания с января 2019 года применяла УСНО с объектом налогообложения "доходы". С 1 января 2021 года она перешла на общий режим налогообложения.

Страховые взносы в размере 187 262 руб. за декабрь 2020 года она уплатила 13 января 2021 года.

Руководствуясь разъяснениями Минфина в Письме N 03-11-06/2/26921, страховые взносы в сумме 187 262 руб. компания признала в составе налоговых расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в январе 2021 года.

 

  Статья: Специальные правила при переходе с УСНО на общий режим налогообложения (Гришина О.П.) ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 12) {КонсультантПлюс}

 

Если вы будете применять метод начисления, то вы можете учесть в расходах по налогу на прибыль затраты на купленные в период применения УСН товары (работы, услуги, имущественные права), которые до перехода на ОСН вы не оплатили или оплатили только частично.

По общему правилу, сделать это нужно в месяце перехода на ОСН (п. 2 ст. 346.25 НК РФ). Например, если услугу вам оказали до перехода на общий режим и до этого момента вы ее не оплатили, то стоимость услуги вы можете включить в состав расходов в том месяце, когда вы перешли на ОСН.

Но нужно помнить, что некоторые виды затрат на общем режиме нужно признавать в расходах в особом порядке. Рассмотрим некоторые из них:

  • зарплату работникам, а также страховые взносы на ОПС, ОМС, на ВНиМ и на травматизм, которые вы начислили в период применения УСН, а выплатили (уплатили) уже после перехода на ОСН, вы вправе учесть при расчете налога на прибыль на одну из следующих дат (п. 1 ст. 272, п. п. 1, 2 ст. 318, ст. 320, пп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ, Письма Минфина России от 03.05.2017 N 03-11-06/2/26921, от 22.12.2014 N 03-11-06/2/66188):
    • на дату реализации готовой продукции - если такие затраты должны быть учтены в составе прямых расходов, которые формируют стоимость продукции;
    • на 1 января года, с которого вы начали применять ОСН, - если эти расходы относятся к косвенным или внереализационным расходам.

Отметим, что возможность учета перечисленных затрат в переходный период не зависит от объекта налогообложения, который вы применяли на УСН, - "доходы" или "доходы минус расходы". Это следует из буквального прочтения пп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ. Такой же подход высказал Минфин России в Письме от 03.05.2017 N 03-11-06/2/26921.

Однако ранее финансовое ведомство высказывалось неоднозначно по этому вопросу (Письма Минфина России от 04.04.2013 N 03-11-06/2/10983, от 29.01.2009 N 03-11-06/2/12). Поэтому, чтобы избежать возможных доначислений, рекомендуем обратиться в свой налоговый орган за письменными разъяснениями.

  Готовое решение: Как организации и ИП добровольно перейти с УСН на ОСН (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}

 

При учете "переходных" расходов для целей налогообложения прибыли не имеет значения, каким был объект на УСН: "доходы" или "доходы минус расходы". Правила одинаковые <17>.

Ситуация

Особенности учета для целей налога на прибыль

Начисленные в УСН-период, но не выплаченные (не уплаченные):

- зарплата и другие выплаты работникам, которые могут быть налоговыми расходами;

- страховые взносы

Можно учесть при расчете налога на прибыль <22>:

- или как прямые расходы - тогда они уменьшат базу по прибыли на дату реализации готовой продукции;

- или как косвенные либо внереализационные расходы - тогда их можно признать в составе налоговых расходов на дату перехода (на 01.01.2025).

Будут зарплата и страховые взносы прямыми или косвенными, зависит от того, чем заняты конкретные работники, а также от технологических особенностей деятельности организации <23>

 

<17> подп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ; Письмо Минфина от 03.05.2017 N 03-11-06/2/26921. <22> п. 1 ст. 272, пп. 1, 2 ст. 318, ст. 320, подп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ; Письмо Минфина от 03.05.2017 N 03-11-06/2/26921. <23> статьи 318 - 320 НК РФ.

Статья: С УСН на ОСН: что учесть при переходе на общий режим (Елина Л.А.) ("Главная книга", 2025, N 3) {КонсультантПлюс}

 

Минфин пояснил, что при переходе с УСН на ОСН можно учесть расходы в виде взносов.

Расходы в виде страховых взносов на ОПС, ОМС, ВНиМ и травматиПри переходе налогоплательщика с УСНО на общую систему налогообложения (в том числе в случае утраты права на спецрежим) он вправе учесть при расчете налога на прибыль, к примеру, расходы в виде страховых взносов, начисленных в период применения УСНО, а уплаченных после перехода на ОСНО. К таким же расходам, полагаем, можно отнести начисленную, но не выплаченную до перехода на ОСНО заработную плату.

 

Обоснование

 

После утраты права на применение УСНО суммы налогов, подлежащие уплате в рамках общего режима налогообложения (в том числе налога на прибыль), исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном для вновь созданных организаций (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). То есть в этом случае налогоплательщики не платят пени и штрафы за несвоевременное внесение ежемесячных платежей в течение квартала, в котором они перешли с УСНО на общий режим налогообложения. 

Статья: Специальные правила при переходе с УСНО на общий режим налогообложения (Гришина О.П.) ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 12) {КонсультантПлюс}

 

Обратите внимание! Минфин в Письмах от 07.04.2020 N 03-07-11/27295, от 25.02.2020 N 03-03-06/1/13299 подчеркнул: в "прибыльной" налоговой базе могут быть учтены только переходящие "упрощенные" расходы, связанные с приобретением товаров, работ, услуг и имущественных прав. Иные расходы, произведенные организацией в периоде применения УСНО, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль с использованием метода начислений, дата признания которых в соответствии со ст. 272 НК РФ истекла, не учитываются.

 Статья: Специальные правила при переходе с УСНО на общий режим налогообложения (Гришина О.П.) ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 12) {КонсультантПлюс}

 

Зарплату (и, соответственно, взносы на ОПС, ОМС, на ВНиМ и по травматизму), начисленную, но не выплаченную (начисленные, но не уплаченные) до даты перехода, экс-"упрощенец" может учесть при расчете налога на прибыль на одну из следующих дат (п. 1 ст. 272, п. 1, 2 ст. 318, ст. 320, пп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ, Письмо Минфина России от 03.05.2017 N 03-11-06/2/26921):

- на дату реализации готовой продукции - если такие затраты должны быть учтены в составе прямых расходов, которые формируют стоимость продукции;

- на 1-е число первого месяца квартала, с которого применяется общий режим налогообложения, - если эти расходы относятся к косвенным или внереализационным.

Добавим: такой подход к признанию зарплаты (страховых взносов) в "прибыльных" расходах не зависит от применяемого при УСНО объекта налогообложения.

Пример. Компания с января 2019 года применяла УСНО с объектом налогообложения "доходы". С 1 января 2021 года она перешла на общий режим налогообложения.

Страховые взносы в размере 187 262 руб. за декабрь 2020 года она уплатила 13 января 2021 года.

Руководствуясь разъяснениями Минфина в Письме N 03-11-06/2/26921, страховые взносы в сумме 187 262 руб. компания признала в составе налоговых расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в январе 2021 года.

 

  Статья: Специальные правила при переходе с УСНО на общий режим налогообложения (Гришина О.П.) ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 12) {КонсультантПлюс}

 

Если вы будете применять метод начисления, то вы можете учесть в расходах по налогу на прибыль затраты на купленные в период применения УСН товары (работы, услуги, имущественные права), которые до перехода на ОСН вы не оплатили или оплатили только частично.

По общему правилу, сделать это нужно в месяце перехода на ОСН (п. 2 ст. 346.25 НК РФ). Например, если услугу вам оказали до перехода на общий режим и до этого момента вы ее не оплатили, то стоимость услуги вы можете включить в состав расходов в том месяце, когда вы перешли на ОСН.

Но нужно помнить, что некоторые виды затрат на общем режиме нужно признавать в расходах в особом порядке. Рассмотрим некоторые из них:

  • зарплату работникам, а также страховые взносы на ОПС, ОМС, на ВНиМ и на травматизм, которые вы начислили в период применения УСН, а выплатили (уплатили) уже после перехода на ОСН, вы вправе учесть при расчете налога на прибыль на одну из следующих дат (п. 1 ст. 272, п. п. 1, 2 ст. 318, ст. 320, пп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ, Письма Минфина России от 03.05.2017 N 03-11-06/2/26921, от 22.12.2014 N 03-11-06/2/66188):
    • на дату реализации готовой продукции - если такие затраты должны быть учтены в составе прямых расходов, которые формируют стоимость продукции;
    • на 1 января года, с которого вы начали применять ОСН, - если эти расходы относятся к косвенным или внереализационным расходам.

Отметим, что возможность учета перечисленных затрат в переходный период не зависит от объекта налогообложения, который вы применяли на УСН, - "доходы" или "доходы минус расходы". Это следует из буквального прочтения пп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ. Такой же подход высказал Минфин России в Письме от 03.05.2017 N 03-11-06/2/26921.

Однако ранее финансовое ведомство высказывалось неоднозначно по этому вопросу (Письма Минфина России от 04.04.2013 N 03-11-06/2/10983, от 29.01.2009 N 03-11-06/2/12). Поэтому, чтобы избежать возможных доначислений, рекомендуем обратиться в свой налоговый орган за письменными разъяснениями.

  Готовое решение: Как организации и ИП добровольно перейти с УСН на ОСН (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}

 

При учете "переходных" расходов для целей налогообложения прибыли не имеет значения, каким был объект на УСН: "доходы" или "доходы минус расходы". Правила одинаковые <17>.

Ситуация

Особенности учета для целей налога на прибыль

Начисленные в УСН-период, но не выплаченные (не уплаченные):

- зарплата и другие выплаты работникам, которые могут быть налоговыми расходами;

- страховые взносы

Можно учесть при расчете налога на прибыль <22>:

- или как прямые расходы - тогда они уменьшат базу по прибыли на дату реализации готовой продукции;

- или как косвенные либо внереализационные расходы - тогда их можно признать в составе налоговых расходов на дату перехода (на 01.01.2025).

Будут зарплата и страховые взносы прямыми или косвенными, зависит от того, чем заняты конкретные работники, а также от технологических особенностей деятельности организации <23>

 

<17> подп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ; Письмо Минфина от 03.05.2017 N 03-11-06/2/26921. <22> п. 1 ст. 272, пп. 1, 2 ст. 318, ст. 320, подп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ; Письмо Минфина от 03.05.2017 N 03-11-06/2/26921. <23> статьи 318 - 320 НК РФ.

Статья: С УСН на ОСН: что учесть при переходе на общий режим (Елина Л.А.) ("Главная книга", 2025, N 3) {КонсультантПлюс}

 

Минфин пояснил, что при переходе с УСН на ОСН можно учесть расходы в виде взносов.

Расходы в виде страховых взносов на ОПС, ОМС, ВНиМ и травматизм, начисленные в период применения УСН с объектом налогообложения "доходы" и оплаченные после перехода на ОСН, организация вправе учесть при исчислении налога на прибыль организаций. Письмо Минфина России от 03.05.2017 N 03-11-06/2/26921

 {Последние изменения: Переход с ОСН на УСН и обратно (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}}

 зм, начисленные в период применения УСН с объектом налогообложения "доходы" и оплаченные после перехода на ОСН, организация вправе учесть при исчислении налога на прибыль организаций. Письмо Минфина России от 03.05.2017 N 03-11-06/2/26921

 {Последние изменения: Переход с ОСН на УСН и обратно (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}}

 

 

 


#кадровику

Основной вид деятельности организации - электромонтажные работы. Открыли обособленное подразделение в другом городе (по требованию заказчика). Работники ОП - нерезиденты (граждане Казахстана). У них там временная регистрация. Можем ли с ними заключить допсоглашение о разъездном характере работы и выплачивать суточные?

Посмотреть ответ специалиста

Трудовой договор с   условием о разъездном характере работы нельзя заключить с иностранцем, если разъезды будут происходить за пределами субъекта РФ, на территории которого иностранец вправе трудиться с учетом п. п. 4.25 ст. 13 Закона об иностранцах. 

Из этого правила есть исключения. Это возможно, если должность (профессия) временно проживающего в РФ иностранца включена в специальный список. При этом общая продолжительность его трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, не должна превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев (абз. 1 п. 2пп. "б" п. 2 Приложения к Приказу Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н). 

 

Для применения исключений   необходимо понимание: 

Во -первых,   статуса гражданина Казахстана на территории РФ.

Гражданин Казахстана может находиться в России в одном из следующих статусов:

1) Временно пребывающий. Получил миграционную карту, но не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание.   2) Временно проживающий. Имеет разрешение на временное проживание.   3) Постоянно проживающий. Обладает видом на жительство.  С 1 января 2025 года для иностранцев, въезжающих в Россию, в том числе граждан Казахстана, сокращён срок временного пребывания до 90 суток суммарно в течение календарного года. Более 90 суток в год могут находиться граждане, прибывшие для обучения, осуществления трудовой деятельности. 

Во-вторых,  профессии  или  должности.

Согласно п. 2 Приложения к   Приказу Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н,   иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, если он выполняет работу по определенным профессиям и должностям, перечисленным в данном пункте

 

Разъездная работа - работа, изначально предусматривающая исполнение должностных обязанностей вне места расположения организации. В отличие от командировок, носящих временный характер, разъездная работа связана с постоянными служебными поездками. Статья 168.1 Трудового Кодекса предоставляет право работодателю устанавливать перечень работ, профессий, должностей таких работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

 

 Обоснование

 

Как принять на работу иностранного гражданина, временно проживающего в РФ.

Временно проживающему в РФ иностранному работнику для осуществления трудовой деятельности в РФ не требуется разрешение на работу или патент. При этом по общему правилу он может трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (пп. 1 п. 4п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Работать на территории других субъектов РФ он может в случаях, установленных Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н. Например, согласно п. 2 Приложения к названному Приказу такой иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, если он выполняет работу по определенным профессиям и должностям, перечисленным в данном пункте, в следующих случаях:

а)    работник направлен в служебную командировку. Общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ в этом случае не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев;

б)   постоянная работа выполняется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. Общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ в этом случае не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.


Готовое решение: Что нужно знать о трудовой деятельности иностранных граждан, временно проживающих в РФ (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}


 С кем нельзя заключить трудовой договор с условием о разъездном характере работы

Прежде чем приступить к составлению трудового договора с условием о разъездном характере работы, убедитесь, что для этого нет ограничений. В частности, трудовой договор с таким условием, как правило, нельзя заключить с иностранцем, если разъезды будут происходить за пределами субъекта РФ, на территории которого иностранец вправе трудиться с учетом п. п. 4.25 ст. 13 Закона об иностранцах.

Но есть исключения. Например, это возможно, если должность (профессия) временно проживающего в РФ иностранца включена в специальный список. При этом общая продолжительность его трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, не должна превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев (абз. 1 п. 2пп. "б" п. 2 Приложения к Приказу Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н).

 

 Какие стандартные условия должен содержать трудовой договор с условием о разъездном характере работы

Включите в трудовой договор те же обязательные сведения и условия, которые указываете в других трудовых договорах (в частности, место работы, условия оплаты труда), а также обязательно пропишите условие о разъездном характере работы (ч. 12 ст. 57 ТК РФ).

В некоторых случаях нужно прописать в трудовом договоре размер и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работника.

Готовое решение: Как составить трудовой договор с условием о разъездном характере работы (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}

Заметим, что место работы следует указать так же, как вы обычно это делаете при оформлении трудовых договоров (например, если принимаете работника в головную организацию, укажите ее наименование, организационно-правовую форму и место нахождения). Особенности в данном случае не предусмотрены. А прописывая трудовую функцию работника и условия оплаты труда, учтите некоторые особенности, о которых расскажем далее.

Если ваша организация является некоммерческой или относится к микропредприятиям, то включите в трудовой договор все перечисленные сведения и условия. Разница лишь в форме, по которой вы составляете договор. У указанных работодателей она своя.

Готовое решение: Как составить трудовой договор с условием о разъездном характере работы (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}

 

Республика Казахстан и Российская Федерация являются членами Евразийского экономического союза (преамбула Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС)).

Граждане Казахстана имеют право въезжать на территорию РФ без виз и в случае, если они являются временно пребывающими на территории РФ, могут осуществлять трудовую деятельность на территории РФ без оформления патента на работу (ст. 1 Соглашения от 30.11.2000 "О взаимных безвизовых поездках граждан", п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС, ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

 

Документы для приема на работу

Лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю следующие документы, в частности (ст. 65ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ):

     паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, - такими документами могут быть документы, упомянутые в Классификаторе, утвержденном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.04.2019 N 53;

     трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р или СТД-СФР, за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые, и с учетом ст. 283 ТК РФ;

     документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета (АДИ-РЕГ), в том числе в форме электронного документа.

Если на лицо, поступающее на работу впервые, не был открыт индивидуальный лицевой счет, работодатель представляет в территориальный орган СФР сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 65 ТК РФ);

     документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (принимается без проведения установленных законодательством РФ процедур признания документов об образовании, за исключением занятия медицинской или фармацевтической деятельностью в РФ). Документы об ученых степенях и ученых званиях признаются в государстве трудоустройства в соответствии с отдельными международными договорами в рамках ЕАЭС. При отсутствии международных договоров указанные документы признаются в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС);

     разрешение на временное проживание, разрешение на временное проживание в целях получения образования либо вид на жительство - при заключении трудового договора с временно проживающим в РФ либо постоянно проживающим в РФ гражданином Казахстана. Сведения об этих документах указываются в трудовом договоре (ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ).

Уведомление о заключении трудового договора и представление сведений о трудовой деятельности

Работодатели обязаны уведомлять территориальные органы МВД России о заключении с иностранным гражданином трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения трудового договора (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Форма уведомления и Порядок его подачи утверждены Приказом МВД России от 30.07.2020 N 536.

Также в случае приема на работу работника, в том числе иностранного, работодатель должен представить соответствующие сведения о трудовой деятельности в СФР в составе единой формы сведений ЕФС-1 (п. 2.1 ст. 6п. 2 ст. 8пп. 4 п. 2пп. 2 п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, п. 4 Порядка заполнения единой формы ЕФС-1, утв. Приказом СФР от 17.11.2023 N 2281).

Постановка на миграционный учет

Граждане Казахстана, прибывшие в Россию в том числе для осуществления трудовой деятельности или трудоустройства, подлежат миграционному учету в порядке, установленном законодательством РФ, по истечении 30 суток с даты въезда (п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС, ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (заключено в г. Астане 07.06.2012)).

Вопрос: Как принять на работу гражданина Казахстана? (Консультация эксперта, 2025) {КонсультантПлюс}

 

Разъездная работа - работа, изначально предусматривающая исполнение должностных обязанностей вне места расположения организации. В отличие от командировок, носящих временный характер, разъездная работа связана с постоянными служебными поездками, например, курьер, водитель или экспедитор. Перечень должностей с разъездным характером работы утверждают в коллективном договоре или ЛНА, например Положении о разъездном характере работы (ст. 168.1 ТК РФ, Письмо Минтруда от 26.10.2022 N 14-6/ООГ-6714).

Разъездной характер работы установите в трудовом договоре. Место работы укажите как обычно - название организации и населенный пункт, где она находится (ст. 57 ТК РФ, Письмо Минтруда от 18.09.2020 N 14-2/ООГ-15047).

Правила оформления служебных поездок, порядок и размеры компенсации расходов и размер суточных закрепите в трудовом или коллективном договоре либо в ЛНА. Приказ о направлении в служебную поездку не нужен (ст. 168.1 ТК РФ).

 Условие трудового договора о разъездном характере работы

Работнику устанавливается разъездной характер работы на территории г. Москвы и Московской области.

Работодатель возмещает Работнику расходы, связанные с исполнением трудовых обязанностей, в том числе расходы по проезду и иные расходы, произведенные Работником с разрешения или ведома Работодателя, в порядке и размерах, установленных Положением о разъездном характере работы.

 

Условие дополнительного соглашения о разъездном характере работы

Раздел 1 "Общие положения" трудового договора дополнить п. 1.8 следующего содержания:

"1.8. Работнику устанавливается разъездной характер работы на территории г. Москвы и Московской области.

Работодатель возмещает Работнику расходы, связанные с исполнением трудовых обязанностей, в том числе расходы по проезду и иные расходы, произведенные Работником с разрешения или ведома Работодателя, в порядке и размерах, установленных Положением о разъездном характере работы".

 Нормы суточных, не облагаемые НДФЛ и взносами по единому тарифу, за день разъездной работы в России - 700 руб., за границей - 3 500 руб. На сумму сверх нормы налог и взносы надо начислить. Для налога на прибыль и взносов на травматизм суточные не нормируются. Проводка: Д 20 (26, 44) - К 73 (ст. ст. 217422 НК РФ).

Компенсацию расходов на служебные поездки начисляйте проводкой Д 20 (26, 44) - К 73, включайте в расходы, НДФЛ и взносы не начисляйте (Письмо Минфина от 27.04.2022 N 03-04-06/38439).

Доплата к окладу за разъездной характер работы не обязательна, но можете ее установить в трудовом договоре, коллективном договоре или ЛНА. Доплату учитывайте так же, как зарплату, - облагайте НДФЛ, взносами и включайте в расходы (ст. 57 ТК РФ, ст. 255 НК РФ, Письмо Минфина от 26.03.2012 N 03-04-06/9-76).

{Типовая ситуация: Разъездной характер работы: оформление и компенсации (Издательство "Главная книга", 2025) {КонсультантПлюс}}

 

 


#юристу

Прошлый работодатель не оформил внутреннее совместительство приказом и не подал данные в пенсионный фонд. Сейчас отказывается это делать. Что можно предпринять в этой ситуации?

Посмотреть ответ специалиста

Обратитесь к работодателю с письменным требованием оформить приказ о назначении на внутреннее совместительство и подаче соответствующие сведения в СФР. Согласно статье 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и локальные нормативные акты.

Если работодатель откажется исполнить ваше требование, вы вправе защитить свои трудовые права через инстанции государственной власти.

Во-первых, Государственная инспекция труда (Роструд и её территориальные подразделения) осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства (статьи 352, 353 ТК РФ). Вы можете подать жалобу через соответствующий сайт или лично.

Во-вторых, комиссия по трудовым спорам (если она предусмотрена в организации) также может рассмотреть спор.

В третьих, прокуратура может провести проверку по факту нарушения трудового законодательства.

В-четвертых, суд - в рамках индивидуального трудового спора вы имеете право обратиться в суд для признания факта внутреннего совместительства и обязывания работодателя оформить соответствующий приказ и подать сведения в ПФР. Обратите внимание, что срок обращения в суд по трудовым спорам составляет три месяца со дня, когда Вы узнали о нарушении (ст. 392 ТК РФ).

 

            Обоснование

Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

самозащита работниками трудовых прав;

защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

ст. 352 ТК РФ {КонсультантПлюс}

Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

ст. 353 ТК РФ {КонсультантПлюс}

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

ст. 386 ТК РФ {КонсультантПлюс}

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.

ст. 391 ТК РФ {КонсультантПлюс}

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

ст. 392 ТК РФ {КонсультантПлюс}

 

"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2024

 

Вопрос: Куда нам направить коллективную жалобу на работодателя в связи с нарушением наших трудовых прав и расчета при увольнении?

     Ответ: Вы вправе обратиться с коллективной жалобой в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), в комиссию по трудовым спорам (при ее наличии в организации), в прокуратуру, а также в суд. Контакты инспекций по ссылке https://rostrud.gov.ru/inspections/.

Обращаясь в суд, необходимо иметь в виду, что срок исковой давности по спорам об увольнении составляет один месяц, по спорам о заработной плате - один год, по остальным спорам - три месяца. При пропуске такого срока по уважительным причинам суд может восстановить срок.

 Правовое обоснование: Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Рострудом) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

При пропуске по уважительным причинам вышеуказанных сроков они могут быть восстановлены судом (ст. 392 ТК РФ).

Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя (ст. 28 ГПК РФ).

Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства (ч. 2 ст. 29 ГПК РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.

11.07.2024

{Вопрос: Куда нам направить коллективную жалобу на работодателя в связи с нарушением наших трудовых прав и расчета при увольнении? ("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024) {КонсультантПлюс}}

Вопрос: Как трудовая комиссия рассматривает индивидуальные трудовые споры и принимает решение?

 Ответ: Комиссия обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение 10 календарных дней со дня подачи вами заявления. Если спор не был рассмотрен КТС в указанный срок, вы вправе перенести его рассмотрение в суд (ч. 2 ст. 387ч. 1 ст. 390 ТК РФ).

Чтобы заседание комиссии состоялось и спор был рассмотрен по существу, необходимо выполнение следующих условий (ч. 35 ст. 387 ТК РФ):

  • вы (ваш уполномоченный представитель, далее условно - вы) должны присутствовать на заседании, за исключением случая подачи вами письменного заявления о рассмотрении спора в ваше отсутствие. В случае вторичной вашей неявки без уважительных причин КТС может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает вас права подать заявление о рассмотрении спора повторно в пределах установленного срока;
  • на заседании КТС должно присутствовать не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии ведется протокол, который подписывается председателем КТС или его заместителем и заверяется печатью комиссии. КТС принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии (ч. 6 ст. 387ч. 1 ст. 388 ТК РФ). 

{Вопрос: Как трудовая комиссия рассматривает индивидуальные трудовые споры и принимает решение? (Подборки и консультации Горячей линии, 2024) {КонсультантПлюс}}

 Вопрос: Какой срок исковой давности установлен по индивидуальным трудовым спорам для работников?

 Ответ: Срок обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора составляет три месяца, а если спор об увольнении - месяц. Специальный срок установлен для споров о невыплате или неполной выплате зарплаты и других сумм, причитающихся работнику, - год. Требование о компенсации морального вреда, причиненного работнику вследствие нарушения его трудовых прав, можно подать одновременно с требованием о восстановлении таких прав либо в течение трех месяцев после вступления в силу решения суда, которым трудовые права полностью или частично восстановлены.

К требованиям о признании трудовых отношений, по мнению Роструда, применяется общий срок исковой давности - три года, установленный п. 1 ст. 196 ГК РФ. 

{Вопрос: Какой срок исковой давности установлен по индивидуальным трудовым спорам для работников? (Подборки и консультации Горячей линии, 2023) {КонсультантПлюс}}

Индивидуальный трудовой спор - разногласия между работодателем и работником (бывшим работником, соискателем) по применению трудового законодательства, ЛНАколлективного или трудового договора. Например, это споры о выплате зарплаты, законности увольнения и восстановлении на работевзыскании ущерба (ст. 381 ТК РФ).

Трудовые споры рассматривают комиссия по трудовым спорам (КТС) и суд общей юрисдикции. Досудебный порядок не обязателен, можно сразу идти в суд. Исключительно суды рассматривают споры о возмещении работником ущерба, о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула, переводе на другую работу и некоторые другие (ст. ст. 382391 ТК РФ).

Истец-работодатель обращается в суд по месту жительства работника или по месту выполнения работы. Работник может обратиться в суд по месту жительства, месту нахождения работодателя, по месту выполнения работы (ст. 28п. п. 6.39 ст. 29 ГПК РФ).

Сроки исковой давности по трудовым спорам (ст. 392 ТК РФ):

  • взыскание ущерба с работника - один год со дняобнаружения ущербаили со дня невнесения платежа посоглашению о возмещении(Обзорпрактики ВС)
  • требование о выплате зарплаты, в том числе недоплаченной из-за непроведенияиндексации, - один год со дня, когда она должна была быть выплачена. Работник, который продолжает у вас трудиться, может обратиться с иском и позже (п. 56Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 N 2)
  • восстановление на работе - месяц со дня выдачи работнику трудовой книжки(СТД-Р)
  • другие требования работника - три месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав

КТС рассматривает споры, не отнесенные к исключительной компетенции судов, в том числе споры о задержке выплаты зарплаты и выплате компенсации. В КТС работник может обратиться не позднее трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав (ст. ст. 385386 ТК РФ).

КТС создают из равного числа представителей работников и работодателя. Комиссия рассматривает спор в течение 10 дней со дня подачи заявления. Ее решение можно обжаловать в суде. Если решение не обжаловано и не исполнено, работник может получить удостоверение КТС, которое является исполнительным документом (ст. ст. 384387389 ТК РФ).

{Типовая ситуация: Трудовые споры: порядок рассмотрения и сроки давности (Издательство "Главная книга", 2025) {КонсультантПлюс}}

Порядок обращения в КТС

Для обращения в КТС вам необходимо составить заявление, в котором указать ваши Ф.И.О. (отчество - при наличии), контактные данные, предмет спора, а также ваши требования. Заявление следует подписать.

Ваше заявление обязаны зарегистрировать. Рекомендуем составить два заявления, чтобы на вашем экземпляре поставили отметку о регистрации (дату и подпись лица, принявшего заявление) (ч. 1 ст. 387 ТК РФ).

Данная отметка позволит в том числе подтвердить срок обращения, поскольку вы можете обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда узнали или должны были узнать о нарушении своего права. Если такой срок был пропущен по уважительным причинам, комиссия может его восстановить и разрешить спор по существу (ст. 386 ТК РФ). 

Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора КТС

Комиссия обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение 10 календарных дней со дня подачи вами заявления. Если спор не был рассмотрен КТС в указанный срок, вы вправе перенести его рассмотрение в суд (ч. 2 ст. 387ч. 1 ст. 390 ТК РФ).

Чтобы заседание комиссии состоялось и спор был рассмотрен по существу, необходимо выполнение следующих условий (ч. 35 ст. 387 ТК РФ):

1)    вы (ваш уполномоченный представитель, далее условно - вы) должны присутствовать на заседании, за исключением случая подачи вами письменного заявления о рассмотрении спора в ваше отсутствие. В случае вторичной вашей неявки без уважительных причин КТС может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает вас права подать заявление о рассмотрении спора повторно в пределах установленного срока;

2)    на заседании КТС должно присутствовать не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии ведется протокол, который подписывается председателем КТС или его заместителем и заверяется печатью комиссии. КТС принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии (ч. 6 ст. 387ч. 1 ст. 388 ТК РФ). 

Порядок получения и исполнения решения КТС

Вам должны вручить копию решения КТС в течение трех дней со дня принятия решения. Копия решения должна быть подписана председателем КТС или его заместителем и заверена печатью комиссии (ч. 3 ст. 388 ТК РФ).

Решение КТС может быть обжаловано в суде в 10-дневный срок со дня получения копии решения. По истечении этого срока решение подлежит исполнению в течение трех дней.

Если решение не будет исполнено в установленный срок, КТС выдаст вам удостоверение, являющееся исполнительным документом. За удостоверением вы можете обратиться в течение одного месяца со дня принятия комиссией решения (в случае пропуска указанного срока по уважительным причинам КТС может его восстановить) (ч. 12 ст. 389ч. 2 ст. 390 ТК РФ; п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ). 

Обратите внимание! Удостоверение КТС не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд (ч. 2 ст. 389 ТК РФ).

 

Вы вправе предъявить удостоверение судебному приставу для исполнения в принудительном порядке не позднее трех месяцев со дня его получения. Если вы пропустили этот срок по уважительным причинам, КТС, выдавшая удостоверение, может его восстановить (ч. 34 ст. 389 ТК РФ; ч. 5 ст. 21 Закона N 229-ФЗ).


Ситуация: Каковы особенности обращения в комиссию по трудовым спорам? ("Электронный журнал "Азбука права", 2025) {КонсультантПлюс}

 

 


#специалисту по госзакупкам

Учреждение реорганизовано с ГБУ на ГАУ. Как отменить старое положение о закупках по 223-ФЗ на официальном сайте ЕИС?

Посмотреть ответ специалиста

Законом N 223-ФЗ не предусмотрена необходимость утверждения и размещения нового положения о закупках в случае смены типа учреждения. Положения ч. 5 ст. 8 этого Закона распространяются, только на вновь создаваемые организации, чего не происходит при создании автономного учреждения путем изменения типа бюджетного учреждения (п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ч. 14 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").

При изменении типа существующего бюджетного учреждения на автономное по существу происходит лишь изменение наименования, нового юридического лица не образуется. Поэтому после изменения типа учреждения с бюджетного на автономное оно вправе осуществлять закупки на основании ранее размещенного в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ положения о закупках. Разумеется, в положение о закупках, размещенное на официальном сайте, в любом случае следует внести корректировки, связанные с изменением типа учреждения.

Возможность признания положения о закупке утратившим силу (отмены) Закона N 223-ФЗ не предусмотрена. Официальных разъяснений и материалов правоприменительной практики, которые разрешали бы этот вопрос, нам обнаружить не удалось.

Автономные учреждения проводят большинство своих закупок в порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ, и только в некоторых случаях они должны руководствоваться Законом N 44-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).

По Закону N 44-ФЗ, автономные учреждения должны проводить закупки только в двух случаях:

  • закупка осуществляется за счет бюджетных средств на капвложения в объекты государственной, муниципальной собственности. Но в этом случае к закупкам не применяются положения Закона N 44-ФЗ, касающиеся особенностей исполнения контрактов (ч. 1 ст. 1,ч. 4 ст. 15Закона N 44-ФЗ);
  • автономному учреждению государственный или муниципальный заказчик на основании соглашения передал полномочия на осуществление закупок при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капстроительства, приобретении недвижимости в государственную или муниципальную собственность. Но в этом случае автономное учреждение проводит закупки от имени заказчика, который передал полномочия (ч. 6 ст. 15Закона N 44-ФЗ,п. 4 ст. 79БК РФ).

В остальных случаях автономные учреждения работают по Закону N 223-ФЗ, для этого им необходимо разработать и разместить в ЕИС положение о закупке.

Переход автономного учреждения с Закона N 223-ФЗ на Закон N 44-ФЗ возможен лишь как санкция за неразмещение положения о закупке либо невыполнение объема закупок у СМСП и самозанятых или за нарушения в отчетности о таких закупках.

Вместе с тем, на наш взгляд, наблюдательный совет автономного учреждения, являясь органом управления, уполномоченным утверждать положение о закупке, принципиально вправе принять решение и об отмене ранее утвержденного положения о закупке, не утверждая при этом новое. Полагаем, что последствием принятия такого решения и размещения его в ЕИС должна явиться невозможность осуществления автономным учреждением закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ. В этом случае, по нашему мнению, в силу ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ автономное учреждение до утверждения и размещения в ЕИС нового положения о закупке будет обязано при осуществлении закупок применять положения Закона N 44-ФЗ, а только в части (ч. 8.1 ст. 3ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

В свою очередь за разъяснениями порядка отмены положения о закупках в ЕИС необходимо обратиться в техническую поддержку, поскольку мы не является администратором этой системы либо в Федеральное казначейство, являющейся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок.

 

Обоснование

 

Заказчики, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона и созданные после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, утверждают в течение трех месяцев с даты их регистрации в едином государственном реестре юридических лиц положение о закупке. Заказчики, указанные в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона и созданные после 1 февраля 2018 года, в течение трех месяцев с даты их регистрации в едином государственном реестре юридических лиц утверждают положения о закупке или принимают решения о присоединении к положению о закупке в соответствии с частями 3 - 5 статьи 2 настоящего Федерального закона.

ч. 5 ст. 8, Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" {КонсультантПлюс}

Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения.

п. 1 ст. 17.1, Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 13.12.2024, с изм. от 23.11.2007) "О некоммерческих организациях" {КонсультантПлюс}

 

Создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения.

ч. 14 ст. 5, Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "Об автономных учреждениях" {КонсультантПлюс}

 

В соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определить Федеральное казначейство уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.05.2018 N 548)

по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.01.2022 N 60)

по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок;

по установлению порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок.

Постановление Правительства РФ от 13.04.2017 N 442 (ред. от 27.01.2022) "Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок,..." {КонсультантПлюс}

Автономное учреждение создается и преобразовывается в соответствии с положениями Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Вместе с тем на автономные учреждения при осуществлении закупок для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах распространяются положения Закона N 223-ФЗ. При этом Закон N 223-ФЗ распространяется на всю закупочную деятельность указанных учреждений, за исключением случаев, установленных в части 4 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона N 44-ФЗ автономные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в установленном Законом N 44-ФЗ порядке в случае предоставления таким учреждениям в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности.

Отмечаем, что автономное учреждение в закупках товаров, работ, услуг будет применять положения Закона N 223-ФЗ, а в вышеназванном исключительном случае - положения Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, для осуществления закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ преобразованному автономному учреждению необходимо утвердить положение о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства.

{Вопрос: Об осуществлении закупок автономным учреждением, преобразованным из бюджетного учреждения. (Письмо Минэкономразвития России от 27.10.2015 N Д28и-3102) {КонсультантПлюс}}