Юристу от 22 мая 2025 года

22.05.2025

Операции с цифровым рублем подпадут под "антиотмывочный" закон - поправки прошли третье чтение

С 1 июля 2025 года юрлиц и других пользователей платформы цифрового рубля обяжут по запросам ее участников (в их числе ряд банков) и ЦБ РФ предоставлять сведения и документы. Речь идет о материалах, которые нужны адресатам для соблюдения Закона о борьбе с легализацией преступных доходов (с. 47 и 64 проекта).

По общему правилу участник сможет отказать в операции с цифровым рублем, если заподозрит, что ее цель - отмывание преступных доходов или финансирование терроризма. В этом случае пользователь будет вправе передать участнику документы либо информацию об отсутствии оснований для отказа. Адресат сообщит итоги рассмотрения не позже 7 рабочих дней с даты обращения. Если решение не изменится, то пользователь сможет его оспорить через спецкомиссию при ЦБ РФ (с. 15 - 17, 47 и 48 проекта).

Участник приостановит прием распоряжений пользователя, если не обновит сведения о последнем в течение 7 рабочих дней. Срок начнут исчислять сразу после даты, когда возникнут сомнения в достоверности и точности данных идентификации. Участник возобновит прием, когда направит в ЦБ РФ актуальную информацию (с. 42 проекта).

Также участник не даст применять платформу для открытия счета цифрового рубля ряду клиентов. Среди них (с. 40 и 41 проекта):

  • компании, которых ЦБ РФ или участник включил в группу высокой степени риска совершения подозрительных операций;
  • те, чье имущество надо заблокировать;
  • те, кто ведут бизнес без лицензии, если она нужна.

Есть и другие поправки.

Сейчас в "антиотмывочном" законе нет спецправил об операциях с цифровым рублем. Однако ЦБ РФ уже установил: чтобы получить доступ к платформе, надо пройти идентификацию по этому закону.

Документ:

Проект Федерального закона N 576830-8

Полезная ссылка:

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 07.04.2025) "О противодействии легализации (отмыванию) ...

 

22.05.2025

Единые штрафы за продажу энергетиков несовершеннолетним приняты в финальном чтении

За розничную продажу ребенку безалкогольного тонизирующего напитка (в т.ч. энергетического) планируют наказывать по КоАП РФ. Должностное лицо заплатит от 100 тыс. до 200 тыс. руб., а компания - от 300 тыс. до 500 тыс. руб. (п. 2 ст. 1 проекта).

Рассматривать дела будут региональные органы исполнительной власти по контролю (надзору) за реализацией таких товаров либо полиция. Последняя займется этим, если признаки нарушения непосредственно обнаружило ее должностное лицо (пп. "а" п. 3 и абз. 3 п. 4 ст. 1 проекта).

Новшества вступят в силу со дня опубликования закона (ст. 2 проекта).

Пока ответственность за продажу энергетиков несовершеннолетним установлена только в ряде регионов, например в Санкт-Петербурге. Однако штрафы там значительно ниже.

Напомним, общероссийский запрет на реализацию детям упомянутых товаров действует с 1 марта 2025 года. Он не касается чая, кофе и напитков на их основе.

Документ:

Проект Федерального закона N 791244-8

Полезная ссылка:

Федеральный закон от 08.08.2024 N 304-ФЗ "О запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том ...

 

22.05.2025

Маркировка необработанной осетровой и лососевой икры отменена

Правила маркировки икры осетровых и лососевых (красной икры) больше не распространяются на продукцию, которую не подвергли переработке (обработке). Изменения вступили в силу 20 мая 2025 года.

Переработка (обработка) - это термическая обработка (кроме заморозки и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия либо сочетание этих процессов. Если икру просто заморозили или охладили, наносить на нее средства идентификации и передавать сведения в систему"Честный знак" не нужно.

Документ:

Постановление Правительства РФ от 20.05.2025 N 684

Полезная ссылка:

Постановление Правительства РФ от 29.11.2023 N 2028 (ред. от 20.05.2025) "Об утверждении Правил маркировки ...

 

22.05.2025

Новый закон о местном самоуправлении: основные изменения

С 19 июня 2025 года вступят в силу большинство норм нового закона о местном самоуправлении. Расскажем об основных изменениях, которые затрагивают территориальную организацию муниципалитетов, их полномочия и статус муниципальных должностных лиц.

Одноуровневая система местного самоуправления

Новый закон предусматривает всего 3 вида муниципальных образований:

Субъекты РФ могут своим законом установить новую систему организации местного самоуправления во всем регионе или в отдельно взятых муниципальных районах.

Если субъект РФ воспользуется новым правом, то со дня вступления в силу регионального закона:

  • новые выборы глав и депутатов в поселениях и муниципальных районах не проводят (есть исключения);
  • представительные органы поселений и районов работают до конца срока полномочий.

Допускается сохранение двухуровневой системы (район - поселение) в силу специфики региона. Установлены особенности организации такой системы, их можно дополнить региональными законами.

Территориальные органы местной администрации

Критерии формирования территориальных органов местной администрации устанавливаются региональным законом. Обязательный критерий - пешеходная доступность.

Если в рамках перехода к одноуровневой системе муниципальный или городской округ образован в границах нескольких поселений, в административных центрах таких поселений должны быть созданы территориальные органы местной администрации.

Должностные лица местного самоуправления

Закреплен единый срок полномочий для лиц, замещающих муниципальные должности, - 5 лет.

Кандидатов на должность главы муниципального образования представительному органу может предложить не только конкурсная комиссия, но и глава региона. Именно в таком порядке избирается глава городского округа - административного центра региона.

По старому ФЗ глава муниципального образования становился либо главой местной администрации, либо председателем представительного органа муниципалитета.

По новому ФЗ:

  • глава не может одновременно быть председателем представительного органа;
  • глава, выбранный депутатами из своего состава, перестает быть депутатом;
  • глава может совмещать свою должность с должностью главы местной администрации, если это предусматривает региональный закон и устав муниципалитета.

Первые два ограничения не применяются до истечения срока полномочий представительных органов, избранных до 1 января 2027 года.

Для внутригородских муниципальных образований Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя установлены отдельные правила. Например, устав муниципалитета может предусматривать совмещение полномочий главы и председателя представительного органа.

Полномочия органов местного самоуправления

До 1 января 2027 года решение вопросов местного значения продолжает регулироваться старым ФЗ.

С 1 января 2027 года вступят в силу нормы нового закона, которые предусматривают:

  • исключительные полномочия муниципалитета, которые нельзя передать субъекту РФ. К ним относятся издание правовых актов, утверждение бюджета, установление налогов и т.д.;
  • полномочия, которые регион может забрать себе. Они касаются, например, организации ЖКХ, образования, жилищного и земельного контроля;
  • полномочия, которые регион может передать муниципалитету. В их число включили, в частности, дорожную деятельность и безопасность дорожного движения, организацию сбора отходов, гражданскую оборону. Перераспределение не является наделением муниципалитета отдельными госполномочиями (это отдельнаяпроцедура).

Закреплены детальные требования к региональным законам о перераспределении полномочий (эти требования также вступают в силу с 1 января 2027 года).

Участие граждан в местном самоуправлении

В новый закон не вошли некоторые формы участия, в частности голосование по отзыву депутата и правотворческая инициатива.

Есть ряд процедурных изменений: повышение возрастного ценза с 16 до 18 лет для членов инициативной группы, уточнение правовых актов, которыми должны регулироваться те или иные формы участия, и др.

Обновление региональных и муниципальных НПА

Не позднее 1 января 2027 года субъекты РФ и муниципалитеты должны обновить нормативную базу, чтобы она соответствовала новому закону. До этого времени она применяется в части, не противоречащей закону.

Документ:

Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ

Полезная ссылка:

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 13.12.2024) "Об общих принципах организации местного ...

 

 

Обзор подготовлен специалистами компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Заказать КонсультантПлюс Линия консультаций
Заказ документов и ответы на вопросы